ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-32774/2021 от 11.10.2021 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

13 октября 2021 года Дело №А60-32774/2021

Резолютивная часть решения объявлена 11 октября 2021 года

Полный текст решения изготовлен 13 октября 2021 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.И. Ремезовой при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания М.Д. Баймурзаевой рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи дело №А60-32774/2021 по заявлению Публичного акционерного общества «Каменск-Уральский завод по обработке цветных металлов» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Уральскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании недействительным предписания,

В судебном заседании участвовали:

от заявителя – ФИО1, представитель, доверенность № 24-15/114 от 15.10.2020, паспорт, диплом;

специалист- ФИО2, представитель, доверенность №24-15-97, паспорт;

от заинтересованного лица – ФИО3, представитель, доверенность от 12.01.2021 № Д-332-9, паспорт;

Объявлен состав суда. Права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.

Публичное акционерное общество «Каменск-Уральский завод по обработке цветных металлов» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным предписания Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № РП-332-669-о/п от 29.03.2021 в части пункта 34.

Заинтересованное лицо требования не признало.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

На основании распоряжения Уральского управления Ростехнадзора от 20.02.2021 № РП-332-669-0 в период с 01.03.2021 по 29.03.2021 была проведена плановая выездная проверка в отношении юридического лица - ПАО «КУЗОЦМ» при эксплуатации следующих опасных производственных объектов:

- «Сеть газопотребления ОАО «КУЗОЦМ», per. № А54-00323-0011, III класс опасности 623414, <...>;

- «Цех плавильный цветных металлов», per. номер - А54-00323-0012, III класс опасности -6z3414, <...>;

- «Цех производства по получению порошков алюминиевых и бронзовых», per. номер -А54-00323-0013, III класс опасности - 623414, <...>;

- «Участок производства латунных слитков», per. номер - А54-00323-0019, II класс опасности - 623414, <...>.

По результатам проверки составлен акт проверки № РП-3326669-о/а от 29.03.2021, обществу выдано предписание об устранении нарушений, выявленных Уральским управлением Ростехнадзора от 29.03.2021 № РП-332/669-о/п.

Полагая, что предписание заинтересованного лица является незаконным в оспариваемой части, нарушает права и законные интересы общества, Общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Заслушав доводы участвующих в деле лиц, оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд пришел к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт (решение или действие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и, нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Основаниями для принятия арбитражным судом решения о признании акта государственного органа и органа местного самоуправления недействительным (решения или действия - незаконным) являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Предписание представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающий правовые последствия для проверяемого лица.

Невыполнение в срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), является основанием для привлечения граждан и юридических лиц к административной ответственности.

В предписании должны быть указаны конкретные причины и условия, законные и обоснованные меры для их устранения, при этом данные меры должны быть реальными и исполнимыми. Исполнимость предписания является одним из основных требований, которые предъявляются к нему, поскольку оно носит обязательный характер, и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает ответственность.

Предписание должно содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность их двоякого толкования, изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным и доступным для понимания всеми лицами.

Мероприятие по исполнению требований предписания должно выражаться в совершении конкретных действий (или бездействия), с описанием последних, при этом конечной целью всех указанных в предписании действий должно быть прекращение выявленного нарушения.

Обращаясь в суд с настоящим заявлением ПАО «КУЗОЦМ» указывает, что предписание от 29.03.2021 № РП-332-669-о/п в части п. 34.

В ходе проведения проверки было выявлено 45 нарушений требований промышленной безопасности, в том числе нарушение, которое отражено в оспариваемом пункте 34 и которое допущено при эксплуатации ОПО «Цех производства по получению порошков алюминиевых и бронзовых», рег. № А54-00323-0013, а именно: Не обеспечена полнота и достоверность сведений, характеризующих опасный производственный объект. Не включены в сведения получающиеся, использующиеся, перерабатывающиеся, образующиеся, хранящиеся и транспортирующиеся опасные взрывчатые вещества/вещества, представляющие опасность для окружающей среды – алюминиевые порошки и пудры.

По мнению заинтересованного лица, обществом нарушены требования установленные ч. 2 ст. 2, ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ; п. 7, 8 Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, формы свидетельства о регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 30.11.2020 № 471.

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», опасными производственными объектами в соответствии с данным федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к названному федеральному закону.

Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 2 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»).

Из материалов дела следует, что 30.05.2006 за per. номером - А-54-00323-0013 Ростехнадзором зарегистрирован опасный производственный объект - «Цех производства по получению порошков алюминиевых и бронзовых», III класс опасности — 623414, <...>.

На предприятии разработана технологическая инструкция от 20.11.2019г. № ТИ 5-01-2019 «Производство алюминиевых порошков».

Согласно п. 1.1-1.3 технологическая инструкция устанавливает технологию производства алюминиевого первичного и вторичного пульверизата - продукта распыления расплава алюминия сжатым инертным газом в условиях плавильного отделении цеха № 5 ОАО «КУЗОЦМ».

Инструкция составлена на основании технологического регламента производства алюминиевых порошков, разработанного Всероссийским алюминиево-магниевым институтом (ВАМИ) и правил безопасности при получении, транспортировании, использовании расплавов чёрных и цветных металлов сплавов на их основе.

Инструкция определяет характеристики исходного сырья и материалов, готовой продукции, основного оборудования, описание и методы контроля технологического процесса получения и качества алюминиевых порошков, техническое обслуживание установки для распыления (плавильная печь, пылеосадитель, система очистки газа), требования охраны труда, промышленной и экологической безопасности.

В соответствии с п.2.1 технологической инструкции основным исходным сырьём для получения алюминиевого пульверизата методом распыления являются:

- для производства первичных алюминиевых порошков (заготовка для размола АПП, товарные порошки марок ПА-0,1,2,3,4, АКП, АПЖ) - алюминий первичный чушковой по ГОСТ 11069, лом алюминия групп А1 и А2 по ГОСТ Р 54564;

- для производства вторичных алюминиевых порошков (заготовка для рассева, пассивации и товарные порошки марок АПВ) - алюминий чушковой вторичных марок по ГОСТ 295, лом алюминия групп А4 и А5, А27 по ГОСТ Р 54564.

Таким образом, в сведениях, характеризующих ОПО отражен опасный производственный объект -«Цех производства по получению порошков алюминиевых и бронзовых», в Технологической инструкции от 20.11.2019 № ТИ 501-2019 описано производство алюминиевых порошков.

Доводы заинтересованного лица, изложенные в пункте 34 Предписания № РП-332-669-о/п от 29.03.2021г. основаны только на формальных признаках,документального подтверждения, что алюминиевые порошки и пудра являются взрывчатыми веществами и веществами, представляющими опасность для окружающей среды, отсутствуют.

Согласно пп. «г» п.1 Приложения 1 к ФЗ №116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» к взрывчатым веществам относятся вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое- самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и образованием газов.

Пудра алюминиевая и алюминиевый порошок не являются взрывчатыми веществами.

Данный факт подтверждается Паспортом безопасности химической продукции (внесен в Регистр паспортов безопасности №00195430-24-60900 от 27.02.2020г. действителен до 27.02.2025), в соответствии с которым пудра алюминиевая - это воспламеняющееся твёрдое вещество. При контакте с водой выделяет воспламеняющие газы. В виде порошка может загораться при местном действии малокалорийных источников зажигания. При взаимодействии с влагой выделяется большое количество тепла и может самовоспламеняться (п.2.2.3, п. 5.1 Паспорта).

Согласно Паспорта безопасности химической продукции (внесен в Регистр паспортов безопасности №00195430-24-50125 от 06.02.2018г. действителен до 06.02.2023г.), в соответствии с которым алюминиевый порошок - это горючее твердое вещество, спонтанно воспламеняется на воздухе. При контакте с водой выделяет воспламеняющееся газы. Алюминиевый порошок во взвешенном состоянии в атмосфере воздуха (аэрозоль) взрывоопасен (при концентрации более 40 г/мЗ.), а в насыпном состоянии (аэрозоль) пожароопасен. При взаимодействии алюминиевого порошка с влагой образуется оксид алюминия и выделяется большое количество тепла, приводящее к самовозгоранию при скоплении в кучах (п.2.2.3, п. 5.1 Паспорта).

Согласно пп. «ж» п.1 Приложения 1 к ФЗ №116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» к веществам, представляющим опасность для окружающей среды относятся вещества, характеризующиеся в водной среде следующими показателями острой токсичности:

- средняя смертельная доза при ингаляционном воздействии на рыбу в течение 96 часов не более 10 миллиграммов на литр;

- средняя концентрация яда, вызывающая определенный эффект при воздействии на дафнии в течение 48 часов, не более 10 миллиграммов на литр;

- средняя ингибирующая концентрация при воздействии на водоросли в течение 72 часов не более 10 миллиграммов на литр.

Согласно п. 12.3.2 паспорта безопасности химической продукции - пудра алюминиевая (внесен в Регистр паспортов безопасности №00195430-24-60900 от 27.02.2020г. действителен до 27.02.2025г.) указано, что показатели экотоксичности не достигаются в пределах растворимости продукции.

В пункте 12.3.2 паспорта безопасности химической продукции - алюминиевый порошок (внесен в Регистр паспортов безопасности №00195430-24-50125 от 06.02.2018г. действителен до 06.02.2023г.) указаны следующие показатели токсичности:

-средняя смертельная доза при ингаляционном воздействии на рыбу в течение 96 часов составляет 35мг на литр;

-средняя концентрация яда, вызывающая определенный эффект при воздействии на дафнии в течение 48 часов составляет 99,6 мг на литр;

-средняя ингибирующая концентрация при воздействии на водоросли в течение 72 часов составляет 11,7 мг на литр.

Следовательно, алюминиевый порошок не относится к веществам, представляющим опасность для окружающей среды, что следует из копий паспортов.

Кроме того, в документе № ТИ 5-01-2019 «Производство алюминиевых порошков» представленном при проверке ПАО «КУЗОЦМ» и на который Ростехнадзором сделана ссылка в предписании, не указано о вреде окружающей среде по показателям экотоксичности приведенными в пп. ж) приложения 1 Федерального закона №116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Таким образом, поскольку алюминиевые пудры не образуются, не производятся, не хранятся, не используются в ОПО «Цех производства по получению порошков алюминиевых и бронзовых» и доказательств иного заинтересованным лицом не доказано, оспариваемый пункт предписания следует признать недействительным, а заявленные требования удовлетворить.

Руководствуясь ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Требования заявителя удовлетворить.

2. Признать недействительным п. 34 предписания № РП-332-669-о/п от 29.03.2021, принятое Уральским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Обязать Уральское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Публичного акционерного общества «Каменск-Уральский завод по обработке цветных металлов» в течение 10 дней со дня вступления настоящего решения в законную силу.

3. Взыскать с Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу Публичного акционерного общества «Каменск-Уральский завод по обработке цветных металлов» (ИНН <***>, ОГРН <***>) в возмещение расходов по оплате государственной пошлины сумму 3000 (три тысячи) руб. 00 коп.

4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

6. В соответствии с ч. 3 ст. 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист выдается по ходатайству взыскателя или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом.

С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе «Картотека арбитражных дел» в карточке дела в документе «Дополнение».

В случае неполучения взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении.

В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела «Дополнение».

Судья Н.И. Ремезова