ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-33073/2023 от 30.10.2023 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.ru   e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

Резолютивная часть решения объявлена 23 октября 2023 года

Полный текст решения изготовлен 30 октября 2023 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.С. Павловой, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи М.Е. Кравченко, рассмотрел дело №А60-33073/2023 по исковому заявлению Министерства транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Администрации городского округа Верхняя Тура (ИНН <***>, ОГРН <***>) о взыскании денежных средств, полученных в форме субсидии, в сумме 5 763 849,50 руб.,

при участии в судебном заседании

от истца: ФИО1, представитель по доверенности №11 от 09.01.2023, диплом, удостоверение;

от ответчика: ФИО2, представитель по доверенности №01/23 от 09.01.2023, диплом, паспорт.

Лица, участвующие в деле, о времени  и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Администрации городского округа Верхняя Тура с требованием о взыскании денежных средств, полученных в форме субсидии, в сумме 5 763 849,50 руб.

Определением суда от 22.06.2023 исковое заявление принято к производству, назначено предварительное судебное заседание на 17.07.2023.

Представитель истца в предварительном судебном заседании заявленные требования поддержал.

Ответчик отзыв не представил.

Определением суда от 17.07.2023 дело признано подготовленным, назначено основное судебное заседание на 23.08.2023.

От ответчика 23.08.2023 поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с невозможностью обеспечения явки ввиду нахождения в ежегодном отпуске.

Истец против удовлетворения ходатайства ответчика возражал.

Для предоставления ответчику возможности представления  в материалы дела мотивированного отзыва, суд определил ходатайство удовлетворить в порядке части 4 статьи 158 АПК РФ, судебное разбирательство отложить. Дата и время судебного заседания согласованы с учетом графика отпусков судьи и с согласия лица, участвующего в деле.

Определением суда от 23.08.2023 судебное разбирательство отложено на 02.10.2023.

В судебном заседании 02.10.2023 судом по ходатайству ответчика к материалам дела приобщены следующие документы: копия муниципального контракта №23/2021 от 07.12.2021, заявка на возврат №7 от 23.01.2023, уведомление №1 по расчетам между бюджетами от 24.01.2023, уведомление, заключение эксперта от 07.09.2022,платежное поручение от 24.01.2023, выписка из лицевого счета администратора доходов бюджета №04623000360, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

Ответчиком 22.10.2023 представлен отзыв на исковое заявление.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд 

установил:

В соответствии с Законом Свердловской области от 8 декабря 2021 года № 111-03 «Об областном бюджете на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов», постановлением Правительства Свердловской области от 29.12.2021 № 1003-ПП «О распределении субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, в 2022-2024 годах в рамках реализации государственной программы Свердловской области до 2024 года» и Государственной программой, между Администрацией городского округа Верхняя Тура (далее – Администрация) и Министерством заключено Соглашение от 24.01.2022 № 2 о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету Городского округа Верхняя Тура на реконструкцию автомобильной дороги по улице Карла Либкнехта (далее – Соглашение).

Согласно условиям Соглашения, из областного бюджета городскому округу Верхняя Тура в 2022 году перечислены средства областного бюджета в сумме 57 638 495 (пятьдесят семь миллионов шестьсот тридцать восемь тысяч четыреста девяносто пять) рублей 00 копеек, что подтверждается платежным поручением от 03.10.2022 № 465.

Приложением № 5 Соглашения установлен показатель результативности использования Субсидии – 2,51485 километров протяженности сети автомобильных дорог, достижение которых обеспечивается Администрацией Туринского городского округа (пункт 4.3.2 Соглашения), и в случае недостижения (невыполнения) в текущем финансовом году (до 31 декабря 2022 года) которых субсидии подлежат возврату в доход областного бюджета в размере, рассчитываемом по формулам, указанным в пункте 39 главы 10 приложения № 14 к Государственной программе.

Администрацией в соответствии с пунктом 4.3.5 Соглашения в Министерство по установленной форме (приложение № 6 к Соглашению) представлен отчет о расходах, в целях софинансирования которых предоставлена субсидия, включая расходы, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, за 2022 год, из которого следует, что достижение значения результата «Количество километров построенных и реконструированных автомобильных дорог общего пользования местного значения» в соответствии с условиями Соглашения не обеспечено – не достигнут показатель в объеме 2,51485 км.

Администрацией в соответствии с пунктом 42 главы 10 Порядка направлено ходатайство о продлении срока достижения значения результата «Количество километров построенных и реконструированных автомобильных дорог общего пользования местного значения» на 2023 год (письмо от 23.03.2023 № 1083) по причине нарушения подрядной организацией – обществом с ограниченной ответственностью «Лого», сроков исполнения обязательств по муниципальному контракту от 13.10.2020 № 34/2020 и невозможности производства работ по укладке верхнего слоя щебёночно-мастичного асфальтобетона в объеме 1350 метров. В соответствии с Порядком к ходатайству прикладываются документы, подтверждающие возникновение обстоятельств непреодолимой силы.

По результатам рассмотрения ходатайства Администрации, в отсутствие наступления обстоятельств непреодолимой силы (объективных причин) неисполнения обязательств по соглашению и подтверждающих документов, в соответствии с пунктом 39 главы 10 Порядка, Министерством принято решение о недостижении городским округом Верхняя Тура значения результата, определенного в соглашении о предоставлении субсидии в связи с тем, что по состоянию на 01 января 2023 года достигнутое значения показателя «Количество километров построенных и реконструированных автомобильных дорог общего пользования местного значения» – 0 км (приказ Министерства транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области от 17.03.2023 № 133).

Согласно пункту 41 Порядка средства, подлежащие возврату, в объеме, указанном в требовании Министерства, подлежат зачислению в доход областного бюджета не позднее 10 рабочих дней со дня получения требования.

В связи с отсутствием добровольного исполнения обязательств по соглашению Министерством в адрес Администрации направлено требование о возврате денежных средств в доход областного бюджета (письмо от 21.03.2023 № 13-01-81/2006).

В установленный требованием срок Администрацией Неисполнение ответчиком обязанности по возврату субсидии в доход областного бюджета послужило основанием для обращения в арбитражный суд с рассматриваемым иском.

Ответчик против удовлетворения исковых требований возражает, поскольку недостижение значения результатов, предусмотренных соглашением, обусловлено необходимостью внесения изменений в проектно-сметную документацию, вследствие чего были приостановлены работы до получения положительного заключения повторной государственной экспертизы; начиная с 25.09.2022 строительные работы были приостановлены до наступления теплого времени года, а в адрес истца было направлено письмо о продлении срока достижения результатов от 21.03.2023; денежные средства были использованы ответчиком в соответствии с целевым назначением, объект введен в эксплуатацию; остаток неиспользованных в 2022 году денежных средств в размере 21 403 094,06 руб. и в последующем был возвращен ответчику на основании письма от 25.01.2023 для завершения строительных работ в 2023 году; заявлены возражения к расчету истца.

По результатам рассмотрения спора суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 135 Бюджетного кодекса Российской Федерации

(далее – БК РФ) межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются, в числе прочих, в форме субсидий местным бюджетам.

Под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (часть 1 статьи 139 БК РФ).

Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации (часть 3 статьи 139 БК РФ).

Правительством Свердловской области утверждена государственная программа Свердловской области «Развитие транспортного комплекса Свердловской области до 2027 года», утвержденная постановлением Правительства Свердловской области от 25.01.2018 № 28-ПП (ранее государственная программа Свердловской области «Развитие транспортного комплекса Свердловской области до 2024 года», утвержденная постановлением Правительства Свердловской области от 11.08.2022 N 551-ПП (далее – Государственная программа), в соответствии с которой установлен Порядок предоставления из областного бюджета местным бюджетам субсидий на капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в рамках подпрограммы «Развитие и обеспечение сохранности сети автомобильных дорог на территории Свердловской области» (приложение № 14 к Государственной программе, далее – Порядок).

Согласно пунктам 2 и 5 Порядка субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении органами местного самоуправления муниципальных образований полномочий по строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования местного значения, реализуемых в рамках мероприятий муниципальных программ, обеспечивающих достижение результата использования субсидий (далее – Субсидия), а главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для предоставления Субсидий, является Министерство транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области

(далее – Министерство).

Согласно Порядку предоставления субсидий для получения Субсидии муниципальные образования, расположенные на территории Свердловской области, заключают с Министерством соглашение по установленной форме (пункт 19).

Порядком предоставления субсидии (п. 39 главы 10 приложения № 14) предусмотрена ответственность за недостижение значения результата, предусмотренного соглашением.

Приложением № 5 Соглашения установлен показатель результативности использования Субсидии – 2,51485 километров протяженности сети автомобильных дорог.

В соответствии с отчетом о достижении значений показателей результативности использования субсидии по состоянию на 01.01.2023 значение показателя результативности составило 0,00 км вместо планового 2,51485 км. Документального обоснования объективных причин ненадлежащего исполнения соглашения ответчиком истцу не представлено.

Приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области от 17.03.2023 № 133 принято решение о недостижении ГО Верхняя Тура значения показателя «Количество километров построенных и реконструированных автомобильных дорог общего пользования».

В соответствии с Порядком предоставления субсидии (п. 40 главы 10 приложения № 14) министерство не позднее 5 рабочих дней со дня принятия решения о недостижении значения результата и (или) несоблюдении уровня софинансирования из бюджета муниципального образования направляет в администрацию муниципального образования письменное требование о возврате средств субсидий (далее - требование) с указанием объема средств, подлежащих возврату, реквизитов для возврата средств, приложением копии решения.

Требованием о недостижении значения показателя, определенного в соглашении о предоставлении субсидии  от 21.03.2023 № 13-01-81/2006 ответчику предписано произвести возврат в доход областного бюджета денежные средства в сумме 5 763 849,50 руб.

Как следует из материалов дела, с поступившим ходатайством администрации о продлении срока достижения показателя, определенного в соглашении документы, подтверждающие наличие обстоятельства непреодолимой силы, свидетельствующие о невозможности исполнения обязательств по соглашению, в министерство не представлено, что является основанием для отказа для удовлетворения ходатайства (абз. 2 п. 42 главы 10 приложения № 14  Порядка предоставления субсидии).

Администрацией в качестве обстоятельств непреодолимой силы указано, то, что была выявлена необходимость внесения изменений в проектно-сметную документацию, что привело к приостановке работ. Получено положительное заключение повторной государственной экспертизы от 07.09.2022 № 66-1-1-2-064247-2022; с 25 сентября 2022 года среднесуточных температур наружного воздуха ниже 9 °C выполнение работ по укладке верхнего слоя ЩМА – 1350 м, перенесено на 2023 год; в связи с нарушением подрядной организацией ООО «Лого» сроков исполнения обязательств по муниципальному контракту от 13.10.2020 № 34/2020 ввод объекта в эксплуатацию планируется во II квартале 2023 года; .

Вместе с тем, ответчиком не обосновано причин, по которым потребовалось внесения изменений в проектную документацию, заявитель не мог не располагать сведениями о зависимости проведения работ от температуры окружающего воздуха, а ненадлежащее исполнение обязательств со стороны контрагента ответчика не может являться обстоятельством непреодолимой силы.

Таким образом, ответчик, подписывая соглашение с обозначенным сроком достижения значения показателя результативности использования субсидии, имел возможность предвидеть и прогнозировать реальные сроки завершения строительства объекта и ввода его в эксплуатацию.

Поскольку судом установлен факт невозврата ответчиком средств субсидии в связи с не достижением показателя результативности использования субсидии, требование истца о взыскании денежных средств в размере 5 763 849,50 руб. признается судом обоснованным.

Доводы о возврате неизрасходованных выделенных средств в 2023 году, целевом использовании субсидии и введение объекта в эксплуатацию в 2023 году, не имеют правового значения с учетом нормы п. 39 главы 10 Приложения № 14 Государственной программы и заявленного основания иска.

Расчет объема средств, подлежащих возврату в доход областного бюджета, Министерством произведен согласно Порядку (пункт 39), в частности, объем средств, подлежащих возврату, рассчитан по формуле:

Vв – объем средств, подлежащих возврату;

Vс – размер субсидий, предоставленных бюджету муниципального образования в текущем финансовом году;

k – коэффициент возврата субсидий;

m – количество результатов, по которым индекс, отражающий уровень недостижения i-го результата, имеет положительное значение;

n – общее количество результатов.

Истцом произведен следующий расчет исковых требований.

В соответствии с расчетом объема средств, сумма, подлежащая возврату в доход областного бюджета, составляет 10% от выделенных средств – 5 763 849 (пять миллионов семьсот шестьдесят три тысячи восемьсот сорок девять) рублей 50 копеек:

Возражая против расчета истца ответчик указывает, что фактически исполненный объем составил 1350 км автомобильной дороги, в связи с чем произвел следующий расчет коэффициента значение Diсоставляет 0,5368, а размер денежных средств, подлежащих возврату – 3 094 034,4 руб. Вместе с тем доказательств, подтверждающих иной объем, чем установлено в отчете, суду не представлено.

Учитывая вышеприведенные обстоятельства, установленные в ходе судебного разбирательства по настоящему делу, суд  приходит к выводу  об обоснованности исковых требований о взыскании денежных средств в размере 5 763 849,50 руб. в связи с недостижением значения результатов, предусмотренных соглашением от 24.01.2022 № 2 о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету Городского округа Верхняя Тура на реконструкцию автомобильной дороги по улице Карла Либкнехта.

Руководствуясь ст.110, 167-170, 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Исковые требования  удовлетворить.

2. Взыскать с Администрации городского округа Верхняя Тура (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) 5 763 849,50 руб.

3. Возврат указанной суммы осуществить по следующим реквизитам:

УФК по Свердловской области (Министерство транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области, л/с <***>)

ИНН <***>

КПП 665801001

Единый казначейский счет 40102810645370000054

Казначейский счет 03100643000000016200

Банк: Уральское ГУ Банка России//УФК по Свердловской области г. Екатеринбург

БИК 016577551

ОКТМО 65701000

КБК056 218 60010 02 0000 150.

4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

5. В соответствии с ч. 3 ст. 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист выдается по ходатайству взыскателя или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом.

С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе «Картотека арбитражных дел» в карточке дела в документе «Дополнение».

В случае неполучения  взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении.

В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела «Дополнение».

Судья                                                                                     С.С. Павлова