ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-33104/10 от 11.01.2011 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

11 января 2011 года Дело № А60-  33104/2010-С10

Резолютивная часть решения объявлена 11 января 2011 года

Полный текст решения изготовлен 11 января 2011 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи М.А. Севастьяновой,при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Н.В. Сафиной, рассмотрел в судебном заседании дело

по заявлению Учреждения Российской академии наук Ордена Трудового Красного Знамени Институт физики металлов Уральского отделения РАН

кТерриториальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области

о признании незаконным и отмене предписания,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: А.В. Никифоров, представитель по доверенности № 16341-12-1614/9 от 07.05.2010г., предъявлен паспорт;

от заинтересованного лица: Е.Ю. Черданцева – главный контролер-ревизор, доверенность № 62-07-30/24 от 22.11.2010г., предъявлено служебное удостоверение; А. Ф. Хазеева – ведущий специалист-эксперт, доверенность № 62-07-30/23 от 22.11.2010г., предъявлен паспорт.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, помощнику судьи и ходатайств, препятствующих рассмотрению дела, не заявлено.

Учреждение Российской академии наук Ордена Трудового Красного Знамени Институт физики металлов Уральского отделения РАН (далее – учреждение, институт, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области (далее – управление, заинтересованное лицо) № 62-03-04/1494 от 31 августа 2010 года.

В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что управление незаконно возлагает на него обязанность по постановке на учет имущества, не являющегося объектом основных средств.

Кроме того, заявитель полагает, что оспариваемым предписанием на него незаконно возложены дополнительные обязанности, за невыполнение которых учреждению грозит привлечение к ответственности.

Заинтересованное лицо в удовлетворении требований заявителя просит отказать по основаниям, изложенным в отзыве.

Рассмотрев материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

Приказом руководителя управления № 281/156-у/1-п от 13 августа 2010 года сотрудникам управления поручено в отношении Учреждения Российской академии наук Ордена Трудового Красного Знамени Институт физики металлов Уральского отделения РАН провести ревизию (проверку) отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности за 2008-2009гг.

Результаты проверки отражены в акте от 13 августа 2010 года, согласно которому учреждением допущено нарушение учета федерального имущества, выразившееся в неоформлении карт и непередаче сведений в ТУ Росимущества в Свердловской области на два монитора «SonyKDL-55Х4500, стоимость 416,6 тыс. руб., приобретенных за счет средств федерального бюджета у ООО «Оритикс» (стр. 12 акта).

В представленных на акт разногласиях от 19 августа 2010г. (стр. 3 разногласий) заявитель ссылается на правомерный учет мониторов «SonyKDL-55Х4500 по статье КОСГУ 340 «увеличение стоимости материальных запасов», так как они не являются объектами основных средств, в связи с чем не подлежат внесению в реестр федерального имущества.

В судебном заседании заявитель также ссылается на отсутствие у заинтересованного лица полномочий по проведению проверок учета федерального имущества.

31 августа 2010 года учреждению вынесено предписание по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации № 62-03-04/1494, которым предписано поставить на балансовый учет института по счету учета операций с основными средствами (010100000) телевизоры (мониторы) и предоставить информацию о внесении их в реестр федерального имущества.

В предписании имеется ссылка на то, что невыполнение в установленный срок данного предписания влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Не согласившись с названным предписанием, заявитель обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Согласно Положению о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 года № 278, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.

В силу пункта 5.1.1 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 11 июля 2005 года № 89н «Об утверждении Положения о территориальных органах федеральной службы финансово-бюджетного надзора» территориальное управление службы осуществляет контроль и надзор за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности.

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04 сентября 2007 года № 75н утвержден Административный регламент исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в финансово-бюджетной сфере при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности (далее – Административный регламент), пунктом 91 которого предусмотрено, что результаты ревизии (проверки) оформляются актом ревизии (проверки).

С учетом приведенных норм, а также обстоятельства приобретения учреждением мониторов (телевизоров) за счет средств федерального бюджета, довод заявителя об отсутствии у заинтересованного лица полномочий по проведению проверок в сфере использования средств федерального бюджета является несостоятельным.

В соответствии с пунктом 122 названного Административного регламента на основании акта ревизии (проверки) руководитель Росфиннадзора выносит обязательное к исполнению проверенной организацией (ее должностными лицами) предписание по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации.

В предписании указываются:

- фамилия, имя, отчество руководителя проверенной организации, либо руководителя организации - главного распорядителя, распорядителя, которому подведомственна проверенная организация;

- наименование юридического лица, руководителю которого выносится предписание;

- перечисляются факты выявленных ревизией (проверкой) нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, с указанием содержания нарушения, суммы расчетно-платежной операции, совершенной с нарушением (по нарушениям, связанным с использованием денежных средств), нормативного правового акта, положения которого нарушены, документов, подтверждающих нарушение;

- способы (предложения) по устранению выявленных ревизией (проверкой) нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации;

- сроки принятия мер по устранению выявленных ревизией (проверкой) нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации;

- срок извещения должностного лица, вынесшего предписание, о принятии мер по устранению перечисленных в предписании нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации.

В силу пункта 126 Административного регламента за невыполнение требований представления или предписания административная ответственность предусмотрена статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно государственному контракту № 61-ГК/09 от 16 декабря 2009 года, счету № 1995 от 16.12.2009г., товарной накладной № 2108 от 16.12.2009г. и платежному поручению № 149190 от 21.12.2009г. учреждением приобретено 2 ЖК монитора «SonyKDL-55х4500» (по тексту государственного контракта – оборудование), общая стоимость которых составила 416600 руб.

Как следует из представленной в материалы дела Инструкции по эксплуатации LCDDigitalColorTV «SonyKDL-55х4500» названные в государственном контракте ЖК мониторы (оборудование) являются телевизорами.

С учетом изложенного, судом не принимается ссылка заявителя о том, что выводы учреждения в оспариваемом предписании противоречат материалам проверки.

Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов, утвержденному Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26 декабря 1994 года № 359, телевизоры относятся к классу «Аппаратура теле- и радиоприемная».

В свою очередь «Аппаратура теле- и радиоприемная» входит в четвертую группу Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденную Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 января 2002 года № 1, - имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно.

В соответствии с пунктом 16 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2008 года № 148н, счет 010100000 «Основные средства» предназначен для учета объектов основных средств, к которым относятся материальные объекты основных фондов, используемые в процессе деятельности учреждения при выполнении работ или оказании услуг, либо для управленческих нужд учреждения, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, независимо от стоимости объектов со сроком полезного использования более 12 месяцев.

Объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы.

Комплекс конструктивно-сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

К основным средствам не относятся предметы, служащие менее одного года, независимо от их стоимости, материальные запасы, а также машины и оборудование, сданные в монтаж и (или) подлежащие монтажу, материальные объекты, находящиеся в пути или числящиеся в составе незавершенных капитальных вложений.

В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что учет мониторов производился учреждением по статье 340 Классификаций операций сектора государственного управления «Увеличение стоимости материальных запасов» на основании Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 25 декабря 2008 года № 145н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации», действовавшим до 01 января 2010 года.

При этом заявитель необоснованно ссылается на Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 24 августа 2007 года № 74н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации», согласно которому на статью 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» относятся расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по оплате договоров на приобретение в целях оказания государственных (муниципальных) услуг сырья и материалов, предназначенных для однократного использования в процессе деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости, а также предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, превышающего 12 месяцев, но не относящиеся к основным средствам. Приобретенное имущество в силу вышеприведенных положений Общероссийского классификатора основных фондов и Инструкции по бюджетному учету должно учитываться в составе основных средств.

Ссылка заявителя приведенный Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 24 августа 2007 года № 74н также признается судом несостоятельной, поскольку данный акт утратил свою силу с 01 января 2009 года, в то время, как мониторы (телевизоры) приобретены в декабре 2009г.

В силу Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2009 года № 150н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» на статью 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» относятся расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по оплате договоров на приобретение (изготовление из материалов подрядчика) в государственную, муниципальную собственность объектов, относящихся материальным запасам, в том числе спецоборудования для научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Согласно пункту 51 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2008 года № 148н, к материальным запасам относятся, в частности: предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости.

Исходя из вышеизложенного, телевизоры (мониторы) «SonyKDL-55Х4500» в количестве 2 единиц должны были быть учтены учреждением на балансе института по счету учета операций с основными средствами (010100000).

Кроме того, в соответствии с пунктом 14 Положения об учете федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 года № 447, правообладатель для внесения сведений в реестр об имуществе, приобретенном им по договорам или иным основаниям, поступающем в его хозяйственное ведение или оперативное управление в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, представляет сведения о приобретенном имуществе в соответствующий территориальный орган в 2-недельный срок со дня его приобретения.

Доказательства представления учреждением таких сведений для внесения в реестр федерального имущества в ТУ Росимущества по Свердловской области в материалы дела не представлено.

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении заявленных требований отказать.

2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная и кассационная жалобы также могут быть поданы посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Судья М.А.Севастьянова