ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-33225/2022 от 14.09.2022 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.ru   e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

21 сентября 2022 года                                      Дело №А60-33225/2022

Резолютивная часть решения объявлена 14 сентября 2022 года

Полный текст решения изготовлен 21 сентября 2022 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи А.В. Гонгало  при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Н.М. Фесько рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Федерального казенного учреждения "Центр инженерно-технического обеспечения и вооружения Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области" (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконным решения и предписания антимонопольного органа,

при участии в деле в качестве третьего лица без  самостоятельных требований ООО Научно-инженерный центр «Башкортостан»

при участии в судебном заседании

от заявителя: ФИО1, представитель по доверенности от 10.03.2022,

от заинтересованного лица: ФИО2, представитель по доверенности от 07.04.2022.

от третьего лица: не явился, извещен.

Лица, участвующие в деле, о времени  и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.

ФКУ ЦИТОВ ГУФСИН РОССИИ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ  обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области о  признании недействительными решения и предписания от 13 апреля 2022 года Комиссии Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок № 066/06/33-1230/2022 в части нарушения требований Закона о контрактной системе.

Определением суда от 24.06.2022 заявление принято судом к производству.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области представлены материалы административного производства, а также письменный отзыв. В удовлетворении заявления просит отказать согласно изложенным доводам.

Судом по ходатайству заинтересованного лица в порядке ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен ООО Научно-инженерный центр «Башкортостан».

Рассмотрев материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО Научно-инженерный центр «Башкортостан» (вх. № 01-7964 от 07.04.2022г.) о нарушении заказчиком в лице ФКУ «Центр инженерно-технического обеспечения и вооружения Главного правления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области», его комиссией при осуществлении закупки путем проведения процедуры электронного аукциона на поставку системы видеонаблюдения (извещение № 0362100010822000002), Закона о контрактной системе.

По результатам рассмотрения антимонопольным органом дела, вынесено Решение № 066/06/33-1230/2022, которым жалоба ООО Научно-инженерный центра «Башкортостан» признана обоснованной, в действиях заказчика выявлено нарушение ч. 3 ст. 14, п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе. Комиссии заказчика выдано предписание № 066/06/33-1230/2022  об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

Не согласившись с вынесенным решением, Федеральное казенное учреждение "Центр инженерно-технического обеспечения и вооружения Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с настоящим заявлением.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд пришел к следующим выводам.

Согласно ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с ч. 5. ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

На основании ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В нарушение требований ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) заказчиком не установлено качественных характеристик закупаемого товара, более того отсутствует обоснование установления характеристик, не соответствующих требованиям ГОСТ.

Электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона (ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе).

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:

1)         описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

2)         использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В силу ч. 1.1 ст. 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки, осуществляемой в целях выполнения минимальной доли закупок, указываются характеристики российского товара, в том числе содержащиеся в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

На основании п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.

Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе).

Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — Правила, утв. Постановлением Правительства РФ № 145).

Согласно пп. «б» п. 2 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ № 145, каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

а)    наименование товара, работы, услуги;

б)    единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

в)    описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции) (п. 4 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ № 145).

Свердловским УФАС установлено, что наименованием объекта закупки является «поставка системы видеонаблюдения», которая должна соответствовать характеристикам, содержащимся в Приложении № 2 к извещению.

Электронная форма извещения содержит следующий используемый заказчиком код ОКПД2 -26.40.33.190 Аппаратура записи и воспроизведения изображения прочая.

Используемый заказчиком код ОКПД2 26.40.33.190 имеет соответствующую позицию КТРУ 26.40.33.190-00000001 и 26.40.33.190-00000002, однако которые исключены 27.12.2021.

Таким образом, под установленный заказчиком в данной закупке код ОКПД2 не существует на сегодняшний момент соответствующей позиции КТРУ.

Однако при этом заказчиком в техническом задании установлены требования к функциональным, техническим характеристикам закупаемого товара, которые в содержании описания объекта закупки не обоснованы.

По смыслу п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе при наличии соответствующего потребности заказчика и предмету закупки государственного стандарта заказчик обязан установить требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам закупаемого товара, содержащиеся в данном ГОСТ.

Комиссией установлено, что имеется соответствующий ГОСТ Р 51558-2014 «Средства и системы охранные телевизионные», сферой применения которого является получение аудио- и (или) видеоинформации с охраняемого объекта в целях обеспечения противокриминальной защиты (раздел 1 ГОСТ Р 51558-2014).

Указанный документ, разработанный в сфере национальной системе стандартизации, содержит определенные функциональные характеристики, предъявляемые как к охранной телевизионной системе, так и к техническим средствам (раздел 5 ГОСТ Р 51558-2014).

Таким образом, неустановление качественных характеристик закупаемого товара в соответствии с отвечающим потребностям заказчика ГОСТ, а также отсутствие обоснования установления характеристик, несоответствующих требованиям ГОСТ является нарушением п. 2 ч. 1 ст 33 Закона о контрактной системе.

Кроме того, заказчик обязан был применить запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленный Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236, поскольку заказчиком закупается также программное обеспечение, что требует от него соблюдения национального режима в отношении программ для ЭВМ.

Согласно п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе).

Указанный запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд установлен Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 №  1236 (далее — Постановление Правительства РФ № 1236).

Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ № 1236 устанавливается запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:

а)    в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;

б)    программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.

Комиссией установлено, что заказчиком закупается, в том числе, программное обеспечение (п. 3.3.2 Технического задания извещения): — предустановленное ПО*: Не менее 128 каналов, с программным обеспечением Domination.

При этом в отношении указанной позиции заказчиком размещено обоснование, что «приобретение видеосервера с программным обеспечением торговой марки «Domination» обусловлено тем, что в ситуационном центре используется единое программное обеспечение. Таким образом, применение любого другого программного обеспечения невозможно, в связи с несовместимостью программного обеспечения торговой марки «Domination» используемого заказчиком с программными обеспечениями других товарных знаков, в соответствии с рекомендациями производителя систем видеонаблюдения на базе программного обеспечения «Domination».

Программное обеспечение «Domination» включено в Единый реестр российский программ для ЭВМ и баз данных под реестровым номером № 1786 с кодом класса 04.15 Информационные системы для решения специфических отраслевых задач, 04.11 Системы управления процессами организации.

Из смысла п. 2 Постановления Правительства РФ № 1236 следует, что в случае нахождения в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных определенной реестровой записи программного обеспечения, которое, в свою очередь, соответствует требованиям заказчика, приобретение товара с программным обеспечением для целей совместимости уже имеющегося у заказчика оборудования не является исключением для применения запрета, установленного Постановлением Правительства РФ № 1236.

Вне зависимости от объекта закупки, если закупаемый товар содержит в своем составе программное обеспечение, у заказчика возникает обязанность установить запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств.

Таким образом, наличие реестровых номеров в Едином реестре российский программ для ЭВМ и баз данных и соответствие указанного программного обеспечения функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам установленным заказчиком требованиям, указывает на необходимость распространения положений Постановления Правительства РФ № 1236 на данную закупку.

Таким образом, в действиях заказчика имеется нарушение ч. 3 ст. 14, п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.

При указанных обстоятельствах, основания для удовлетворения заявленных требований у суда отсутствуют.

Расходы заявителя по оплате государственной пошлины на основании ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении заявленных требований отказать.

2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья                                                        А.В. Гонгало