ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-33613/2021 от 16.11.2021 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.ru   e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

22 ноября 2021 года                                      Дело №А60-33613/2021

Резолютивная часть решения объявлена 16 ноября 2021 года

Полный текст решения изготовлен 22 ноября 2021 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи  Н.И, Ремезовой при ведении протокола судебного заседания  секретарем судебного заседания М.Д. Баймурзаевой  рассмотрел в судебном заседании дело № А60-33613/2021 по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия  «Главное военно-строительное управление № 4» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к 140 Отделу Государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны Российской Федерации (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о  признании недействительным предписания.

В судебном заседании участвовали:

от   заявителя: ФИО1, представитель, доверенность от 01.01.2021 № 42/21-127Д, паспорт;   ФИО2, представитель, доверенность № 42/21-81Д от 01012021;

от заинтересованного лица: ФИО3, представитель, доверенность от 13.04.2021 № 6, паспорт;  ФИО4, представитель, доверенность № 10 от 05.06.2021, паспорт.

Объявлен состав суда. Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отвода составу суда  не заявлено.

Федеральное государственное унитарное предприятие  «Главное военно-строительное управление № 4» в электронном виде через систему «Мой Арбитр» заявителем представлено ходатайство о назначении экспертизы.

Заявленное ходатайство о назначении экспертизы  рассмотрено арбитражным судом по правилам ст. 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и отклонено исходя из следующего.

Согласно ч. 1 ст. 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле. В случае, если назначение экспертизы предписано законом или предусмотрено договором либо необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства либо если необходимо проведение дополнительной или повторной экспертизы, арбитражный суд может назначить экспертизу по своей инициативе.

По смыслу ст. 82 АПК РФ судебная экспертиза назначается судом в случаях, когда вопросы права нельзя разрешить без оценки фактов, для установления которых требуются специальные познания.

В силу разъяснений, содержащихся в п. 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 № 23 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе», круг и содержание вопросов, по которым проводится экспертиза, определяется судом. Определяя круг и содержание вопросов, по которым необходимо провести экспертизу, суд исходит из того, что вопросы права и правовых последствий оценки доказательств не могут быть поставлены перед экспертом.

Если лицом, участвующим в деле, заявлено ходатайство о назначении экспертизы, данное лицо в силу ч. 1 ст. 108 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вносит на депозитный счет суда денежные суммы в размере, необходимом для оплаты соответствующей работы эксперта. При невнесении лицом, участвующим в деле, денежных сумм суд вправе отклонить такое ходатайство.

Рассмотрев ходатайство заявителя о проведении судебной экспертизы, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для его удовлетворения, поскольку считает, что проведение судебной экспертизы по поставленному заявителем вопросу при сложившихся обстоятельствах нецелесообразно, учитывая характер спора, представленные доказательства и доводы сторон. Рассмотрение настоящего дела возможно без назначения экспертизы, поскольку для разрешения спора по существу  специальные познания не требуются.

Федеральное государственное унитарное предприятие  «Главное военно-строительное управление № 4»  обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к 140 Отделу Государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны Российской Федерации  о признании недействительным предписания №40 от 07.04.2021. 

Заинтересованное лицо представило отзыв,  требования не признало.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы участвующих в деле лиц, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

         На основании приказа 140 отдела ГАСН от 01.10.2020 № 57 (в редакции приказа № 59)  проведена проверка соблюдения заявителем требований законодательства о градостроительной деятельности, обязательных норм и правил при строительстве объекта капительного строительства: «Строительство сооружений войсковой части 54203», расположенного по адресу: Свердловская область, пос.Свободный, на основании Извещения о сроках завершения работ, подлежащих проверке № 20/09-28-230 от 28.09.2020, поступившего в 140 отдел ГАСН 30.09.2020.

         По результатам проверки органом государственного надзора составлен акт от 18.11.2020 № 85  и выдано предписание № 85 об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства  со сроком исполнения до 18.01.2021.

          В 140 отдел ГАСН поступило ходатайство о продлении срока по предписанию № 85 до 31.03.2021, ходатайство было удовлетворено.

           В связи с истечением срока действия предписания  на основании приказа    в отношении заинтересованного лица проведена проверка, в ходе которой установлено, что  требования выданного ранее предписания № 85  не исполнены, по результатам проверки составлен акт № 40  и выдано предписание № 40 от 07.04.2021, в соответствии  с которым  предприятием  не исполнены:

        -пункт 3 предписания №85: Сооружения 11, 29: отсутствует акт-допуск для производства строительно-монтажных работ на территории (организации), который оформляется перед началом строительно-монтажных работ.   (п. 4.6 СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования»);

          -пункт 4 предписания №85: Отсутствует проект производства геодезических работ на строительство объекта. (п.п. 4.8, 4.9 СП 126.13330.2017 «Геодезические работы в строительстве»);

           -пункт 5 предписания №85: При въезде на площадку строительства не установлен стенд пожарной защиты.  (п. 7.20 СП 48.13330.2019 «Организация строительства»);

          -пункт 7 предписания №85: Сооружения 11, 29: согласно записям в общем журнале работ (раздел 4) и в журнале авторского надзора представителями технического заказчика, по вопросам строительного контроля и представителями авторского надзора был выявлен ряд нарушений требований проектной документации и технических регламентов, при этом допущено дальнейшее производство СМР без составления актов об устранении выявленных нарушений.           (ч. 6. ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации);

          -пункт 8 предписания №85: Лицом, осуществляющим строительство (подрядчиком) строительный контроль в процессе строительства объекта капитального строительства не проводится, что привело к нарушению требований проектной документации и технических регламентов, в результате чего допущен ряд нарушений (ч.ч.  1, 2 ст. 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации);

          -пункт 8.1 предписания №85: Сооружения 11, 29: согласно актам освидетельствования скрытых работ и записям в общем журнале работ устройство основания под фундаментные монолитные железобетонные плиты выполнено из щебня фракции 40-70 мм.      (л. 9 разрез 2-2 альбом 203-55-29-АР.Ф.1 и альбом 203-54-11-АР.Ф.1 Рабочая документация: основание под фундаментные монолитные железобетонные плиты выполнить из щебеночно-песчаной смеси);

         -пункт 8.2 предписания №85: Сооружения 11, 29: металлические поверхности потолков (несъёмная опалубка из стальных листов по армометаллоблокам) обработаны огнезащитным составом Sternfire, при этом в ряде мест огнезащитное покрытие имеет следы посторонних пятен, отслоение, вспучивание, имеются необработанные поверхности.

         (л. 2 п. 3 альбом 203-55-29-АР.Ф.1 и альбом 203-54-11-АР.Ф.1;  п. 11.9 СП 28.13330.2017 «Защита строительных конструкций от коррозии»);

          -пункт 8.3 предписания №85: Сооружения 11, 29: повсеместно металлические поверхности закладных деталей деформационных швов, а в отдельных местах металлические поверхности потолков (необработанные огнезащитным составом) покрыты ржавчиной. Не обеспечена защита металлических поверхностей от коррозии.    (п. 4.1 СП 72.13330.2016 «Защита строительных конструкций и сооружений от коррозии»;  п. 4.5 СП 28.13330.2017 «Защита строительных конструкций от коррозии»);

           -пункт 8.4 предписания №85: Сооружения 11, 29: в ряде мест на бетонных поверхностях тюфяка имеются трещины шириной раскрытия 2-5 мм, а также участки неуплотненного бетона, раковины и поры диаметром 17-23 мм, глубиной 7-9 мм.         (приложение X СП 70.13330.2012 «Несущие и ограждающие конструкции»);

           -пункт 8.5 предписания №85: Сооружения 11, 29: в ряде мест на бетонных поверхностях тюфяка в измеряемых участках, равным 3 м, имеются выступы и впадины величиной 20-120 мм.           (приложение X СП 70.13330.2012 «Несущие и ограждающие конструкции»);

           -пункт 8.6 предписания №85: Сооружения 11, 29: в качестве защиты транспортных въездов (основные и аварийные) выполнено устройство металлических распашных ворот с калитками. (л. 2 п. 2 альбом 203-55-29-АР.Ф.1 и альбом 203-54-11-АР.Ф.1: защита въездов – откатными габионами; согласно положительному заключению государственной экспертизы от 24.09.2014 № 66-1-4-0047-14, проектной документацией, представленной на экспертизу, на строительство объекта капитального строительства «Строительство сооружений войсковой части 54203» в сооружениях 11 и 29 в качестве защиты транспортных въездов (основных и аварийных) предусмотрено устройство откатных габионов (стр. 26 и 27 заключения);

          -пункт 8.7 предписания №85: Сооружение 11, 29: возведение несущих конструкций зданий (монолитная железобетонная плита, монолитная железобетонная стена, монолитная железобетонная подпорная стена, монолитный железобетонный тюфяк) выполнено без достижения прочности бетона монолитных конструкций (см. протоколы от 01.09.2014 № 47/1 Н.Тагил-14,от 16.02.2015 № 03/1 Н.Тагил-15,от 14.04.2015 № 40/1 Н.Тагил-15, от 23.06.2016 № 73/1 Н.Тагил-16, от 24.11.2016 № 165/1 Н.Тагил-16, согласно которым фактический класс бетона конструкций монолитных железобетонных конструкций зданий ниже проектного класса бетона и составляет 78-99% проектного класса прочности бетона по истечении 1-2 месяцев с дат укладки бетонных смесей). Не обеспечена несущая способность монолитных железобетонных конструкций зданий. (ч. 3 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации; п. 5.18.14 СП 70.13330.2012 «Несущие и ограждающие конструкции»);

          -пункт 8.8 предписания №85: Сооружения 11, 29: акты освидетельствования скрытых работ: в актах на грунтование поверхностей, на нанесение лакокрасочных покрытий, на обработку поверхностей огнезащитным составом не указано количество наносимых слоев;  20 % актов не подписаны представителем лица, осуществляющего подготовку проектной документации,

представителями заказчика и лица, осуществляющего строительство, по вопросам строительного контроля;  в 50 % строка «Приложения» не заполняется (исполнительные схемы, документы о качестве примененных строительных конструкций и материалов и т.п. с указанием реквизитов документа). (ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации);

          -пункт 8.9 предписания №85: Сооружения 11, 29: исполнительные схемы геодезической съемки планово-высотного положения ответственных конструкций:  отсутствуют данные о действительных отклонениях граней элементов от разбиваемых в натуре координационных осей и отклонений поверхностей элементов от вертикальности;  исполнительные схемы не подписаны представителями технического заказчика и авторского надзора;  в исполнительных схемах отсутствует информация о дате их оформления (подписания).   (ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации: п. 4.7, 5.3, 9.3 ГОСТ Р 51872-2019);

         -пункт 8.10 предписания №85: сооружения 11, 29: отсутствуют акты освидетельствования ответственных конструкций (не осуществляется процедура освидетельствования ответственных конструкций).           (ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации; п. 5.18.2 СП 70.13330.2012 «Несущие и ограждающие конструкции»; п. 8.2.1 СП 48.13330.2019 «СНиП 12-01-2004. Организация строительства»);

         -пункт 8.11 предписания №85: Сооружения 11, 29: форма и содержание документов о качестве стальных строительных конструкций не соответствует форме, установленной приложением В ГОСТ 23118-2012 (документы о качестве стальных строительных конструкций не заверены печатью организации, не содержат информации о приемочных актах, на основании которых должен составляться документ о качестве, а также не содержит информации о датах начала и окончания изготовления).   (ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации; п. 8.2 ГОСТ 23118-2012 «Конструкции стальные строительные. Общие технические условия»);

          -пункт 8.12 предписания №85: Сооружения 11, 29: форма и содержание документов о качестве бетонной смеси заданного качества не соответствует форме, установленной приложением Б ГОСТ 7473-2010 (документы о качестве бетонной смеси заданного качества не содержат следующей информации: адрес, телефон, факс потребителя; объем бетонной смеси в партии; требуемая прочность бетона в партии).     (ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации; п. 6.3 ГОСТ 7473-2010 «Смеси бетонные. Технические условия»; п. 6 РД-11-02-2006 «Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения»);

         -пункт 8.13 предписания №85: Сооружения 11, 29: отсутствуют результаты лабораторных испытаний по определению коэффициента уплотнения грунта защитной обсыпки сооружений. (Согласно положительному заключению государственной экспертизы от 24.09.2014 № 66-1-4-0047-14, проектной документацией, представленной на экспертизу, на строительство объекта капитального строительства «Строительство сооружений войсковой части 54203» определено, что сооружения 11 и 29 оборудуются защитной обваловкой из уплотненного местного грунта (песок, супесь) с уплотнением до коэффициента к=0,92… (стр. 40 и 42 заключения). п. 4.14 СП 48.13330.2019 «Организация строительства»);

        -пункт 8.14 предписания №85: Сооружения 11, 29: общий журнал работ:

- в титульных листах журналов наименование объекта указано не верно наименование объекта не соответствует наименованию, указанному в разрешении на строительство); не завершено оформление титульных листов журналов; раздел 2 журналов не заполнен; согласно записей, строительный контроль застройщика (заказчика) и лица, осуществляющего строительство, проводится не систематически (разделы 4 и 5 с 2018 года не ведутся); в раздел 5 все записи внесены инженером по качеству СУ 8101 ФГУП «ГВСУ №8» ФИО5, при этом указанное должностное лицо не уполномочено на ведение строительного контроля лица, осуществляющего строительство; раздел 6 не заполнен.          (ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации;  п. 8 РД-11-05-2007 «Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства»);

       -пункт 8.15 предписания №85: Сооружения 11, 29: журналы авторского надзора: - не завершено оформление титульных листов журналов; колонка № 1 «№ п/п» и № 7 «Отметка о выполнении указаний: а)подрядчика; б) заказчика (фамилия, инициалы, должность, дата)» не заполнены.  (п. 5.1 СП 11-110-99 «Авторский надзор за строительством зданий и сооружений»; п. 5.3 СП 11-110-99 «Авторский надзор за строительством зданий и сооружений»);

          -пункт 8.17 предписания №85: Сооружения 11, 29: отсутствуют журналы:

сварочных работ; антикоррозионной защиты сварных соединений. (п. 3.5 СП 70.13330.2012 «Несущие и ограждающие конструкции»; п. 10 РД-11-05-2007 «Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства»)

Не согласившись с предписанием, ФГУП «Главное военно-строительное управление № 4»  обратился в Арбитражный суд Свердловской области с настоящим заявлением.

Согласно ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с п. 5. ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ст. 65 АПК РФ).

На основании ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В соответствии с п. 1 ст. 198 АПК РФ предписание может быть признано незаконным при наличии следующих условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося с заявлением об оспаривании ненормативного правового акта, в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, а также незаконное возложение каких-либо обязанностей либо создание иных препятствий для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.

Предписание представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающий правовые последствия для проверяемого лица.

Невыполнение в срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), является основанием для привлечения граждан и юридических лиц к административной ответственности.

В предписании должны быть указаны конкретные причины и условия, законные и обоснованные меры для их устранения, при этом данные меры должны быть реальными и исполнимыми. Исполнимость предписания является одним из основных требований, которые предъявляются к нему, поскольку оно носит обязательный характер, и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает ответственность.

Предписание должно содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность их двоякого толкования, изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным и доступным для понимания всеми лицами.

Мероприятие по исполнению требований предписания должно выражаться в совершении конкретных действий (или бездействия), с описанием последних, при этом конечной целью всех указанных в предписании действий должно быть прекращение выявленного нарушения.

  На основании п.п.69.1 п.7 Указа Президента Российской Федерации от 16.08.2004  №1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» Минобороны России осуществляет федеральный государственный строительный надзор при строительстве и реконструкции объектов обороны и безопасности, входящих в военную инфраструктуру Вооруженных Сил, объектов обороны и безопасности войск национальной гвардии Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства.

В соответствии с ч. 2, 6 ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполняемых работ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации. По результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений.

Порядок осуществления государственного строительного надзора устанавливается Правительством Российской Федерации (ч. 8 указанной статьи).

Согласно п. 14 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 №54, при выявлении в результате проведенной проверки нарушений должностным лицом органа государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения) предписания об устранении таких нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на технический регламент (нормы и правила), иной нормативный правовой акт, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения нарушений с учетом конструктивных и других особенностей объекта капитального строительства.

На основании п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного строительного надзора, порядок осуществления которого установлен ст.54 Градостроительного кодекса Российской Федерации и положением об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54.

Согласно п. 2 и 3 Административного регламента исполнения Министерством обороны Российской Федерации государственной функции по осуществлению государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов обороны и безопасности, являющихся объектами военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.12.2011 № 2300, Министерство обороны Российской Федерации исполняет государственную функцию по осуществлению государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства (далее – государственная функция). В Министерстве обороны Российской Федерации государственную функцию осуществляют органы государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны Российской Федерации: Управление государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны Российской Федерации и отделы государственного архитектурно-строительного надзора.

На основании п. 3 Положения об отделе государственного архитектурно-строительного надзора, утвержденного приказом начальника Главного управления контрольной и надзорной деятельности Министерства обороны Российской Федерации от 29.09.2014 № 54, отдел ГАСН является органом военного управления, подчиняется начальнику Главного управления контрольной и надзорной деятельности Министерства обороны Российской Федерации и входит в состав воинских частей и организаций, непосредственно подчиненных центральному органу военного управления Министерства обороны Российской Федерации.

Следовательно, предписание № 38 вынесено уполномоченным лицом – 140 отделом ГАСН,  в отношении надлежащего лица – ФГУП «ГВСУ № 4», с соблюдением всех норм и правил действующего законодательства.

Согласно ч. 2 ст. 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации  Федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить настоящему Кодексу.

Согласно ч. 10 ст. 15 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» проектная документация здания или сооружения должна использоваться в качестве основного документа при принятии решений об обеспечении безопасности здания или сооружения на всех последующих этапах жизненного цикла здания или сооружения.

В силу части 1 статьи 5 Технический регламент № 384-ФЗ, безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции.

При этом в силу части 10 статьи 15 Технического регламента № 384-ФЗ, проектная документация здания или сооружения должна использоваться в качестве основного документа при принятии решений об обеспечении безопасности здания или сооружения на всех последующих этапах жизненного цикла здания или сооружения.

 Пунктом  п. 4.6 СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования» установлено, что  перед началом выполнения строительно-монтажных работ на территории организации генеральный подрядчик (субподрядчик) и администрация организации, эксплуатирующая (строящая) этот объект, обязаны оформить акт-допуск по форме приложения В;

        Вместе с тем в ходе проверки установлено, что в нарушение указанного пункта  отсутствует акт допуска.  

  Согласно  п. 4.8 СП 126.13330.2017 «Геодезические работы в строительстве» при строительстве следует разрабатывать проекты производства геодезических работ (ППГР) в порядке, установленном для разработки проектов производства работ в полном или неполном объемах. Пунктом  п. 4.9 СП 126.13330.2017  установлено, что в полном объеме ППГР должен разрабатываться с использованием решений, принятых в проекте организации геодезических работ (ПОГР), входящем в проект организации строительства (ПОС). ППГР в полном объеме должен разрабатываться: - для любого строительства на городской территории; - при любом строительстве на территории действующего предприятия; В остальных случаях ППГР разрабатывают по решению лица, осуществляющего руководство строительством, в неполном объеме.

   В ходе проверки установлен факт отсутствия производства геодезических работ на строительство объекта.

    Согласно п. 7.20 СП 48.13330.2019 «Организация строительства»: при въезде на строительную площадку устанавливается стенд пожарной защиты с указанием строящихся, сносимых и вспомогательных зданий и сооружений, въездов, подъездов, схем движения транспорта, местонахождения источников воды, средств пожаротушения.

  Однако проверкой установлено, что при въезде на площадку строительства не установлен стенд пожарной защиты.

В соответствии с ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), проектной документацией, требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика, технического заказчика, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.

 Согласно ч. 1  ст. 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации  строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

 Строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации. (ч. 2 ст.53  Градостроительного кодекса Российской Федерации) 

 Между тем в нарушение  указанных норм  установлено, что, несмотря на наличие  нарушений требований проектной документации и технических регламентов,  дальнейшее производство СМР было осуществлено без составления актов об устранении выявленных нарушений. Лицо, осуществляющее строительство, не производит строительный контроль в процессе строительства объекта.

Пунктом п. 11.9 СП 28.13330.2017 «Защита строительных конструкций от коррозии» установлено, что для определения качества выполненной огнезащитной обработки конструкций, защищенных огнезащитными средствами, проводится визуальный осмотр нанесенных огнезащитных покрытий для выявления необработанных мест, трещин, отслоений, изменения цвета, посторонних пятен, инородных включений и других повреждений, а также измерение толщины нанесенного слоя. Внешний вид и толщина слоя огнезащитного покрытия, нанесенного на защищаемую поверхность, должны соответствовать требованиям нормативной документации на конкретное покрытие.

Между тем в ходе проверки установлено, что согласно актам освидетельствования скрытых работ и записям в общем журнале работ устройство основания под фундаментные монолитные железобетонные плиты выполнено из щебня фракции 40-70 мм.    Металлические поверхности потолков (несъёмная опалубка из стальных листов по армометаллоблокам) обработаны огнезащитным составом Sternfire, при этом в ряде мест огнезащитное покрытие имеет следы посторонних пятен, отслоение, вспучивание, имеются необработанные поверхности.

  Согласно  п. 4.1 СП 72.13330.2016 «Защита строительных конструкций и сооружений от коррозии» защиту строительных конструкций от коррозии следует обеспечивать методами первичной и вторичной защиты, а также специальными мерами по ГОСТ 31384  и СП 28.13330.

     В соответствии с п. 4.5 СП 28.13330.2017 «Защита строительных конструкций от коррозии»: защиту строительных конструкций от коррозии следует обеспечивать методами первичной и вторичной защиты, а также специальными мерами.

   Однако  в ходе проверки установлено, что повсеместно металлические поверхности закладных деталей деформационных швов, а в отдельных местах металлические поверхности потолков (необработанные огнезащитным составом), покрыты ржавчиной. Не обеспечена защита металлических поверхностей от коррозии.

 Согласно Приложению X СП 70.13330.2012 «Несущие и ограждающие конструкции»: на бетонных поверхностях не допускаются: участки неуплотненного бетон; трещины шириной раскрытия, указываемой проектной организацией (рекомендуемое значение 0,1 мм для конструкций без защиты от атмосферных осадков, 0,2 мм - в помещении); раковины, сколы бетона ребер для поверхностей класса: А6 - раковины диаметром более 15 мм, глубиной более 5; местные неровности (наплывы, выступы или впадины), размеры которых превышают допуски для классов поверхности по таблице Х.1… (допустимое отклонение от прямолинейности и плоскостности поверхности для измеряемого расстояния 3 м и местные неровности бетонной поверхности класса А6 и А7 составляет 15 мм);

Однако в нарушение указанных требований в ряде мест на бетонных поверхностях тюфяка имеются трещины шириной раскрытия 2-5 мм, а также участки неуплотненного бетона, раковины и поры диаметром 17-23 мм, глубиной 7-9 мм.; в ряде мест на бетонных поверхностях тюфяка в измеряемых участках, равным 3 м, имеются выступы и впадины величиной 20-120 мм.    

Согласно л. 2 п. 2 альбом 203-55-29-АР.Ф.1 и альбом 203-54-11-АР.Ф.1: защита въездов – откатными габионами; согласно положительному заключению государственной экспертизы от 24.09.2014 № 66-1-4-0047-14, проектной документацией, представленной на экспертизу, на строительство объекта капитального строительства «Строительство сооружений войсковой части 54203» в сооружениях 11 и 29 в качестве защиты транспортных въездов (основных и аварийных) предусмотрено устройство откатных габионов.

 В ходе проверки установлено,  что  в качестве  защиты транспортных въездов (основные и аварийные) выполнено устройство  металлических распашных ворот с калитками.

Пунктом п. 5.18.14 СП 70.13330.2012 «Несущие и ограждающие конструкции»:  установлен, что партия конструкций подлежит приемке по прочности бетона, ГОСТ 18105, если фактический класс бетона Вф в каждой отдельной конструкции этой партии не ниже проектного класса бетона по прочности Внорм.

  Проверкой установлено, что возведение несущих конструкций зданий (монолитная железобетонная плита, монолитная железобетонная стена, монолитная железобетонная подпорная стена, монолитный железобетонный тюфяк) выполнено без достижения прочности бетона монолитных конструкций (см. протоколы от 01.09.2014 № 47/1 Н.Тагил-14,от 16.02.2015 № 03/1 Н.Тагил-15,от 14.04.2015 № 40/1 Н.Тагил-15, от 23.06.2016 № 73/1 Н.Тагил-16, от 24.11.2016 № 165/1 Н.Тагил-16, согласно которым фактический класс бетона конструкций монолитных железобетонных конструкций зданий ниже проектного класса бетона и составляет 78-99% проектного класса прочности бетона по истечении 1-2 месяцев с дат укладки бетонных смесей). Не обеспечена несущая способность монолитных железобетонных конструкций зданий.

  Кроме того, в нарушение ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации акты освидетельствования скрытых работ: в актах на грунтование поверхностей, на нанесение лакокрасочных покрытий, на обработку поверхностей огнезащитным составом не указано количество наносимых слоев;  20 % актов не подписаны представителем лица, осуществляющего подготовку проектной документации, представителями заказчика и лица, осуществляющего строительство, по вопросам строительного контроля;  в 50 % строка «Приложения» не заполняется (исполнительные схемы, документы о качестве примененных строительных конструкций и материалов и т.п. с указанием реквизитов документа).

Пунктом 4.7 ГОСТ Р 51872-2019 «Документация исполнительная геодезическая. Правила выполнения»: предусмотрено, что  геометрические параметры в геодезической исполнительной документации, проектные значения и действительные отклонения должны быть отражены в соответствии с ГОСТ 2.307, ГОСТ 2.308, ГОСТ 21.508, требованиями других нормативных документов, а также проектов производства геодезических работ (ППГР);

Пунктом  5.3 ГОСТ Р 51872-2019   установлено, что на исполнительных чертежах строящихся зданий и сооружений показывают положение осей элементов конструкций зданий и сооружений в плане и по высоте, размеры отклонений от проектного положения, допущенные в процессе строительства, действительные расстояния от граней элементов до разбивочных осей с указанием привязочных размеров последних к осям.

 В соответствии с п. 9.3 ГОСТ Р 51872-2019 результаты исполнительных геодезических съемок являются неотъемлемой частью актов освидетельствования ответственных конструкций и сетей инженерно-технического обеспечения и должны быть подписаны:  представителями застройщика или технического заказчика;  лицом, осуществляющим руководство строительством;  представителем авторского надзора.

  В ходе проверки установлено, что в исполнительных схемы геодезической съемки планово-высотного положения ответственных конструкций:  отсутствуют данные о действительных отклонениях граней элементов от разбиваемых в натуре координационных осей и отклонений поверхностей элементов от вертикальности;  исполнительные схемы не подписаны представителями технического заказчика и авторского надзора;  в исполнительных схемах отсутствует информация о дате их оформления (подписания).

 Пунктом  5.18.2 СП 70.13330.2012 «Несущие и ограждающие конструкции» установлено, что приемку законченных бетонных и железобетонных конструкций или частей сооружений следует оформлять в установленном порядке актом освидетельствования скрытых работ и актом освидетельствования ответственных конструкций;

  Согласно  п. 8.2.1 СП 48.13330.2019 «СНиП 12-01-2004. Организация строительства»: лицо, осуществляющее строительство, в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности должно вести исполнительную документацию, отражающую фактическое исполнение решений проектной и рабочей документации, фактическое состояние объекта капитального строительства и его элементов: акты освидетельствования геодезической разбивочной основы объекта капитального строительства; акты освидетельствования скрытых работ (приложение Д); акты освидетельствования ответственных конструкций (приложение Г).

 В нарушение указанных норм в ходе проверки  установлено, что  отсутствуют акты освидетельствования ответственных конструкций (не осуществляется процедура освидетельствования ответственных конструкций).           Также  в ходе проверки установлено, что в нарушение ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации форма и содержание документов о качестве стальных строительных конструкций не соответствует форме, установленной приложением В ГОСТ 23118-2012 (документы о качестве стальных строительных конструкций не заверены печатью организации, не содержат информации о приемочных актах, на основании которых должен составляться документ о качестве, а также не содержит информации о датах начала и окончания изготовления).

Пунктом  п. 6.3 ГОСТ 7473-2010 «Смеси бетонные. Технические условия»: каждая партия бетонной смеси должна иметь документ о качестве. Документ о качестве предоставляют на каждую загрузку бетонной смеси заданного качества (см. приложение Б) и загрузку бетонной смеси заданного состава (см. приложение В).

 Пунктом п. 6 РД-11-02-2006 «Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения»: в состав исполнительной документации также включаются следующие материалы: а) исполнительные геодезические схемы;

 б) исполнительные схемы и профили участков сетей инженерно-технического обеспечения; в) акты испытания и опробования технических устройств, систем инженерно-технического обеспечения;  г) результаты экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ, проведенных в процессе строительного контроля; д) документы, подтверждающие проведение контроля за качеством применяемых строительных материалов (изделий); е) иные документы, отражающие фактическое исполнение проектных решений;

 В нарушение указанных норм форма и содержание документов о качестве бетонной смеси заданного качества не соответствует форме, установленной приложением Б ГОСТ 7473-2010 (документы о качестве бетонной смеси заданного качества не содержат следующей информации: адрес, телефон, факс потребителя; объем бетонной смеси в партии; требуемая прочность бетона в партии).

Пунктом  п. 4.14 СП 48.13330.2019 «Организация строительства» установлено, что лабораторный контроль для подтверждения физико-механических и иных характеристик материалов и конструкций в установленном нормативной документацией объеме выполняет лицо, осуществляющее строительство, собственной или привлекаемой по договору испытательной лабораторией.

 Согласно положительному заключению государственной экспертизы от 24.09.2014 № 66-1-4-0047-14, проектной документацией, представленной на экспертизу, на строительство объекта капитального строительства «Строительство сооружений войсковой части 54203» определено, что сооружения 11 и 29 оборудуются защитной обваловкой из уплотненного местного грунта (песок, супесь) с уплотнением до коэффициента к=0,92… (стр. 40 и 42 заключения).

Однако в ходе проверки установлено, что отсутствуют результаты лабораторных испытаний по определению коэффициента уплотнения грунта защитной обсыпки сооружений.      

 Пунктом п. 8 РД-11-05-2007 «Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства» определено, что разделы общего журнала работ ведутся уполномоченными на ведение такого журнала представителями застройщика или заказчика, лица, осуществляющего строительство, органа государственного строительного надзора и иных лиц путем заполнения его граф в соответствии с подпунктами 8.1 - 8.7 настоящего Порядка. Перечень уполномоченных на ведение разделов общего журнала работ представителей указанных лиц отражается на Титульном листе журнала;

 В ходе проверки установлено, что в титульных листах журналов наименование объекта указано неверно -  наименование объекта не соответствует наименованию, указанному в разрешении на строительство; не завершено оформление титульных листов журналов; раздел 2 журналов не заполнен; согласно записей, строительный контроль застройщика (заказчика) и лица, осуществляющего строительство, проводится не систематически (разделы 4 и 5 с 2018 года не ведутся); в раздел 5 все записи внесены инженером по качеству СУ 8101 ФГУП «ГВСУ №8» ФИО5, при этом указанное должностное лицо не уполномочено на ведение строительного контроля лица, осуществляющего строительство; раздел 6 не заполнен.

 Пунктом  5.1 СП 11-110-99 «Авторский надзор за строительством зданий и сооружений»: определено, что при осуществлении авторского надзора за строительством объекта регулярно ведется журнал авторского надзора за строительством (далее - журнал), который составляется проектировщиком и передается заказчику. Оформление журнала должно производиться по ГОСТ 2.105. Журнал должен быть пронумерован, прошнурован, оформлен всеми подписями на титульном листе и скреплен печатью заказчика. Журнал передается заказчиком подрядчику и находится на площадке строительства до его окончания. Журнал заполняется руководителем или специалистами, осуществляющими авторский надзор, заказчиком и уполномоченным лицом подрядчика (п. 5.3 СП 11-110-99).  Между тем, в ходе проверки  установлено, что  не завершено оформление титульных листов журналов; колонка № 1 «№ п/п» и № 7 «Отметка о выполнении указаний: а)подрядчика; б) заказчика (фамилия, инициалы, должность, дата)» не заполнены.

   Пунктом  3.5 СП 70.13330.2012 «Несущие и ограждающие конструкции»: предусмотрено, что данные о производстве строительно-монтажных работ следует ежедневно вносить в журналы работ по монтажу строительных конструкций (приложение А), сварочных работ (приложение Б), антикоррозионной защиты сварных соединений (приложение В), замоноличивания монтажных стыков и узлов (приложение Г), выполнения монтажных соединений на болтах с контролируемым натяжением (приложение Д), журнал бетонных работ (приложение Ф), а также фиксировать по ходу монтажа конструкций их положение на геодезических исполнительных схема.

 Пунктом  10 РД-11-05-2007 «Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства»: специальные журналы работ ведет уполномоченный представитель лица, осуществляющего строительство, путем заполнения его граф начиная с даты выполнения отдельного вида работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства до даты фактического окончания выполнения отдельного вида таких работ. 

 В  ходе проверки установлено, что  отсутствуют журналы сварочных работ; антикоррозионной защиты сварных соединений.   

 Предприятие ошибочно считает, что выданное предписание не соответствует закону, так как, по его мнению, не отвечает требованиям исполнимости: содержит общие требования, четкой формулировки конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю не содержит, что по мнению заявителя заведомо приводит к невозможности исполнить предписание в установленный срок исходя из характера, вида нарушений, не учтена невозможность исполнения пунктов по объективным причинам.

 При этом объективных доказательств, свидетельствующих о принятии ФГУП «ГВСУ №4» необходимых и достаточных мер по устранению выявленных нарушений, в материалах дела не имеется.

Сведения, указанные в предписании, являются исчерпывающими и не предусматривают формулировки конкретных действий, которые необходимо совершать исполнителю в целях устранения выявленного нарушения.

 Кроме того, оспариваемое предписание содержит перечень нарушений, подлежавших устранению в соответствии с ранее выданными и не исполненными ФГУП «ГВСУ№4»  № 85 от 18.11.2020. Указанные предписания заявителем не обжаловались и вступили в законную силу. Доказательств обратного заявителем суду не представлено (ст. 65 АПК РФ).

  При указанных обстоятельствах, требования заявителя не подлежат удовлетворению.

  Поскольку заявителю при подаче заявления судом была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, то государственная пошлина в размере 3 000 руб. подлежит взысканию с Федерального государственного унитарного предприятия «Главное военно-строительное управление № 4» в доход федерального бюджета.

Руководствуясь ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении заявленных требований отказать.

2. Взыскать с Федерального государственного унитарного предприятия «Главное военно-строительное управление № 4» (ИНН <***>, ОГРН <***>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 000 руб.

3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья                                                        Н.И. Ремезова