ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-33688/11 от 20.10.2011 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

26 октября 2011 года Дело №А60-  33688/2011

Резолютивная часть решения объявлена 20 октября 2011года.

Полный текст решения изготовлен 26 октября 2011 года.

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Е. Г. Италмасовой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Т. П. Варданян рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

Прокурора Байкаловского района (далее - заявитель)

к обществу с ограниченной ответственностью "Научно-производственная фирма "Гран-При" (далее - заинтересованное лицо)

о привлечении к административной ответственности,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: представитель не явился,

от заинтересованного лица: представитель не явился.

Стороны о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

На основании ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей заявителя и заинтересованного лица.

Отводов составу суда не заявлено.

От заинтересованного лица поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства. Ходатайство судом отклонено.

Заинтересованное лицо представило в суд отзыв. Отзыв приобщен к материалам дела.

Иных заявлений и ходатайств не поступило.

Заявитель просит привлечь заинтересованное лицо административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа без конфискации.

Заинтересованное лицо против заявленных требований возражает.

Рассмотрев материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

Прокуратурой Байкаловского района совместно с государственным инспектором Уральского Управления Ростехнадзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору 27.07.2011 года в отношении заинтересованного лица проведена проверка соблюдения требований Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

В ходе проверки установлено, что ООО НПФ «Гран-при», расположенное по адресу: Свердловская область. Байкаловский район, 40-й километр автодороги с. Горбуновское – Ирбит, осуществляет свою деятельность без лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных объектов.

Постановлением от 31.08.2011 года в отношении заинтересованного лица возбуждено производство об административном правонарушении.

Действия ООО НПФ «Гран-при» квалифицированы заявителем как правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По факту выявленного нарушения и на основании ч. 3 ст. 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заявитель обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении ООО НПФ «Гран-при» к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Исследовав материалы дела, оценив фактические обстоятельства, заслушав пояснения участвующих в судебном заседании представителей, арбитражный суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению на основании следующего.

Согласно ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

В соответствии с ч. 28 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежит деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов.

Согласно ч. 2 ст. 2, ст. 10, ч. 1 ст. 9, ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 116 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности.

В целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект обязана: планировать и осуществлять мероприятия по локализаций и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте.

В соответствии с п. 5.1 «Общих правил промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов» ПБ 03-517-02, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 18.10.2002 № 61-А организация, эксплуатирующая производственный объект, обязана: выполнять требования промышленной безопасности установленные к эксплуатации опасных производственных объектов законодательными и иными нормативными правовыми актами и нормативными техническими документами, принятыми в установленном порядке; представлять сведения, необходимые для регистрации объекта в государственном реестре опасных производственных объектов в соответствии с требованиями, установленными Гocгортехнадзором России.

Согласно пл. 2.5 3.4. 3.7. 4.7.17 «Общих правил взрывоопасности для взрывоопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств» ПБ-540-03, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России oт 05.05.2003 № 29 ведение взрывопожароопасных технологических процессов осуществляется в соответствии с технологическими регламентами на производство продукции.

Порядок разработки, утверждения и согласования технологических регламентов, а также внесения в них изменений и дополнений определяется в установленном порядке.

Способы и средства, исключающие выход параметров за установленные пределы, производятся в исходных данных на проектирование, а также в проектной документации и технологическом регламенте на производство.

Сливоналивные пункты СГ, ЛВЖ и ГЖ оборудуются надежными, преимущественно автоматическими устройствами исключающими перелив цистерн.

В соответствии с п.п. 1.4, 2.2 «Типового положения о порядке организации и проведения работ по безопасности остановки на длительный период и (или) консервации химически опасных промышленных объектов» РД 09-390-00, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 04.01.2000 № 64, консервация химического объекта предусматривает осуществление комплекса организационных и технических мер, обеспечивающих промышленную и экологическую безопасность при остановке объекта: материальную сохранность объекта, предотвращение его разрушения, в том числе вследствие коррозии, а также его работоспособность после расконсервации.

Среднесрочная и (или) длительная остановки объекта (оборудования) осуществляются на основании письменного распорядительного документа руководителя организации (приказ, решение совела директоров и г. п.) с указанием сроков и длительности остановки, объекта консервации или конкретного оборудования, входящего в технологическую схему, зданий и сооружений, подлежащих консервации, утвержденного комплекса необходимых мероприятий.

Согласно п.п. 3.1.13, 2.3.8, 4.5 «Правил промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов» ПБ 09-560-03, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 20.05.2003 № 33 при осуществлении технологических операций при хранений и перекачке нефтепродуктов значения предельных параметров устанавливаются в технологическом регламенте (карте) на эти операции и утверждаются техническим руководством.

За осадкой основания каждого резервуара должно быть установлено систематическое наблюдение. Для вновь построенных резервуаров в течение первых пяти лет эксплуатации не реже одного раза в год должна производиться обязательная нивелировка резервуара не менее чем в восьми диаметрально противоположных точках. При неравномерной осадке резервуар освобождается от нефтепродуктов.

В соответствии с п.п. 3.7.5, 4.1, 3.7.7, 3.7.5 Постановления Гостортехнадзора России от 29.05.2003 № 44 "Об утверждении Правил промышленной безопасности для нефтеперерабатывающих производств" ПБ 09-563-03 в составе мини-НПЗ следует предусматривать собственные очистные сооружения или сборники - накопители промышленных стоков.

В качестве средств для продувки оборудования допускается использовать инертные газы в баллонах. Минимальный запас инертного газа следует рассчитывать из условия обеспечения остановки мини-НПЗ и перевода объекта в безопасное состояние, т. e. отсутствие в системе взрывоопасных концентраций парогазовоздушных смесей.

Лаборатории должны располагаться в отдельно стоящих зданиях или пристраиваться к зданиям категорий В, Г и Д. На всех технологических аппаратах должно быть нанесено четко различимое обозначение позиции по технологической схеме. Аппараты колонного типа, находящиеся в помещении на различных отметках (этажах), должны иметь маркировку на каждой отметке (этаже).

На территории ООО НПФ «Гран-при» расположены насосная установка, резервуарный парк, хозбытовые помещения, автоналивной стояк для нефтепродуктов, энергоустановка по переработке нефтепродуктов.

Указанные технологические объекты находятся в рабочем состоянии, в резервуарах содержаться нефтепродукты, то есть опасный производственный объект эксплуатируется.

Вместе с тем проект на консервацию опасного производственного объекта и заключение экспертизы промышленной безопасности на объект отсутствует.

Кроме того, у заинтересованного лица отсутствует лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов, отсутствует регистрация опасного производственного объекта (площадка производства нефтепродуктов, площадка нефтебазы) в государственном реестре опасных производственных объектов, отсутствует договор страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных производственных объектов, отсутствует технологический регламент производства нефтепродуктов, не разработан технологический регламент по выполнению операций по хранению и перемещению горючих жидких веществ, не разработаны технологические инструкции, не оборудованы места для выполнения операций по аварийному освобождению неисправных автоцистерн на сливоналивном пункте, сливоналивной пункт не оборудован устройством, исключающим перелив цистерн, не разработан и не согласован в установленном порядке план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, не разработан план локализации и ликвидации аварийных ситуаций, не заключен договор на обслуживание с профессиональной аварийно-спасательной службой, не проводится обучение работников действиям в случае аварии или инцидента, не обеспечено проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности в химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности, не разработан порядок разработки и утверждения производственных инструкций, процедуры проверки знаний и оформления её результатов, не представлен приказ с указанием сроков и длительности остановки конкретного оборудования, утверждённого комплекса необходимых мероприятий, не утверждён комплекс необходимых мероприятий, обеспечивающих промышленную безопасность при остановке опасного объекта, не разработаны инструкции, определяющие порядок краткосрочной остановки объекта (оборудования) и его пуска, не обеспечено проведение экспертизы промышленной безопасности технических устройств для определения срока эксплуатации и возможности их дальнейшей эксплуатации (резервуары хранения нефтепродуктов, трубопроводы), отсутствует перечень газоопасных работ, не заземлены корпуса насосов перекачивающих ЛВЖ и ГЖ, отсутствует эксплуатационный журнал трубопроводов, не осуществляется постоянный контроль за состоянием трубопроводов и их элементов (сварных швов, фланцевых соединений, арматуры), антикоррозионной защиты, опорных конструкций и т. д. с ежесменными и записями результатов в: эксплуатационном журнал, отсутствует информация о проверке коррозионного износа заземлителей, токоотводов, воткрытой насосной площадью 50% общей площади закрываемой стороны выполнено ограждение из горючих материалов, обшито досками, не предусмотрена установка запорной арматуры и обратного клапана на нагнетательных трубопроводах насосов для предотвращения перемещения транспортируемых веществ обратным ходом, в насосной станции для контроля загазованности не установлены средства автоматического газового анализа с сигнализацией, срабатывающей при достижении предельно допустимых величин, площадка налива автоцистерн не оборудована: автоматическими предельными ограничителями уровня налива, датчиками сигнализаторов довзрывных концентраций, светофором, шлагбаумом, для предотвращения выезда заполненных нефтепродуктами автоцистерн с опущенными в их горловины наливными устройствами, устройством блокировки исключающим запуск насосов при отсутствии заземления автоцистерны, отсутствует система удаления возможных проливов под автоцистерной, не предусмотрены меры, обеспечивающие полное освобождение наливной трубы от продукта и исключающие возможность его пролива на цистерну при окончании налива, отсутствует каплесборник, резервуарный парк хранения нефтепродуктов не оснащен датчиками сигнализаторов довзрывных концентраций, обвалование резервуаров нарушено со стороны насосной, не производится зачистка резервуаров, в организации нет лаборатории в отдельно стоящем здании, в составе мини-НПЗ не предусмотрены собственные очистные сооружения или сборники накопители промышленных стоков, отсутствует минимальный запас инертного газа для продувки оборудования при остановке мини-НПЗ.

Таким образом, заинтересованным лицом совершено административное правонарушение, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Каких либо документов, подтверждающих, что заинтересованным лицом были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм в области предпринимательской деятельности суду не представлено, доказательства того, что у ООО НПФ «Гран-При» не имелось возможности для соблюдения указанных правил и норм в материалах дела отсутствуют.

Помимо вышеизложенного, 27.12.2010 года ООО НПФ «Гран-При» уже привлекалось к административной ответственности в виде штрафа в размере 40000 руб. 00 коп. решением Арбитражного суда Свердловской области за аналогичное правонарушение, из чего следует, что заинтересованным лицом меры по устранению указанных нарушений не принимались.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что правонарушение совершено заинтересованным лицом виновно.

Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности судом не установлено.

Довод ООО НПФ «Гран-При» о пропуске срока давности привлечения к административной ответственности судом рассмотрен и отклонен ввиду следующего.

Согласно п.п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности. Поэтому при принятии решения по делу о привлечении к административной ответственности суд должен проверять, не истекли ли указанные сроки, установленные частями 1 и 3 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (пункт 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2).

В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - со дня его обнаружения.

Как указано в п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 № 2, при проверке соблюдения давностного срока в целях применения административной ответственности за длящееся правонарушение суду необходимо исходить из того, что днем обнаружения административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения этого правонарушения. Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.

Согласно п. 2 ч. 4 ст. 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В п. 3 ч. 1 ст. 27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в качестве одной из мер предусмотрен осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов. При этом в силу ст. 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осмотр производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушения в соответствии со ст. 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам которого составляется протокол в установленном порядке.

В соответствии с абзацем 2 части 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации датой принятия решения судом считается дата изготовления решения в полном объеме.

Из материалов дела усматривается, что днем обнаружения правонарушения является 27.07.2011 года - день проведения проверки в отношении ООО НПФ «Гран-При».

Указанные обстоятельства подтверждены в постановлении о возбуждении производства об административном правонарушении от 31.08.2011 года об административном правонарушении.

Следовательно, на момент вынесения решения судом первой инстанции в полном объеме (26.10.2011 года) срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен.

Таким образом, заявленные требования подлежат удовлетворению

С учетом того, что правонарушение совершено ООО НПФ «Гран-При» повторно, суд полагает необходимым назначить наказание в виде административного штрафа в размере 50000 руб. 00 коп.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Заявленные требования удовлетворить.

2. Привлечь  общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственная фирма "Гран-При" (местонахождение <...>, ИНН<***>) к административной ответственности ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения штрафа в размере 50000 руб. 00 коп.

Согласно ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда.

Копию документа, свидетельствующего о добровольной уплате административного штрафа лицо, привлеченное к административной ответственности, должно представить суду.

3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

4. Решение по делу о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

5. Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.

Судья Е.Г.Италмасова