ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-33736/08 от 13.01.2009 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

13 января 2009 года Дело №А60-  33736/2008-С 9

Резолютивная часть решения объявлена 13 января 2009 года.

Полный текст решения изготовлен 13 января 2009 года.

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.В. Плюсниной, при ведении протокола судебного заседания судьей С.В. Плюсниной, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «М.видео Менеджмент»

к Центральному Екатеринбургскому отделу Управления Роспотребнадзора по Свердловской области

о признании недействительным дополнения к предписанию №01-16-13/1048 от 06.11.2008,

при участии в судебном заседании

от заявителя: Ушаковой К.К., представителя по доверенности от 30.12.08

от заинтересованного лица:

Заинтересованное лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично, путем размещения информации на сайте суда, в судебное заседание не явилось, представителей не направило, отзыв не представило.

В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие заинтересованного лица.

Объявлен состав суда. Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены, в том числе право на отвод. Отводов суду не заявлено.

Общество с ограниченной ответственностью «М.видео Менеджмент» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Центральному Екатеринбургскому отделу Управления Роспотребнадзора по Свердловской области о признании незаконным (необоснованно вынесенным) и отмене дополнения к предписанию от 06.11.2008 № 01-16-13/1048, ссылаясь на нарушение процедуры принятия оспариваемого ненормативного правового акта.

Заинтересованное лицо в судебное заседание не явилось, представителей не направило, отзыв не представило.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд

установил:

В период с 23.09.2008 по 08.10.2008 специалистами Центрального Екатеринбургского отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области совместно с Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в Ленинском районе и Верх-Исетском районе г. Екатеринбурга на основании распоряжения № 01.09.2008 № 01-16-13/1646 были проведены внеплановые мероприятия по контролю (обследование и испытание) за соблюдением санитарного законодательства и законодательства в области защиты прав потребителей в отношении ООО «М. видео Менеджемент» по месту нахождения обособленного подразделения «Магазин № 128», расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Халтурина, д. 55.

По итогам проведенной проверки административным органом составлен акт обследования от 08.10.2008, в котором зафиксированы выявленные нарушения, протокол об административном правонарушении от 13.10.2008 в отношении директора магазина № 128 Милешко С. Л. и вынесены соответствующие постановления о назначении административных наказаний на основании ч. 1 ст. 14.8, ч. 2 ст. 14.8, ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ).

Руководителю обособленного подразделения № 128 Милешко С.Л. вручено предписание от 13.10.2008 № 01-16-13/994 об устранении выявленных нарушений санитарных правил и о прекращении нарушения прав потребителей с установленным сроком исполнения до 14.11.2008.

Требования, изложенные в указанном предписании, заявителем исполнены в установленный срок, административные штрафы по постановлениям о назначении административных наказаний № 2600/м, 2598/м, 2599/м от 15.10.2008 Обществом оплачены в добровольном порядке.

В ходе проведения вышестоящим административным органом анализа материалов внеплановой проверки в отношении ООО «М. Видео Менеджемент» Управлением Федеральной службы Роспотребнадзора по Свердловской области сделан вывод о ненадлежащем исследовании вопроса о сертификате программы дополнительного обслуживания товара на соответствие требованиям действующего законодательства, что оформлено письмом от 05.11.2008 № 01-01-13-11-01/1703.

По-мнению, Управления в сертификате отсутствуют разграничения механизма действий продавца в гарантийных и не гарантийных случаях (неправильная эксплуатация товара и другое).

Вышеизложенные обстоятельства послужили основанием для вынесения Центральным Екатеринбургским отделом Управления Роспотребнадзора по Свердловской области дополнения к предписанию об устранении выявленных нарушений санитарных правил и о прекращении нарушения прав потребителей от 06.11.2008 № 01-16-13/1048.

Считая, что дополнение к предписанию от 06.11.2008 № 01-16-13/1048 вынесено незаконно и необоснованно и нарушает права и законные интересы Общества, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Изучив материалы дела, заслушав доводы сторон, суд приходит к выводу о том, что требования заявителя подлежат удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.

В силу ч.1 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Порядок проведения мероприятий по контролю установлен гл.2 Федерального закона от 08.08.2001 №134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (далее - Закон от 08.08.2001 №134-ФЗ).

В соответствии с п.1 ст.7 Закона от 08.08.2001 №134-ФЗ мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля (надзора).

Согласно п. 3 названной статьи продолжительность мероприятия по контролю не должна превышать один месяц.

Внеплановой проверке, предметом которой является контроль исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, подлежит деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя при выявлении в результате планового мероприятия по контролю нарушений обязательных требований (п. 5 ст. 7 Закона от 08.08.2001 №134-ФЗ).

Порядок оформления результатов мероприятий по контролю установлен в ст. 9 названного Закона.

Согласно указанной статье по результатам мероприятия по контролю должностным лицом (лицами) органа государственного контроля (надзора), осуществляющим проверку, составляется акт установленной формы в двух экземплярах. К акту прилагаются акты об отборе образцов (проб) продукции, обследовании объектов окружающей среды, протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз, объяснения должностных лиц органов государственного контроля (надзора), работников, на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований, и другие документы или их копии, связанные с результатами мероприятия по контролю. Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю юридического лица или его заместителю и индивидуальному предпринимателю или их представителям под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле органа государственного контроля (надзора).

В случае выявления в результате мероприятия по контролю административного правонарушения должностным лицом органа государственного контроля (надзора) составляется протокол в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, и даются предписания об устранении выявленных нарушений.

Должностные лица органов государственного контроля (надзора) при проведении мероприятий по контролю обязаны проводить мероприятия по контролю на основании и в строгом соответствии с распоряжениями органов государственного контроля (надзора) о проведении мероприятий по контролю в порядке, установленном статьей 8 настоящего Федерального закона (ст. 11 Закона от 08.08.2001 №134-ФЗ).

В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

Как следует из материалов дела основанием для вынесения дополнения к предписанию от 06.11.2008 № 01-16-13/1048 послужил вывод вышестоящего административного органа Управления Роспотребнадзора по Свердловской области по результатам анализа материалов внеплановой проверки, проведенной Центральным Екатеринбургским отделом Управления Роспотребнадзора по Свердловской области совместно с Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в Ленинском районе и Верх-Исетском районе г. Екатеринбурга, о ненадлежащем исследовании сертификатов на дополнительное обслуживание.

В оспариваемом дополнении к предписанию от 06.11.2008 заявителю предписано в срок до 21.11.2008 в целях устранения вышеназванных нарушений прав потребителей произвести следующие мероприятия:

1. в сертификате программы дополнительного обслуживания разграничить действия продавца в гарантийных и не гарантийных случаях по проблемам с приобретенным товаром,

2. во избежание введения в заблуждение потребителей относительно принятых гарантийных и не гарантийных обязательств, приостановить продажу сертификатов программы дополнительного обслуживания до внесения необходимых изменений.

Предписания об устранении выявленных нарушений санитарных правил обязательны для исполнения независимо от факта привлечения к административной ответственности. Предписание является мерой реагирования государственного органа на нарушения обязательных для соблюдения норм законодательства и имеет своей целью в данном случае устранение угрозы санитарному благополучию населения и прекращения нарушения прав потребителей.

Вместе с тем иного порядка выдачи проверяемым юридическим лицам обязательных для исполнения предписаний по результатам мероприятий по контролю как плановых, так и внеплановых названные нормы не предусматривают.

Пунктом 7.7 Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по осуществлению в установленном порядке проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 19.10.2007 № 658, установлено, что при проведении внеплановых проверок выполняются административные процедуры, аналогичные тем, которые выполняются при проведении плановых проверок.

Поскольку судом установлен факт нарушения заинтересованным лицом процедуры вынесения оспариваемого дополнения к предписанию от 06.11.2008 № 01-16-13/1048, суд полагает, что требования заявителя о признании незаконным и отмене  дополнения к предписанию от 06.11.2008 № 01-16-13/1048, вынесенного Центральным Екатеринбургским отделом Управления Роспотребнадзора по Свердловской области, подлежат удовлетворению.

В силу ч.1 ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В порядке распределения судебных расходов подлежит взысканию с Центрального Екатеринбургского отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в пользу ООО «М. Видео Менеджемент» 2000 рублей в возмещение расходов по оплате государственной пошлины, понесенных при подаче настоящего заявления .

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167-170, 201, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Требования общество с ограниченной ответственностью «М. Видео Менеджемент» о признании незаконным и отмене дополнения к предписанию от 06.11.2008 № 01-16-13/1048, вынесенного Центральным Екатеринбургским отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области, удовлетворить.

2. Признать незаконным и отменить дополнение к предписанию об устранении выявленных нарушений санитарных правил и о прекращении нарушений прав потребителей от 06.11.2008 № 01-16-13/1048, вынесенное Центральным Екатеринбургским отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области.

3. Взыскать с Центрального Екатеринбургского отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «М. Видео Менеджемент» государственную пошлину в размере 2000 рублей в порядке распределения судебных расходов.

4. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу.

В соответствии с частью 2 статьи 257 и частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной инстанции можно получить соответственно на интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru».

Судья С. В. Плюснина