ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-33765/12 от 06.12.2012 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: A60.mail@ arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

13 декабря 2012 года Дело №А60-  33765/2012

Резолютивная часть решения объявлена 06 декабря 2012 года

Полный текст решения изготовлен 13 декабря 2012 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи В.В.Окуловой, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи О.И.Колтуновой, рассмотрел в судебном заседании дело №А60-  33765/2012

по заявлению ФИО1

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 32 по Свердловской области (ИНН <***>)

третье лицо: ФИО2

о признании незаконным решения

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО3, представитель по доверенности 66 АА 1377800 от 05.12.2012, паспорт;

от заинтересованного лица: ФИО4, специалист 1 разряда юридического отдела, доверенность от 11.01.2012 № 08-15/00100, удостоверение;

от третьего лица: не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на сайте суда; поступило ходатайство о рассмотрении заявления в отсутствие представителя.

Лицам, участвующим в деле, разъяснены права и обязанности, право на отвод суду. Отвода суду не заявлено.

ФИО1 обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 32 по Свердловской области о признании незаконным решения от 05.07.2012 об отказе в государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное хозяйство «Кедр». Кроме того, просит взыскать с межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 32 по Свердловской области государственную пошлину в сумме 4000 руб., уплаченную за регистрацию ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство «Кедр», государственную пошлину за нотариальное удостоверение заявления по форме № Р11001 в размере 400 руб., в возмещение расходов на оплату услуг представителя 15000 руб., в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 200 руб.

Заинтересованное лицо представило отзыв, просит в удовлетворении заявления отказать, считая оспариваемое решение законным и обоснованным. Требование о возмещении расходов на оплату юридических услуг считает завышенным, порядок возврата госпошлины в случае вынесение решения об отказе в государственной регистрации Налоговым кодексом РФ не предусмотренным.

От третьего лица - ФИО2 поступило пояснение по делу, заявленные требования поддерживает.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

25.06.2012 ФИО1 и ФИО2 проведено общее собрание учредителей, на котором принято решение об учреждении ООО «ЖКХ «Кедр» (протокол общего собрания учредителей от 25.06.2012).

28.06.2012 ФИО1 в межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 32 по Свердловской области представлен пакет документов для регистрации ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство «Кедр», а именно: заявление о государственной регистрации юридического лица при создании (форма Р11001), протокол общего собрания учредителей от 25.06.2012, Устав Общества, утвержденный решением общего собрания учредителей от 25.06.2012, квитанция об уплате государственной пошлины от 25.06.2012.

Решением от 05.07.2012 регистрирующий орган отказал в регистрации юридического лица на основании п.п. «а» п.1 ст.23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в связи с непредставлением определенных статьей 12 ФЗ № 129 от 08.08.2001 необходимых для государственной регистрации документов, а именно: поскольку протоколом общего собрания участников от 25.06.2012 не определен участник, на которого возложены функции заявителя при государственной регистрации, заявителями должны выступать все участники, принявшие решение о создании юридического лица, следовательно, заявление по форме Р11001 подписано не всеми уполномоченными лицами.

Полагая, что данное решение является незаконным, нарушающим права и законные интересы заявителя, ФИО1 обратилось с заявлением в арбитражный суд.

При рассмотрении настоящего спора суд исходит из следующего.

Статьей 12 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусмотрено, что при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;

б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;

д) документ об уплате государственной пошлины.

В соответствии с п. 3 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации правоспособность юридического лица возникает в момент его создания.

Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (п. 2 ст. 51 ГК РФ).

Согласно подп. "б" п. 1.3 ст. 9 Закона N 129-ФЗ при государственной регистрации юридического лица при создании заявителями могут быть учредитель или учредители юридического лица. Заявление, предоставляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке (п. 1 ст. 9 Закона о регистрации).

С данными нормами согласуются положения подп. 9.1.1 п. 9 формы заявления о государственной регистрации юридического лица при создании N Р11001, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439, Методические разъяснения по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утвержденные Приказом Федеральной налоговой службы РФ от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16@, предусматривающие, что при данном виде государственной регистрации (создание юридического лица) заявителем может являться: учредитель юридического лица - физическое лицо; руководитель юридического лица - учредителя; иное лицо, действующее на основании полномочия.

Исходя из анализа правовых норм, нельзя исключать возможность обращения с заявлением о государственной регистрации юридического лица при его создании уполномоченного представителя, а также одного из учредителей (участников) общества, действующего по поручению всех учредителей, если этому есть документальное подтверждение.

В данном случае с заявлением о государственной регистрации ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство «Кедр» обратился один из учредителей юридического лица – ФИО5.

Обращение с заявлением о государственной регистрации юридического лица одного из учредителей соответствует волеизъявлению другого учредителя Общества - ФИО2, и не противоречит требованиям действующего законодательства о государственной регистрации.

Основания для отказа в государственной регистрации установлены статьей 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Согласно подп. "а" п. 1 ст. 23 Закона о регистрации одним из оснований для отказа в государственной регистрации является непредставление определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.

Перечень оснований для отказа в регистрации является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Материалами дела подтверждено и не оспаривается регистрирующим органом, что с заявлением о государственной регистрации юридического лица по форме N Р11001, подписанным одним из учредителей общества, представлены все документы, перечисленные в ст. 12 Закона о регистрации, в том числе протокол общего собрания учредителей от 25.06.2012.

Из содержания данного протокола можно сделать вывод о согласованности единогласно принятых учредителями ФИО1 и ФИО2 решений, направленных на создание о юридического лица - ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство «Кедр» (решение об утверждении уставного капитала, Устава, назначении директора).

Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание уведомительный характер государственной регистрации юридических лиц в силу закона, суд считает, что с заявлением о государственной регистрации вновь созданного юридического лица обратилось уполномоченное лицо, в связи с чем оснований для отказа в государственной регистрации у регистрирующего органа не имелось.

Учитывая изложенное, требование заявителя о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 32 по Свердловской области от 05.07.2012 об отказе в государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное хозяйство «Кедр» подлежат удовлетворению.

Как пояснил в судебном заседании представитель заявителя, в настоящее время ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство «Кедр» зарегистрировано в качестве юридического лица на основании повторно поданного заявления о государственной регистрации, в связи с чем требование об обязании налоговый орган произвести регистрацию не обращается.

Заявитель просит взыскать с регистрирующего органа понесенные убытки, возникшие в связи с незаконным отказом в государственной регистрации, в том числе государственную пошлину в сумме 4000 руб., уплаченную за регистрацию ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство «Кедр», государственную пошлину за нотариальное удостоверение подписи на заявлении по форме № Р11001 в размере 400 руб.

В соответствии с п. 2 ст. 24 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» регистрирующий орган возмещает ущерб, причиненный отказом в государственной регистрации, уклонением от государственной регистрации или нарушением порядка государственной регистрации, допущенным по его вине.

Из приведенной статьи следует, что возмещение ущерба по данной категории дел предусмотрено специальной нормой закона. Требования заявителя о возмещении ущерба неразрывно связаны с незаконным отказом регистрирующим органом в государственной регистрации юридического лица и в данном случае заявитель обратился в суд не как физическое лицо, а в качестве учредителя юридического лица, в регистрации которого незаконно отказано.

В соответствии со ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.

Понятие убытков раскрыто законодателем в ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации. Это расходы, которое лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Заявитель пояснил, что вследствие отказа в регистрации ему был причинен ущерб в размере 4400 руб., а именно 4000 руб. составили расходы по уплате государственной пошлины за государственную регистрацию юридического лица, 400 руб. - расходы за удостоверение нотариусом подлинности подписи заявителя на заявлении о государственной регистрации юридического лица при создании.

В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.

Таким образом, удостоверение подписи нотариусом является обязательным условием для обращения в регистрирующий орган.

Расходы заявителя на удостоверение подписи нотариусом подтверждаются в разделе 13 заявления на регистрацию, в котором имеется отметка нотариуса о взыскании с заявителя денежных средств.

При таких обстоятельствах понесенные заявителем расходы на оплату услуг нотариуса в размере 400 руб. подлежат возмещению с регистрирующего органа. Кроме того, с налогового органа подлежат взысканию убытки в виде расходов по уплате государственной пошлины в сумме 4000 руб., понесенных в связи с необоснованным отказом в государственной регистрации.

Согласно ст.ст. 106, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей) в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде, являются судебными издержками.

Расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (ч.2 ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В подтверждение расходов на оплату услуг представителя в сумме 15000 рублей заявитель представил: договор на оказание юридических услуг от 12.07.2012, расписку о получении денежных средств за оказание юридических услуг от 12.07.2012.

Оценив представленные доказательства в совокупности в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд находит требование подлежащим удовлетворению в заявленной сумме.

Определенная сумма стоимости услуг по подготовке заявления в арбитражный суд и представительству в арбитражном суде является разумной. Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2004г. № 454-О суд не вправе уменьшать размер расходов на оплату юридических услуг произвольно при непредставлении доказательств чрезмерности предъявляемых ко взысканию расходов.

Лицо, требующее возмещения расходов на оплату юридических услуг, доказывает их размер и факт выплаты, другая сторона вправе доказывать их чрезмерность (п.3 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 5 декабря 2007г. № 121). Поскольку ответчиком не представлено доказательств в части чрезмерности размера предъявляемой ко взысканию суммы расходов, требование в указанной части подлежит удовлетворению в заявленной сумме 15000 руб.

В соответствии со ст.110 АПК РФ государственная пошлина в сумме 200 руб. подлежит взысканию с заинтересованного лица в пользу заявителя.

Руководствуясь ст. 110, 167-170,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Требования заявителя удовлетворить.

Признать незаконным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 32 по Свердловской области от 05.07.2012 об отказе в государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное хозяйство «Кедр».

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 32 по Свердловской области в пользу ФИО1 убытки, в виде расходов по уплате государственной пошлины за государственную регистрацию в размере 4000 (четыре тысячи) руб., государственной пошлины за нотариальное удостоверение заявления по форме № Р11001 в размере 400 (четыреста) руб.

В порядке распределения судебных расходов взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 32 по Свердловской области в пользу ФИО1 в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 200 (двести) рублей, в возмещение расходов на оплату услуг представителя 15000 (пятнадцать тысяч) руб.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья В.В.Окулова