ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-3395/2018 от 27.04.2018 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

07 мая 2018 года Дело № А60-3395/2018

Резолютивная часть решения объявлена 27 апреля 2018 года

Полный текст решения изготовлен 07 мая 2018 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Е.Л.Невмерухи, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А. В. Михеевой, рассмотрел в судебном заседании дело №А60-3395/2018

по иску ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "СЫЗРАНЬВОДОКАНАЛ" (ИНН 6325028144, ОГРН 1026303055503)

к ФЕДЕРАЛЬНОМУ КАЗЕННОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ "ОБЪЕДИНЕННОЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ КОМАНДОВАНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО ВОЕННОГО ОКРУГА" (ИНН 6670334962, ОГРН 1116670010148)

третье лицо не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерство Обороны Российской Федерации

о взыскании 418094руб.92коп.,

при участии в судебном заседании:

от истца: М.А. Бородинов, представитель по доверенности от 25.12.2017г., паспорт.

от ответчика: Г.О. Камозин, представитель по доверенности от 25.12.2017г., паспорт.

от третьего лица: Г.О. Камозин, представитель по доверенности от 15.03.2017г., паспорт.

Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

Судебное заседание проведено с использованием средств аудиозаписи.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "СЫЗРАНЬВОДОКАНАЛ" (далее - истец) обратилось в арбитражный суд Самарской области с иском к ФЕДЕРАЛЬНОМУ КАЗЕННОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ "ОБЪЕДИНЕННОЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ КОМАНДОВАНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО ВОЕННОГО ОКРУГА" (далее- ответчик) о взыскании задолженности за сброс загрязняющих веществ, размещения массы осадка сточных вод и негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период январь- март 2017г. в размере 418094руб.92коп.

Определением 20.12.2017г. дело передано по подсудности на рассмотрение Арбитражного суда Свердловской области.

Определением от 01.02.2018г. исковое заявление суд принял к производству.

Определением от 26.02.2018г. суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора- Министерство Обороны Российской Федерации.

Представитель истца поддержал исковые требования, заявил ходатайство о приобщении платежных поручений. Ходатайство судом удовлетворено в порядке ст. 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Ответчик заявил ходатайство о приобщении дополнений. Ходатайство судом удовлетворено в порядке ст. 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель ответчика указал, что обоснованной суммой исковых требований является сумма в размере 357234руб.23коп. В удовлетворении требований о взыскании платы за массу осадков сточных вод ответчик просил отказать, поскольку истцом не доказан факт внесения платежей на заявленную сумму.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд

установил:

Как следует из материалов дела, 23.05.2016 г. между ФКУ "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" и ООО "Сызраньводоканал" был заключен Государственный контракт на оказание услуг холодного водоснабжения и водоотведения N 55/к/295 (далее по тексту - государственный контракт) (в редакции протокола согласования разногласий от 23.05.2016 г.).

Государственный контракт вступает в силу с момента подписания и распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие с 01.01.2016 г. (п. 19.1.).

При этом услуги в рамках указанного государственного контракта должны быть оказаны в период с 01.01.2016 г. по 30.11.2016 г. (п. 19.2.).

В материалы дела представлено письмо № 49/3/3476 от 19.04.32017г. согласно которому, полномочия ФКУ «ОСК Центрального военного округа» по заключению государственных контрактов на оказание услуг холодного водоснабжения и водоотведения распространяются только на период с января по 31 марта 2017г.

Согласно п. 2.1. и 2.2. государственного контракта Исполнитель принял на себя обязательства по снабжению 464 отделение территориальное эксплуатации и контроля за оказанием услуг (далее - Получатель услуг) холодной питьевой водой и приему сточных вод, а Заказчик обязался оплачивать оказанные услуги в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены настоящим Контрактом.

В соответствии с п. 2.4. государственного контракта местом исполнения обязательств по контракту являются военные городки, расположенные в Самарской области, г. Сызрань.

В соответствии с п. 6.4 контракта оплата производится ежемесячно, на основании платежных документов, до 10-го числа месяца, следующего за расчетным.

Согласно п. 7.1.3 контракта исполнитель обязуется осуществлять производственный контроль состава и свойств сточных вод.

Контроль осуществляется истцом в соответствии с требованиями гл. 11 контракта путем проведения отбора проб сточных вод.

Нормативы допустимых концентраций загрязняющих веществ согласованы сторонами в приложении N 4 к контракту.

В силу п. 7.2.5 контракта истец вправе взимать с ответчика плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения после согласования между сторонами.

В п. 7.3.6 контракта предусмотрено, что Учреждение обязано производить оплату по контракту в порядке, в сроки и размере, которые определены в соответствии с контрактом, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и плату за нарушение нормативов по объему и составу сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, а также вносить плату за вред, причиненный водному объекту после согласования между сторонами.

В соответствии с п. 7.3.18 контракта ответчик обязан соблюдать установленные нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ при сбросе сточных вод в канализацию, а также соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод в целях предотвращения негативного воздействия на централизованную систему водоотведения.

В период с 01 января 2017 года по 31 марта 2017 года лабораторией ООО «Сызраньводоканал» были зафиксированы превышения предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в пробах, отобранных на объектах ответчика, включенных в контракт № 55/к/295 от 23.05.2016 года. На основании Федерального Закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Постановления Правительства от 13.09.2016 года№ 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах», Постановления Правительства Самарской области от 22.07.2009 года № 340 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Самарской области с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов Самарской области, и условиях корректировки размеров платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Самарской области» была рассчитана плата за сброс загрязняющих веществ и массу осадка сточных вод.

Расчет платы за массу осадка сточных вод, размещаемую истцом при сбросе абонентами загрязняющих веществ в размерах, превышающих нормативы предельно-допустимых концентраций, проводится по формуле, установленной Постановлением Правительства Самарской области от 22.07.2009 года № 340.

Плата за негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения является независимой от сброса загрязняющих веществ и распространяется на всех абонентов с 01 января 2014 года. Рассчитывается данная плата в соответствии с разделом VII Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 года №644.

Нормативы данной платы установлены Приложением № 3 Правил холодного водоснабжения и водоотведения. В соответствии с п. 123 Правил плата взимается с абонентов при нарушении требований п. 114 Правил и превышении в сбросах сточных вод допустимых концентраций загрязняющих веществ, установленных Приложением № 3 Правил.

В соответствии с расчетами платы за сброс загрязняющих веществ (сверх нормы) в водные объекты за январь 2017 года сумма задолженности составила 134 144,45 рубля.

В соответствии с расчетами платы за массу осадка сточных вод, размещаемую в ООО Сызраньводоканал» при сбросе абонентом загрязняющих веществ в размерах, превышающих пределы допустимой концентрации за январь 2017 года, сумма задолженности составляет 24 518,69 рубля.

Согласно расчетам платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за январь 2017 года сумма задолженности составила 13500,60 рубля. Общая сумма задолженности за январь 2017 года составляет 172 163,14 рубля.

В соответствии с расчетами платы за сброс загрязняющих веществ (сверх нормы) в водные объекты за февраль 2017 года сумма задолженности составила 84 981,65 рубля.

В соответствии с расчетами платы за массу осадка сточных вод, размещаемую в ООО «Сызраньводоканал» при сбросе абонентом загрязняющих веществ в размерах, превышающих пределы допустимой концентрации за февраль 2017 года сумма задолженности составила 15 883,89 рубля.

Как указывает истец, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за февраль 2017 года не производился.

Общая сумма задолженности за февраль 2017 года составляет 100 865,54 рубля.

В соответствии с расчетами платы за сброс загрязняющих веществ (сверх нормы) в водные объекты за март 2017 года сумма задолженности составила 124 607,63 рубля.

Согласно расчетам платы за массу осадка сточных вод, размещаемую в ООО «Сызраньводоканал» при сбросе абонентом загрязняющих веществ в размерах, превышающих пределы допустимой концентрации за март 2017 года, сумма задолженности составляет 20 458,01 рубля.

Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за март 2017 года не производился.

Общая сумма задолженности за март 2017 года составляет 145 065,64 рубля.

Всего общая сумма задолженности за сброс загрязняющих веществ, размещение массы осадка сточных вод и негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период январь-март 2017 года, согласно расчетам истца составила 418 094,92 руб.

В соответствии с положениями ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (п. 1 ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п. 1 ст. 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

В соответствии с постановлением администрации городского округа Сызрань от 01.07.2013 N 1839, ООО "Сызраньводоканал" определено гарантирующей организацией систем водоснабжения и водоотведения г.о. Сызрань.

В силу пункта 64 Правил N 167 абонент должен обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод.

Пунктом 65 Правил N 167 определено, что контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией ВКХ путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.

Согласно пунктам 69, 70 Правил N 167 оплата абонентом полученной питьевой воды и сброшенных сточных вод производится в соответствии с данными учета, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или договором, и фактического количества загрязняющих веществ, сброшенных со сточными водами в систему канализации, в соответствии с данными учета, полученными на основании лабораторного контроля.

В случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ).

Факт сброса ответчиком загрязняющих веществ и негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения подтвержден материалами дела, и ответчиком документально не оспорен.

Учитывая, что законодателем установлены гарантии для защиты прав организаций ВКХ, которые осуществляются в рамках договорных отношений, в данном случае на стороне ответчика имеется неисполненное денежное обязательство.

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения, в том числе связанные с порядком заключения договоров, подлежат регулированию Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон № 416-ФЗ), а также Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – Правила № 644).

В силу пункта 15 Правил № 644 договор холодного водоснабжения, договор водоотведения или единый договор холодного водоснабжения и водоотведения заключаются на срок, указанный в договоре. Если за месяц до истечения срока действия договора ни одна из сторон не заявит о его прекращении, изменении или заключении договора на иных условиях, соответствующих требованиям Закона № 416-ФЗ, срок действия договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения продлевается на тот же срок и на тех же условиях.

В пункте 70 Единого типового договора холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 645 «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения», также предусмотрена автоматическая пролонгация договора на следующий период.

Поскольку законодательство не требует обязательного включения в договор водоснабжения и водоотведения условия о его автоматической пролонгации, Федеральный Закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» пролонгацию государственных контрактов не запрещает, из материалов дела не следует, что сторонами в рассматриваемый контракт вносились изменения, стороны заявляли о его прекращении, то суд приходит к выводу о том, что правоотношения сторон в спорный период регулировались условиями контракта № 55/к/295.

Возражая против исковых требований, ответчик указывает, что истцом в материалы дела не представлены документы, подтверждающие внесение платежей за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов (осадков) при обработке сточных вод, что суд считает необоснованным, поскольку истцом в материалы дела представлены платежные поручения о внесении платежей в Управление Роспотребнадзора по Самарской области № 697 от 19.04.2018г., № 698 от 19.04.2018г., № 332 от 13.02.2018г.

Истец пояснил, что оплаты произведены истцом по установленным для него тарифам.

При этом доводы ответчика, что из представленных истцом оплат невозможно установить была ли оплата за ответчика за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов (осадков) при обработке сточных вод, судом отклоняются, поскольку оплата произведена истцом по установленным для него ценам, доказательств обратного ответчиком в материалы дела не представлено.

Расчет задолженности ответчика по оплате расходов на негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов (осадков) при обработке сточных вод, произведен истцом в соответствии с действующим законодательством.

Учитывая вышеизложенное и в соответствии с ст. ст. 309, 310, 781ГК РФ суд считает исковые требования в размере 418094руб.92коп. - плата за сброс загрязняющих веществ, размещение массы осадка сточных вод и негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за 2016 год подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицом, участвующим в деле, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются со стороны.

С учетом изложенного, государственная пошлина, уплаченная истцом при предъявлении иска, подлежит взысканию с ответчика в пользу истца на основании ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь ст.110, 167-170, 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1.Исковые требования удовлетворить.

2.Взыскать с ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "ОБЪЕДИНЕННОЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ КОМАНДОВАНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО ВОЕННОГО ОКРУГА" (ИНН 6670334962, ОГРН 1116670010148) в пользу ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "СЫЗРАНЬВОДОКАНАЛ" (ИНН 6325028144, ОГРН 1026303055503) 418094руб.92коп. – основной долг, а также взыскать в возмещение расходов по оплате государственной пошлины по иску 11362руб.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

3. С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе «Картотека арбитражных дел» в карточке дела в документе «Дополнение». В случае неполучения взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении. Взыскатель может обратиться в арбитражный суд с заявлением о выдаче исполнительного листа нарочно в иную дату. Указанное заявление должно поступить в суд не позднее даты, указанной в карточке дела в документе «Дополнение».

В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела «Дополнение».

Судья Е.Л. Невмеруха