АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,
www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург
03 декабря 2018 года Дело №А60-33989/2018
Резолютивная часть решения объявлена 26 ноября 2018 года
Полный текст решения изготовлен 03 декабря 2018 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи И.В. Хачева при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания В.И. Липендиным рассмотрел в судебном заседании дело
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Мясная классика" (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 30 по Свердловской области (ОГРН <***> ИНН <***>) о признании ненормативного акта недействительным, бездействия незаконным
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1 представитель по доверенности от 12.03.2018,
от заинтересованного лица: ФИО2 представитель по доверенности № 14-03 от 13.07.2018. ФИО3 представитель по доверенности № 14-01 от 13.07.2018, ФИО4 представитель по доверенности от 06.12.2017 №01-28.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
ООО «Мясная классика» просит признать недействительным решение от 22.03.2018 № 14-02 в части доначисления:
- налога на прибыль в размере 2 106 608 руб., а также соответствующих сумм пени,
- штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ (налог на прибыль) в сумме 315 014,96
- штрафа по п. 2 ст. 120 НК РФ в размере 15 000 руб.
- штраф по ст. 123 НК РФ 146 280 руб.
Кроме этого заявитель просит признать незаконными действия Межрайонной инспекции ФНС России № 30 по Свердловской области по списанию 02.07.2018 года денежных средств, на общую сумму 4 631 330,94 руб., обязать Межрайонную инспекцию ФНС России № 30 по Свердловской области возвратить Истцу излишне взысканные денежные средства в размере 4 631 330,94 руб.
Заинтересованное лицо возражает против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
Межрайонной ИФНС России № 30 по Свердловской области проведена выездная налоговая проверка Общества с ограниченной ответственностью «Мясная классика» по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за период с 29.05.2014 по 31.12.2016.
По результатам налоговой проверки инспекцией составлен акт от 07.02.2018 № 14-02, принято оспариваемое решение от 22.03.2018 № 14-02 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым доначислены налоги в общей сумме 4 228 477 рублей, начислены пени в размере 687 475,32 рубля, ООО «Мясная классика» привлечено к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 571 173,10 рублей по п.2 ст. 120, п.1 ст. 122, ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с решением инспекции ООО «Мясная классика» обратилось в УФНС России по Свердловской области с апелляционной жалобой на решение от 22.03.2018 № 14-02.
С учетом решения вышестоящего налогового органа обществу доначислены:
- налог на прибыль 3 411 035 руб.
- пени 527 087,08 руб.
- штраф по ст. 122 НК РФ 341 103,50 руб. - НДФЛ- 129 546 руб.
- пени - 61 279,36 руб.
- штраф по п. 1 ст. 123 НК РФ - 146280,00 руб.
- штраф по п. 2 ст. 120 НК РФ - 15 000 руб.
Спорные доначисления налога на прибыль, пени и штраф связаны со следующими выводами проверки.
По мнению проверяющих, часть косвенных расходов за 2015-2016 г.г. фактически относятся к нормируемым рекламным расходам и должны включаться в расходы с учетом положений абз.5 п. 4 ст. 264 НК РФ.
В 2015 году у ООО «Мясная классика» выручка от реализации составила 511 791 202 рублей, 1% от выручки составляет - 5 117912 рублей. Таким образом, фактически косвенные расходы за 2015 год завышены.
В 2016 году у ООО «Мясная классика» выручка от реализации составила 297 871 198 рублей, 1% от выручки составляет - 2 978 712 рублей. Таким образом, фактически косвенные расходы за 2016 год завышены.
За период 2015-2016 г. г. налогоплательщиком допущено занижение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций в связи с учетом в косвенных расходах затрат на рекламу в полном объеме, без учета требований п.п. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ, что повлекло доначисление налога в размере 2 106 608 рублей.
Суд полагает, что заявленные требования в указанной части подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается полученная налогоплательщиком прибыль, то есть полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
Расходами согласно ст.252 НК РФ признаются обоснованные
(экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В зависимости от характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика расходы подразделяются на связанные с производством и реализацией и внереализационные расходы.
Согласно подп.4 п.1 ст.253 НК РФ расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя: прочие расходы.
В соответствии с подп. 14, 15, 27 п.1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся следующие расходы налогоплательщика: расходы на юридические и информационные услуги; расходы на консультационные и иные аналогичные услуги; расходы на текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно связанной с производством и реализацией товаров (работ, услуг).
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом объектом рекламирования могут выступать товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Согласно п.1 подп.28 ст.264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся следующие расходы налогоплательщика: расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений пункта 4 настоящей статьи;
Пунктом 4 ст. 264 НК РФ установлено, что к расходам организации на рекламу в целях настоящей главы относятся:
расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению), информационно-телекоммуникационные сети, при кино- и видеообслуживании;
расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
В целях налогообложения, поименованные в абзацах втором - четвертом п. 4 ст. 264 НК РФ услуги по рекламе товара, не относятся к нормируемым услугам. Ненормируемые расходы в полном объеме включаются в состав расходов при исчислении налога на прибыль.
Согласно абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абзацах втором - четвертом настоящего пункта, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса.
По настоящему делу речь идет о следующих расходах, понесенных заявителем при оплате услуг:
1. услуги по организации размещения информации о товаре в рекламных изданиях в листовках, каталогах, рекламных газетах, информационных журналах торговых сетей Мегамарт, Кировский, Магнит, Монетка и прочие, принадлежащие ООО «Аппетина», ООО «Стратег», ООО «Лев», ЗАО «Тандер», ООО «Фокус-Ритейл», ИП ФИО5;
2. услуги рекламораспространителя по медиапрокату внутри помещения по информационно-телекоммуникационной сети (видеоролики на мониторах в торговых залах по технологии IndoorTV (ЗАО «Тандер»));
3. размещение товара на 4-х стандартных рекламо-местах в промо-зоне, реклама товара потенциальным покупателям в торговых точках при его продаже с использованием квалифицированного персонала в торговых сетях ООО «Фокус-Ритейл» (по договору оказания услуг от 28.12.2015 с ООО Управляющая компания «РМ-Консалт»);
4. услуги по выделению товара ООО «Мясная классика» «желтым»
ценником (по договору об оказании услуг от 01.03.2015 № 4146-Ю-ДЗ с АО «ДИКСИ ЮГ»);
5. услуги по распространению информации о товарах ООО «Мясная
классика» путем размещения на информационных носителях и услуги по проведению акций в магазинах исполнителя (ЗАО ТД «Перекресток»);
6. услуги по рекламированию товара путем демонстрации образцов товара в магазинах Ашан-Екатеринбург (ООО «АШАН»).
При разрешении настоящего спора суд исходит из следующего.
В соответствии с п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", при применении данной нормы судам следует исходить из того, что не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает перечисленным критериям, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота.
Не следует рассматривать в качестве рекламы размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.
Указанные выводы не противоречат вышеуказанному положению п. 4 ст. 264 НК РФ, поскольку понятие рекламных услуг применительно к данной статье не содержит требования о размещении информации в месте реализации товара.
Соответственно, учитывая единые принципы правового регулирования суд исходит из того, что услуги по организации размещения информации о товаре в рекламных изданиях в листовках, каталогах, рекламных газетах, информационных журналах торговых сетей Мегамарт, Кировский, Магнит, Монетка и прочие, принадлежащие ООО «Аппетина», ООО «Стратег», ООО «Лев», ЗАО «Тандер», ООО «Фокус-Ритейл», ИП ФИО5, услуги по выделению товара ООО «Мясная классика» «желтым» ценником (по договору об оказании услуг от 01.03.2015 № 4146-Ю-ДЗ с АО «ДИКСИ ЮГ»), услуги по распространению информации о товарах ООО «Мясная классика» путем размещения на информационных носителях и услуги по проведению акций в магазинах исполнителя (ЗАО ТД «Перекресток»), не могут рассматриваться в качестве рекламных, носят информационный, либо маркетинговый характер.
Такие виды услуг, направленные на продвижения товара, наравне с рекламными прямо предусмотрены с ст.9 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и их принятие в полном объеме в составе прочих затрат предусмотрено ст. 264 НК РФ (пп. 14, 15, 19, 27 и 49 п. 1 ст. 264) и не противоречит позиции Минфина РФ, изложенной в письме № 03-03-06/1/85 от 19.02.2010 г. Налоговое законодательство не предусматривает их нормирования и они подлежат учету по фактическим затратам.
Услуги по медиапрокату внутри помещения по информационно-телекоммуникационной сети (видеоролики на мониторах в торговых залах по технологии IndoorTV (ЗАО «Тандер»)) также оказываются по месту реализации товара. Кроме того, суд принимает доводы заявителя об их соответствии требованиям п. 4 ст. 264 НК РФ, поскольку трансляция видеороликов осуществлялась по информационно-телекоммуникационной сети и локальный характер указанной сети не подтверждается доказательствами и может также рассматриваться как видеообслуживание.
Размещение товара на 4-х стандартных рекламо-местах в промо-зоне, реклама товара потенциальным покупателям в торговых точках при его продаже с использованием квалифицированного персонала в торговых сетях ООО «Фокус-Ритейл» (по договору оказания услуг от 28.12.2015 с ООО Управляющая компания «РМ-Консалт»), услуги по рекламированию товара путем демонстрации образцов товара в магазинах Ашан-Екатеринбург (ООО «АШАН»), также осуществлялись по месту реализации товара. Кроме того, они могут рассматриваться в качестве расходов на участие в выставках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов.
В указанной части заявленные требования подлежат удовлетворению.
Доводы налогового органа, связанные с отнесением спорных расходов к нормируемым, судом не принимаются по вышеизложенным причинам.
Требования заявителя, связанные с учетом обстоятельств, смягчающих ответственность, судом не принимаются, поскольку как следует из материалов дела, налоговым органом при вынесении оспариваемого решения были учтены обстоятельства, смягчающие ответственность и заявитель не представил суду иных, не учтенных налоговым органом смягчающих обстоятельств.
Требования заявителя, связанные с обжалованием действий налогового органа, по мнению суда также не подлежат удовлетворению.
После вступления решения от 22.03.2018 № 14-02 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в законную силу, Инспекцией приняты меры принудительного взыскания с налогоплательщика задолженности по налогам в порядке ст. ст.46-48 НК РФ.
ООО «Мясная классика» 14.06.2018 обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 22.03.2018 №14-02.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 22.06.2018 по делу № А60-33989/2018 по ходатайству ООО «Мясная Классика» приостановлено исполнение решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 22.03.2018 № 14-02, запрещено совершать действия по бесспорному взысканию доначисленных сумм налога, пени, штрафа.
После вступления решения от 22.03.2018 № 14-02 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в законную силу, Инспекцией приняты меры принудительного взыскания с налогоплательщика задолженности по налогам в порядке ст. ст.46-48 НК РФ.
ООО «Мясная классика» 14.06.2018 обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 22.03.2018 №14-02 (дело № А60-33989/2018).
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 22.06.2018 по делу № А60-33989/2018 по ходатайству ООО «Мясная Классика» приостановлено исполнение решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 22.03.2018 № 14-02, запрещено совершать действия по бесспорному взысканию доначисленных сумм налога, пени, штрафа.
Решения налогового органа о взыскании начисленных сумм по проверке вынесены и направлены в обслуживающий банк до вынесения определения суда. После вынесения определения суда каких-либо действий, связанных с взысканием задолженности со стороны налогового органа судом не установлено.
Доводы заявителя, связанные с необходимостью отзыва инкассовых поручений налоговым органом, судом не принимаются, поскольку принятые судом обеспечительные меры предусматривали приостановление каких-либо действий, однако не были связаны с необходимостью совершения каких-либо действий.
Кроме того, суд также учитывает, что при вступлении настоящего решения в законную силу, спорные суммы подлежат возврату в порядке, предусмотренном ст. 79 НК РФ, т. е. с уплатой процентов со дня, следующего за днем взыскания.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Заявленные требования удовлетворить частично.
2. Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 30 по Свердловской области № 14-02 от 22.03.2018 года в части недоимки по налогу на прибыль в размере 2 106 608 руб., соответствующих пени и штрафа по ст. 122 НК РФ. Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 30 по Свердловской области устранить допущенные нарушения.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.
3. В порядке распределения судебных расходов (ст. 110 АПК РФ) взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 30 по Свердловской области (ОГРН <***> ИНН <***>) в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Мясная классика" (ИНН <***> , ОГРН <***>) 3000 рублей 00 копеек, в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
6. С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе «Картотека арбитражных дел» в карточке дела в документе «Дополнение».
Выдача исполнительных листов производится не позднее пяти дней со дня вступления в законную силу судебного акта.
По заявлению взыскателя дата выдачи исполнительного листа (копии судебного акта) может быть определена (изменена) в соответствующем заявлении, в том числе посредством внесения соответствующей информации через сервис «Горячая линия по вопросам выдачи копий судебных актов и исполнительных листов» на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» либо по телефону Горячей линии <***>.
В случае неполучения взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении.
В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела «Дополнение».
Судья И.В. Хачев