АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,
www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург
27 сентября 2021 года Дело №А60-34266/2021
Резолютивная часть решения объявлена 23 сентября 2021 года
Полный текст решения изготовлен 27 сентября 2021 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.В. Гнездиловой, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.А. Тихомировой, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению акционерного общества «Квантум» (ИНН <***>)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Уральскому федеральному округу (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании незаконным и отмене предписания от 30.04.2021 № П-66/2/17-нд/-1/10
при участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО1, представитель по доверенности от 11.08.2021, паспорт;
от заинтересованного лица – ФИО2, представитель по доверенности от 17.08.2021 № 48-Д, уд.; ФИО3, уд.
Отводов составу суда не заявлено.
Акционерное общество «Квантум» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Уральскому федеральному округу о признании незаконным и отмене предписания от 30.04.2021 № П-66/2/17-нд/-1/10.
Заинтересованное лицо представило возражения на заявление, просит в удовлетворении требований заявителя отказать.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:
30.04.2021 Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Уральскому федеральному округу вынесено предписание в отношении акционерного общества «Квантум» № П-66/2/17-нд/-1/10 об устранении выявленного нарушения.
Полагая, что указанное предписание вынесено неправомерно, акционерное общество «Квантум» обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
По смыслу статей 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требования заявителя о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными действий (бездействия) необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого акта, действий (бездействия) нормам действующего законодательства и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
Оспаривая предписание, заявитель ссылается на то, что общество не было уведомлено в надлежащий срок о начале проведения проверки в отношении него, предписание выдано об устранении нарушения, не выявленного в результате проверки предписание неисполнимо.
Как следует из материалов дела, 26.03.2021 Управлением Роскомнадзора по Уральскому федеральному округу издан приказ №17-нд о проведении плановой выездной проверки в отношении АО «Квантум» - филиал «Квантум-Екатеринбург».
29.03.2021 заинтересованным лицом в адрес генерального директора АО «Квантум» ФИО4 направлено уведомление №7386-02/66 о проведении плановой выездной проверки в отношении общества (период проверки с 05.04.2021 по 30.04.2021 года), с приложением приказа о проведении проверки от 26.03.2021 №17-нд.
Указанное уведомление направлено Управлением 29.03.2021 (за 5 рабочих дней до начала проведения проверки) на юридический адрес общества следующими способами:
- заказным письмом с уведомлением, а 01.04.2021 в 12:27 почтовое отправление уже прибыло в место вручения;
-электронной почтой на электронный адрес АО «Квантум», указанный на официальном сайте общества (принадлежность сайта обществу подтверждается) и в информационном письме №47/13;
-электронной почтой на электронный адрес руководителя дивизиона «Урал», указанный в информационном письме АО «Квантум» от 26.02.2020 №ЕКБ-0045.
Согласно ч. 12 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон №294-ФЗ) о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, или иным доступным способом.
Управлением соблюдена обязанность направления уведомления о проведении проверки в адрес АО «Квантум» в установленные сроки, всеми доступными способами. Ответственность за необеспечение получения юридически значимой корреспонденции лежит на АО «Квантум».
Также, 05.04.2021 с приказом о проведении проверки ознакомлена руководитель дивизиона «Урал» АО «Квантум» ФИО5
Таким образом, АО «Квантум» о проведении проверки извещено в порядке и в сроки, установленные действующим законодательством.
Согласно ч. 1 статьи 16 Закона №294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. Типовая форма акта проверки устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 1 ч. 1 статья 17 Закона №294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Управлением по итогам проведения проверки в отношении АО «Квантум» составлен акт проверки от 30.04.2021 №А-66/2/17-нд/43 и выдано предписание об устранении выявленного нарушения от 30.04.2021 №П-66/2/17-НД/-/1/10, сроком устранения до 30.09.2021г.
Предмет нарушения, указанный в предписании: не обеспечена реализация требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Данное нарушение сформулировано в соответствии с лицензионными условиями лицензий №180314, 181591, 180312, 180313, выданных АО «Квантум».
Нормативно-правовые акты, указанные в предписании (ст. 64 Федерального закона №126-ФЗ от 07.07.2003 «О связи», п. 2,5,6,7 Правил хранения операторами связи текстовых сообщений пользователей услугами связи, голосовой информации, изображений, звуков, видео- и иных сообщений пользователей услугами связи", утв. Постановлением Правительства РФ от 12.04.2018 N 445) раскрывают правонарушение.
В силу п. 2 Постановления Правительства РФ от 12.04.2018 N 445 Оператор связи осуществляет хранение на территории Российской Федерации текстовых сообщений, голосовой информации, изображений, звуков, видео- и иных сообщений пользователей услугами связи данного оператора (далее - сообщения электросвязи) в принадлежащих оператору связи технических средствах накопления информации.
Согласно п. 7 Постановления Правительства №445 Оператор связи обеспечивает защиту технических средств накопления информации от несанкционированного доступа к ним и хранящейся в них информации в соответствии с требованиями, установленными Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Требования к техническим и программным средствам информационных систем, содержащих базы данных абонентов оператора связи и предоставленных им услугах связи, а также информацию о пользователях услугами связи и о предоставленных им услугах связи, обеспечивающих выполнение установленных действий при проведении оперативно-розыскных мероприятий, утверждены Приказом Минкомсвязи России от 29.10.2018 N 573.
Согласно ч. 2 ст. 64 Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" операторы связи обязаны обеспечивать реализацию установленных федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, требований к сетям и средствам связи для проведения этими органами в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.
Управление не вправе вмешивается непосредственно в производственную и хозяйственную деятельность субьекта надзора, а, следовательно порядок устранения обществом выявленного правонарушения определяется самостоятельно.
АО «Квантум» имеет ряд лицензий №№180314, 181591, 180312, 180313 на оказание услуг связи.
Согласно ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (далее - лицензия). Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.
В соответствии с п. 5 Постановления Правительства РФ от 30.12.2020 N 2385 «О лицензировании деятельности в области оказания услуг связи и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее -Постановление №2385) лицензиат при осуществлении лицензируемого вида деятельности должен выполнять обязательные для соблюдения лицензионные требования осуществления деятельности в области оказания услуг связи в соответствии с перечнем согласно приложению N 2.
Согласно п. 15 Постановления №2385 осуществление лицензируемого вида деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
При этом под грубым нарушением лицензионных требований понимаются нарушения ... в том числе: необеспечение реализации требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-разыскных мероприятий (для лицензиатов, оказывающих услуги связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием средств коллективного доступа, услуг связи для целей кабельного вещания, услуг связи для целей эфирного вещания, услуг связи для целей проводного радиовещания).
Таким образом, выявленные Управлением нарушения являются грубыми.
При таких обстоятельствах, оснований для признания оспариваемого предписания недействительным у суда не имеется.
Руководствуясь ст. 110, 167-170,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. В удовлетворении требований отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья Н.В. Гнездилова