ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-34613/06 от 21.12.2006 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

27 декабря 2006 года Дело № А60-34613/06-С10

Резолютивная часть решения объявлена 21.12.2006 года

Полный текст решения изготовлен 27.12.2006 года

Арбитражный суд Свердловской области

в составе судьи О.Э. Шавейниковой

при ведении протокола судебного заседания судьей О.Э. Шавейниковой, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Уральского управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

к индивидуальному предпринимателю Агалакову Александру Витальевичу

о привлечении к административной ответственности,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – Черноголова Н.В., старший инспектор, удостоверение № 04882, доверенность № 1-17/870 от 05.06.2006;

от заинтересованного лица – Агалаков А.В., индивидуальный предприниматель, 28.09.1978 г.р., уроженец г. Дегтярска Свердловской области, паспорт серии 65 04 № 814008, проживающий по адресу Свердловская область, г. Дегтярск, ул. Чернышевского, 86.

Процессуальные права разъяснены. Отвода судье не заявлено. Заявлений и ходатайств не поступило.

Уральское управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта просит привлечь индивидуального предпринимателя Агалакова А.В. к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Заинтересованное лицо требования заявителя признает частично. Отзыв не представлен.

Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, суд

УСТАНОВИЛ:

В период с 8.11.2006 по 15.11.2006 на основании распоряжения от 07.11.2006 № 3008 проведена внеплановая проверка соблюдения индивидуальным предпринимателем Агалаковым Александром Витальевичем условий лицензии АСС-66 № 002527, выданной Уральским управлением госавтодорнадзора, на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом (более 8 человек), в ходе которой выявлены факты нарушения хозяйствующим субъектом условий специального разрешения (лицензии).

По результатам проверки составлены акт № 3008 от 8.11.2006 и протокол об административном правонарушении № 47 от 13.11.2006.

Как следует из названных акта и протокола, заинтересованным лицом при осуществлении пассажирских перевозок на принадлежащем индивидуальному предпринимателю автомобильном транспорте нарушены условия лицензии, а именно: не организована стажировка вновь принятых и принимаемых на работу водителей; не проведено обследование дорожных условий на маршруте регулярных перевозок пассажиров; несогласование маршрута движения с руководящими органами, в ведении которых находятся железнодорожные переезды, что является, по мнению административного органа, нарушением пунктов 3.1.3, 3.2.1, 3.2.3 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения, утвержденного Приказом Минтранса России от 09.03.1995 № 27, пунктов 4.10, 4.15-4.18 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса России от 08.01.1997 № 2.

Суд полагает, что требования заявителя следует удовлетворить, исходя из следующего:

Обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих лицензируемый вид деятельности, получить лицензию и выполнять её условия предусмотрена Федеральным законом Российской Федерации от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Ответственность хозяйствующих субъектов за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в виде административного штрафа на должностных лиц, к которым, в силу ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, относятся лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – в размере от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда, установлена ч. 3 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежат должностные лица в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Из материалов дела следует, что Агалаков А.В. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и осуществляет деятельность на основании свидетельства о государственной регистрации № 005236074 серии 66, а также лицензии серии АСС-66 № 002527, выданной 11.05.2006 Уральским управлением госавтодорнадзора, со сроком действия до 11.05.2011 на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом (более 8 человек).

В соответствии с пунктом 4 статьи 24 Федерального закона Российской Федерации от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.

Как установлено в судебном заседании, в нарушение условий лицензии заинтересованным лицом не проводилось обследование дорожных условий на маршруте регулярных перевозок пассажиров на предмет их соответствия требованиям безопасности движения.

Указанная обязанность закреплена за перевозчиком пунктом 2.6.1 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30.03.1994 № 15, пунктом 5.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Министра транспорта Российской Федерации от 09.03.1995 № 27, а также пунктами 4.15-4.18 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса Российской Федерации от 08.01.1997 № 2, положения которых распространяются на деятельность предприятий всех организационно-правовых форм и форм собственности и предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом.

При этом оценка соответствия состояния автомобильных дорог и подъездных путей требованиям безопасности движения осуществляется на основе предварительно представленных предпринимателем в органы исполнительной власти предложений по составу комиссии, срокам обследования и перечню предлагаемых к обследованию маршрутов.

Пунктом 76 Устава автомобильного транспорта РСФСР, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 08.01.1969 № 12, предусмотрено, что движение автобусов и таксомоторов на маршрутах организуется по расписанию, порядок утверждения которого устанавливается Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР.

Согласно пункту 1 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Минтранса РФ от 30.03.1994 № 15, положения настоящих Требований распространяются на деятельность предприятий всех организационно-правовых форм и форм собственности и предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом.

В соответствии с пунктом 2.6.1 указанных Требований при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий владельцы лицензий обеспечивают безопасность перевозок пассажиров и грузов, для чего перед началом регулярных перевозок пассажиров в соответствии с Уставом автомобильного транспорта РСФСР и Правилами организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте обязательно проводят обследования маршрутов движения.

В пункте 5.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Министра транспорта Российской Федерации от 09.03.1995 № 27, указано, что организации и водители-предприниматели обязаны перед началом регулярных перевозок, а также в процессе их осуществления оценивать соответствие дорожных условий на маршрутах работы подвижного состава установленным требованиям безопасности движения.

Оценка соответствия состояния автомобильных дорог и подъездных путей требованиям безопасности движения осуществляется на основе обследования, проводимого комиссией, формируемой по решению органов исполнительной власти (администрации) соответствующей территории с привлечением работников организаций, осуществляющих перевозки пассажиров и (или) грузов на этих маршрутах, работников дорожных, коммунальных и других организаций, в ведении которых находятся автомобильные дороги, улицы, железнодорожные переезды, трамвайные пути, паромные и ледовые переправы; работников Государственной автомобильной инспекции, Российской транспортной инспекции.

Обследование дорожных условий на маршрутах регулярных перевозок грузов осуществляется не реже одного, а на маршрутах перевозок пассажиров - не реже двух раз в год.

Организация ежегодно представляет в органы исполнительной власти (администрации) соответствующей территории предложения по составу комиссии, срокам обследования и перечню предлагаемых к обследованию маршрутов.

По результатам обследования дорожных условий составляется акт, в котором перечисляются выявленные недостатки, угрожающие безопасности движения. Акты подлежат передаче в органы, уполномоченные исправлять выявленные недостатки и контролировать результаты этой работы. В организации хранятся материалы обследования и копии актов.

При выявлении на маршруте недостатков в состоянии, оборудовании и содержании дорог, улиц, искусственных сооружений и т.д., угрожающих безопасности движения, организации и водители-предприниматели до устранения недостатков в зависимости от обстоятельств: не открывают движение на маршруте перевозок; прекращают движение на маршруте или изменяют маршрут движения; изменяют режимы движения на маршруте и информируют об этом заинтересованные организации, предприятия, население.

Аналогичные нормы содержатся в пунктах 4.15 – 4.18 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса Российской Федерации от 08.01.1997 № 2

Из изложенных норм права следует, что регулярная перевозка пассажиров без предварительного обследования дорожных условий на маршруте движения не допускается.

Согласно п. 4.10 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Министра транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 № 2 открытию маршрутов регулярных автобусных перевозок, проходящих через железнодорожные переезды, предшествует их комплексное обследование и согласование маршрута движения с руководителем организации, в ведении которой находятся железнодорожные переезды.

Правоотношения, касающиеся пассажирских перевозок, возникают не только между перевозчиком и пассажиром - потребителем услуг по перевозке. Статья 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» относит к вопросам организации дорожного движения комплекс организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движения на дорогах, которые по своему содержанию являются административными правоотношениями. Данные правоотношения возникают между перевозчиком и уполномоченными органами государственной власти по вопросам технического обеспечения безопасности движения, соблюдения установленных технических, санитарных, кадровых и иных требований к перевозчикам.

Статья 5 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ устанавливает перечень мер, направленных на обеспечение безопасности движения. К ним отнесены, в частности, регулирование деятельности на автомобильном, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве, координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий, осуществление деятельности по организации дорожного движения; осуществление государственного надзора и контроля за выполнением законодательства РФ, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Согласно пункту 3.1.3Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждения, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса России от 09.03.1995 № 27, лица, впервые нанимаемые на работу в качестве водителя после окончания учебы, а также водители, имевшие перерыв в водительской деятельности более одного года, водители, назначаемые для работы на горных маршрутах, а также водители, переведенные на новый тип транспортного средства или новый маршрут перевозок пассажиров, к управлению транспортными средствами допускаются после прохождения стажировки.

В силу норм пункта 3.2.1 Положения от 09.03.1995 № 27 организация с целью подготовки водителей к самостоятельной работе обязана обеспечить проведение стажировки лиц, перечисленных в п. 3.1.3 названного Положения.

На основании пункта 3.2.3 указанного Положения стажировка должна производиться под руководством водителя - наставника, назначаемого приказом по организации, или иного лица, с которым заключен договор на проведение стажировки, имеющего свидетельство (лицензию) на право стажировки водителей.

Заявителем не представлено суду документов, подтверждающих совершение Агалаковым А.В. правонарушения выразившегося в том, что индивидуальным предпринимателем не организована стажировка вновь принятых и принимаемых на работу водителей. Представленные заинтересованным лицом карточки (листки) стажирования и приказы о наставничестве заполнены надлежащим образом и приобщены к материалам дела. Доказательств обратного, суду не представлено.

Однако указанное обстоятельство - недоказанность одного из установленных заявителем нарушений условий лицензии, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не влияет на квалификацию правонарушения по отмеченной норме Кодекса при факте установления заявителем иных нарушений, указанных в протоколе об административном правонарушении.

Материалами дела подтвержден факт осуществления предпринимателем деятельности по перевозке пассажиров с нарушением условий и требований, установленных указанными выше законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для данного вида деятельности (акт проверки № 3008 от 08.11.2006, протокол об административном правонарушении № 47 от 13.11.2006), а именно: не проведено обследование дорожных условий на маршруте регулярных перевозок пассажиров; маршрут движения не согласован с руководящими органами, в ведении которых находятся железнодорожные переезды.

Представленный индивидуальным предпринимателем лист согласований, в качестве документа, подтверждающего факт согласования схемы маршрута с собственниками железнодорожных переездов судом в силу ст. 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации во внимание не принимается, так как не содержит данных, позволяющих идентифицировать, что указанный лист согласования относится непосредственно к маршруту № 144 г. Дегтярск – г. Екатеринбург, в частности к схеме движения данного маршрута и расположенным на данном маршруте железнодорожным переездам.

Индивидуальным предпринимателем Агалаковым А.В. не представлено суду доказательств, подтверждающих то, что им были предприняты все необходимые меры во исполнение указанных требований.

Основываясь на материалах дела, суд полагает, что полномочия административного органа, событие административного правонарушения и виновность заинтересованного лица в его совершении установлены. Срок привлечения к административной ответственности не нарушен.

Суд считает, что допущенные индивидуальным предпринимателем правонарушения носят существенный характер, поскольку заинтересованным лицом нарушены нормы права, направленные на обеспечение сохранности жизни и здоровья населения.

Принимая во внимание изложенное, суд полагает возможным привлечь индивидуального предпринимателя Агалакова Александра Витальевича к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 30 минимальных размеров оплаты труда - 3000 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 167-176, 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Требования Уральского управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта удовлетворить.

Привлечь индивидуального предпринимателя Агалакова Александра Витальевича (дата рождения - 28.09.1978, уроженец г. Дегтярска Свердловской области, место жительства: Свердловская область, г. Дегтярск, ул. Чернышевского, 86, свидетельство о государственной регистрации № 005236074 серии 66), к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 3000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия, а также в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу.

В соответствии с частью 2 статьи 257 и частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

Судья О.Э. Шавейникова