ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-34778/2021 от 09.12.2021 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

16 декабря 2021 года Дело №А60-34778/2021

Резолютивная часть решения объявлена 09 декабря 2021 года

Полный текст решения изготовлен 16 декабря 2021 года.

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Е.С. Чудниковой (в связи с переменой фамилии с ФИО1 на Чудникову) при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Н.А. Туркиной

рассмотрел дело №А60-34778/2021 по иску МИНИСТЕРСТВА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Администрации городского округа Нижняя Салда (ИНН <***>, ОГРН <***>) о взыскании денежных средств, при участии третьего лица ООО «СК-Электро» (ИНН <***>)

при участии в судебном заседании

от ответчика: ФИО2, представитель по доверенности № 2 от 11.01.2021г.

от иных лиц, участвующих в деле представители явку не обеспечили, о рассмотрении настоящего дела уведомлены надлежащим образом

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.

Истец обратился в суд с иском с требованиями о взыскании с ответчика денежных средств, подлежащих возврату в бюджет Свердловской области в размере 278 479 руб. 51 коп.

В судебном заседании 16.08.2021 г. ответчик заявил ходатайство об отложении судебного заседания, о вызове специалистов, представил отзыв. Отзыв приобщен к материалам дела. Ходатайство о вызове специалистов принято судом к рассмотрению.

В судебном заседании объявлен перерыв для представления дополнительных документов. После перерыва истец представил пояснения. Пояснения приобщены к материалам дела.

Ответчиком заявлено ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, подрядную организацию ООО «СК Электро».

Кроме того, ответчиком заявлено устное ходатайство о вызове свидетеля – представителя подрядной организации.

В судебном заседании 08.10.2021 г. стороны на доводах, изложенных ранее, настаивали. Ответчик заявил ходатайство о вызове в качестве специалистов: ФИО3 – главного инженера проекта, начальник отдела гидротехнического проектирования в ООО «УралКомплектНаука», ФИО4 специалиста-эксперта строительного контроля ООО «Рынок Стоимость Оценка.

Суд, на основании ст. 51 АПК РФ, счел ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «СК-Электро» (ИНН <***>) подлежащим удовлетворению.

Ходатайство о вызове специалиста удовлетворено.

К настоящему судебному заседанию от третьего лица ООО «СК-Электро» поступил отзыв. Отзыв приобщен к материалам дела.

В судебном заседании 25.11.2021 специалист ФИО4 дал пояснения, ответил на вопросы представителей лиц, участвующих в деле.

В связи с необходимостью проверки доводов третьего лица, а также для уточнения правовой позиции сторон с учетом пояснений специалиста, судебное разбирательство отложено.

В настоящем судебном заседании ответчик доводы поддержал, пояснил, что с учетом представленных в дело доказательств и данных пояснений необходимости в вызове в судебное заседание ФИО3 не имеется, оставил вопрос о ее явке в судебное заседание на усмотрение суда.

Рассмотрев материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Правительства РФ от 19.04.2012 № 350 утверждена федеральная целевая программа «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах», в рамках которой предусмотрено предоставление субсидий из федерального бюджета на капитальный ремонт гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных гидротехнических сооружений, бесхозяйных гидротехнических сооружений.

Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 322 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов» утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в целях софинансирования расходных обязательств субъектов РФ, возникающих при реализации государственных программ (подпрограмм) субъектов РФ в области использования и охраны водных объектов (приложение № 29 к государственной программе «Воспроизводство и использование природных ресурсов»), в которых в том числе определен порядок и условия предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов РФ, возникающих при предоставлении межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта РФ местному бюджету на реализацию мероприятий, направленных на обеспечение безопасности гидротехнических сооружений (капитальный ремонт гидротехнических сооружений). Согласно данным Правилам субсидия предоставляется при наличии правового акта субъекта РФ, утверждающего перечень мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, наличия в бюджете субъекта РФ бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта РФ, софинансирование которого осуществляется из федерального бюджета в объеме, необходимом для его исполнения, а также заключения соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта РФ.

В рамках реализации государственной программы РФ «Воспроизводство и использование природных ресурсов» распоряжением Правительства Свердловской области от 29.11.2019 № 634-РП утвержден перечень мероприятий по капитальному ремонту гидротехнических сооружений, находящихся в собственности муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, на 2020 - 2022 годы, среди которых мероприятие по капитальному ремонту гидротехнического сооружения Нижнесалдинского гидроузла на р. Салда городского округа Нижняя Салда Свердловской области.

Порядок предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, на капитальный ремонт гидротехнических сооружении установлен постановлением Правительства Свердловской области от 20.06.2019 № 375-ПП (приложение к подпрограмме 2 «Развитие водохозяйственного комплекса Свердловской области» государственной программы Свердловской области «Обеспечение рационального, безопасного природопользования и развития лесного хозяйства на территории Свердловской области до 2024 года») (далее - Порядок).

Во исполнение вышеуказанных нормативных правовых актов истцом были заключены следующие соглашения о межбюджетных трансфертах в целях софинансирования мероприятия по капитальному ремонту гидротехнического сооружения Нижнесалдинского гидроузла на р. Салда городского округа Нижняя Салда Свердловской области:

1) соглашение с Федеральным агентством водных ресурсов от 13.12.2019 № 052-09-2020-022 о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта РФ. В соответствии с приложением № 2 к дополнительному соглашению от 06.10.2020 № 052-09-2020-022/2 к соглашению общий объем бюджетных ассигнований на вышеуказанное мероприятие на 2020 год составляет 71 177 403,21 руб., объем субсидии, предусмотренной к предоставлению из федерального бюджета, составляет 22 323 500 руб.

2) соглашение с Администрацией городского округа Нижняя Салда от 29.01.2020 № 65750000-1-2020-003 о предоставлении субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету на осуществление в 2020 году мероприятия по капитальному ремонту гидротехнического сооружения Нижнесалдинского гидроузла на р. Салда городского округа Нижняя Салда (копия соглашения - приложение № 3 к иску). Согласно дополнительному соглашению от 13.11.2020 № 65750000-1-2020-003/1 к соглашению общий объем бюджетных ассигнований на 2020 год составляет 71 177 403,21 руб., размер субсидии, предоставляемой бюджету городского округа Нижняя Салда из бюджета Свердловской области на 2020 год, составляет 33 318 800 руб., уровень софинансирования равен 46,81 %.

Таким образом, на 2020 год в бюджетной системе РФ было запланировано финансирование мероприятия по капитальному ремонту гидротехнического сооружения Нижнесалдинского гидроузла на р. Салда городского округа Нижняя Салда в следующем объеме:

Общий объем финансирования, в руб.

Объем финансирования из федерального бюджета, в руб.

Объем финансирования из областного бюджета, в руб.

Объем финансирования из местного бюджета, в руб.

71 177 403,21

22 323 500,00

10 995 300,00

37 858 603,21

100%

что составляет 46,81 % от общего объема финансирования

что составляет 53,19% от общего объема финансирования

Работы по капитальному ремонту гидротехнического сооружения Нижнесалдинского гидроузла на р. Салда были профинансированы Ответчиком в 2020 году на общую сумму в размере 64 663 350,21 руб., что подтверждается отчетом Администрации городского округа Нидняя Салда о расходах в целях финансирования которых предоставлена субсидия от 01.01.2021.

Принимая во внимание, что в силу п. 31 Порядка софинансирование Истцом расходных обязательств Ответчика по оплате выполненных работ по капитальному ремонту ГТС производится после получения документов, подтверждающих фактическое выполнение работ (актов формы № КС-2, справок формы № КС-3), размер субсидии, перечисленной Министерством Администрации городского округа Нижняя Салда в 2020 году, составил 30 269 511,61 руб., что соответствует согласованному сторонами уровню софинансирования 46,81%. Выполнение данного объема софинансирования подтверждается отчетом о состоянии лицевого счета получателя бюджетных средств № 14622011346.

Статьей 34 Бюджетного кодекса РФ установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 162 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Результатом использования субсидии на капитальный ремонт ГТС является приведение гидротехнического сооружения в безопасное техническое состояние, что следует из п. 36 Порядка.

В силу п. 37 Порядка результат оценивается по следующим показателям результативности использования субсидии:

- завершение капитального ремонта в утвержденный срок,

- размер предотвращенного ущерба в результате приведения в безопасное состояние ГТС,

- снижение численности населения, проживающего на территориях, подверженных риску затопления в случае аварии ГТС.

В приложении № 2 к соглашению № 65750000-1-2020-003 Истец и Ответчик согласовали следующие значения показателей результативности использования субсидии:

- завершение капитального ремонта в утвержденный срок - 100 %;

- размер предотвращенного ущерба в результате приведения в безопасное состояние ГТС -548 281 руб;

- снижение численности населения, проживающего на территориях, подверженных риску затопления в случае аварии ГТС - 63 чел.

Администрация городского округа Нижняя Салда приняла на себя обязательства обеспечить достижение значений показателей результативности использования субсидии, установленных в приложении № 2 к соглашению, что следует из п. 4.3.3 соглашения № 65750000-1-2020-003.

Оценка результативности использования субсидии производится истцом на основании отчета Ответчика о достижении показателей результативности использования субсидии (п. 35 Порядка, п. 4.3.4 соглашения № 65750000-1-2020-003).

Из отчета Ответчика о достижении значений показателей результативности по состоянию на 01.01.2021 (приложение № 7 к иску) следует, что в 2020 году по результатам реализации мероприятия по капитальному ремонту гидротехнического сооружения Нижнесалдинского гидроузла на р. Салда достигнуты следующие показатели:

- завершение капитального ремонта в утвержденный срок - 91 %;

- размер предотвращенного ущерба в результате приведения в безопасное состояние ГТС -498 936 руб.;

- снижение численности населения, проживающего на территориях, подверженных риску затопления в случае аварии ГТС - 57 чел.

Таким образом, в 2020 году Администрацией городского округа Нижняя Салда не обеспечено выполнение работ по капитальному ремонту гидротехнического сооружения Нижнесалдинского гидроузла на р. Салда в объеме установленного финансирования, в связи с чем не обеспечено достижение показателей результативности, свидетельствующих о приведении ГТС в безопасное техническое состояние.

Главой 10 Порядка, а также соглашением № 65750000-1-2020-003 установлена ответственность получателя субсидии за невыполнение условий соглашения о ее предоставлении.

Так, из п. 4.1.4 соглашения № 65750000-1-2020-003 следует, что в случае если муниципалитетом по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств, предусмотренных п. 4.3.3 соглашения, и в срок до первой даты предоставления отчетности о достижении значений показателей результативности в году, следующим за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, Министерство обязано рассчитать объем средств, подлежащих возврату из бюджета городского округа Нижняя Салда в бюджет Свердловской области и направить муниципалитету требование о возврате средств.

Денежные средства, подлежащие возврату в бюджет Свердловской области в случае недостижения значений показателей результативности использования субсидии, рассчитываются в соответствии с п. 46 Порядка.

Денежные средства подлежат возврату в областной бюджет в срок до 1 июня года следующего за отчетным годом (п. 46 Порядка).

Министерство, руководствуясь п. 4.1.4 соглашения № 65750000-1-2020-003 и п. 46 Порядка, выполнило расчет суммы, подлежащей возврату в областной бюджет, и направило соответствующе требование с расчетом на сумму 278 479,51 руб. в адрес Администрации городского округа Нижняя Салда (письмо от 13.05.2021 № 12-20-14/10141). Письмом от 26.05.2021 № 12-20-14/11067 Министерство также уведомило Администрацию об отсутствии оснований для освобождения от ответственности ввиду отсутствия документально подтвержденных обстоятельств непреодолимой силы.

Ответчик требование Истца в добровольном порядке не исполнил, мотивируя свой отказ отсутствием технической возможности для завершения работ и отсутствием денежных средств в местном бюджете (письмо от 18.05.2021 № 113-01-26/1699, письмо от 01.06.2021 № 113-01-26/1908).

Не приняв доводы ответчика истец обратился с настоящим иском в суд.

Ответчик в ходе рассмотрения спора настаивал на доводах, заявленных до обращения в суд истца, ссылался на отсутствие оснований для возврата денежных средств.

Суд счел выяснение обстоятельств на которые ссылается ответчик имеющими значение для рассмотрения настоящего дела и с целью установления истины привлек к участию в деле третье лицо ООО «СК-Электро», заслушал пояснения специалиста, осуществляющего строительный контроль при проведении работ ФИО4 (документы об образовании представлены в материалы дела).

Третье лицо представило отзыв, согласно которому все работы по капитальному ремонту гидротехнического сооружения выполнены в полном объеме оплата работ произведена.

Как следует из представленных в дело документов 31.08.2020 года между Администрацией городского округа Нижняя Салда и ООО «СК-Электро» был заключен муниципальный контракт по объекту закупки: «Капитальный ремонт гидротехнического сооружения Нижнесалдинского гидроузла на р.Салда городского округа Нижняя Салда Свердловской области» (ИКЗ № 203662200236466230100100910024291243).

Предметом контракта являлось выполнение работ в соответствии с проектной документацией «Капитальный ремонт гидротехнического сооружения Ни жнесалдинского гидроузла на р.Салда городского округа Нижняя Салда Свердловской области», разработанной в 2014 году ООО Фирма «Уралкомплект-наука», по капитальному ремонту объекта капитального строительства «Гидротехническое сооружение Ни жнесалдинского гидроузла на р.Слада городского округа Нижняя Салда Свердловской области».

Согласно п.3.2 контракта цена составляла 70 711 131,00 рублей, является твердой - п.3.1 контракта, источником финансирования является средства бюджета городского округа Нижняя Салда и бюджета Свердловской области - п.3.7.2 контракта, расчет по контракту осуществляется по факту выполненных работ после подписания документов о приемке - 3.7.3 контракта, срок выполнения работ до 30.11.2020 года - п.5.3 контракта, срок действия договора по 31.12.2020 года - п. 13.1 контракта.

24.09.2020 года между сторонами контракта подписано дополнительное соглашение, по условиям которого были внесены изменения п.3.2, п.4.4.33, п.6.15, п.16 контракта.

22.12.2020 года между сторонами контракта подписано дополнительное соглашение № 2, согласно которого обоснованием заключения соглашения является выявление объемов и видов работ, не предусмотренных проектно-сметной документацией, получением рекомендаций ГИП проекта (автор проектно-сметной документации ООО «УралКомплектНаука», отсутствие технологической возможности выполнения работ в предусмотренный графиком период.

Настоящим соглашением изменена цена контракта до 70 704 131,00 рубля, изменен срок выполнения работ - до 31.12.2020 года, изменены приложения локальные сметные расчеты.

30.12.2020 года между сторонами подписано соглашение о расторжении муниципального контракта в пределах выполненных обязательств на сумму 64 197 078,00 рублей.

Ранее, до 2020 года, до заключения муниципального контракта с ООО "СК-Электро", как было отмечено ответчиком и истцом работы выполнял иной подрядчик, который в последствие был признан недобрососвестным и проведение работ не закончил до запланированного объема. Контракт с ООО «СК-Электро» был заключен в период климатически неустойчивого периода времени года, т.е. на осень, зиму 2020 года. Указанное сторонами не оспаривается.

Третье лицо и ответчик ссылаются на то, что за период выполнения работ по муниципальному контракту у ООО «СК-Электро» возникали неоднократно трудности в части выполнения предусмотренных работ, связанные с заменой материалов, погодными условиями. Кроме того, ввиду непредвиденных обстоятельств, ООО "СК-Электро" письмом № 1-626 согласовывало замену проектного решения на устройство железобетонного монолитного основания. Аналогичное письмо за № 113-01-26/3952 от 22.09.2020 года Администрация городского округа Нижняя Салда направила в адрес ООО Фирма "Уралкомплект-наука".

23.09.2020 года письмом № 1-637 ООО «СК-Электро» уведомляло заказчика о замечаниях по смете. Аналогичное письмо за № 113-01-26/4092 от 30.09.2020 года Администрация городского округа Нижняя Салда направила в адрес ООО Фирма "Уралкомплект-наука".

01.12.2020 года ООО "СК-Электро" письмом № 1-801 уведомляло заказчика о невозможности выполнения работ в водобойном колодце, ввиду существенного состояния объекта (требовалось полное осушение колодца, что не было предусмотрено проектной документацией, так же был выявлен ряд трубопроводов в количестве четырех штук, так же не отраженных в проекте, по которым постоянно поступала вода). Аналогичное письмо от ООО "СК-Электро" за № 1-838 от 16.12.2020 года было направлено в адрес Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, в котором так же была адресована просьба о переносе финансирования на 2021 год.

21.12.2020 года ООО "СК-Электро" за № 1-848 направило уведомление в адрес Администрации городского округа Нижняя Салда о необходимости постоянной откачки воды, о чем составлен акт. Наличие постоянного нахождения воды препятствовало выполнению работ в водобойном колодце в установленном контракте срок.

Изложенные выше обстоятельства были также подтверждены ФИО4, которым в ходе судебного заседания 25.11.2021 даны подробные пояснения относительно продления сроков работ. Так специалист пояснил, что при проведении работ в гидротехническом сооружении были обнаружены конструктивные особенности, которые не могли быть выявлены в ходе подготовки проектной документации в связи с давностью постройки сооружения и отсутствия технической документации, отражающей ее действительное строение и конструктив. Обнаруженные в ходе реконструкции особенности не позволяли дальнейшее движение работ в совокупности с погодными условиями, происходило подтопление, промерзание стен, что препятствовало проведению ремонтных работ. Постоянная просушка в данном случае повлекла бы несоразмерные финансовые затраты. В связи с непредвиденными обстоятельствами сроки выполнения работ были продлены. В настоящее время работы выполнены в полном объеме.

Факт выполнения работ и их оплаты сторонами не оспаривается.

Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения сторон, иных участков процесса, оценив представленные в дело доказательств в порядке ст. 71 АПК РФ (договоры, дополнительные соглашения, переписку о невозможности проведения работ) не нашел оснований для удовлетворения заявленных требований ввиду следующего.

Установленная Бюджетным кодексом Российской Федерации необходимость возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий их предоставления направлена, прежде всего, на стимулирование добросовестного исполнения получателями субсидий условий предоставления средств из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также на обеспечение восстановления средств бюджета в размере, эквивалентном выявленному нарушению.

Таким образом, для возврата субсидии необходимо установить факт недобросовестного поведения получателя бюджетных средств при решении вопроса о ее выплате.

В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Закрепленный статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

При определении размера меры ответственности, необходимо учитывать последствия, меры принятые ответчиком для исполнения своих обязанностей по соглашению. Материалами дела подтверждается, что действиями Администрации не причинены негативные последствия, ущерб. Признаков бездействия или злоупотребления судом также не установлено. Напротив суд полагает, что в данном случае очевидно, что несвоевременное исполнение контракта повлекли непредвиденные обстоятельства, предусмотреть которые на момент планирования работ не представлялось возможным.

В отсутствие доказательств нарушения ответчиком условий, установленных при предоставлении субсидии, либо условий использования субсидии, недобросовестного поведения данного лица как получателя бюджетных средств, суд полагает, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, в связи с чем в удовлетворении иска следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении исковых требований отказать.

2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья Е.С. Чудникова