________________________________________________________________
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Екатеринбург
15 ноября 2005 года Дело № А60-34878/2005-С9
(дата оглашения резолютивной части решения)
28 ноября 2005 года
(дата изготовления решения в полном объеме)
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Воронина С.П. рассмотрел дело по заявлению Администрации Муниципального образования «ЗАТО Свободный» к Отделению Управления Федерального казначейства по Верхнесалдинскому району Свердловской области об оспаривании действий должностных лиц государственного органа.
В судебном заседании участвовали: от заявителя – ФИО1 по доверенности от 28.03.2005 года; ФИО2 по доверенности от 31.05.2005 года; от заинтересованного лица – ФИО3 по доверенности 27.10.2005 года № 01-699, ФИО4, руководитель, приказ № 150-к от 14.09.1993 года, паспорт <...>.
Протокол судебного заседания ведет помощник судьи Дзюбенко Е.Н.
Объявлен состав суда. Отвода не заявлено. Права разъяснены. Заявлений и ходатайств не поступило.
Администрация Муниципального образования «ЗАТО Свободный» обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконными действий должностных лиц Отделения УФК по Верхнесалдинскому району Свердловской области, связанных с отказом перечисления бюджетных денежных средств по договору о совместной деятельности по строительству жилья для лиц, переселяющихся с территории закрытого административно-территориального образования.
Заинтересованное лицо с требованиями не согласно, ссылаясь на то, что перечисление денежных средств на цели, определенные заявителем, является нецелевым использованием средств федерального бюджета, что не должно быть разрешено органом федерального казначейства.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное образование «ЗАТО Свободный» является закрытым административно-территориальным образованием, правовой статус, особенности местного самоуправления и меры социальной защиты проживающих и (или) работающих в нем граждан устанавливаются Законом Российской Федерации от 14.07.1992 № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» (Закон РФ «О ЗАТО»).
Статьей 7 Закона «О ЗАТО» предусмотрены социальные гарантии и компенсации гражданам, проживающим или работающим в закрытом административно-территориальном образовании, в том числе обеспечение граждан, переезжающих из закрытых административно-территориальных образований на новое место жительства, жильем или выплата этим гражданам компенсаций. Этой же статьей установлено, что финансирование указанных мероприятий осуществляется в том числе за счет средств, выделяемых Правительством Российской Федерации, т.е. средств федерального бюджета, предоставляемых в виде субвенций (бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системой Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов).
Федеральным законом от 23.12.2004 № 173-ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год» для ЗАТО Свободный на этот бюджетный год утверждены субвенции на отселение в сумме 29580000 руб., которые были полностью перечислены на соответствующий бюджетный лицевой счет муниципального образования в учреждении банка.
16.09.2005 в Отделение федерального казначейства по Верхнесалдинскому району Управления Федерального казначейства по Свердловской области, которое осуществляет кассовое обслуживание исполнения бюджета МО «ЗАТО Свободный» на основании Соглашения от 05.01.2004 (с последующими изменениями и дополнениями), заявителем было представлено платежное поручение № 2290 на перечисление бюджетных средств в сумме 10216800 руб. в адрес МУП «Городской центр недвижимости» (город Нижний Тагил Свердловской области) в целях инвестирования данных средств в строительство жилья.
Указанное платежное поручение Отделением казначейства оплачено не было и письмом от 19.09.2005 возвращено в адрес Администрации вместе с представленными подтверждающими документами со ссылкой на отсутствие в представленных документах перечня переезжающих из ЗАТО граждан, для которых предполагается строительство жилья, а также отсутствие порядка расчета перечисляемой суммы и непредставление документа, подтверждающего полномочия получателя целевых бюджетных средств на их освоение.
Нормативным правовым актом, регулирующим основания переселений граждан из закрытых административно-территориальных образований, а также финансирование этих мероприятия, является Закон Российской Федерации «О ЗАТО», п. 7 ст. 7 которого устанавливает, что вопросы переселения граждан и обеспечения их жильем решаются по согласованию с ними соответствующими предприятием, объектом, министерством или ведомством, в том числе за счет средств, выделяемых Правительством Российской Федерации на эти цели, с последующей передачей этих средств в порядке долевого участия на строительство органам государственной власти и управления, органам местного самоуправления в местах предполагаемого расселения.
В целях дальнейшего регулирования указанных положений Закона РФ «О ЗАТО» Правительством Российской Федерации 11.01.2001 было принято Постановление № 23 «Об обеспечении жильем граждан, переезжающих из закрытых административно-территориальных образований на новое место жительства, или выплате компенсаций этим гражданам», в соответствии с п. 2 которого переселение граждан из закрытого административно-территориального образование на новое место жительства и обеспечение их жильем осуществляется органом местного самоуправления этого административно-территориального образования за счет предусматриваемых на эти цели средств федерального бюджета, бюджета указанного административно - территориального образования, средств организации (объекта) и федерального органа исполнительной власти. При этом обеспечение жильем граждан, переезжающих из закрытого административно-территориального образования, за счет средств федерального бюджета и бюджета административно-территориального образования осуществляется при условии сдачи органу местного самоуправления административно-территориального образования занимаемого ими муниципального жилья или добровольного отчуждения в пользу указанного органа местного самоуправления жилья, принадлежащего гражданам на праве собственности и расположенного в этом закрытом административно-территориальном образовании (п. 4 Постановления Правительства РФ).
Таким образом, законодательством предусмотрена возможность направления органами местного самоуправления ЗАТО денежных средств, выделенных из федерального бюджета на обеспечение переселения граждан из закрытых административно-территориальных образований, для финансирования долевого участия в строительство жилья органам государственной власти и управления, органам местного самоуправления в местах предполагаемого расселения и такое использование бюджетных средств не может быть признано нецелевым.
Учитывая, что порядок использования данных целевых бюджетных средств, а также процедура долевого участия в жилищном строительстве законом не установлена, указанным выше Постановлением Правительства Российской Федерации рекомендовано органам местного самоуправления закрытых административно-территориальных образований принять нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию этого Постановления.
Постановлением Главы муниципального закрытого административно-территориального образования пос. Свободный Свердловской области от 11.03.2001 № 26 было утверждено соответствующее Положение о порядке переселения граждан, утративших производственную связь с предприятиями, учреждениями, объектами и организациями, расположенными на территории ЗАТО п. Свободный и о комиссии по переселению граждан, утративших производственную или служебную связь с предприятиями, учреждениями, объектами и организациями, расположенными на территории ЗАТО п. Свободный.
Согласно пунктам 17 и 24 этого Положения, гражданам, претендующим на переселение из ЗАТО п. Свободный, предоставляется жилая площадь по избранному месту жительства или выплачивается компенсация за сданное жилье с учетом нужд ЗАТО, при этом размер средств на обеспечение жильем рассчитывается исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в соответствующем регионе, определяемой Государственным комитетом РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, однако и в данном Положении отсутствует порядок финансирования строительства жилья для переселяемых граждан за пределами ЗАТО.
В целях реализации положений ст. 7 Закона РФ «О ЗАТО» в части обеспечения жильем граждан, переезжающих из закрытых административно-территориальных образований, Администрацией МО «ЗАТО Свободный» 15.09.2005 был заключен договор о совместной деятельности с Администрацией Муниципального образования «Город Нижний Тагил», а также дополнительное соглашение № 1 к договору, предметом которых явилось строительство жилых помещений в городе Нижний Тагил Свердловской области с целью последующего предоставления этих квартир лицам, переехавшим из ЗАТО Свободный. В указанном договоре сторонами предусмотрены условия строительства, в том числе количество и площади квартир, из месторасположение, стоимость одного квадратного метра общей площади жилья, определенная на основании официальных данных Министерства регионального развития РФ, а также определен получатель бюджетных средств – МУП «Городской центр недвижимости», который на основании соответствующего договора с Администрацией города Нижнего Тагила осуществляет целевое финансирование строительства муниципального жилья на территории МО «Город Нижний Тагил».
Учитывая, что указанный выше договор о совместной деятельности отвечает всем основным признакам договора долевого участия в строительстве жилья и содержит все необходимые для этого условия, направление бюджетных средств с целью реализации данного договора является целевым использованием полученных для этого средств, в связи с чем отказ органа федерального казначейства от осуществления такого платежа является неправомерным.
Суд принимает во внимание, что обязанность по списанию денежных средств с лицевого счета Администрации МО «ЗАТО Свободный» на основании платежных поручений вытекает из Соглашения о кассовом обслуживании исполнения бюджета муниципального образования МО «ЗАТО Свободный» от 05.01.2004, а также прямо предусмотрена п. 2.6 договора на расчетное обслуживание органами федерального казначейства от 11.05.2005 № 36, заключенного между Отделением по Верхнесалдинскому району Управления Федерального казначейства по Свердловской области и Администрацией МО «ЗАТО Свободный».
Довод органа федерального казначейства о том, что указанный выше способ финансирования долевого участия в строительстве жилья не может быть признан целевым использованием бюджетных средств, поскольку Администрацией не определены граждане, для которых строиться данное жилье, не может быть признан обоснованным, поскольку определения способов участия в долевом строительстве находится в ведении органа местного самоуправления МО «ЗАТО Свободный» и не относится к компетенции органа федерального казначейства.
В соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации «О закрытых административно-территориальных образований» компетенция органов местного самоуправления закрытого административно-территориального образования определяется законодательством о местном самоуправлении с учетом особенностей, установленных этим Законом.
Нормативным правовым актом, определяющим #Gправовые, экономические и финансовые основы местного самоуправления и общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, является Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии со ст. 6 которого в ведении муниципального образования находятся вопросы местного значения, т.е. #Gвопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с #M12291 9004937Конституцией Российской Федерации#S, настоящим Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации, в том числе местные финансы, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования и т.п., кроме того, муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения или не исключенные из их ведения.#M12293 1 9033179 77 77 79 3280394433 469949408 1929178847 2639421613 4294967294#
Согласно статьям 2, 14 и 16 Закона об общих принципах местного самоуправления, деятельность населения муниципального образования осуществляется через органы местного самоуправления, которые наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения, а возглавляет эту деятельность# выборное должностное лицо - глава муниципального образования.
Статьями 20 и 21 Устава муниципального образования «ЗАТО Свободный» определено, что Глава муниципального образования является высшим должностным лицом в МО ЗАТО Свободный, к ведению которого относится решение основных вопросов местного значения, в том числе решение вопросов приобретения муниципальной собственности, управления ею, распоряжение бюджетными и внебюджетными средствами, а также несет персональную ответственность за правильностью расходования этих средств.
Из смысла ст. 7 Закона РФ «О ЗАТО» и положений постановления Правительства Российской Федерации от 11.01.2001 № 23 следует, что вопросы обеспечения жильем граждан, переезжающих из закрытых административно-территориальных образований на новое место жительства, или выплате компенсаций этим гражданам» относятся к вопросам местного значения, находящихся в ведении органов местного самоуправления, поэтому глава муниципального образования как высшее должностное лицо вправе самостоятельно определять порядок использования бюджетных средств.
В соответствии со ст. 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и ст. 44 ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год» субвенции на отселение, предоставленными #МО «ЗАТО Свободный», являются бюджетными средствами этого муниципального образования, в связи с чем Глава местной администрации вправе заключать договоры на использование этих средств и осуществлять их расходование. При этом, исходя из компетенции данного должностного лица, действующего в интересах всего населения муниципального образования, Глава администрации вправе самостоятельно определять порядок использования этих средств, неся за это персональную ответственность.
Довод заинтересованного лица о том, что представленные в казначейство документы не подтверждали целевого характера использования средств, являются несостоятельными, поскольку из содержания договора, соглашения и платежного документа следует, что расходование бюджетных средств местная администрация намеревалась осуществить в форме долевого участия в строительстве жилья, предназначенного для его предоставления гражданам, выезжающим из ЗАТО Свободный.
Таким образом, отказ органа федерального казначейства в перечислении бюджетных денежных средств по договору о совместной деятельности по строительству жилья для лиц, переселяющихся с территории закрытого административно-территориального образования не соответствуют законодательству и нарушает права всего населения ЗАТО Свободный, в чьих интересах действует Глава местной администрации.
При рассмотрении настоящего спора суд учитывает, что Администрацией МО «ЗАТО «Свободный» заявлены требования о признании незаконными указанных выше действий органа федерального казначейства, т.е. заявитель, обращаясь в суд, преследовал цель получения правовой оценки спорной ситуации, связанной с неисполнением платежного поручения от 16.09.2005. В связи с этим, а также принимая во внимание, что указанное платежное поручение возвращено и на основании него в настоящее время какие-либо платежи произведены быть не могут, суд полагает, что необходимости для понуждения ответной стороны к совершению каких-либо действий, направленных на восстановление нарушенных прав заявителя, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 104, 167-170, 201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования Администрации Муниципального образования «ЗАТО Свободный» удовлетворить.
Признать незаконными действия Отделения УФК по Верхнесалдинскому району Свердловской области, выразившиеся в отказе перечисления бюджетных средств по платежному поручению от 16.09.2005 г. № 2290 по договору о совместной деятельности по строительству жилья для лиц, переселяющихся с территории МО «ЗАТО Свободный».
Возвратить Администрации Муниципального образования «ЗАТО Свободный» из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 рублей, уплаченную по платежным поручениям от 07.10.2005 года № 2486 и № 2338 от 23.09.2005 года.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции (часть 1 ст. 180 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Настоящее решение может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные статьями 259-260, 275-277 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
В соответствии с частью 1 ст. 275 Арбитражного процессуального кодекса РФ кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.
Судья С.П. Воронин