ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-35464/10 от 23.12.2010 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

23 декабря 2010 года Дело № А60-  35464/2010-  С 9

Резолютивная часть решения объявлена 23 декабря 2010 года

Полный текст решения изготовлен 23 декабря 2010 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.А. Хомяковой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания О.Р. Ахмадеевой, рассмотрел в судебном заседании дело

по заявлению Главного управления внутренних дел по Свердловской области

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области

об оспаривании решений антимонопольного органа

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: ООО «Типография для Вас», ЗАО «Печатный дом «Формат»

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1, юрисконсульт, по доверенности от 20.10.2010 г. № 1/114;

от заинтересованного лица – ФИО2, заместитель начальника отдела Свердловского УФАС России по доверенности от 11.11.2010 г., удостоверение № 5317;

ЗАО «Печатный дом «Формат» и ООО «Типография для Вас» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

Дело подлежит рассмотрению в отсутствие заинтересованного лица на основании ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Лицам, участвующим в деле, разъяснены процессуальные права и обязанности. Отводов суду, ходатайств не заявлено.

Главное управление внутренних дел по Свердловской области (далее- ГУВД по Свердловской области) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее – антимонопольный орган; УФАС по Свердловской области) от 08.09.2010 г. №№ 576, 596.

Заинтересованное лицо представило отзыв, с заявленными требованиями не согласно, считает оспариваемые решения законными и обоснованными.

Третье лицо (ЗАО «Печатный дом «Формат») представило отзыв, заявленные требования поддерживает, считает, что поскольку ООО «Типография для Вас» заявку на участие в аукционе не подавало, права указанного лица не нарушены.

Третье лицо (ООО «Типография для Вас») отзыв не представило.

Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, арбитражный суд

установил:

В адрес антимонопольного органа поступила жалоба ООО «Типография для ВАС» (вх.№01-8986 от 31.08.2010 г.) на действия заказчика в лице Главного управления внутренних дел по Свердловской области при размещении заказов путем проведения открытых аукционов № 27 и № 28 на изготовление и поставку защищенной от подделок полиграфической продукции для подразделений МОБ ГУВД по Свердловской области.

В жалобе ООО «Типография для ВАС» указано на то, что в аукционной документации установлены требования, ограничивающие права участников размещения заказа, а именно: заказчик неправомерно включил требование о том, что к аукционной заявке необходимо приложить копию лицензии Министерства финансов РФ на осуществление деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе ценных бумаг, а также торговли указанной продукции, при этом указав, что заказываемая полиграфическая продукция должна быть изготовлена на самокопирующейся бумаге.

Рассмотрев жалобу ООО «Типография для ВАС» о нарушении законодательства о размещении заказов, антимонопольным органом 08.09.2010 г. вынесены решения №№ 576, 596, согласно которым в действиях Главного управления внутренних дел по Свердловской области признаны нарушения п.1 ч. 4 ст.34, ч.3 ст.35 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Антимонопольным органом также выдано заказчику предписания об аннулировании торгов.

Антимонопольным органом сделан вывод о том, что требование Главного управления внутренних дел по Свердловской области о представлении копии лицензии Министерства финансов РФ на изготовление полиграфической продукции является незаконным, поскольку предметом поставки является товар, изготавливаемый на самокопирующейся бумаге, которая не соответствует требованиям, предъявляемым к бумаге, подлежащей использованию при изготовлении защищенной полиграфической продукции.

Не согласившись с указанными решениями, Главное управление внутренних дел по Свердловской области обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Оценив представленные доказательства, и проанализировав все обстоятельства дела, суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Главой 8 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о размещении заказов) урегулированы отношения в сфере обеспечения защиты прав и законных интересов участников размещения заказов.

Частью 1 статьи 57 Закона о размещении заказов предусмотрено право любого участника размещения заказа обжаловать в судебном порядке, а также в порядке, предусмотренном настоящей главой, действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника размещения заказа.

Обжалование названных действий (бездействия) в порядке, предусмотренном главой 8 Закона, допускается в любое время размещения заказа, но не позднее чем через десять дней со дня размещения на официальном сайте протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, протокола аукциона, а также протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе либо протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе в случае признания конкурса или аукциона несостоявшимся, при проведении закрытого конкурса или закрытого аукциона - со дня подписания соответствующего протокола и не позднее чем через семь дней со дня размещения на официальном сайте протокола аукциона, проведенного в соответствии с частью 3 статьи 40 настоящего Федерального закона, протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок.

При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала соответственно вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, рассмотрения заявок на участие в аукционе, рассмотрения и оценки котировочных заявок, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником размещения заказа, подавшим соответственно заявку на участие в конкурсе, заявку на участие в аукционе, котировочную заявку. По истечении указанного срока обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии осуществляется только в судебном порядке (часть 2 статьи 57 Закона).

Участниками размещения заказов, согласно части 1 статьи 8 названного Закона являются лица, претендующие на заключение государственного или муниципального контракта.

Исходя из буквального содержания названной нормы, в системной взаимосвязи с положениями главы 8 Закона о размещении заказов, право обжаловать действия (бездействие) заказчика имеет участник размещения заказа, претендующий на заключение государственного или муниципального контракта.

В связи с тем, что ООО «Типография для ВАС» заявку на участие в указанных аукционах не подавало, и не представило антимонопольному органу иных доказательств, подтверждающих то, что общество является лицом, претендующим на заключение государственного контракта, предпринявшим какие-либо действия, свидетельствующие о его намерении участвовать в аукционе, жалоба ООО «Типография для ВАС» рассмотрено антимонопольным органом лишь в качестве информации о совершении заказчиком действий (бездействий), содержащих признаки административного правонарушения в порядке ч.6 ст. 17 Закона о размещении заказов.

Из материалов дела следует, что 02.08.2010 г. и 05.08.2010 г. заказчиком (Главным управлением внутренних дел по Свердловской области) на официальном сайте размещена информация о проведении открытого аукциона № 27 и № 28, соответственно, на право заключения государственного контракта на изготовление и поставку защищенной от подделок полиграфической продукции для подразделений МОБ ГУВД по Свердловской области. Начальная (максимальная) цена контракта составила 3700000 руб.

Часть 9 указанных документаций об аукционах «Техническая часть» содержит исчерпывающий перечень требований заказчика к функциональным, потребительским и качественным характеристикам поставляемого товара, а именно предметом поставки является следующая полиграфическая продукция:

1.Полиграфическая продукция; блокнот на пружине ф.Л4, 50 комплектов 2 СмК (1 оригинал 2+1, 1 копия 1 + 1), подложка, обложка, пружина. Не менее трех степеней защиты: нумерация высоким способом печати, микротекст, нераппортная гильоширная фоновая сетка позитивного исполнения, эмблема (знак) выполнена заполнением нераппортпой фоновой сеткой, контурная рамка из сочетания директных и гильоширных элементов или фоновые врезки из гильоширных элементов различной толщины в количестве 500 000 экз. (10 000 блокнотов)

2.Полиграфическая продукция; блокнот на пружине ф.А4, 50 комплектов 2 СмК (1 оригинал 2+1, 1 копия 1 + 1), подложка, обложка, пружина. Не менее трех степеней защиты: нумерация высоким способом печати, микротекст, нераппортная гильоширная фоновая сетка позитивного исполнения, эмблема (знак) выполнена заполнением нераппортной фоновой сеткой, контурная рамка из сочетания директных и гильоширных элементов или фоновые врезки из гильоширных элементов различной толщины в количестве 100 000 экз. (2 000 блокнотов)

3.Полиграфическая продукция; блокнот на пружине ф.А4, 50 комплектов 2 СмК (1 оригинал 2+1, 1 копия 1 + 1), подложка, обложка, пружина. Не менее трех степеней зашиты: нумерация высоким способом печати, микротекст, нераппортная гильоширная фоновая сетка позитивного исполнения, эмблема (знак) выполнена заполнением нераппортной фоновой сеткой, контурная рамка из сочетания директных и гильоширных элементов или фоновые врезки из гильоширных элементов различной толщины в количестве 100 000 экз. (2 000 блокнотов)

4. Полиграфическая продукция; ф.А4, 3 СмК (1 оригинал 1+0, 1 копия 1+0, 2 копия 1+0), не менее трех степеней защиты: микротекст, скрытое изображение (КИПП-эффект), контурная рамка из сочетания директных и гильоширных элементов в количестве 100 000 экз.

Пункт 2 проектов государственных контрактов, являющихся неотъемлемой частью документаций об аукционе, предусмотрено, что образцы защищенной от подделок полиграфической продукции, ассортимент и количество которой определяются спецификацией (приложением № 1 к контракту) передаются в день заключения контракта. Изготовление продукции и ее поставка производятся в течение 3 дней.

Требования к содержанию документации об аукционе устанавливаются заказчиком в соответствии с положениями п.1 ч.4 ст.34 и ч.2 ст.35 Закона о размещении заказов.

В соответствии с письмом от 14.04.04г. № 05-05-09/08 «Об изготовлении бланков защищенной от подделок полиграфической продукции» изготовление бланков защищенной от подделок полиграфической продукции необходимо указание обязательных реквизитов как минимум наименование бланка и принадлежности.

Как следует из материалов дела, документация об аукционе не содержит указание на наименование изготавливаемой продукции. Вместе с тем, согласно пояснениям представителей заказчика, сделанным в ходе рассмотрения антимонопольным органом жалобы ООО «Типография для ВАС», изготовлению по результатам торгов подлежала продукция необходимая для производства по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения.

Подп. «з» п.1 ч.3.2.1 документации об аукционе содержит требование о предоставлении участниками размещения заказа в составе заявки на участие в аукционе копии лицензии Министерства финансов РФ на осуществление деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией.

В соответствии с подп. «б» п.3 ч.2 ст.35 Закона о размещении заказов заявка на участие в аукционе должна содержать документ, подтверждающий соответствие участника размещения заказа требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом аукциона.

В соответствии с п. 13 ч.1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговля указанной продукцией подлежит лицензированию в соответствии с Положением о лицензировании деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.01.2007 г. № 15 «О лицензировании деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией» (далее - Положение).

Пункт 2 указанного Положения содержит определение «защищенной полиграфической продукции», под которой понимается полиграфическая продукция, в том числе бланки ценных бумаг, содержащая не менее двух защитных элементов, изготовленная с применением полиграфических, голографических, информационных, микропроцессорных и иных способов защиты полиграфической продукции, предотвращающих полную или частичную подделку этой продукции.

«Изготовление защищенной полиграфической продукции" - законченный цикл полиграфических работ, включающий разработку оригинал-макета, изготовление фотоформ и печатных форм, технологию печати и отделки продукции с использованием высокозащищенных трудновоспроизводимых технологий производства защитных элементов, информация о которых является конфиденциальной, нумерацию, учет изготовленной защищенной полиграфической продукции на всех этапах производства и ее хранение.

Согласно п.3 Положения лицензирование деятельности по изготовлению защищенной полиграфической продукции, а также торговли указанной продукцией осуществляется Федеральной налоговой службой РФ (далее - лицензирующий орган).

Подпунктами б), г) пункта 4 Положения предусмотрено, что лицензионными требованиями и условиями при осуществлении деятельности по изготовлению защищенной полиграфической продукции, а также торговли указанной продукцией являются:

б) наличие у соискателя лицензии условий для выполнения технических требований и условий изготовления защищенной полиграфической продукции, а также соблюдение лицензиатом указанных требований и условий, утвержденных Приказом N 14н;

г) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании помещений, технологического оборудования, а также технической и технологической документации, позволяющих производить защищенную полиграфическую продукцию;

Подпунктом г) пункта 6 Положения установлено, что для получения лицензии соискатель лицензии направляет (представляет) в лицензирующий орган вместе с заявлением о предоставлении лицензии и документов, указанных в пункте 1 статьи 9 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", в том числе образцы защищенной полиграфической продукции с описанием элементов защиты и указанием уровня защищенности, изготовленные соискателем лицензии и предполагаемые к использованию при изготовлении указанной продукции (6 экземпляров каждого образца).

Следовательно, изготовление защищенной полиграфической продукции подлежит лицензированию и предусматривает технические требования и условий изготовления, которые являются обязательными для лицензиата.

Критерии отнесения полиграфической продукции к защищенной от подделок перечислены в Приказе Минфина России от 11.08.2005 г. № 104н «О критериях отнесения товаров к категории защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг». Продукция относится к категории защищенной при наличии в указанной продукции не менее двух из числа нижеперечисленных элементов защиты:

- нумерации (цифровой номер, индивидуальный для каждого экземпляра бланка);

- водяного знака (рисунок, создаваемый темными и светлыми участками бумаги и проявляющийся только при рассматривании бумаги «на просвет»);

- защитных волокон (цветные или светящиеся под ультрафиолетовым излучением инородные волокна, введенные в бумажную массу);

- защитной нити (узкая (~ 1 мм) полоска на полимерной основе, введенная внутрь бумажной массы или выходящая на поверхность отдельными участками (ныряющая нить));

- ультрафиолетовой люминесценции (свечение красок или защитных волокон под воздействием ультрафиолетового излучения. При этом свечение всей площади бумаги голубым цветом защитным признаком не является);

- защиты от цветного ксерокопирования и сканирования (полиграфическая метка, проявляющаяся при снятии на обычном ксероксе («копия», «void», «!» и т.п.));

- специальных видов печати:

(рисунки, в которых линии плавно переходят из одного цвета в другой без нарушения их геометрии (в частности, с ирисовым раскатом));

(рисунки, обладающие трехмерным рельефом, то есть линии с краской выступают над бумагой и шероховаты «на ощупь»);

- стираемого покрытия (непрозрачный (экранирующий) слой, подлежащий стиранию (пример: билет мгновенной лотереи));

- двухкрасочных фоновых сеток (рисунки двух разных цветов, наложенные друг на друга на площади не менее 70%).

При этом обязательные требования к изготовлению защищенной полиграфической продукции, подлежащие соблюдению лицензиатами, установлены Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 07 февраля 2003 года №14н и предусматривают только три категории защищенной продукции - «А», «Б» и «В».

Все указанные категории содержат требования к бумаге, на которой изготавливается защищенная полиграфическая продукция.

В соответствии с Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 07.02.2003 г. №14н к защищенной полиграфической продукции уровня «А», «Б» и «В» относится защищенная полиграфическая продукция, требования по изготовлению которой, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, нормативными актами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления либо заказчиком, содержат указание на необходимость защищенности этой продукции от подделок на уровне ценных бумаг на предъявителя или предусматривают одно или несколько требований по защите данной полиграфической продукции от подделок, аналогичных (или сопоставимых) с установленными настоящим Приказом техническими требованиями, используемыми для защиты от подделок полиграфической продукции уровня «А», «Б» и «В».

Таким образом, деятельность по изготовлению защищенной полиграфической продукции подлежит лицензированию и должна осуществляться с учетом технических требований и условий изготовления полиграфической продукции соответствующего уровня защищенности в соответствии с Приказом МФ РФ от 07.02.2003г. № 14н.

Приказом Главного управления внутренних дел по Свердловской области от 06.06.2006 г. № 712 установлено, что поставляемая продукция является бланками строй отчетности.

Заявителем не представлено документов, подтверждающих, что к бланкам, составляемым в ходе производства по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения, установлены требования, предусмотренные вышеуказанным Приказом Министерства финансов Российской Федерации.

Кроме того, как следует из дополнения к заявлению представителя ГУВД по Свердловской области, поскольку нормативными правовыми актами не установлено, что бланочная продукция ГИБДД для административного производства относится к защищенной полиграфической продукции, что позволяет ГУВД, как государственному заказчику, при размещении заказа на приобретение данной продукции самостоятельно устанавливать технические требования.

Из материалов дела следует, что в техническом задании документации об аукционе № 27 и № 28 предусмотрено, что продукция должна быть изготовлена на самокопирующейся бумаге (2 СмК) с применением следующих элементов защиты:

- печать двух видов (плоская и высокая);

- гильоширование в виде раппортных и нераппортных защитных сеток, в центе бланка имеется изображения эмблемы органов ГИБДД, элементы которой выполнены в виде контура с заполнением защитной сеткой отличающиеся от других защитных сеток бланка;

- внутри рамки, обрамляющей основное изображение бланка, размещен микротекст.

Вместе с тем, самокопирующаяся бумага не соответствует требованиям, предъявляемым Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 07.02.2003 г. №14н к бумаге, подлежащей использованию при изготовлении защищенной полиграфической продукции (указанное лицензионное требование

является обязательным для лицензиата).

Таким образом, изготовление продукции с отступлениями от требований, установленных вышеуказанным Приказом, не подлежит лицензированию, и, следовательно, требование о предоставлении лицензии Министерства финансов Российской Федерации (лицензии Федеральной налоговой службы Российской Федерации) предъявлено заказчиком с нарушением требований п.1 ч.4 ст.34 и ч.3 ст.35 Закона о размещении заказов.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении заявленных требований отказать.

2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная и кассационная жалобы также могут быть поданы посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Судья С.А.Хомякова