ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-3553/17 от 02.08.2017 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.rue-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

09 августа 2017 года                                                             Дело № А60-3553/2017

         Резолютивная часть решения объявлена 02 августа 2017 года

         Полный текст решения изготовлен 09 августа 2017 года.

         Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Дёминой Т.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кузьминых О.С., рассмотрел дело №А60-3553/2017

по иску Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области (ИНН <***>, ОГРН <***>), далее – истец,

к Сельскохозяйственному производственному кооперативу "Колхоз им. Чапаева" (ИНН <***>, ОГРН <***>), далее – ответчик,

третьи лица: Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области – Алапаевское управление агропромышленного комплекса и продовольствия Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области, Министерство финансов Свердловской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение Государственный центр агрохимической службы "Свердловский",

о взыскании денежных средств в размере 4 254 637 руб. 81 коп.,

при участии в судебном заседании

от истца: ФИО1, представитель по доверенности № 06-16-07/17 от 29.12.2016; ФИО2, представитель по доверенности № 06-16-07 от 02.08.2017;

от ответчика: ФИО3, представитель по доверенности б/н от 05.12.2017; ФИО4, представитель по доверенности б/н от 20.04.2017;

от третьего лица - Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области – Алапаевское управление агропромышленного комплекса и продовольствия Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области: ФИО5, представитель по доверенности № 2 от 14.10.2016;

от третьего лица - Министерства финансов Свердловской области: ФИО6, представитель по доверенности № 05-37-07/191 от 28.12.2016;

иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

Отводов суду не заявлено.

Истец обратился в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к ответчику о взыскании денежных средств в размере 4 254 637 руб. 81 коп., в том числе: 4 234 729 руб. 91 коп. основного долга по возврату субсидии, 19 907 руб. 90 коп. неустойки за период с 01.01.2017 по 19.01.2017.

Определением от 07.02.2017 исковое заявление принято к производству, дело назначено к рассмотрению в предварительном судебном заседании. Также данным определением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора,  привлечено Алапаевское управление агропромышленного комплекса и продовольствия Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области (ИНН <***>).

Определением от 18.05.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора,  привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение Государственный центр агрохимической службы "Свердловский". Судебное заседание отложено до 02.06.2017.

Определением от 09.06.2017 судебное заседание отложено до 03.07.2017.

Протокольным определением от 03.07.2017 судебное заседание отложено до 20.07.2017.

В судебном заседании 20.07.20117 суд и лица, участвующие в деле, заслушали свидетелей, допрошенных по ходатайствам истца.

Протокольным определением от 20.07.2017 судебное заседание отложено до 02.08.2017.

В данном судебном заседании от истца поступило ходатайство о приобщении к материалам дела мнения в письменном виде с приложенными документами. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено. Документы приобщены к материалам дела.

Через канцелярию суда от ответчика поступил отзыв. Приобщен к материалам дела.

В судебном заседании от истца поступило ходатайство о приобщении к материалам дела CD-диска с фотографиями. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено. Диск приобщен к материалам дела.

От ответчика поступило ходатайство о приобщении к материалам дела дополнения к отзыву. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено. Дополнение к отзыву приобщено к материалам дела.

От третьего лица - Министерства финансов Свердловской области поступило ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительного отзыва, ранее поданного в электронном виде. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено. Дополнительный отзыв приобщен к материалам дела.

От истца поступило ходатайство о приобщении к материалам дела дополнения к письменному мнению. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено. Дополнение приобщено к материалам дела.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей лиц участвующих в деле, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

Из материалов дела следует, что в адрес Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области поступило представление Прокуратуры Свердловской области от 09.11.2016 № 7/1-14-2016 об устранении нарушений бюджетного законодательства при исполнении условий договоров (соглашений) о предоставлении бюджетных средств  со стороны сельскохозяйственного производственного кооператива «Колхоз имени Чапаева» на оказание несвязанной поддержки.

Предоставление субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям осуществляется в соответствии с Порядком предоставления субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, утвержденным постановлением  Правительства Свердловской области от 11.03.2013 года № 289-ПП (далее - Порядок).

Согласно пункту 4 указанного Порядка Министерство агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области (далее - Министерство) является главным распорядителем средств областного бюджета.

В соответствии с пунктом 5 Порядка право на получение субсидии имеют юридические (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и физические лица (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), признаваемые сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии с Законом Свердловской области от 04.02.2008 № 7-03 «О государственной поддержке юридических и физических лиц, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции и (или) закупку сельскохозяйственной продукции, пищевых лесных ресурсов, в Свердловской области», осуществляющие деятельность на территории Свердловской области, имеющие посевные площади под сельскохозяйственными культурами.

СПК «Колхоз имени Чапаева» является юридическим лицом, признанным сельскохозяйственным товаропроизводителем, осуществляющим деятельность на территории Свердловской области, имеющим посевные площади под сельскохозяйственными культурами, доля дохода от реализации произведенной им сельскохозяйственной продукции составляет более 70 % от общего объема произведенной продукции.

Как указывает истец, в 2013-2015 годах для получения субсидии СПК «Колхоз имени Чапаева» ежегодно представлялись в территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Алапаевское управление агропромышленного комплекса и продовольствия Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области на рассмотрение пакеты документов, предусмотренные пунктом 8 Порядка: заявления; копии документов статистической отчетности за 2012-2015 годы «Сведения об итогах сева под урожай отчетного года»; справки о планируемых затратах на проведение весенне-полевых работ; копии отчетов «О производстве, затратах, себестоимости и реализации продукции растениеводства»; справки-расчеты о причитающейся субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства.

В соответствии с Порядком (в ред. от 07.02.2014 № 61-ПП) в 2014-2015 годах между Министерством агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области, Алапаевским управлением и СПК «Колхоз имени Чапаева» заключены трехсторонние соглашения:

- на 2014 год - о предоставлении субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства от 24.03.2014 № 387 с дополнительными соглашениями об увеличении суммы субсидии;

- на 2015 год - об условиях и порядке использования субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства от 12.03.2015 № 372.

Истец ссылается на то, что субсидии в полном объёме перечислены Управлением на расчетный счет СПК «Колхоз имени Чапаева» в общей сумме 18 739 022 руб. 00 коп. (средства федерального бюджета - 9 012 600 руб. 00 коп., средства областного бюджета - 9 726 422 руб. 00 коп.), из них:

- в 2013 году - 6 638 475 руб. 00 коп. (средства федерального бюджета - 3 319 149 руб. 00 коп., областного бюджета - 3 319 326 руб. 00 коп.), что подтверждается платежными поручениями № 5177743 от 19.04.2013, № 5536144 от 19.06.2013, № 5600138 от 27.06.2013, №6176746 от 23.09.2013, №412 от 09.04.2013, № 737 от 11.06.2013, №827 от 26.06.2013; № 1007 от 08.08.2013;

- в 2014 году - 5 962 941 руб. 00 коп. (средства федерального бюджета - 2 750 748 руб. 00 коп., областного бюджета - 3 212 193 руб. 00 коп.), что подтверждается платежными поручениями № 182435 от 26.03.2014, № 820373 от 16.06.2014, № 14506 от 25.06.2014, №619477 от 03.09.2014, №683841 от 17.12.2014, № 137 от 25.03.2014, № 599 от 10.06.2014, №636 от 17.06.2014, № 705 от 24.06.2014, № 1037 от 14.08.2014;

- в 2015 году - 6 137 606 руб. 00 коп. (средства федерального бюджета - 2 942 703 руб. 00 коп., областного бюджета - 3 194 903 руб. 00 коп.), что подтверждается платежными поручениями № 371952 от 10.03.2015, №449280 от 18.03.2015, №483840 от 29.06.2015, № 525875 от 01.07.2015, №94 от 13.03.2015, №191 от 27.03.2015, №638 от 25.06.2015, №774 от21.07.2015,№ 830 от 10.08.2015.

Платёжные поручения о перечислении денежных средств представлены в материалы дела.

В соответствии с пунктом 18 Порядка СПК «Колхоз имени Чапаева» предоставлены отчеты в Алапаевское управление об исполнении обязательств и достигнутом значении показателя результативности за 2013 год, за 2014 год, за 2015 год.

Согласно отчетам «О достижении значения показателя результативности предоставления субсидии на оказание несвязанной поддержки» за 2013-2015 годы показатель «Увеличение уровня интенсивности использования посевных площадей в отчетном году по сравнению с предыдущим годом» составил: в 2013 году - 182,8 %, в 2014 году - 187,23 %, в 2015 году - 100 %.

Как указывает истец, в связи с отсутствием возможности проведения проверки Министерством по причине воспрепятствования СПК «Колхоз имени Чапаева», Министерство направило в адрес Председателя Правительства Свердловской области ФИО7 письмо от 03.08.2016 года № 06-01-80/5289 с просьбой инициирования проверки Межрайонным отделом контрольно-ревизионной работы Министерства финансов Свердловской области выездной проверки соблюдения СПК «Колхоз им. Чапаева» условий предоставления, получения и использования субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, выделенных из федерального и областного бюджетов в период 2013 -2015 годы.

21 и 27 сентября 2016 специалистами Министерства финансов Свердловской области, в присутствии первого заместителя Министра агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области, с участием представителей Алапаевского управления, ФГБУ ГЦАС «Свердловский», уполномоченного ОЭБиПК Межмуниципального отдела «Алапаевский», помощника прокурора города Алапаевск, начальника земельного Комитета по управлению имущества Администрации СО Алапаевское проведены визуальные осмотры посевов сельскохозяйственных культур ответчика.

По результатам проведённых контрольных действий установлено завышение размера посевных площадей в документах (Форма № 4-СХ, Форма № 9-АПК, справка-расчет о причитающейся субсидии), представленных СПК «Колхоз имени Чапаева» в соответствии с пунктом 8 Порядка (в ред. от 16.09.2015 № 830) для получения субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства в размере 4 735 га, в том числе по годам:

1) в 2013 году размер посевных площадей завышен на 1 509 гектар;

2) в 2014 году размер посевных площадей завышен на 1 578 гектар;

3) в 2015 году размер посевных площадей завышен на 1 648 гектар.

Таким образом, по мнению истца, общая сумма неправомерно предоставленной субсидии на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, повышение плодородия и качества почв в расчете на 1 га посевной площади, составила 4 234 729 руб. 91 коп.

Требование о возврате субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства в размере 4 234 729 руб. 91 коп. направлено Министерством в адрес ответчика  письмом от 23.11.2016 № 06-01-82/8006, которое было получено 01.12.2016.

Однако требование было оставлено без удовлетворения.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с иском о возврате субсидии и взыскания неустойки за её несвоевременный возврат.   

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объёме по следующим основаниям.

Согласно ст. 307, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) в силу обязательств одно лицо (должник) обязано совершать в пользу другого лица (кредитора) определенные действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства должны исполняться надлежащим образом. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается. Только надлежащее исполнение прекращает обязательство (ст. 310, 408 ГК РФ).

Из материалов дела следует, что требования истца основаны на акте № 83 внеплановой проверки от 16.11.2016 (срок проведения контрольных действий на объекте с 10 августа 2016 по 22 августа 2016 года, приостановлена с 23 августа 2016 года, возобновлена 21 сентября 2016 года, окончание контрольных мероприятий 02 ноября 2016 года).

Как указано в акте, в условиях уклонения должностных лиц СПК «Колхоз им. Чапаева» от проведения визуальных осмотров Министерства АПК и ПСО запросило в ФГБУ ГЦАС «Свердловский» космоснимок и рабочую карту колхоза, выполненную в 2012 году. Комиссионно проводились визуальные осмотры посевов сельскохозяйственных культур в Колхозе, по результатам которых составлены акты от 21.09.2016, 27.09.2016. Согласно рабочей карте площадь земель сельскохозяйственного назначения СПК составляет 11 129 га. По результатам визуальных осмотров, порядок проведения которых подробно описывался допрошенными свидетелями – непосредственными участниками осмотров 21.09.2016 и 27.09.2016, составлены указанные выше акты (приложение № 3).  

Результатами проведения проверки СПК «Колхоз имени Чапаева» установлено завышение размера посевных площадей в документах (Форма № 4-СХ, Форма № 9-АПК, справка-расчет о причитающейся субсидии), представленных СПК «Колхоз имени Чапаева» в соответствии с пунктом 8 Порядка для получения субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства в размере 4 735 га, в том числе по годам:

1)в 2013 году размер посевных площадей завышен на 1 509 гектар;

2)в 2014 году размер посевных площадей завышен на 1 578 гектар;

3)в 2015 году размер посевных площадей завышен на 1 648 гектар.

Таким образом, общая сумма неправомерно предоставленной субсидии на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, повышение плодородия и качества почв в расчете на 1 га посевной площади, составила 4 234 729,91 руб. (из них: средства федерального бюджета - 2 487 769,15 руб., средства областного бюджета - 1 746 960,76 руб.), в том числе:

-в 2013 году - 1 091 377,93 руб. (из них средства федерального бюджета -545 703,98 руб., средства областного бюджета - 545 673,95 руб.);

-в 2014 году - 1 081 934,98 руб. (из них средства федерального бюджета -499 104,44 руб., средства областного бюджета - 582 830,54 руб.);

-в 2015 году - 2 061 417,0 руб. (из них средства федерального бюджета -1 442 990,76 руб., средства областного бюджета - 618 426,24 рублей).

Требование о возврате субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства в размере 4 234 729 руб. 91 коп., направленное Министерством в адрес Кооператива письмом от 23.11.2016 № 06-01-82/8006, не исполнено в добровольном порядке, требования истца заявлены правомерно.

Достоверных доказательств, опровергающих доводы истца, ответчиком в материалы дела не представлено.

В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.05.1961 № 511 «О введении в колхозах и совхозах шнуровой книги истории полей севообротов и агротехнического паспорта полей севооборотов» в целях повышения культуры земледелия утверждены форма шнуровой книги истории полей севооборотов и Правила ведения шнуровой книги истории полей севооборотов.

В соответствии с данными Правилами шнуровая книга истории полей севооборотов ведется в каждом отделении (ферме) совхоза и в каждой бригаде колхоза. В хозяйствах с небольшой площадью пашни и небольшим количеством севооборотов допускается ведение книги в целом по хозяйству. Все записи в шнуровой книге истории полей севооборотов ведутся только на основании первичных документов (наряд-отчет, учетный лист, акт приемки полей, агропаспорт и др.). Ответственность за своевременность и точность записей в книге возлагается в совхозе на агрономов отделений (ферм), а в колхозе - на агрономов и бригадиров. Общее руководство и контроль за правильным ведением шнуровых книг истории полей севооборотов в совхозе возлагаются на главного (старшего) агронома совхоза, а в колхозе - на главного (старшего) агронома колхоза. Записи ведутся чернилами четко и разборчиво. Шнуровая книга истории полей севооборотов перед выдачей хозяйству пронумеровывается, прошнуровывается и скрепляется сургучной печатью райисполкома. Шнуровая книга истории полей севооборотов должна храниться в отделении (ферме), бригаде, колхозе и совхозе наравне с денежными документами (копия листов книги прилагается)

Как следует из пояснений ответчика, такая книга истории полей севооборотов у него отсутствует. При отсутствии книги истории полей севооборотов невозможно ежегодно проводить сравнительный анализ плановой и фактически применяемой агротехники, урожайности сельскохозяйственных культур, количества занятой посевной площади и т.д.

В материалы дела ответчиком представлен реестр полей СПК «Колхоз имени Чапаева» за 2013-2016 годы, подписанный главным агрономом СПК «Колхоз имени Чапаева» ФИО8 Данный реестр полей содержит перечень и площадь полей, обрабатываемых ответчиком, а также содержит наименование сельскохозяйственных культур, которые не совпадают с данными представленными ответчиком в комментарии к «Акту проведения визуального осмотра посевов сельскохозяйственных культур в СПК «Колхоз имени Чапаева» от 27.09.2016 (Приложение № 6 к акту № 77 от 16.11.2016). 

Представленный реестр не отражает фактически выполненные ответчиком работы на полях и, следовательно, не обладает признаками относимости (т.к. имеются расхождения в объёмах и видах сельскохозяйственных культур) и допустимости (т.к. не подтверждает факт проведения работ и объем обработанных посевных площадей).

Из анализа Комментария к Акту и реестра полей, представленных ответчиком, следует, что данные ответчика противоречивы. 

В целях установления фактических обстоятельств проведения 21 и 27 сентября 2016 года визуальных осмотров посевных площадей Кооператива в судебном заседании 20.07.2017 были опрошены свидетели – участники  проверки, осуществлявшие выездные визуальные осмотры посевных площадей Кооператива, являющиеся свидетелями по делу.

Как следует из показаний свидетелей, визуальные осмотры проводились в течение 2 дней в составе комиссии при помощи проводников - агрономов других хозяйств Алапаевского района, с использованием навигационной системы GarminGPSMAP672stc, которая имеет функцию замера площади поля в режиме реального времени, космоснимка и рабочей карты масштабом 1:30000, выполненной ФГБУ ГЦАС «Свердловский» в 2012 году, транспортных средств и квадроциклов.

Визуальные осмотры посевных площадей Кооператива проводились потому, что в ходе проведения Министерством в Алапаевском управлении проверки была проведена сквозная проверка сельскохозяйственных организаций Алапаевского района, Кооперативом не представлены документы первичного учета: карта полей хозяйства, журнал истории полей, лимитно-заборные карты по расходу семенного материала, путевые листы и иные документы.

При визуальном осмотре посевных площадей, представленных СПК «Колхоз имени Чапаева» как используемые, комиссией установлено, что на части посевных площадей не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы, имелась некось многолетних сорных растений, залесенность, закустаренность, заболоченность, на некоторых участках осуществлялась заготовка дров, часть посевных площадей обрабатывались крестьянскими (фермерскими) хозяйствами. Посевные площади в размере 783 га (ориентир - «деревня Грязнуха») покрыты древесной растительностью и длительное время не используются в сельхозобороте. Осмотреть указанные земли проверяющим не представилось возможным из - за отсутствия подъездных дорог. Данные факты подтверждены свидетельскими показаниями, космоснимком, рабочей картой и фотоматериалами.

Ответчик указывает, что обрабатывает земли сельскохозяйственного назначения в количестве 15 609 га и 15 312 га.

Как следует из представленных ответчиком документов:

1)земельный участок площадью 15 609 га используется кооперативом на основании свидетельства о праве собственности на землю № 178 от 16.03.1993 года, согласно которому колхозу имени Чапаева было предоставлено в постоянное (бессрочное) пользование 30 669 га земли, в том числе пашни 10 138 га, сенокосы -4031 га, пастбища - 1440 га, прочие угодия - 15069 га. Данному участку присвоен кадастровый номер 66:01:0000000:116;

2)земельный участок общей площадью 15 312 га - на основании свидетельства о праве собственности № 1675 от 28.02.1995 года, согласно которому производственный сельскохозяйственный кооператив им. Чапаева приобретает право коллективно-долевой собственности на землю вблизи с. Костино для сельскохозяйственного использования под пашни 9959 га, сенокосы 3954 га, пастбища 1399 га. Площадь земельного участка, принадлежащего Ответчику на праве общей долевой собственности согласно свидетельствам о праве общей долевой собственности от 15.07.2013, от 10.04.2015 и от 13.11.2015 составляет 96 522 503 кв.м., т.е. 9 652,5 га. Кадастровый номер данного участка 66:01:0000000:189.

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (п. 1 ст. 5 указанного Кодекса).  

В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков - лица, являющиеся собственниками земельных участков; землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования; правообладатели земельных участков - собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков.

Согласно пункту 3 статьи 6 Земельного кодекса РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных указанным кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Главы IV Земельного кодекса РФ в безвозмездное пользование могут предоставляться земельные участки:

1)находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на условиях и в порядке, которые установлены статьей 39.10 указанного кодекса, в том числе в виде служебного надела;

2)находящиеся в собственности граждан или юридических лиц, иным гражданам или юридическим лицам на основании договора, в том числе в виде служебного надела.

В силу статьи 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV указанного кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV указанного кодекса, удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

В соответствии с уведомлением Росреестра от 13.06.2017 года № 66/001/026/2017-35232 сведения о переходе прав на объект недвижимости -земельный участок с кадастровым номером 66:01:0000000:116, расположенный по адресу: Свердловская область, Алапаевский район, с площадью 77357370 кв.м., т.е. 7 735,73 га, в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют (копия уведомления прилагается).

Из вышеприведенных норм следует, что СПК «Колхоз имени Чапаева» не является собственником либо землепользователем либо правообладателем земельного участка с кадастровым номером 66:01:0000000:116, следовательно, не является участником земельных отношений вообще.

Таким образом, Истец ставит под сомнение использование Ответчиком земельного участка с кадастровым номером 66:01:0000000:116 под посев сельскохозяйственных культур.

В отношении земельного участка с кадастровым номером 66:01:0000000:189 членами комиссии установлено, что 871 га земли, принадлежащие СПК «Колхоз имени Чапаева» переданы в пользование крестьянским фермерским хозяйствам и обрабатываются ими под яровые (стр. 8 Акта проверки № 83), что подтверждается письменными пояснениями крестьянских фермерских хозяйств (приложение к Акту проверки № 83).

Из реестра полей СПК «Колхоз имени Чапаева» за 2013 - 2016 годы и Комментария к «Акту проведения визуального осмотра посевов сельскохозяйственных культур в СПК «Колхоз имени Чапаева» от 27.09.2016 года (Приложение № 6 к акту № 77 от 16.11.2016г), представленных Ответчиком в материалы дела следует, что поля № 16, 23, 24, 29, 36, 37, 52, 55, 84, 87, 88, 89, 91, 92, 93, 96, 154, 155, 163, 164, 165, 166, 167, 168, 169, 171, 194 общей посевной площадью 895 гектар переданы крестьянским (фермерским) хозяйствам и физическим лицам (КФХ ФИО9, ФИО10., ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15) и не обрабатываются Ответчиком.

Из вышеизложенного следует, что Ответчик подтверждает использование крестьянскими фермерскими хозяйствами 895 га земли, что на 24 га больше установленных комиссией.

Оспаривая заявленные требования, ответчиком представлено в материалы дела нотариально заверенное заявление ФИО16 Однако нотариальное  заверение свидетельствует лишь о подлинности подписи указанного лица, а не о достоверности изложенных им сведений. В соответствии с представленным заявлением ФИО16 обследование полей № 142, 44, 150, 131 происходили 26 июля 2017 года, обследование полей № 159, 161, 162, 25 происходили 28 июля 2017 года. Представлены фотографии в черно-белом цвете, что затрудняет определение наличия культурных трав, указанных в заявлении ФИО16

Однако обследование полей № 142, 150, 131, 159, 161, 162, 25 и поля без номера комиссией не производилось.

Заявление ФИО16 об обследовании полей содержит результаты обследования ответчиком 9 полей 26 и 28 июля 2017 года без указания площади посевов. Результаты обследования полей в 2017 году не опровергают и не подтверждают выводы комиссии, сделанные по результатам визуальных осмотров в сентябре 2016 года, а только констатирует состояние полей в 2017 году. Следовательно, не являются доказательствами, обладающими признаками относимости и допустимости по настоящему спору.

Следует отметить, что в судебном заседании 20.07.2017 истцом было заявлено ходатайство о проведении обследования всех полей, используемых ответчиком, совместно с ним, Министерством финансов Свердловской области, ФГБУ ГЦАС «Свердловский», Алапаевским управлением, при необходимости с привлечением специалиста агронома из Аграрного университета, проведения фото и видеофиксации.

Данное ходатайство было поддержано Министерством финансов Свердловской области, Алапаевским управлением, ФГБУ ГЦАС «Свердловский». Однако ответчик отказался от проведения совместного обследования в рамках рассмотрения настоящего спора.  

Доводы ответчика отклонены судом по следующим основаниям.

По мнению Ответчика, акт внеплановой проверки № 83 от 16.11.2016 не является допустимым доказательством по делу, поскольку не содержит в себе достоверные сведения о факте и обстоятельствах завышения посевных площадей.

Акт внеплановой проверки № 83 от 16.11.2016 является официальным документом Министерства финансов Свердловской области, имеющим юридическую силу и отражает действия должностных лиц СПК «Колхоз имени Чапаева» при предоставлении недостоверных данных для получения субсидии, действия должностных лиц Алапаевского управления и Министерства при предоставлении субсидии, а также действия должностных лиц Министерства финансов Свердловской области и иных лиц, принимавших участие в проведении проверки соблюдения СПК «Колхоз имени Чапаева» условий предоставления и использования субсидий на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства в период 2013-2015 годы.

Участниками проверки сделаны выводы о следующем использовании Ответчиком земель: 4 158 га для выращивания яровых культур, 3 647 га засеяны многолетними травами, 1 272 га используется под сенокосы и пастбища, 871 га -земли, принадлежащие Ответчику и переданные в пользование КФХ для обработки последними под яровые культуры, 783 га - ориентир «деревня Грязнуха», осмотреть не представилось возможным из-за отсутствия подъездных дорог (на основании космоснимка данный земельный участок покрыт древесной растительностью), 398 га - не используются для получения сена, семян, зеленого корма и силоса, поскольку на данном участке имеется древесная растительность.

Поскольку проверкой установлены точное количество гектар по видам использования земель, а также переданных КФХ для обработки, установлены факты наличия древесной растительности на участках, сомнений в достоверности установления данных фактов быть не может, по причине того, что без визуального осмотра данные обстоятельства невозможно установить.

С доводом Ответчика о том, что факт воспрепятствования проведению проверки опровергается решением Алапаевского городского суда по делу № 12-169/2016 от 09.12.2016 следует не согласиться, так как постановление мирового судьи судебного участка № 5 Алапаевского судебного района Свердловской области от 21.10.2016 года о назначении СПК «Колхоз имени Чапаева» административного взыскания в виде административного штрафа в размере 30 тыс. руб. за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля по проведению проверок отменено указанным решением в связи с существенными процессуальными нарушениями при рассмотрении дела (стр. 5 Решения), производство по делу прекращено в связи с истечением срока давности для привлечения к административной ответственности.

Нотариально заверенное 02.03.2017 года заявление ФИО17, начальника земельного отдела КУИ Администрации МО «Алапаевское», об отказе подписания акта визуального осмотра посевных площадей в СПК «Колхоз имени Чапаева» за 2013-2015 годы от 21.09.2017 года, так как он не согласен с текстом акта в части того, что в акте было указано об обследовании 158 участков из 203 полей, не является доказательством того, что земельные участки СПК «Колхоз имени Чапаева» не исследовались, по причине того, что указанное лицо присутствовало на проверке только 21 сентября 2016 года, тогда как проверка проводилась также и 27 сентября 2016 года, когда указанное лицо не принимало участие. Кроме того, в акте от 21 сентября 2016 года имеются подписи иных участников проверки в количестве 5 должностных лиц, в акте от 27 сентября 2016 года - подписи 8 должностных лиц. Все подписавшиеся должностные лица являются сотрудниками различных государственных органов и учреждений.

Также в ходе судебного процесса указанные лица давали показания в качестве свидетелей, предупреждённых об уголовной ответственности.

В отзыве от 03 июля 2017 года ответчик ссылается на отсутствие фотофиксации, актов контрольных замеров посевных площадей, о наличии иных выводов проверяющих органов в отношении Ответчика и искажении площади земельных участков.

Однако данные доводы не соответствуют материалам дела.

Фотофиксация производилась с помощью навигационной системы CarminGPSMAP 62stk с привязкой к точкам координат (соответствующие фотоснимки представлены в материалы дела).

Акты осмотра посевных площадей с установлением площади посева являются актами контрольного замера площади.

Из текста акта проверки Алапаевского управления от 17.07.2015 года по проверке правомерного получения и эффективного использования средств государственной поддержки, выделенных из федерального и областного бюджетов Кооперативу за период с 01.01.2014 по 30.06.2015, не следует, что Алапаевским управлением производились визуальные осмотры посевных площадей Кооператива, следовательно, выводы, указанные на стр. 7, 8 Акта, сделаны на основании представленных кооперативом документов.

Решение Алапаевского городского суда от 06.02.2009 не может служить доказательством того, что Министерство занижает площади земельных участков, используемых Кооперативом, поскольку данное решение суда подтверждает, что земельный участок площадью 15 609 гектар передан ответчику по данному делу в собственность бесплатно на основании свидетельств о государственной регистрации и протокола от 03.12.1992 года (стр. 3 решения), но не подтверждает размер посевных площадей засеваемых Кооперативом сельскохозяйственными культурами в течение 2013-2016 годы.

Доводы ответчика судом не приняты во внимание
в виду отсутствия каких-либо надлежащих доказательств проведения посевных работ на спорных участках в 2013-2015 годах; в связи с непредставлением первичных учетных документов учета (актов расхода семян и посадочного материала, лимитно-заборных карт, нарядов, путевых листов тракторов); несоответствием сведений о посевных площадях и сельскохозяйственных культурах, указанных Ответчиком в Комментарии к Акту и в реестре полей.

Проведение в Алапаевском управлении проверки соблюдения сельскохозяйственными товаропроизводителями условий предоставления субсидий, предоставленных на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства за период 2013 - 2016 годы, осуществлялась на основании приказа Министерства от 25.05.2016 № 235.

Как указывает истец, по результатам сквозной проверки сельскохозяйственных организаций Алапаевкого района установлено завышение посевных площадей в четырех хозяйствах - ООО «Деевское», ООО «Майский», СПК «Колхоз имени Чапаева», Крестьянское хозяйство «Луч». В указанные хозяйства Министерством направлены требования о возврате излишне полученной субсидии на оказание несвязанной поддержки (копии прилагаются).

Однако ссылка истца на правоотношения с иными хозяйствами не имеет правового значения для рассматриваемого спора. В связи с чем не учитывается судом. 

При таких обстоятельствах требования истца подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 330, 331 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признаётся определённая законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

Согласно п. 3.3 Соглашения № 387 от 24.03,2014 и № 372 от 02.03.2015 в случае нарушения срока возврата субсидии получатель уплачивает неустойку в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день уплаты неустойки, от суммы субсидии, подлежащей к возврату в бюджет за каждый день просрочки.

Срок возврата субсидии истёк 01.01.2017.

Поскольку доказательств возврата субсидии в установленный срок не представлено, требование о начислении неустойки заявлено правомерно.

За период с 01.01.2017 по 19.01.2017 неустойка, начисленная на основании п. 3.3 Соглашения, составила 19 907 руб. 90 коп.    

Расчёт истца судом проверен и признан верным, ответчиком не оспорен.

Следовательно, данное требование подлежит удовлетворению в заявленном размере. 

Поскольку истец освобождён от уплаты госпошлины, с учётом результата рассмотрения дела в порядке ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации последняя подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета.   

Руководствуясь ст. 110, 167-170, 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Исковые требования  удовлетворить.

2. Взыскать с Сельскохозяйственного производственного кооператива "Колхоз им. Чапаева" в пользу Свердловской области в лице Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области               4 254 637 руб. 81 коп., в том числе: 4 234 729 руб. 91 коп. долга, 19 907 руб. 90 коп. неустойки за период с 01.01.2017 по 19.01.2017.

3. Взыскать с Сельскохозяйственного производственного кооператива "Колхоз им. Чапаева" в доход федерального бюджета 44 273 руб. 00 коп.  государственной пошлины.

4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

 Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

5. С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе «Картотека арбитражных дел» в карточке дела в документе «Дополнение». В случае неполучения  взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении. Взыскатель может обратиться в арбитражный суд с заявлением о выдаче исполнительного листа нарочно в иную дату. Указанное заявление должно поступить в суд не позднее даты,  указанной в карточке дела в документе «Дополнение».

В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела «Дополнение».

Судья                                                                   Т.А. Дёмина