ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-36690/20 от 21.10.2020 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.rue-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

28 октября 2020 года                                                          Дело №А60-36690/2020

Резолютивная часть решения объявлена 21 октября 2020 года

Полный текст решения изготовлен 28 октября 2020 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.Е. Калашника при ведении протокола секретарем судебного заседания М.И. Левитан рассмотрел в судебном заседании дело № А60-36690/2020

по заявлению публичного акционерного общества «Курганская генерирующая компания» (ИНН <***>,  ОГРН <***>, далее – общество «КГК»)

к Уральскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН <***>,                                     ОГРН <***>, далее - Управление Ростехнадзора)

о признании недействительным предписания от 24.04.2020                       № А-331-851/1.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

В судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Курганской области приняли участие представители:

общества «КГК» - ФИО1 (доверенность от 31.12.2019 № 30);

Управления Ростехнадзора – ФИО2 (доверенность от 20.12.2019 № 2-к).

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.

         Общество «КГК» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления Ростехнадзора от 24.04.2020 № А-331-851/1.

Определением суда от 31.07.2020 назначено предварительное судебное заседание на 22.09.2020.

         До начала судебного заседания со стороны заинтересованного лица в  материалы дела поступил отзыв.

         Суд завершил рассмотрение всех вынесенных в предварительное заседание вопросов, признал дело подготовленным к судебному разбирательству, завершил предварительное судебное заседание, с учетом отсутствия возражений со стороны участвующих в деле лиц открыл судебное заседание суда первой инстанции.

Судом заслушаны пояснения заинтересованного лица об обстоятельствах выдачи заявителю предписания.

Суд счел необходимым отложить судебное разбирательство в соответствии со ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для представления заявителем документа о наличии высшего юридического образования представителя, а также для представления сторонами возражений относительно доводов противоположной стороны.

Определением суда от 13.10.2020 судебное разбирательство отложено на 21.10.2020.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

Управление Ростехнадзора на основании распоряжения от 11.03.2020 № РП-331-851-о проведена внеплановая документарная проверка в отношении общества «КГК».

         В ходе проверки выявлены следующие нарушения:

         1. Обществом «КГК» не поставлен на учет в территориальном органе Ростехнадзора, не зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов (далее – ОПО) подлежащий учету магистральный трубопровод сетевой воды (с параметрами теплоносителя: рабочая температура -150,0°С, рабочее давление - 1,6 МПа), предназначенный для транспортирования теплоносителя в систему централизованного теплоснабжения г. Кургана, проложенный надземным и подземным способами прокладки по адресу: г. Курган от проспекта Конституции, 29А (вывод 111 очереди ТЭЦ-1) - вдоль ж/д ул. Чехова, вдоль ул. Мостостроителей, до I микрорайона (ПСЗ-6), от тепловой камеры № 62а (сокращенное наименование - ТК-62а) до ул. Химмашевская, № 7). Протяженность данного магистрального трубопровода составляет 18471 м. Кадастровый № 45:25:000000:23534, собственник - общество «КГК» (согласно выписке из ЕГРН об объекте). Данный трубопровод (с рабочими параметрами теплоносителя: рабочая температура - 150,0°С. рабочее давление - 1.6 МПа) является неотъемлемой частью (продолжением) трубопроводов от источника тепловой энергии (от водогрейных котлов и подогревателей сетевой воды, используемых в границах ТЭЦ-1 г. Кургана, предназначенных для производства тепловой энергии в виде горячей воды - теплоносителя), предназначенных для транспортирования теплоносителя потребителям централизованной системы теплоснабжения                     г. Кургана, которые зарегистрированы в территориальном органе Ростехнадзора и государственном реестре опасных производственных объектов в границах ОПО рег. № А55-03465-0001 «Площадка главного корпуса Курганской ТЭЦ (ТЭЦ-1)», III класс опасности и ОПО рег. №А55-03465-0006 «Сеть газопотребления Курганской ТЭЦ», III класс опасности), эксплуатируемых обществом «КГК» с регистрационными номерами:

         рег. № К-723-Кв (водогрейный котел ст. № 1 «ПТВМ-00», параметры теплоносителя: Рсет. воды- 2,5МПа; Т = 150°C

         рег. № К-743-Кв (водогрейный котел ст. № 2 «ПТВМ-00», параметры теплоносителя: Рсет. воды- 2,5МПа; Т = 150°C

         - peг. № К-1182-Кв (водогрейный котел ст. № 4 «ПТВМ-100», параметры теплоносителя: Рсет. воды- 2,5МПа; Т = 150°C

         peг. №К-1394-Кв (водогрейный котел ст. № 5 «ПТВМ-100» параметры теплоносителя: Рсет. воды- 2,5МПа; Т = 150°C

         рег. № К-2182 (параметры теплоносителя: Рсет. воды- 1,6МПа; Т = 150°C

         peг. № К-2263-тр (параметры теплоносителя: Рсет. воды- 1,6МПа; Т = 150°C)

         peг. № К-2264-тр (параметры теплоносителя: -Рсет. воды- 1,6МПа; Т = 150°C

         peг. № К-2265-тр (параметры теплоносителя: Рсет. воды- 1,6МПа; Т = 150°C

         peг. № К-2266-тр (параметры теплоносителя: Рсет. воды- 1,6МПа; Т = 150°C

         peг. № К-2267-тр (параметры теплоносителя: Рсет. воды- 1,6МПа; Т = 150°C

         peг. № К-2182-тр (параметры теплоносителя:Рсет. воды- 1,6МПа; Т = 150°C.

         2. В обществе «КГК» отсутствует паспорт магистрального трубопровода (кадастровый № 45:25:000000:23534, зарегистрированный по адресу: г. Курган от проспекта Конституции, 29А (вывод III очереди ТЭЦ-1) - вдоль ж/д                        ул. Чехова, вдоль ул. Мостостроителей, до 1 микрорайона, (ПСЗ-6), от ТК-62а до ул. Химмашевская, Л° 7), содержащий следующую информацию:

         - рабочая среда;

         - рабочие параметры среды (давление и температура теплоносителя)

         - расчетный срок службы;

         - расчетный ресурс;

         - расчетное число пусков;

         - расчет трубопровода на прочность;

         - данные о монтаже (изготовлении);

         - сведения о сварке;

         - сведения о трубах;

         - сведения об основной арматуре;

         - сведения о фланцах и крепежных деталях;

         - чертежи, свидетельства и др. документы на изготовление и монтаж трубопровода (документы изготовителей на отдельно поставленные для применения в составе трубопровода элементы и устройства;

         - перечень работ, проведенных при ремонте (реконструкции) трубопровода и дата их проведения);

         - сведения о техническом освидетельствовании (диагностировании).

         Технические характеристики данного трубопровода определены проектной документацией на расширение ТЭЦ до мощности 1560 Гкал/ч (том У1) «Выводы теплопроводов с ТЭЦ», представленной обществом «КГК» в Управление Ростехнадзора в период проведения внеплановой выездной проверки 20.08.2019 (письмо директора СП «Курганская ТЭЦ» № 3/1487).

         3. В обществе «КГК» отсутствует исполнительная схема (чертеж) магистрального трубопровода сетевой воды (кадастровый                                            № 45:25:000000:23534,зарегистрированный по адресу: г. Курган от проспекта Конституции, 29А (вывод III очереди ТЭЦ-1) - вдоль ж/д ул. Чехова, вдоль                       ул. Мостостроителей, до I микрорайона, (ПСЗ-6), от ТК-62а до                                       ул. Химмашевская, № 7), на которой должны быть указаны:

         - материалы (марки, стандарты или технические условия), наружные диаметры, толщины труб и деталей из труб, длина трубопровода;

         - расположение опор, компенсаторов, подвесок, арматуры, приборов (располагаемых непосредственно на трубопроводе), фильтров, воздушников и дренажных устройств:

         - расположение сварных соединений (при их наличии) с раздельным обозначением сварных соединений, выполняемых при монтаже трубопровода и выполняемых в организации-изготовителе элементов трубопровода;

         - границы (пределы) трубопровода и направление движения рабочей среды.

         4. Обществом «КГК» не обеспечены безопасные условия эксплуатации ОРПД в исправном состоянии, а именно: обществом «КГК» не проведено техническое диагностирование в рамках экспертизы промышленной безопасности (далее - ЭПБ) по истечении назначенного срока службы магистрального трубопровода сетевой воды (с параметрами: рабочая температура - 150,0°С, рабочее давление - 1,6 МПа), предназначенного для транспортирования теплоносителя в систему централизованного теплоснабжения г. Кургана, проложенный надземным и подземным способами прокладки по адресу: г. Курган от проспекта Конституции, 29А (вдоль ж/д ул. Чехова, вдоль ул. Мостостроителей, до I микрорайона, (ПСЗ-6), от ТК-62а до ул. Химмашевская, № 7). Протяженность данного магистрального трубопровода составляет 18,471 км, кадастровый № 45:25:000000:23534, собственник – общество «КГК» (согласно выписке из ЕГРН об объекте). Ввод в эксплуатацию данного трубопровода датируется 1980 годом (срок эксплуатации ОРПД составляет 40 лет). Положительное заключение ЭПБ данного ОРПД, проведенной по истечении срока службы (ресурса) с целью продления срока безопасной эксплуатации (службы), в государственном реестре заключений ЭПБ не зарегистрировано - отсутствует. Срок безопасной эксплуатации ОРПД (трубопровода сетевой воды кадастровый № 45:25:000000:23534) до очередного технического диагностирования или утилизации не определен, условия дальнейшей безопасной эксплуатации данного ОРПД в пределах установленного по результатам ЭПБ срока безопасной эксплуатации ОРПД в ПАО «КГК» отсутствуют. Магистральный трубопровод сетевой воды (кадастровый № 45:25:000000:23534) эксплуатируется обществом «КГК» за пределом срока службы.

         По результатам проверкиобществу «КГК» выдано предписание от  24.04.2020 № А-331-851/1 с требование  в срок до 01.07.2020 устранить выявленные нарушения.

         Полагая, что указанное предписание нарушает его права и законные интересы, общество «КГК» обратилось с заявлением в арбитражный суд.

         Заявитель ссылается на то, что эксплуатируемые им магистральные трубопроводы не являются опасными производственными объектами, поскольку температура теплоносителя в трубопроводах ниже 115°С в связи с автоматическим понижением температуры теплоносителя на выходе от источников теплоснабжения ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 в магистральные трубопроводы, кроме того в соответствии со схемой теплоснабжения, утверждённой постановлением Администрации г. Кургана от 31.03.2015 №2953, температурный график теплоносителя, поступающего в магистральные трубопроводы единой централизованной сети теплоснабжения г. Кургана от источников теплоснабжения (ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2) составляет 115-70°С, данные параметры теплоносителя подтверждаются также техническими паспортами.

         Проанализировав фактические обстоятельства дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, и исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд полагает, что заявленные обществом «КГК»  требования не подлежат удовлетворению, при этом суд исходит из следующего.

         В соответствии с ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

         Таким образом, основанием для признания незаконным предписания является наличие одновременно двух условий: несоответствие  законам и иным нормативным правовым актам, и нарушение оспариваемым предписанием прав и законных интересов заявителя.

         В силу ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Закон о промышленной безопасности ОПО) опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

         По п. 1 ст. 9 ФЗ Закон о промышленной безопасности ОПО организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.

         По п. 214 Правил промышленной безопасности ОПО не позднее 10 рабочих дней после принятия решения о вводе в эксплуатацию и пуска (включения) в работу оборудования под давлением (за исключением оборудования, указанного в п. 215) эксплуатирующая организация направляет в территориальный орган Ростехнадзора по месту эксплуатации ОПО (или иной федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, которому подведомственен данный ОПО) информацию согласно п. 216 ФНП для осуществления учета оборудования под давлением.

-       Согласно п. 216Правил промышленной безопасности ОПО для постановки на учет оборудования под давлением эксплуатирующая это оборудование организация представляет в территориальный орган Ростехнадзора или иной федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, если оборудование под давлением эксплуатируется на подведомственном данному органу ОПО:

         а) заявление, содержащее информацию об эксплуатирующей организации с указанием места установки стационарного оборудования, места применения транспортабельного оборудования и планируемого периода его эксплуатации на указанном месте, а также места нахождения производственной площадки для ремонта и о технического освидетельствования цистерн и планируемом регионе их применения;

         б) копии акта готовности оборудования под давлением к вводу в эксплуатацию и приказа (распорядительного документа) о вводе его в эксплуатацию, а также реквизиты документации, подтверждающей соответствие оборудования требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании и ст. 7 Федерального закона                       № 116-ФЗ;

         в) краткие сведения о подлежащем учету оборудовании, указанные в паспорте, в том числе:

         наименование или обозначение оборудования, год изготовления, завод-изготовитель, заводской номер (по системе нумерации изготовителя);

         основные технические характеристики, расчетные и рабочие (максимальные, номинальные, минимальные) параметры и условия работы оборудования, сведения о рабочей среде, расчетный срок службы, расчетный ресурс (для трубопроводов, котлов и их основных частей), расчетное количество пусков (для трубопроводов и котлов), максимальное количество циклов работы (если установлено) сосуда или заправок баллонов;

         сведения о дате и результатах проведения технического освидетельствования или экспертизы промышленной безопасности и сроках следующего технического освидетельствования или экспертизы;

         г) комплект технической документации на русском языке (паспорт, чертеж (комплект чертежей), руководство (инструкция) по эксплуатации, удостоверение (свидетельство) о качестве монтажа либо их копии в бумажном или электронном виде, заверенные эксплуатирующей организацией) оборудования, проверка готовности которого проводилась без участия уполномоченного представителя Ростехнадзора или иного федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, если оборудование под давлением эксплуатируется на подведомственном данному органу ОПО, в случаях, предусмотренных подпунктами "а", "в" пункта 205 настоящих ФНП.

         На основании п. 217 Правил промышленной безопасности ОПО опасные производственные объекты, на которых используется оборудование под давлением, подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

         В соответствии с п. 5 Правил промышленной безопасности опасных производственных объектов (далее - ОПО), на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25.03.2014 № 116 (далее - Правила промышленной безопасности ОПО) для регистрации объектов в государственном реестре организации, эксплуатирующие эти объекты, представляют в установленном порядке сведения, характеризующие каждый объект. Организациям, эксплуатирующим соответствующие объекты, выдаются свидетельства установленного образца о регистрации этих объектов в государственном реестре.

         Согласно п. 3, 6 - 8, 11 Требований к регистрации объектов в государственном реестре ОПО и ведению государственного реестра ОПО, утвержденных приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 № 495 (далее - Требования к регистрации ОПО) данные требования обязательны для выполнения всеми организациями, эксплуатирующими ОПО. Отнесение объектов к ОПО осуществляется эксплуатирующей организацией на основании проведения их идентификации в соответствии с названными Требованиями. При осуществлении идентификации эксплуатирующей организацией должны быть выявлены все признаки опасности на объекте, учтены их количественные и качественные характеристики, а также учтены все осуществляемые на объекте технологические процессы и применяемые технические устройства, обладающие признаками опасности, позволяющие отнести такой объект к категории ОПО. При проведении идентификации эксплуатирующая организация осуществляет анализ, в том числе проектной документации (документации) объекта, с учетом внесенных изменений (при их наличии), технологических регламентов, спецификации установленного оборудования, документации на технические устройства, используемые на объекте. По результатам идентификации эксплуатирующая организация присваивает ОПО типовое наименование (именной код объекта) в соответствии с приложением N 1 к Требованиям к регистрации ОПО.

         На основании п. 12 названных Требований правильность идентификации объекта проверяется Ростехнадзором при его регистрации в государственном реестре на основании данных, представленных эксплуатирующей организацией. Регистрация объекта в государственном реестре ОПО осуществляется Ростехнадзором на основании заявления эксплуатирующей организации и документов, указанных в п. 14 Требований к регистрации ОПО.

-       По п. 14 Требований к регистрации ОПО для регистрации объекта в государственном реестре организация, эксплуатирующая этот объект, не позднее 10 рабочих дней со дня начала его эксплуатации представляет в регистрирующий орган на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, заявление в соответствии с административными регламентами регистрирующих органов и прилагает к нему следующие документы, необходимые для формирования и ведения государственного реестра:

         1) документы, которые содержат сведения, характеризующие каждый опасный производственный объект (в 2 экземплярах), подписанные руководителем юридического лица либо его уполномоченным представителем, индивидуальным предпринимателем либо его уполномоченным представителем и заверенные печатью (в случае наличия) или подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью в случае представления сведений в форме электронного документа, заполненные на основании анализа документов, приведенных в пункте 8 Требований, результатов проведенной идентификации и иных документов, содержащие следующие данные:

         а) наименование и место нахождения опасного производственного объекта;

         б) признаки опасности опасного производственного объекта;

         в) класс опасности опасного производственного объекта;

         г) классификация опасного производственного объекта;

         д) виды деятельности, на осуществление которых требуется получение
лицензии для эксплуатации опасного производственного объекта;

         е) полное наименование, адрес места нахождения эксплуатирующей
организации, должность, фамилия, имя и отчество (в случае, если имеется)
руководителя, дата подписания документа руководителем эксплуатирующей
организации;

         ж) реквизиты опасного производственного объекта и регистрирующего органа;

         з) наименование площадки, участка, цеха, здания, сооружения, входящих в состав опасного производственного объекта;

         и) краткая характеристика опасности опасного производственного объекта;

         к) наименование, тип, марка, модель (при наличии), регистрационные или учетные номера (для подъемных сооружений и оборудования, работающего под давлением, подлежащего учету в регистрирующем органе), заводские номера (в случае наличия) технических устройств, наименование опасного вещества, взрывоопасных пылевоздушных смесей, которые находятся или могут находиться на опасном производственном объекте;

         л) проектные (эксплуатационные) характеристики, дата изготовления и ввода в эксплуатацию;

         м) числовые обозначения признаков опасности опасного производственного объекта;

         2) копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании опасного производственного объекта, в том числе земельных участков, зданий, строений и сооружений, на (в) которых размещается опасный производственный объект (для объектов недвижимости), права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;

         3) документы, которые содержат обоснование безопасности опасного производственного объекта с указанием реквизитов положительного заключения экспертизы промышленной безопасности обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, установленных пунктом 4 статьи 3 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов");

         4) документы, которые содержат текстовую часть подраздела «Технологические решения» проектной документации (документации) на опасные производственные объекты капитального строительства (с указанием реквизитов заключения соответствующей экспертизы здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий).

         Оборудование не может быть поставлено на учет в случае непредставления эксплуатирующей организацией информации и документов, перечисленных в настоящем пункте, представления указанной информации и документов не в полном объеме, а также в случае невозможности осуществления на основании представленной информации и документов идентификации оборудования и оценки его соответствия установленным требованиям в области промышленной безопасности.

         Судом установлено, что источники теплоснабжения (водогрейные котлы, подогреватели на ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2) зарегистрированы в государственном реестре опасных производственных объектов обеими эксплуатирующими организациями с температурой 130 и 150°С, что подтверждается свидетельствами о регистрации ОПО в государственном реестре и представленными организациями сведениями, характеризующими опасные производственные объекты.

         От источников теплоснабжения вода первоначально поступает в трубопроводы сетевой воды на территории ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2. Участок трубопровода сетевой воды на территории ТЭЦ-2 изначально зарегистрирован в составе опасного производственного объекта «Площадка главного корпуса» ООО «Курганская ТЭЦ» с параметрами теплоносителя 130-70°С. За забором ТЭЦ-2 этот трубопровод без какого-либо изменяющего параметры оборудования переходит в магистральный трубопровод, эксплуатируемый заявителем.

Заявитель считает, что температура теплоносителя снижается до 115°С. Заинтересованное лицо указывает на то, что перегретая свыше 115°С вода появляется в магистральных трубопроводах не сама по себе, она подогревается на источниках теплоснабжения - ТЭЦ-1 (эксплуатируется заявителем) и ТЭЦ-2 (эксплуатируется иной организацией – ООО «Курганская ТЭЦ»).

         Вместе с тем рабочее давление и температура теплоносителя являются едиными для всего магистрального трубопровода, независимо от его протяженности от источника теплоты до теплового пункта каждого потребителя или до установок в тепловой сети, изменяющих параметры теплоносителя (п. 10.7 СП 124.13330.2012 Тепловые сети. Актуализированная редакция СНиП 41-02-2003). В соответствии с подп.«б» п. 10.6 СП 124.13330.2012 Тепловые сети. Актуализированная редакция СНиП 41-02-2003- температура теплоносителя в трубопроводе водяных тепловых сетей определяется по температуре в подающем трубопроводе.

         Температура на источниках теплоты (водогрейных котлах, подогревателях Курганской ТЭЦ-1) - 150°С, что подтверждается сведениями, характеризующими опасные производственные объекты заявителя и представленными заявителем при регистрации ОПО - Площадка главного корпуса Курганской ТЭЦ и Сеть газопотребления Курганской ТЭЦ.

         От источников теплоснабжения ТЭЦ-1 на её территории перегретая вода поступает в 5 трубопроводов, которые по требованию Уральского управления Ростехнадзора в марте 2020 года  поставлены заявителем на учёт в Управлении Ростехнадзора, а в июле 2020 года зарегистрированы в государственном реестре опасных производственных объектов на основании разработанных экспертной организацией паспортов трубопроводов с параметрами теплоносителя 150-70°С.

         Таким образом, магистральные трубопроводы сетевой воды должны быть по заявлению заявителя:

         - постановлены на учёт в территориальном органе Ростехнадзора в соответствии с Правилами промышленной безопасности ОПО;

         - зарегистрированы в государственном реестре опасных производственных объектов в соответствии с Закон о промышленной безопасности ОПО, Правилами регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 № 1371, Требованиями к регистрации ОПО, поскольку трубопроводы работают под избыточным давлением (более 0,07 мегапаскаля) воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия (подп. «б» п. 2 Приложения 1 к Закону о промышленной безопасности ОПО).

         Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью «Курганская ТЭЦ» (далее – общество «Курганская ТЭЦ») пыталось организовать техническое перевооружение ТЭЦ-2 для понижения температуры теплоносителя в сетевом трубопроводе. Однако заключением экспертизы промышленной безопасности от 05.02.2020 установлено, что данными изменениями признаки опасности объекта не устранены, изменения проектного графика отпуска тепловой энергии соответствуют требованиям промышленной безопасности.

         Общество «Курганская ТЭЦ» обращалось 15.03.2019 в Управление Ростехнадзора с заявлением об исключении из состава ОПО участка трубопровода сетевой воды с заменой его на участок трубопровода сетевой воды, трубопроводы в пределах главного корпуса до узла смешения сетевой воды, но 28.03.2019 получило уведомление Управления Ростехнадзора об отказе в предоставлении государственной услуги в связи с тем, что утрата признаков опасности отсутствует.

         В составе ОПО «Площадка главного корпуса» общества «Курганская ТЭЦ» до настоящего времени зарегистрирован в государственном реестре ОПО участок трубопровода сетевой воды с температурой теплоносителя свыше 115°С (150-70°С).

         Заявитель утверждает, что магистральные трубопроводы не являются опасными, так как схема теплоснабжения ограничивает температуру теплоносителя до 115°С.

         Вместе с тем, в соответствии с п. 20 статьи 2 Федерального закона «О теплоснабжении» № 190-ФЗ от 27.07.2010 схема теплоснабжения - документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования систем теплоснабжения поселения, городского округа, их развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и утверждаемый правовым актом, не имеющим нормативного характера.       Соответственно схема теплоснабжения не отменяет требований законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности к опасным производственным объектам: к источникам тепловой энергии централизованной системы теплоснабжения г. Кургана (ТЭЦ-1 с проектным температурным графиком тепловой сети 150-70°С, ТЭЦ-2 с проектным температурным графиком тепловой сети 130-70°С). Схема теплоснабжения г. Кургана не является нормативным актом.

         На источниках тепловой энергии централизованной системы теплоснабжения г .Кургана (ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2), эксплуатируемых обществами «КГК» и «Курганская ТЭЦ», проектной документацией не предусмотрены технические устройства (узлы смешивания, подмеса и др. устройства), обеспечивающие регулирование температуры теплоносителя ниже проектных параметров (температура теплоносителя 150°С на выводах ТЭЦ-1 и температура теплоносителя 130°С на выводе ТЭЦ-2). Источники тепловой энергии ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 с указанными параметрами теплоносителя свыше 115°С, а также трубопроводы сетевой воды на территории ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 с температурой 150 и 130°С, которые затем соединяются с магистральными трубопроводами на территории г. Кургана, зарегистрированы в составе опасных производственных объектов в государственном реестре ОПО, что подтверждается свидетельствами о регистрации и сведениями, характеризующими ОПО.

         Для регистрации объект должен быть идентифицирован эксплуатирующей организацией в качестве ОПО на основании проектной документации и изготовленного экспертной организацией паспорта трубопровода (а не схемы теплоснабжения муниципального образования и технического плана, выполненного кадастровым инженером) в соответствии с Требованиями к регистрации ОПО как участок трубопровода теплосети (сноски 36 и 24 раздела 12 «Опасные производственные объекты тепло- и электроэнергетики, другие опасные производственные объекты, использующие оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115°С».

         Заявителем не поставлен на учёт в Управлении Ростехнадзора и не зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов магистральный трубопровод с кадастровым номером 45:25:000000:23534.Магистральный трубопровод обладает признаками опасности - избыточное давление (более 0,07 мегапаскаля) воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия.

         Технические характеристики магистрального трубопровода с кадастровым номером 45:25:000000:23534 определены проектной документацией на расширение ТЭЦ до мощности 1560 Гкал/ч (том VI) «Выводы теплопроводов с ТЭЦ», представленной заявителем в Управление 20.08.2019г.: температурный график 150/70°С.

         От источников теплоты Курганской ТЭЦ-1 перегретая вода с температурой 150°С поступает в трубопроводы сетевой воды на территории ТЭЦ-1, пять трубопроводов в пределах ТЭЦ-1 06.03.2020 на основании заявлений общества «КГК» и дубликатов паспортов (температура воды 150 °С) поставлены на учёт в Управлении Ростехнадзора, что подтверждается уведомлениями УправленияРостехнадзора.

         Сведения о пяти трубопроводах 06.07.2020 внесены в государственный реестр ОПО с температурой теплоносителя 150°С.

         Трубопровод (кадастровый номер 45:25:000000:23534) является продолжением за границами ТЭЦ-1 трубопроводов от источника тепловой энергии в пределах ТЭЦ-1, поставленных на учёт в Управлении Ростехнадзора и зарегистрированных в государственном реестре опасных производственных объектов.

         Поскольку параметры теплоносителя являются едиными для всего магистрального трубопровода (150°С), трубопровод (кадастровый номер 45:25:000000:23534) должен быть поставлен на учёт в УправленииРостехнадзора.

         Кроме того, у заявителя отсутствует паспорт магистрального трубопровода с кадастровым номером 45:25:000000:23534.

         В соответствии с п. 218.1 Правил промышленной безопасности ОПО восстановление паспорта по эксплуатации оборудования под давлением в случае утраты, утери или невозможности дальнейшего использования по причине износа должно осуществляться в соответствии с приложением № 9 к настоящим ФНП. Паспорта и иные документы на оборудование, работающее под избыточным давлением, на которое не распространяются требования TP ТС 032/2013, должны оформляться в соответствии с приложением № 11 к настоящим ФНП.

          В соответствии с п. 345 Правил промышленной безопасности ОПО в паспорт трубопровода должны быть занесены сведения о качестве сварки и о ремонтных работах, вызывающих необходимость проведения внеочередного освидетельствования трубопровода, о материалах, использованных при ремонте.

         Судом установлено, что в ходе проверки заявитель представил в Управление Ростехнадзора два паспорта на проверяемые трубопроводы, оформленные в соответствии с требованиями Технического регламента Таможенного союза «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением» TP ТС 032/2013).

         Вместе с тем, п. 17 TP ТС 032/2013 установлено, что паспорт оборудования является основным документом по его идентификации. Он должен быть оформлен изготовителем оборудования, на паспорте оборудования проставляется печать изготовителя.

         Однако представленные заявителем паспорта не содержат сведений об изготовителе трубопроводов, есть только подпись главного инженера заявителя ФИО3 от 20.12.2018.

         Сама форма паспорта взята заявителем из Правил промышленной безопасности ОПО (приложение 11 к Правилам).

         В соответствии с п. 1, 2 Приложения 9 «Указания по оформлению дубликата или восстановлению паспорта оборудования, работающего под избыточным давлением» к данным Правилам при отсутствии паспорта его дубликат оформляется изготовителем или специализированной организацией, имеющей лицензию на проведение экспертизы промышленной безопасности, но не главным инженером эксплуатирующей организации.

         Технический паспорт тепловой трассы с инвентарным номером 45:25:000000:23534 содержит план тепловой трассы с указанием протяжённости участков трубопровода и диаметров труб, но не температуры теплоносителя, которая не может быть установлена кадастровым инженером.

         Таким образом, у заявителя отсутствует надлежащим образом оформленный изготовителем или экспертной организацией паспорт трубопровода, что указано в п. 2 оспариваемого предписания.

         Кроме того, у заявителя отсутствует исполнительная схема (чертёж) магистрального трубопровода (кадастровый номер 45:25:000000:23534) с указанием на ней сведений, установленных п. 191 Правил промышленной безопасности ОПО: материалы (марки, стандарты или технические условия), наружные диаметры, толщины труб и деталей из труб, длину трубопровода; расположение опор, компенсаторов, подвесок, арматуры, приборов (располагаемых непосредственно на трубопроводе), фильтров, воздушников и дренажных устройств; расположение сварных соединений (при их наличии) с раздельным обозначением сварных соединений, выполняемых при монтаже трубопровода и выполняемых в организации-изготовителе элементов трубопровода; расположение указателей для контроля тепловых перемещений с указанием проектных величин перемещений, устройств для измерения ползучести (для трубопроводов, которые работают при температурах, вызывающих ползучесть металла); границы (пределы) трубопровода и направление движения рабочей среды.

         Согласно п. 331 Правил промышленной безопасности ОПО на рабочих местах персонала, обслуживающего трубопровод, эксплуатирующая организация должна обеспечить наличие комплекта необходимых инструкций и копии исполнительной схемы (чертежа) трубопровода. Исполнительная схема отсутствует, не представлена Управлению Ростехнадзора в ходе проверки.

         Также заявитель не обеспечил безопасную эксплуатацию трубопровода, не провёл техническое диагностирование в рамках экспертизы промышленной безопасности магистрального трубопровода (кадастровый номер 45:25:000000:23534).

         Трубопровод эксплуатируется более 40 лет. Срок службы должен быть указан в паспорте трубопровода и проектной документации, ни тот, ни другой документ заявителем не представлен.

         В соответствии с ч. 2 ст. 7 Закон о промышленной безопасности ОПО и подп. «в» п. 411 Правил промышленной безопасности ОПО, при отсутствии технической документации, а также при отсутствии в технической документации данных о сроке службы оборудования, работающего под избыточным давлением, если фактический срок его службы превысил 20 лет, необходимо провести экспертизу промышленной безопасности оборудования.

         Техническое диагностирование оборудования в рамках экспертизы промышленной безопасности проводится в целях установления фактического состояния оборудования (п. 414 Правил промышленной безопасности ОПО).

         В заключении экспертизы промышленной безопасности содержатся выводы о соответствии объекта требованиям промышленной безопасности, устанавливается срок безопасной эксплуатации оборудования до следующего технического диагностирования или до его утилизации, условия дальнейшей безопасной эксплуатации (разрешённые параметры и режимы работы, а также объём, методы, периодичность проведения технического освидетельствования и диагностирования) (п. 417 Правил промышленной безопасности ОПО).

         Заявитель в 2 раза превысил срок эксплуатации трубопровода. Заключение экспертизы промышленной безопасности, устанавливающее возможность безопасной эксплуатации трубопровода на новый срок, отсутствует.

Оспариваемое предписание выдано заинтересованным лицом в рамках предоставленных ему полномочий, по своему содержанию соответствуют предъявляемым к ним требованиям. Содержащиеся в оспариваемом предписании формулировки суд считает доступными для понимания относительно конкретных действий, направленных на прекращение и устранение выявленных нарушений, которые необходимо совершить заявителю. Сроки исполнения оспариваемого предписания являются разумными, а предписание исполнимым. Техническая невозможность выполнения предписанных действий в установленный срок не доказана.

В соответствии с ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

На основании установленных обстоятельств судом сделан вывод о том, что поскольку заявителем в соответствии с требованиями ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено убедительных доказательств несоответствия оспариваемого предписания каким-либо законодательным нормам, нарушения его прав и законных интересов, суд пришел к выводу, что оснований для признания предписания недействительным в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется, заявленные требования не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении требований публичного акционерного общества «Курганская генерирующая компания» о признании недействительным предписания Управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Свердловской области от 24.04.2020 № А-331-851/1 отказать.

2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

4. В соответствии с ч. 3 ст. 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист выдается по ходатайству взыскателя или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом.

С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе «Картотека арбитражных дел» в карточке дела в документе «Дополнение».

По заявлению взыскателя дата выдачи исполнительного листа (копии судебного акта) может быть определена (изменена) в соответствующем заявлении, в том числе посредством внесения соответствующей информации через сервис «Горячая линия по вопросам выдачи копий судебных актов и исполнительных листов» на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» либо по телефону Горячей линии <***>.

В случае неполучения  взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении.

В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела «Дополнение».

Судья                                                                               С.Е. Калашник