АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,
www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург
31 октября 2022 года Дело №А60-36701/2022
Резолютивная часть решения объявлена 24 октября 2022 года
Полный текст решения изготовлен 31 октября 2022 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи А.В. Гонгало при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.А. Жиряковой рассмотрел дело №А60-36701/2022 по заявлению ФИО1, ФИО2, общества с ограниченной ответственностью "ГЛОБАЛС АУДИТ" (ИНН <***>) к Управлению Федерального казначейства по Свердловской области (ИНН <***>) о признании недействительным предупреждения от 05.04.2022 №62-68-29/3810 в части,
при участии в судебном заседании
от заявителя ООО "ГЛОБАЛС АУДИТ": ФИО3 представитель по доверенности от 20.07.2022, ФИО4, доверенность от 10.10.2022.
от заинтересованного лица: ФИО5 представитель по доверенности от 16.08.22 № 62-68-33/8932; ФИО6 представитель по доверенности от 12.12.2021 № 62-16-14/15263; ФИО7 представитель по доверенности от 08.06.2022 № 62-68-33/6219.
Иные лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
ФИО1, ФИО2, ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ» обратились в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным предупреждения от 05.04.2022 № 62-68-29/3810 в части.
Определением суда от 13.07.2022 заявление принято судом к производству (судья Н.В. Гнездилова).
УФК по Свердловской области представлен отзыв на заявление и материалы проверки, которые приобщены к материалам дела.
Заявитель представил суду распоряжение № 26 от 21.01.2019, которое также приобщено к материалам дела.
Определением суда от 29.08.2022 произведена замена судьи Н.В. Гнездиловой для рассмотрения дела №А60-36701/2022 путем определения состава суда с использованием автоматизированной информационной системы распределения дел на судью А.В. Гонгало.
В судебном заседании 12.09.2022 по ходатайству сторон к материалам дела приобщены дополнительные документы.
Заявителем 12.09.2022 заявлено ходатайство об уточнении требований, с учетом которого просит признать недействительным предупреждение от 05.04.2022 № 62-68-29/3810 в части пунктов 3, 4, 5. Уточнения приняты судом в порядке ст. 49 АПК РФ.
К делу приобщены представленные обществом с ограниченной ответственностью "ГЛОБАЛС АУДИТ" возражения, дополнительные документы, поименованные в ходатайстве от 12.09.2022, от 20.10.2022.
Заинтересованным лицом представлены письма, договор от 19.10.2018 №1, протокол заседания от 23.09.2022, результаты внешнего контроля деятельности, аудиторское заключение за 2018-2019 год. Все вышеуказанные документы приобщены к материалам дела.
Рассмотрев материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
В соответствии с Решением от 29.12.2021 № 12 о проведении плановой выездной проверки ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ», а также на основании Плана проведения плановых проверок на 2022 год (№ 2022046355) в период с 12 января 2022 по 08 февраля 2022 года была проведена выездная плановая проверка ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ».
По итогам плановой проверки деятельности (Внешний контроль деятельности) предприятия ООО «Глобалс Аудит» как члена аудиторского СРО, Управление Федерального казначейства по Свердловской области (далее – Управление) в адрес заявителя направлено Предупреждение от 05.04.2022 № 62-68-29/3810 (далее – Предупреждение) о недопустимости нарушений обязательных требований с обязанностью отчитаться за выполнение требований Управления Казначейства.
Согласно указанного Предупреждения Обществу «ГЛОБАЛС АУДИТ» указано о недопустимости нарушения требований Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», стандартов аудиторской деятельности, Кодекса профессиональной этики аудиторов и предложено принять меры, направленные на недопущение в дальнейшем следующих нарушений:
1.Аудитором ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ» не соблюдена обязанность в разделе «Мнение» аудиторских заключений о бухгалтерской (финансовой) отчетности АО «Особая экономическая зона «Титановая долина» за 2020 год, АО «Санаторий Вешенский» за 2020 год, МУЛ г. Сочи «Водоканал» за 2020 год дать ссылку на примечания, включая краткий обзор основных положений учетной политики.
2.Аудитором ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ» не соблюдена обязанность в аудиторском заключении о бухгалтерской (финансовой) отчетности АО «Санаторий Вешенский» за 2020 год, содержащем модифицированное мнение, использовать заголовок «Мнение с оговоркой», а также в разделе «Основание для выражения мнения с оговоркой» аудиторских заключений о бухгалтерской (финансовой) отчетности АО «Профдезинфекция» за 2018-2019 годы, АО «Санаторий Вешенский» за 2020 год, МУП г. Сочи «Бодрость» за 2020 год, МУП г. Сочи «Водосток» за 2020 год, содержащих модифицированное мнение, скорректировать соответствующую формулировку, включив слово «с оговоркой».
3.При наличии у АО «Особая экономическая зона «Титановая долина» за 2020 год, МУП г. Сочи «Бодрость» за 2020 год существенной неопределенности, которая может вызвать значительные сомнения в способности При наличии у АО «Особая экономическая зона «Титановая долина» за 2020 год, МУП г. Сочи «Бодрость» за 2020 год существенной неопределенности, которая может вызвать значительные сомнения в способности организации продолжать непрерывно свою деятельность, аудитор ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ» не установил: адекватно ли раскрыта в финансовой отчетности информация об основных событиях или условиях, которые могут вызвать значительные сомнения в способности организации продолжать непрерывно свою деятельность, планы руководства в отношении таких условий или событий, четко ли раскрыт в финансовой отчетности тот факт, что имеет место существенная неопределенность. При раскрытии в финансовой отчетности информации о существенной неопределенности аудитор не включил в аудиторские заключения отдельный раздел под заголовком «Существенная неопределенность в отношении непрерывности деятельности».
4.Аудитор ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ» не оценил, подготовлена ли бухгалтерская (финансовая) отчетность АО «Профдезинфекция» за 2018-2019 годы, АО «Санаторий Вешенский» за 2020 год во всех существенных отношениях в соответствии с требованиями применимой концепции подготовки финансовой отчетности и не провел надлежащие аудиторские процедуры, соответствующие обстоятельствам, для целей сбора достаточных надлежащих аудиторских доказательств в части раскрытия в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах информации о прибыли (убытке), приходящейся на одну акцию, предусмотренной пунктом 27 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.07.1999 №43н.
5.Аудитор ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ» в установленной форме (письменной форме) не выразил мнение в аудиторском заключении о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности АО Профдезинфекция» за 2018 год, не представил аудируемому лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг, аудиторское заключение, не получил достаточное количество надлежащих аудиторских доказательств в отношении достоверности финансовой отчетности, в том числе не оценил существенность неисправленных организацией искажений, надлежащее раскрытие информации, последовательность применения учетной политики и ее качественные аспекты, включая признаки возможной предвзятости руководства, и не убедился в том, что финансовая отчетность содержит надлежащую ссыпку на применимую концепцию подготовки финансовой отчетности или ее описание, в результате чего аудитором не соблюдены требования в отношении принципа «профессиональная компетентность и должная тщательность».
Не согласившись с пунктами 3, 4 и 5 Предупреждения, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд пришел к следующим выводам.
Согласно ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 5. ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с частью 1 статьи 10.2 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" от 30.12.2008 N 307-ФЗ (далее - Закон № 307-ФЗ) внешний контроль деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, осуществляется уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору и является федеральным государственным контролем (надзором).
Организация и осуществление уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 248-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 № 1009 «Об утверждении Положения о внешнем контроле деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям (федеральном государственном контроле (надзоре)» (далее - Положение о ВКД) и пунктом 1 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 703, предусмотрено, что указанный контроль осуществляет Федеральное казначейство и его территориальные органы.
Предметом государственного контроля является соблюдение аудиторской организацией, оказывающей аудиторские услуги общественно значимым организациям, требований Закона № 307-ФЗ, других федеральных законов и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов и нормативных актов Центрального банка Российской Федерации, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов (далее -обязательные требования), а также исполнение решений Федерального казначейства (его территориальных органов) о применении мер воздействия, принимаемых по результатам государственного контроля.
Согласно пунктам 2.7., 2.9., 2.11. Порядка применения Федеральным казначейством мер воздействия в отношении аудиторских организаций, одобренного
Советом по аудиторской деятельности 19.06.2014, протокол № 13 (далее - Порядок № 13) предупреждение - это мера воздействия, выраженная в официальном порицании аудиторской организации и содержащая указание на недопустимость нарушения правил аудиторской деятельности.
Предупреждение выносится в письменной форме и должно содержать указание на необходимость принятия в определенный срок аудиторской организацией мер, направленных на недопущение в дальнейшем совершения указанных нарушений. Предупреждение устанавливается за впервые либо повторно совершенные существенные и несущественные нарушения, которые аудиторская организация не может устранить.
Предупреждение по своей правовой природе значительно отличается от Предписания. Согласно пунктам 2.2. - 2.6. Порядка № 13 предписание - мера воздействия, выраженная в официальном уведомлении аудиторской организации о ее обязанности устранить выявленные по результатам проверки нарушения в установленный срок. Предписание выносится в письменной форме и устанавливает срок устранения аудиторской организацией выявленных нарушений. Предписание должно содержать указание на недопустимость подобных нарушений в дальнейшем и может содержать указание на необходимость устранения последствий нарушений, причин и условий, способствующих совершению нарушения, а также на необходимость принятия мер, направленных на профилактику совершения нарушений в деятельности организации. Предписание устанавливается за впервые либо повторно совершенные существенные и несущественные нарушения, которые аудиторская организация может устранить в течение установленного срока.
Согласно Классификатору нарушений и недостатков, выявляемых в ходе внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов, одобренного Советом по аудиторской деятельности 15.12.2016, протокол № 29, нарушение № 1 является существенным неустранимым (пункт 5.29.9), нарушение №2 является несущественным (пункты 5.31.5, 5.31.8), нарушение № 3 является существенным неустранимым (пункт 5.24.7), нарушение № 4 является существенным неустранимым (пункты 5.29.1, 5.15.1), нарушение № 5 является существенным неустранимым и грубым (пункты 5.29.1, 5.29.6, 3.1.7).
Ни одно из нарушений № 3-5 Предупреждения не являются устранимыми, их невозможно исправить, т.к. аудиторские заключения уже подписаны и выданы аудируемым лицам. Устранить указанные в Предупреждении нарушения невозможно, но возможно принять меры по недопущению указанных нарушений впредь.
Предупреждение не содержит требования об «исправлении» выявленных нарушений, а предупреждает ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ» о недопустимости нарушения требований Закона № 307-ФЗ, стандартов аудиторской деятельности, Кодекса профессиональной этики аудиторов и предлагает принять меры, направленные на недопущение в дальнейшем выявленных нарушений и просит направить в Управление информацию о принятых мерах, направленных на недопущение в дальнейшем указанных нарушений, в течение 30 рабочих дней с даты получения Предупреждения. Решение о том, какие меры необходимо предпринять, чтобы не допускать нарушений в дальнейшем, принимает аудиторская организация самостоятельно.
Кроме того, информация о принятых мерах ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ», направленных на недопущение в дальнейшем указанных нарушений в Предупреждении, поступила в Управление 27.05.2022, в соответствии с которой аудиторская организация приняла соответствующие меры и в подтверждение этого предоставила письменные доказательства (письмо от 25.05.2022 №7032 с приложением приказов об устранении нарушений). Данная информация была принята Управлением к сведению.
Таким образом, доводы Заявителей о том, что «Предупреждение содержит требование об исправлении нарушений», «Предупреждение схоже с Предписанием государственного органа» являются ошибочными и не соответствуют правовой природе предупреждения, как меры воздействия.
Краткое описание нарушений в Предупреждении указывалось Управлением в соответствии с текстом Акта. Действующим законодательством не запрещено вносить изменения в формулировку нарушения, установленного при проведении проверки, если это не меняет его сути. В Акте более детально описаны нарушения и ссылки на нормативно-правовые акты. В Предупреждении же нарушение формулируется кратко, но в тоже время его содержание должно быть понятно для любого лица, которое с ним знакомится.
Управлением были внесены уточнения в формулировки нарушений Предупреждения, касающиеся указания аудиторских заданий конкретных аудируемых лиц, краткого описания нарушения, но при этом суть нарушений и ссылки на нормативные правовые акты не изменялись.
Акт и Предупреждение были составлены в одной основной редакции, изменения в них не вносились, следовательно, доводы Заявителей о «третьей формулировке нарушения», о полном изменении формулировок и т.д. являются ошибочными и не соответствующими действительности.
Также Заявители в своем заявлении отмечают следующее: «после споров с УФК и подачей двух запросов о разъяснении, а также жалобы Руководителю УФК имеется попытка улучшить формулировку нарушения».
От Заявителей в адрес Управления поступили 5 запросов о разъяснении Акта от 21.02.2022, от 28.03.2022 (ФИО2), от 28.03.2022 (ФИО1), от 06.04.2022 (ФИО2), от 06.04.2022 (ФИО1) и 1 жалоба на Акт (от 05.03.2022).
В ответах на указанные запросы Управление разъяснило нарушения, указанные в Акте, в части обозначенных Заявителями вопросов, в более развернутой и понятной форме, но при этом, не изменяя суть нарушения и его нормативного обоснования.
В результате рассмотрения жалобы на Акт (от 05.03.2022) нарушения, указанные в подпунктах 3-7 пункта 11 Акта (пункты 1-5 Предупреждения соответственно) были признаны обоснованными и подтвержденными материалами дела.
Вышеизложенные факты подтверждают ошибочность доводов Заявителей, указанных в пунктах 3, 4 заявления (об изменении формулировок нарушений, о третьей формулировке нарушения и т.д.).
По доводу Заявителей о том, что «Проверяющий не имеет права подменять выводы аудитора, не имеет права перепроверять отчетность Заказчика и делать самостоятельные «противоположные» выводы без доступа ко все данным, сведениям, первичным документам Заказчика, и без решения суда» необходимо отметить следующее.
Предметом государственного контроля, осуществляемого органами Федерального казначейства, является соблюдение аудиторской организацией, оказывающей аудиторские услуги общественно значимым организациям, обязательных требований, а также исполнение решений Федерального казначейства (его территориальных органов) о применении мер воздействия, принимаемых по результатам государственного контроля.
Объектом государственного контроля является деятельность, действия (бездействие) аудиторской организации по оказанию аудиторских и иных услуг, при осуществлении которых должны соблюдаться обязательные требования (пункт 6 Положения о ВКД).
Обязательные требования включают в себя, в том числе, и обязанности аудитора в ходе проведения аудита при определенных обстоятельствах выполнить конкретные действия, что и являлось предметом проверки.
В Предупреждении Управлением четко указаны, какие именно обязательные требования нарушены ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ» при проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, т.е. какие действия не выполнило ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ», хотя обязательные требования предписывают их выполнение.
Аудиторские заключения с бухгалтерской (финансовой) отчетностью, рабочие документы аудитора и иные документы были представлены аудиторской организацией в ходе проверки. В запросе о предоставлении документов аудиторская организация предупреждалась о том, что «Отсутствие в представленной документации необходимых копий документов, подтверждающих проведение соответствующих аудиторских процедур, а также процедур в рамках соблюдения правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов, будет квалифицироваться как нарушение требований Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов». Представление инспекторам Управления всех документов в соответствии с запросом было в интересах самой аудиторской организации.
При установлении нарушения инспектор действовал в рамках предоставленных полномочий в соответствии с положениями, установленными в статьях 29 и 73 Федерального закона № 248-ФЗ, а также пунктом 20 Положения о ВКД, т.е. знакомил со всеми документами, касающимися соблюдения обязательных требований, и делал выводы на основании исследованных документов.
Кроме того, Заявители указывают на необходимость материальных и рабочих ресурсов для выполнения требований Предупреждения, а также считают, что не установлено лицо, виновное в нарушении требований законодательства. При этом доказательств указанных затрат и информации о том, в каком нормативном правовом акте предусмотрено, что в целях данного контроля необходимо устанавливать виновное лицо, Заявителями не представлено.
Информация о принятых мерах ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ», направленных на недопущение в дальнейшем указанных нарушений в Предупреждении, которая была направлена в Управление 27.05.2022, содержит информацию о том, что ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ» приняты 15.04.2022 приказы об ознакомлении аудиторов с Актом, об обязанности ответственного за контроль качества проверять рабочие документы на предмет выявленных нарушений, а также сотрудникам-аудиторам разъяснено о необходимости соблюдения локальных актов аудиторской организации. Указанные действия ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ» исполнены в рамках основной деятельности организации и не требуют отдельных материальных и трудовых затрат, в том числе, и от учредителей.
Поскольку объектом государственного контроля является деятельность, действия (бездействие) аудиторской организации, то в Акте и Предупреждении речь идет о нарушениях в деятельности ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ», т.е. лицом, допустившим нарушение, является аудиторская организация.
Федеральным законом № 248-ФЗ, Положением о ВКД не предусмотрена обязанность должностного лица территориального органа Федерального казначейства, уполномоченного на осуществление государственного контроля, устанавливать иных лиц, виновных в нарушении обязательных требований. Должностные лица, осуществляющие проверку, лишь констатируют факт нарушения аудиторской организацией обязательных требований и выступают с инициативой о применении меры воздействия только в отношении аудиторской организации.
Не имеет значения то, чьи действия (руководителя аудита, руководителя аудиторской организации) привели к нарушению требований законодательства, в любом случае Предупреждение адресовано руководству ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ», которое обязано принять меры по недопущению впредь нарушений, указанных в Предупреждении.
В отношении доводов Заявителей о том, что в Предупреждении отсутствует пострадавшее лицо, следует отметить следующее.
Федеральным законом №248-ФЗ, Положением о ВКД не предусмотрена обязанность должностного лица территориального органа Федерального казначейства, уполномоченного на осуществление государственного контроля, при выявлении нарушений устанавливать пострадавшее лицо.
Исходя из понятия аудиторского заключения, закрепленного в части 1 статьи 6 Закона 307-ФЗ, аудиторское заключение предназначено для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц. Кроме того, аудируемые лица размещают аудиторские заключения в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон № 129) в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц (далее - ЕФРСФДЮЛ).
Таким образом, пострадавшими от нарушений аудиторской организацией обязательных требований, выявляемых в рамках внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, может быть неограниченный круг пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Ссылка Заявителей о проведении проверочных мероприятий со стороны
Саморегулируемой организации аудиторов ассоциация «Содружество» (далее – СРО ААС) на основании Акта и Предупреждения Управления является также
несостоятельной, поскольку в соответствии с пунктом 3 статьи 10 Закона № 307-ФЗ СРО ААС самостоятельно осуществляет внешний контроль деятельности аудиторских организаций в отношении своих членов на основании установленных ею правил, в которых определены формы внешнего контроля, сроки и периодичность внешних проверок (статья 10.1 Закона № 307-ФЗ).
Кроме того, внешний контроль деятельности аудиторских организаций, осуществляемый СРО ААС и органами Федерального казначейства, отличается предметом контроля, порядком его осуществления, видами контрольных мероприятий, основаниями для их проведения, видами мер воздействия и т.д.
Основания для проведения плановых и внеплановых проверок СРО ААС указаны в пунктах 4 и 5 статьи 10.1 Закона № 307-ФЗ, среди которых, Акт или мера воздействия, вынесенная по результатам проверки органов Федерального казначейства, не значится.
По существу нарушений, указанных в пунктах 3, 4, 5 Предупреждения, суд установил следующее.
По нарушению в пункте 3 Предупреждения:
В соответствии с пунктами 19, 22 Международного стандарта аудита 570 «Непрерывность деятельности», введенного в действие на территории Российской Федерации приказом Министерства финансов Российской Федерации от 09 января 2019 г. № 2н (далее - МСА 570) согласно которым, если аудитор сделал вывод о том, что применение руководством принципа непрерывности деятельности, используемого в бухгалтерском учете, в данных обстоятельствах правомерно, но при этом имеет место существенная неопределенность, аудитор должен установить следующее:
(a)адекватно ли раскрыта в финансовой отчетности информация об основных событиях или условиях, которые могут вызвать значительные сомнения в способности организации продолжать непрерывно свою деятельность, а также планы руководства в отношении таких условий или событий;
(b)четко ли раскрыт в финансовой отчетности тот факт, что имеет место существенная неопределенность, связанная с событиями или условиями, которые могут вызвать значительные сомнения в способности организации продолжать непрерывно свою деятельность, и, следовательно, что организация может оказаться не в состоянии реализовать свои активы и выполнить свои обязательства в ходе обычной деятельности (пункт 19 МСА 570).
Если информация о существенной неопределенности раскрыта адекватно в финансовой отчетности, аудитор должен выразить немодифицированное мнение и в аудиторское заключение должен быть включен отдельный раздел под заголовком «Существенная неопределенность в отношении непрерывности деятельности», чтобы:
(a)привлечь внимание к примечанию в финансовой отчетности, в котором раскрывается информация, указанная в пункте 19;
(b)констатировать, что данные события или условия указывают на наличие существенной неопределенности, которая может вызвать значительные сомнения в способности организации продолжать непрерывно свою деятельность, и что аудитор выразил немодифицированное мнение по этому вопросу (пункт 22 МСА 570).
В соответствии с пунктом 10 МСА 570 при выполнении процедур оценки рисков в соответствии с требованиями МСА 315 аудитор должен проанализировать, имеют ли место события или условия, в результате которых могут возникнуть значительные сомнения в способности организации продолжать непрерывно свою деятельность.
События или условия, которые в отдельности или в совокупности могут вызвать значительные сомнения в способности организации продолжать непрерывно свою деятельность отражены в пункте A3 МСА 570. Ими являются среди прочих события или условия финансового характера, в том числе: стоимость чистых активов является отрицательной величиной или меньше величины уставного капитала, наличие неблагоприятных для организации основных финансовых показателей, наличие значительных убытков от операционной деятельности или значительное снижение стоимости активов, используемых для формирования денежных потоков, и т.д.
В ходе проведения выездной проверки ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ» установлено, что согласно Бухгалтерскому балансу (форма по ОКУД 0710001) и разделу 3. «Чистые активы» Отчета об изменениях капитала (форма по ОКУД 0710004) АО «Особая экономическая зона «Титановая долина» за 2020 год стоимость чистых активов аудируемого лица меньше уставного капитала (отрицательная величина) за три последних завершенных финансовых года, включая отчетный год, т.е. по состоянию на 31 декабря 2020 года (уставной капитал - 4 594 441, чистые активы -4 461 537), 31 декабря 2019 года (уставной капитал - 4594 441, чистые активы -4 505 524) и 31 декабря 2018 года (уставной капитал - 4 024 441, чистые активы - 3 923 290). В материалах дела имеется копия аудиторского заключения с бухгалтерской (финансовой) отчетностью АО «Особая экономическая зона «Титановая долина» за 2020 год.
Данное соотношение отрицательно характеризует финансовое положение АО «Особая экономическая зона «Титановая долина» и не удовлетворяет требованиям нормативно-правовых актов к величине чистых активов организации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 99 Гражданского кодекса Российской Федерации, если по окончании второго или каждого последующего финансового года стоимость чистых активов акционерного общества окажется меньше его уставного капитала, общество в порядке и в срок, которые предусмотрены законом об акционерных обществах, обязано увеличить стоимость чистых активов до размера уставного капитала либо зарегистрировать в установленном порядке уменьшение уставного капитала. Если стоимость указанных активов общества останется меньше уставного капитала, общество подлежит ликвидации (статья 35 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»).
В Пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах АО «Особая экономическая зона «Титановая долина» за 2020 год в разделе 7. «Непрерывность деятельности» аудируемое лицо раскрывает информацию о существенной неопределенности, связанной с событиями или условиями, которые могут вызвать значительные сомнения в способности организации продолжать непрерывно свою деятельность, при этом не указывает на структуру изменения чистых активов по отношению к уставному капиталу.
В рабочем документе «Наименование теста: Непрерывность деятельности» от 12.03.2021 (Процедура 1. «Выявление признаков неспособности продолжать деятельность непрерывно»; Процедура 2. «Рассмотрение оценки, выполненной руководством»; Процедура 3 «Дополнительные аудиторские процедуры») аудитор делает вывод, что существенной неопределенности, связанной с условиями или событиями, которые в отдельности или совокупности могут вызвать значительные сомнения в способности организации продолжать непрерывно свою деятельность не имеется, в том числе определяет, что у аудируемого лица не имеется отрицательной величины чистых активов к уставному капиталу (Процедура 1. «Выявление признаков неспособности продолжать деятельность непрерывно», пункт 1. Отрицательная величина чистых активов или величина чистых активов меньше уставного капитала - ответ «Нет»).
При этом в Письменной информации аудитора руководству АО «Особая экономическая зона «Титановая долина» за 2020 год аудитор отмечает, что у организации есть финансовые, оперативные и прочие признаки, которые указывают на проблемы дальнейшего функционирования организации, в том числе обращает внимание на информацию о наличии у аудируемого лица финансовых признаков, которые обусловили у аудиторов наличие сомнений в применимости допущения непрерывности деятельности, а именно то, что показатель чистых активов более двух лет меньше величины уставного капитала, а именно имущества, переданного в хозяйственное ведение (раздел «Применение допущения непрерывности деятельности аудируемого лица», стр.35 Письменной информации аудитора).
Таким образом, в результате некорректного оформления рабочего документа по тестированию на непрерывность деятельности аудитор, указывая слово «Нет» в Процедуре 1 «События и условия финансового характера», при наличии величины чистых активов меньше уставного капитала, сделал вывод, несоответствующий действительности, о том, что отсутствуют события и условия, которые в отдельности или в совокупности могут вызвать значительные сомнения в правомерности и использования допущения о непрерывности деятельности и для которых не были определены нивелирующие факторы, указав «не обнаружено».
Вследствие чего, аудитор не установил: адекватно ли раскрыта в финансовой отчетности информация об основных событиях или условиях, которые могут вызвать значительные сомнения в способности организации продолжать непрерывно свою деятельность, планы руководства в отношении таких условий или событий, четко ли раскрыт в финансовой отчетности тот факт, что имеет место существенная неопределенность. И при раскрытии в финансовой отчетности информации о существенной неопределенности аудитор не включил в аудиторское заключение отдельный раздел под заголовком «Существенная неопределенность в отношении непрерывности деятельности».
Аналогичная ситуация установлена при проверке аудиторской документации в отношении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности МУП г. Сочи «Бодрость» за 2020 год, где в Пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах раскрыта информация относительно событий, которые могут вызвать значительные сомнения в способности организации продолжать непрерывно свою деятельность, в частности: «На финансовое состояние предприятия повлияло ограничение на посещение бани в связи со вспышкой вирусной инфекции (COVID-19). Предприятие не оказывало услуги в период с 25.03.2020 по 31.08.2020, что повлияло на снижение доходов, но не сократило расходов. Предприятие не планирует прекращать свою деятельность, риск банкротства или нарушение непрерывности деятельности отсутствует» (раздел 7. «Непрерывность деятельности» Пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах). В материалы дела представлена копия аудиторского заключения с бухгалтерской (финансовой) отчетностью МУП г. Сочи «Бодрость» за 2020 год.
При этом в рабочем документе «Наименование теста: Непрерывность деятельности» от 11.08.2021 (Процедура 1. «Выявление признаков неспособности продолжать деятельность непрерывно»; Процедура 2. «Рассмотрение оценки, выполненной руководством»; Процедура 3. «Дополнительные аудиторские процедуры») аудитор делает вывод, что существенной неопределенности, связанной с условиями или событиями, которые в отдельности или совокупности могут вызвать значительные сомнения в способности организации продолжать непрерывно свою деятельность не имеется (приложение № 19 к настоящему отзыву). Между тем, Отчет о финансовых результатах за 2020 год по форме ОКУД 0710002 отражает убытки предприятия в сравнении с 2019 годом и это связано со вспышкой вирусной инфекции (COVID-19). Но в рабочем документе «Наименование теста: Непрерывность деятельности» от 11.08.2021 по таким признакам, как «Наличие неблагоприятных для организации основных финансовых показателей», «Иные события и условия финансового характера» аудитором проставлено «Нет».
Однако, в Письменной информации аудитора руководству МУП г. Сочи «Бодрость» за 2020 год аудитор отмечает: «В течение 2020 года на бухгалтерскую (финансовую) отчетность организации не оказало влияние, вспышка вирусной инфекции (коронавирус COVID-19). Предприятие подтверждает, что выявленные события, значительно уменьшилась выручка предприятия (в связи с частичной приостановкой деятельности с 25.03.2020 по 31.08.2020). Сотрудники были переведены на минимальный оклад», тем самым подтверждается, что у организации есть финансовые, оперативные и прочие признаки, которые указывают на проблемы дальнейшего функционирования организации (раздел «Применение допущения непрерывности деятельности аудируемого лица», стр.31-32 Письменной информации аудитора).
Кроме того, итоговая рейтинговая оценка финансового состояния предприятия оценена как неудовлетворительное состояние, (раздел 3.2. Рейтинговая оценка финансового состояния организации», стр.39-40 Письменной информации аудитора).
Таким образом, аудитор при наличии существенной неопределенности, которая может вызвать значительные сомнения в способности организации продолжать непрерывно свою деятельность, и у которой не выполняются требования в отношении чистых активов, а также наличия явных финансовых и не финансовых признаков, которые обуславливают значительные сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности не установил: адекватно ли раскрыта в финансовой отчетности информация об основных событиях или условиях, которые могут вызвать значительные сомнения в способности организации продолжать непрерывно свою деятельность, а также планы руководства в отношении таких условий или событий, четко ли раскрыт в финансовой отчетности тот факт, что имеет место существенная неопределенность, связанная с событиями или условиями, которые могут вызвать значительные сомнения в способности организации продолжать непрерывно свою деятельность, и, следовательно, что организация может оказаться не в состоянии реализовать свои активы и выполнить свои обязательства в ходе обычной деятельности, а также при адекватном раскрытии информации в финансовой отчетности о существенной неопределенности не включил в аудиторские заключения отдельный раздел под заголовком «Существенная неопределенность в отношении непрерывности деятельности», и не указал, что информация по данному вопросу раскрыта адекватно в финансовой отчетности АО «Особая экономическая зона «Титановая долина» за 2020 год, МУП г. Сочи «Бодрость» за 2020 год.
В соответствии с пунктом 29 МСА 700 во всех применимых случаях аудитор должен предоставлять заключение в соответствии с МСА 570 (пункты 21-23 МСА 570).
Однако, при адекватном раскрытии информации в финансовой отчетности о существенной неопределенности, которая может вызвать значительные сомнения в способности организаций продолжать непрерывно свою деятельность аудитор ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ» не включил в аудиторские заключения отдельный раздел под заголовком «Существенная неопределенность в отношении непрерывности деятельности» АО «Особая экономическая зона «Титановая долина» за 2020 год, МУП г. Сочи «Бодрость» за 2020 год, соответственно, нарушив требования пунктов 19, 22 МСА 570.
Заявители утверждают, что «проверяющий формально указывает на незаконную обязанность аудитора модифицировать мнение (создавать отдельный раздел о существенной неопределенности в отношении непрерывности деятельности) вопреки выводам и анализу аудитора, вопреки требованиям МСА». Однако, при наличии вышеизложенных фактов аудитор обязан был сделать иные выводы в соответствии с требованиями международных стандартов аудита и к неправомерным выводам аудитор пришел через недостоверно заполненные рабочие документы.
Указывая в заявлении, что аудитор посчитал адекватным раскрытие информации о существенной неопределенности в финансовой отчетности, Заявители должны были принять во внимание положения пункта 22 МСА 570, который обязывает в этом случае выражать немодифицированное мнение с включенным в аудиторское заключение раздела с заголовком «Существенная неопределенность в отношении непрерывности деятельности», а не оспаривать в суде нарушение, указанное в п. 3 Предупреждения.
По нарушению в пункте 4 Предупреждения:
Международный стандарт аудита 700 (пересмотренный) «Формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности», введенный в действие на территории Российской Федерации приказом Министерства финансов Российской Федерации от 09 января 2019 г. № 2н (далее - МСА 700), устанавливает обязанности аудитора по формированию мнения о финансовой отчетности. Кроме того, в нем описываются форма и содержание аудиторского заключения, выпущенного в результате аудита финансовой отчетности.
Пунктом 12 МСА 700 установлено, что аудитор должен оценить, подготовлена ли финансовая отчетность во всех существенных отношениях в соответствии с требованиями применимой концепции подготовки финансовой отчетности.
Из пункта 6 «Международного стандарта аудита 500 «Аудиторские доказательства», введенного в действие на территории Российской Федерации приказом Министерства финансов Российской Федерации от 09 января 2019 г. № 2н, с учетом согласующихся поправок, введенных в действие приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2020 г. № 335н (далее - МСА 500) следует, что аудитор должен разрабатывать и проводить надлежащие аудиторские процедуры, соответствующие обстоятельствам, для целей сбора достаточных надлежащих аудиторских доказательств.
В ходе проведения выездной проверки ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ» установлено, что в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах АО «ПРОФДЕЗИНФЕКЦИЯ» за 2019 год, АО «Санаторий Вешенский» за 2020 год не раскрыта информация о прибыли (убытке) на одну акцию. В материалы дела приложены копии аудиторских заключений с бухгалтерской (финансовой) отчетностью АО «Санаторий Вешенский» за 2020 год и АО «ПРОФДЕЗИНФЕКЦИЯ» за 2018-2019 годы.
В аудиторской документации аудитора по вышеперечисленным аудиторским заданиям, представленной группе инспекторов в ходе проведения плановой выездной проверки ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ», отсутствуют рабочие документы, подтверждающие проведение аудиторских процедур, относительно информации о прибыли, приходящейся на одну акцию, что подтверждено письмом ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ» исх. 6581 от 26.01.2022 о представлении в полном объеме копии документации по проведению аудита в электронном (сканированном) виде.
Однако, согласно письменным объяснениям генерального директора ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ» ФИО2 от 07.02.2022 с приложениями (по пункту 6. запроса № 3 от 03.02.2022 о представлении письменных объяснений), следует: «Для исключения споров предоставляем (см. приложение) рабочий документ об отсутствии отдельных аудиторских процедур по указанному обстоятельству, с выводом об отсутствии существенных нарушений в пояснениях к бухгалтерскому балансу, касающихся прибыли на одну акцию. Дополнительно поясняем, что «существенность» проблемы с нераскрытой информацией в пояснениях к балансу, определяется Международным стандартом финансовой отчетности (IAS) 33 «Прибыль на акцию» (введен в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 28.12.2015 № 217н. Обязательным условием применения МСА отдельной организацией либо группой фирм является наличие у данных компаний акций, которые находятся в обращении на внутренних и зарубежных фондовых биржах или на внебиржевых рынках, а также предоставляет финансовую отчетность в комиссию по ценным бумагам или только готовит предоставление данной отчетности. Условие инспектора «указывать аудиторские процедуры при отсутствии требований МСА» является излишним».
В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона 307-ФЗ аудит - это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Для целей настоящего Федерального закона под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность (или ее часть), предусмотренная Федеральным законом от 06 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» или изданными в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, аналогичная по составу отчетность (или ее часть), предусмотренная другими федеральными законами или изданными в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а также иная финансовая информация.
Согласно пункту 1 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденному Приказом Минфина РФ от 06.07.1999 N 43н (далее - ПБУ4/99), ПБУ 4/99 устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, кроме кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений (пункт 1 ПБУ 4/99), то есть распространяется на АО «ПРОФДЕЗИНФЕКЦИЯ» и АО «Санаторий Вешенский».
Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету (пункт 6 ПБУ 4/99).
В соответствии с пунктом 27 ПБУ 4/99 пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках должны раскрывать информацию о прибыли, приходящейся на одну акцию.
Также, согласно пункту 16 Методических рекомендаций по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 марта 2000 г. № 29н «Об утверждении Методических рекомендаций по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию» (далее - Методические рекомендации), в бухгалтерской отчетности акционерного общества отражаются:
а) базовая прибыль (убыток) на акцию, а также величины базовой прибыли
(убытка) и средневзвешенного количества обыкновенных акций, находящихся в
обращении, используемые при ее расчете;
б) разводненная прибыль (убыток) на акцию, а также величины
скорректированных базовой прибыли (убытка) и средневзвешенного количества
обыкновенных акций в обращении, используемые при ее расчете.
Показатели базовой и разводненной прибыли (убытка) на акцию должны быть представлены за отчетный год, а также, по крайней мере, за один предшествующий отчетный год, за исключением случаев, когда соответствующая информация представляется акционерным обществом впервые.
Если акционерное общество не имеет конвертируемых ценных бумаг или договоров, указанных в пункте 9 Методических рекомендаций, то в бухгалтерской отчетности отражается только базовая прибыль (убыток) на акцию с обязательным раскрытием соответствующей информации в пояснительной записке.
Однако в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках АО «ПРОФДЕЗИНФЕКЦИЯ» за 2019 год и АО «Санаторий Вешенский» за 2020 год отсутствуют сведения о прибыли, приходящейся на одну акцию.
07.02.2022 группе инспекторов в ходе проведения плановой выездной проверки ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ» были представлены письменные объяснения генерального директора ФИО2: «.. .Для исключения споров предоставляем (см. приложение) рабочий документ об отсутствии отдельных аудиторских процедур по указанному обстоятельству, с выводом об отсутствии существенных нарушений в пояснениях к бухгалтерскому балансу, касающихся прибыли на одну акцию. ...В любом случае нарушение исправлено». Однако, рабочие документы «Аудиторская процедура: Прибыль на акцию», оформленные как от 30.03.2021 и от 02.08.2020 не содержат вывода о том, что в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах отражена вся существенная информация организации, подлежащая раскрытию о прибыли (убытке), приходящейся на одну акцию в соответствии с требованиями нормативно правовых актов, о чем так же говорится в письменных объяснениях генерального директора ФИО2
Исходя из вышеуказанного следует, что аудиторской организацией не соблюдена обязанность по рассмотрению требований нормативных правовых актов, которые оказывают непосредственное влияние на бухгалтерскую (финансовую) отчетность аудируемого лица, в связи с тем, что в ходе аудита не была проведена оценка общего порядка составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности, ее состава и содержания, в части раскрытия информации о прибыли (убытке), приходящейся на одну акцию.
Таким образом, ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ» не оценило, подготовлена ли финансовая отчетность во всех существенных отношениях в соответствии с требованиями применимой концепции подготовки финансовой отчетности и не провело надлежащие аудиторские процедуры, соответствующие обстоятельствам, для целей сбора достаточных надлежащих аудиторских доказательств, соответственно нарушены требования пункта 12 МСА 700, пункта 6 МСА 500.
Указанное в заявлении Заявителей предположение о необходимости «совершать формальные автоматические действия независимо от своего профессионального суждения» не обосновано. Вопреки этому существуют требования нормативно-правовых актов, которые обязывают, во-первых, организацию при составлении пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках раскрывать данные о прибыли, приходящейся на одну акцию (п.27 ПБУ 4/99), во-вторых, аудитора при проведении аудита оценивать, подготовлена ли финансовая отчетность во всех существенных отношениях в соответствии с требованиями применимой концепции подготовки финансовой отчетности (п. 12 МСА 700), разработав и проведя при этом аудиторские процедуры для целей сбора надлежащих аудиторских доказательств (п.6 МСА 500). При том, что в формах балансов АО «ПРОФДЕЗИНФЕКЦИЯ» за 2019 год и АО «Санаторий Вешенский» за 2020 год отсутствует информация о прибыли, приходящейся на одну акцию, а также отсутствуют обязательные данные в пояснениях к бухгалтерскому балансу АО «ПРОФДЕЗИНФЕКЦИЯ» за 2019 год и АО «Санаторий Вешенский» за 2020 год, аудитор обязан был дать данному обстоятельству соответствующую оценку и подтвердить ее собранными доказательствами, чего сделано не было.
Кроме того, Заявители ссылаются на неясность, какой документ должен быть оформлен при правильных действиях аудитора при оценке отчетности. При правильных действиях, аудитор в рабочем документе должен не только указать сведения о прибыли на акцию, но и отразить, раскрыта ли у аудируемого лица в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках информация о прибыли, приходящейся на одну акцию. Такой информации в представленных рабочих документах не содержится.
По нарушению в пункте 5 Предупреждения:
Из частей 1 и 4 статьи 6 Закона 307-ФЗ следует, что аудиторское заключение -это официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица. Аудиторское заключение представляется аудиторской организацией, индивидуальным аудитором только аудируемому лицу либо лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг.
Пунктами 10, 11, 12, 13, 14, 15, 20 МСА 700 определено, что аудитор должен сформировать мнение о том, подготовлена ли финансовая отчетность во всех существенных отношениях в соответствии с применимой концепцией подготовки финансовой отчетности, сделать вывод о том, получена ли в ходе аудита разумная уверенность, что финансовая отчетность не содержит существенных искажений вследствие недобросовестных действий или ошибок, получив достаточные надлежащие аудиторские доказательства и сделав выводы о том, являются ли неисправленные искажения, взятые в отдельности или в совокупности, существенными. Аудитор должен оценить, подготовлена ли финансовая отчетность во всех существенных отношениях в соответствии с требованиями применимой концепции подготовки финансовой отчетности. При проведении оценки аудитором должны быть рассмотрены качественные аспекты учетной практики организации, включая признаки возможной предвзятости суждений руководства. В том числе должна быть оценена существенность неисправленных организацией искажений, надлежащее раскрытие информации, последовательность применения учетной политики и ее качественные аспекты. Если финансовая отчетность подготовлена в соответствии с концепцией достоверного представления, то должно быть оценено, обеспечивает ли финансовая отчетность достоверное представление. Аудитор должен оценить, содержит ли финансовая отчетность надлежащую ссылку на применимую концепцию подготовки финансовой отчетности или ее описание. Аудиторское заключение должно быть в письменной форме (пункт 20 МСА 700).
Кодекс профессиональной этики аудиторов предписывает аудитору соблюдать принцип профессиональной компетентности и должной тщательности, который требует, чтобы аудитор приобретал и поддерживал профессиональные знания и навыки на уровне, обеспечивающем оказание компетентных аудиторских и прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг на основе действующих требований стандартов аудиторской деятельности, иных применимых стандартов и законодательства; действовал добросовестно и в соответствии с применимыми профессиональными стандартами (п.2.8.Т). Под добросовестностью понимается обязанность аудитора действовать в соответствии с требованиями задания (договора), внимательно, тщательно и своевременно (пункт 2.8.ПЗ).
В ходе проведения выездной проверки ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ» установлено, что согласно пункту 1.1 Контракта № 20/2020 ЭК от 31.07.2020 на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности АО «ПРОФДЕЗИНФЕКЦИЯ», Исполнитель в соответствии с Техническим заданием (Приложение № 1 к контракту) обязуется провести аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности Заказчика по итогам 2018-2019 года, подготовленной в соответствии с российскими правилами составления бухгалтерской отчетности, а Заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии с пунктом 1.2 Контракта № 20/2020 ЭК от 31.07.2020 целью аудита является выражение мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности Заказчика. Исполнитель выражает свое мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности Заказчика во всех существенных отношениях».
Согласно пунктам 4.2, 4.3 Контракта № 20/2020 ЭК от 31.07.2020 по результатам проведенного аудита Исполнитель предоставляет Заказчику аудиторское заключение, содержащее мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности Заказчика. Аудиторское заключение с прилагаемой бухгалтерской (финансовой) отчетности Заказчика на бумажном носителе предоставляется Исполнителем Заказчику в количестве 3 оригинальных экземпляров.
При этом в ходе проверки аудиторской документации в отношении АО «ПРОФДЕЗИНФЕКЦИЯ» за 2018-2019 года установлено, что к аудиторскому заключению о бухгалтерской (финансовой) отчетности АО «ПРОФДЕЗИНФЕКЦИЯ» за 2018-2019 года, выданному Заказчику 05.08.2020 прилагается бухгалтерская (финансовая) отчетность (Бухгалтерский баланс, Отчет о финансовых результатах, Отчет об изменениях капитала, Отчет о движении денежных средств и Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах) только за 2019 год, т.е. за отчетный период по состоянию на 31 декабря 2019 года, бухгалтерская (финансовая) отчетность АО «ПРОФДЕЗИНФЕКЦИЯ» за 2018 год к аудиторскому заключению не прилагается (отсутствует).
Кроме того, в аудиторском заключении о бухгалтерской (финансовой) отчетности АО «ПРОФДЕЗИНФЕКЦИЯ» за 2018-2019 года отсутствуют соответствующие ссылки на отчетность за 2018 год, а именно: факт проведения аудита данной бухгалтерской (финансовой) отчетности, перечень бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, с указанием периода, за который она составлена, распределение ответственности в отношении указанной бухгалтерской (финансовой) отчетности между аудируемым лицом и аудиторской организацией.
В соответствии с актом приема-передачи выполненных услуг от 05.08.2020 стороны подтверждают передачу Заказчику 3 экземпляров аудиторского заключения за 2018 - 2019 г. и 2 экземпляров аудиторского отчета за 2018 – 2019гг.
В письменных объяснениях заинтересованному лицу генеральный директор ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ» ФИО2 от 07.02.2022 по пункту 8. запроса № 3 от 03.02.2022 о представлении письменных объяснений пояснила, что по АО «ПРОФДЕЗИНФЕКЦИЯ» термин «Аудиторское заключение за 2018-2019 года» используется только в обложке документа, для формального сопоставления документа и предмета договора. При этом само аудиторское заключение исходя из раздела «Мнение с оговоркой» указывает на проведение аудита прилагаемой годовой бухгалтерской отчетности АО «ПРОФДЕЗИНФЕКЦИЯ» только за 2019 год и аудитор не выражал мнение за 2018 год, не составлял его в виде официального документа по форме аудиторского заключения. ФИО2 указала, что отдельное аудиторское заключение по отчетности за 2018 год не требовалось по договору и не оформлялось, создание отдельных рабочих документов «для двух разных отчетностей» также, по ее мнению, не требовалось. Подтверждением предоставления всех сведений, включая отчетность за 2018 год, с возможностью проведения аудиторских процедур является письмо-обязательство и акт выполненных работ, по которому действия аудитора по проверке годовой отчетности за 2018 год признаны выполненными в полном объеме в соответствии с техническим заданием. ФИО2 считает, что официальный документ «Аудиторское заключение» используется (в том числе публично размещается) начиная с первого раздела. Это начальная страница раздела с официальным обязательным заголовком «Мнение с оговоркой, по проведению аудита прилагаемой годовой бухгалтерской отчетности АО «ПРОФДЕЗИНФЕКЦИЯ» за 2019 год.
Между тем, АО «ПРОФДЕЗИНФЕКЦИЯ» является организацией, в уставном (складочном) капитале которой доля федеральной собственности составляет не менее 25%, и в соответствии с Законом № 129 размещает в ЕФРСФДЮЛ сведения, указанные в Законе № 129-ФЗ, в том числе, в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности (консолидированной финансовой отчетности), подлежащей обязательному аудиту, где указывается наименование аудиторской организации, мнение аудиторской организации о достоверности этой отчетности и обстоятельства, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на ее достоверность. Сведения, содержащиеся в ЕФРСФДЮЛ, подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: http://www.fedresurs.ru.
Указав название Аудиторского заключения под предмет контракта, согласно которому следовало провести аудит за 2018-2019 годы, ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ» предоставило возможность АО «ПРОФДЕЗИНФЕКЦИЯ» разместить в ЕФРСФДЮЛ в разделе «Результаты обязательного аудита» недостоверную информацию о бухгалтерской отчетности за «отчетный период: 01.01.2018 - 31.12.2019». При этом в тексте сообщения указано: «Акционерное общество «ПРОФДЕЗИНФЕКЦИЯ» размещает Аудиторское заключение о годовой бухгалтерской отчетности Акционерного общества «ПРОФДЕЗИНФЕКЦИЯ» за 2018-2019 года». И первым листом идет именно «обложка» с таким названием. Однако, ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ» считает, что аудиторское заключение публично размещается, начиная с первого раздела. Это начальная страница раздела с официальным обязательным заголовком «Мнение с оговоркой, по проведению аудита прилагаемой годовой бухгалтерской отчетности АО «ПРОФДЕЗИНФЕКЦИЯ» за 2019 год» (следует из ответа на запрос № 3).
Согласно разделу 6 Технического задания на оказание услуг по проведению обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности АО «ПРОФДЕЗИНФЕКЦИЯ» по итогам 2018-2019 года, являющимся приложением к контракту № 20/2020 ЭК от 31.07.2020, результаты проведения аудиторской проверки в полном объеме должны соответствовать требованиям и качеству, предъявляемым к аудиторской деятельности действующим законодательством и требованиям к объему аудиторской проверки.
Исходя из письма ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ» исх.6462/16 от 17.07.2020, адресованного Генеральному директору АО «ПРОФДЕЗИНФЕКЦИЯ», с целью исполнения «полного объема аудиторской проверки», ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ» подтверждало начало проведения аудиторской проверки бухгалтерской отчетности АО «ПРОФДЕЗИНФЕКЦИЯ» за период с 01 января по 31 декабря 2018 года и 01 января по 31 декабря 2019 года. Целью аудита в указанном письме является «...выражение мнения аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности за период с 01 января по 31 декабря 2018 года и 01 января по 31 декабря 2019 года во всех существенных аспектах».
То есть, в соответствии с требованиями законодательства выражение мнения аудиторской организации по бухгалтерской отчетности АО «ПРОФДЕЗИНФЕКЦИЯ» за 2018 год должно было быть.
В письме «О предоставлении заказчиком письма-представления» исх.6462/14 от 17.07.2020 ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ» просит предоставить письмо-представление в связи с проведением аудита бухгалтерской финансовой отчетности за 2018 и 2019 год.
В письме-представлении от 04.08.2020 № 731/10 АО «ПРОФДЕЗИНФЕКЦИЯ» сообщает о предоставлении документов за 2019 год и о выполнении своих обязанностей, предусмотренных условиями аудиторского задания от 31.07.2020.
При этом рабочие документы аудитора содержат указание на период проверки 2018-2019, либо указание на отдельные проверяемые периоды 2018, 2019 (РД Расчет уровня существенности за 2018 г., РД Расчет уровня существенности за 2019 г., РД Расчет уровня существенности по статьям баланса за 2018 г.; РД Расчет уровня существенности по статьям баланса за 2019 г.; РД 220 Принятие клиента на обслуживание; РД Программа аудита; РД Общий план аудита; РД Правильность представления финансовой отчетности на 31.12.2018, на 31.12.2019).
Из письменной информации аудитора руководству АО «ПРОФДЕЗИНФЕКЦИЯ» по результатам проведения аудита за 2018-2019 года также следует, что аудит проводился за два года 2018 и 2019.
Между тем, в заявлении о признании недействительным Предупреждения Управления в части, со стороны Заявителей указано на то, что финансовая отчетность АО «ПРОФДЕЗИНФЕКЦИЯ» аудитору за 2018 год не предоставлялась. После предоставления письма представления от АО «ПРОФДЕЗИНФЕКЦИЯ» о предоставлении документации только за 2019 год аудитор должен был предпринять действия в зависимости от ситуации в соответствии с Международным стандартом аудита 240 «Обязанности аудитора в отношении недобросовестных действий при проведении аудита финансовой отчетности» или Международным стандартом аудита 210 «Согласование условий аудиторских заданий», введенными в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 09.01.2019 № 2н. Однако, еще до получения письма-представления от АО «ПРОФДЕЗИНФЕКЦИЯ» аудитор АО «ГЛОБАЛС АУДИТ» в рабочем документе 220 от 31.07.2020 «Принятие клиента на обслуживание» за отчетный период 2018-2019 сделал вывод начать или продолжить работу с клиентом и работу по определенному заданию.
Поскольку аудиторское задание (условие контракта на проведение аудита бухгалтерской отчетности по итогам 2018-2019 года) не были изменены, то аудиторское заключение с выраженным мнением обязано было быть сформировано как за 2018 год, так и за 2019 год.
В ходе судебного разбирательства УФК запросило у директора ООО «Аудит-ревью» сведения о том, проводила ли данная организация аудит бухгалтерской отчётности АО «ПРОФДЕЗИНФЕКЦИЯ» за 2018 год (письмо от 22.08.2022 №62-68-10/9175). В ответ на указанный запрос ООО «Аудит-ревью» пояснило о заключении с АО «ПРОФДЕЗИНФЕКЦИЯ» договора на оказание аудиторских услуг от 19.10.2018, однако последний не выполнил условие договора по перечислению аванса, вследствие чего договор был расторгнут. Таким образом, аудит бухгалтерской отчётности АО «ПРОФДЕЗИНФЕКЦИЯ» за 2018 год Обществом «Аудит-ревью» не проводился.
Как указывалось ранее, в соответствии с частью 3 статьи 1 Закона 307-ФЗ аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность (или ее часть), предусмотренная Федеральным законом от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» или изданными в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, аналогичная по составу отчетность (или ее часть), предусмотренная другими федеральными законами или изданными в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а также иная финансовая информация.
Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении организации на отчетную дату, финансовых результатах ее деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Информация о финансовом положении формируется главным образом в виде Бухгалтерского баланса, информация о финансовых результатах деятельности организации - в виде Отчета о финансовых результатах, информация о движении денежных средств за отчетный период - в виде Отчета о движении денежных средств (часть 1 статьи 13, часть 1 статьи 14 Федерального закона № 402-ФЗ, пункты 6, 18, 21 ПБУ 4/99, пункт 6 Положения по бухгалтерскому учету «Отчет о движении денежных средств» (ПБУ 23/2011), утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 02 февраля 2011 г. № 11н).
Аудиторское заключение входит в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, подлежащей обязательному аудиту, итоговая часть аудиторского заключения должна прилагаться к бухгалтерской отчетности (пункты 5,41 ПБУ 4/99).
Исходя из вышеизложенного следует, что аудиторской организацией нарушено требование в письменной форме выразить мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в аудиторском заключении, представить аудируемому лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с требованиями международных стандартов аудита, сформировать мнение о том, подготовлена ли финансовая отчетность во всех существенных отношениях в соответствии с применимой концепцией подготовки финансовой отчетности, сделать вывод о том, получена ли в ходе аудита разумная уверенность, что финансовая отчетность не содержит существенных искажений вследствие недобросовестных действий или ошибок, оценить, подготовлена ли финансовая отчетность во всех существенных отношениях в соответствии с требованиями применимой концепции подготовки финансовой отчетности, качественные аспекты учетной практики организации, включая признаки возможной предвзятости суждений руководства, в том числе оценить должным ли образом раскрыты в финансовой отчетности выбранные и применяемые основные положения учетной политики, соответствуют ли выбранные и применяемые положения учетной политики применимой концепции подготовки финансовой отчетности и являются ли они надлежащими, оценочные значения рассчитанные руководством, является ли информация представленная в финансовой отчетности уместной, надежной, сопоставимой и понятной, обеспечивает ли финансовая отчетность надлежащее раскрытие информации, используется ли в финансовой отчетности надлежащая терминология, включая наименование каждого отчета в составе финансовой отчетности, оценку того, обеспечивает ли финансовая отчетность достоверное представление (общее представление финансовой отчетности, ее структура и содержание, события и операции) а также оценить, содержит ли финансовая отчетность надлежащую ссылку на применимую концепцию подготовки финансовой отчетности или ее описание.
Учитывая изложенное, Предупреждение от 05.04.2022 № 62-68-29/3810 в обжалуемой части (п. 3, 4, 5) соответствует нормативным правовым актам и не нарушает права и законные интересы заявителей, в связи с чем, судом отказано в удовлетворении заявленных требований.
В связи с указанным, расходы по оплате государственной пошлины на основании ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. В удовлетворении заявленных требований отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья А.В. Гонгало