ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-36890/10 от 31.01.2011 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

07 февраля 2011 года Дело №А60-  36890/2010-  С 3

Резолютивная часть решения объявлена 31 января 2011года

Полный текст решения изготовлен 07 февраля 2011 года.

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Е.Н.Яговкиной,при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Н. М. Ипполитовой рассмотрел в судебном заседании дело

по иску общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез" (ИНН <***>, ОГРН <***>)

коткрытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице филиала "Свердловская железная дорога" (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о взыскании 8 787 руб. 46 коп.,

при участии в судебном заседании

от истца: ФИО1, представитель по доверенности от 14.01.2011 г. № 0-88,

от ответчика: ФИО2 - представитель по доверенности от 29.10.2010г. № 66АА 0229894.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.

Истец просит обязать ответчика восстановить на лицевом счете истца запись на сумму 8 787 руб. 46 коп., необоснованно списанную ответчиком в качестве провозной платы за цистерну № 50176478 согласно квитанции о приеме груза № ЭЕ643152.

Истец поддерживает исковые требования, заявил устное ходатайство о приобщении к материалам дела копий следующих документов: письма от 20.01.2011 г. № 72-05 «О грузоподъемности в/ц 50176478», акта сверки собственного вагона, принадлежащего ОАО «ПГК», приписанного к станции «Богандинская» «Свердловская ж.д., акта осмотра технического состояния грузового вагона собственности ОАО «ПГК», приписанного к станции «Богандинская» «Свердловская ж.д. и осмотренного на станции «Пермь-сорт. «Свердловская ж.д., письма от 19.01.2011 г. № 42/ЕИВЦ, технического паспорта вагона № 50176478.

Ходатайство истца судом рассмотрено и удовлетворенно, указанные документы приобщены к материалам дела.

Кроме того, истец заявил ходатайство о взыскании с ответчика судебных издержек в размере 2 025 руб. 90 коп. в возмещение стоимости проезда представителя ответчика к месту судебного заседания и обратно.

Ответчик исковые требования не признает, представил копию справки о вагоне из АБД ПВ, копию доверенности от 29.10.2010г. № 66 АА 0229894.

Указанные документы приобщены к материалам дела.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, суд

УСТАНОВИЛ:

В марте 2010 года с лицевого счета истца № 1000080102, открытого в Свердловском ТЦФТО согласно договора об организации расчетов с предприятием от 01.01.2010г. №ТЦФТО-Э-298/2010 и представленной в материалы дела квитанцией о приеме груза № ЭЕ 643152, списано 109 080 580 руб. 60 коп. в качестве платы за пользование вагонами. На указанную сумму выставлена счет-фактура от 05.02.2010 г. № 0000010000000660/0000021862.

В указанную сумму вошли провозные платежи по квитанции о приеме груза № ЭЕ 643152 за цистерну № 50176478 в сумме 8 787 руб. 46 коп. Вместе с тем, указанная сумма снята за цистерну грузоподъемностью 68 тонн, однако согласно квитанции о приеме груза № ЭЕ 643152 и справке о вагоне из АБД ПВ от 20.08.2010 г., вес груза составляет 60 тонн.

В силу ст. 39 Федерального закона от 10.01.2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ» (далее - УЖТ) за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.

Как следует из материалов дела, между сторонами заключен договор об организации расчетов с предприятием от 01.01.2010г. №ТЦФТО-Э-298/2010, предметом которого является регулирование взаимоотношений сторон, связанных с организацией расчетов и оплатой провозных платежей, штрафов, сборов и в том числе договорных на Свердловской железной дороге, а также иных причитающихся ОАО «РЖД» платежей при перевозках грузов железнодорожным транспортом.

В силу с п. 3.9. указанного договора в случае выявления и признания сторонами несогласованных сумм платежей по актам оказанных услуг, подписанным с разногласиями, а также выявленных и признанных сторонами сумм платежей по итогам их рассмотрения, ответчик формирует два экземпляра корректировочного акта по форме Приложения № 5 к настоящему договору, неотъемлемой частью которого является перечень первичных документов по форме Приложения № 4 к настоящему договору и перечень изменений сумм начисленных платежей по форме Приложения № 6 к настоящему договору.

28.02.2010 г. между сторонами подписан корректировочный акт № 1000080102/201002/201002, на основании которого в результате корректировок, изменений и дополнений первичных документов произошло изменение ранее начисленных платежей.

05.04.2010 г. в адрес ответчика направлена претензия от 05.04.2010 г. № 0-1096 о возврате неправомерно списанной суммы в размере 8 787 руб. 46 коп.: вместо фактического груза, принятого к перевозке по квитанции № ЭЕ643152 весом 60 тонн, необоснованно снята сумма за 68 тонн.

Следует отметить, что на котле вагона № 50176478 имелась надпись с грузоподъемностью 60 тонн, а в электронной системе документа АСПД «ЭТРАН» у данного вагона указана грузоподъемность 68 тонн. В связи с этим, была организована комиссия для проведения обмера вагона № 50176478 с целью определения истинного параметра вагона, по результатам обмера которого определена грузоподъемность в 60 тонн и составлен технический паспорт вагона № 50176478.

Из представленных в материалы дела ответчиком технического паспорта вагона № 50176478 и справки о вагоне из АБД ПВ от 16.04.2010 г. следует, что фактическая грузоподъемность вагона № 50176478 составляет 68 тонн. Вместе с тем, указанные документы не содержат информации о грузоподъемности вагона на дату погрузки (22.11.2009 г.) согласно оригиналу транспортной железнодорожной накладной № ЭГ651124.

В соответствии со ст. 102 Устава железнодорожного транспорта РФ за превышение грузоподъемности (перегруз) вагона, контейнера грузоотправитель (отправитель) уплачивает перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку фактической массы данного груза (грузобагажа).

Согласно ст. 26 УЖТ РФ при предъявлении грузов для перевозки грузоотправитель должен указать в транспортной железнодорожной накладной их массу, при предъявлении тарных и штучных грузов - также количество грузовых мест.

Определение массы грузов, грузобагажа, погрузка которых до полной вместимости вагонов, контейнеров может повлечь за собой превышение их допустимой грузоподъемности, осуществляется только посредством взвешивания. При этом определение массы грузов, перевозимых навалом и насыпью, осуществляется посредством взвешивания на вагонных весах.

Взвешивание грузов, грузобагажа обеспечивается:

перевозчиками при обеспечении ими погрузки и выгрузки в местах общего пользования;

грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями) при обеспечении ими погрузки и выгрузки в местах общего и необщего пользования и на железнодорожных путях необщего пользования. Осуществляемое перевозчиком взвешивание грузов, грузобагажа оплачивается грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем) в соответствии с договором.

Согласно п. 9.8 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных МПС России 26.05.2000 N ЦРБ-756 на каждый локомотив, вагон, единицу мотор-вагонного и специального подвижного состава должен вестись технический паспорт (формуляр), содержащий важнейшие технические и эксплуатационные характеристики.

В соответствии со ст. 23 УЖТ РФ погрузка грузов, грузобагажа в вагоны, контейнеры осуществляется исходя из технических норм их погрузки, установленных федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, но не должна превышать грузоподъемность вагонов, контейнеров согласно указанным на них трафаретам.

Из указанных норм следует, что грузоподъемность вагона следует определять исходя из нанесенного на него трафарета, при этом различие в норме грузоподъемности между трафаретом и техническим паспортом вагона не влечет юридических последствий.

Кроме того, ответчик в своем письме от 20.08.2010 г. № 156 подтверждает, что фактическая грузоподъемность вагона № 50176478 составляет 60 тонн.

В соответствии со ст. 27 УЖТ РФ перевозчик имеет право проверить достоверность массы груза, грузобагажа и других сведений, указанных грузоотправителями (отправителями) в транспортных железнодорожных накладных. При сдаче груза к перевозке вагон осматривается представителями грузоотправителя и перевозчика и составляется натурный лист.

В соответствии с п. 7 Постановления Правительства РФ от 20.11.2003 г. № 704 «об утверждении Правил оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования», натурный лист является документом, подтверждающими факт оказания услуг в соответствии с условиями настоящего Договора и их фактический объем, и служат основанием для проведения окончательных расчетов за оказанные услуги.

В соответствии с п.1.1 Инструкции по составлению натурного листа поезда, утвержденной на тридцать четвертом заседании Совета по железнодорожному транспорту от 12.02.2003 г. натурный лист - основной технологический документ, используемый для организации процесса обработки вагонопотоков на станциях железных дорог. Он является первоисточником для учета наличия вагонов на железнодорожных станциях, перехода поездов, вагонов и контейнеров с одной железной дороги или отделения железной дороги на другие, создания вагонной модели, а также заполнения соответствующих разделов маршрута машиниста о массе, составе и условной длине поезда. Натурный лист предназначен также для передачи информации о прибытии и отправлении поездов, о подходе поездов и грузов с целью оперативного планирования поездной и грузовой работы на станциях и участках, для розыска вагонов.

В соответствии с натурным листом от 29.01.2010 г. № 730/4500117140, грузоподъемность вагона № 50176478 на день отправки (29.01.2010 г.) составляет 60 тонн.

Сведения об указанной грузоподъемности (60 тонн) внесены в квитанцию о приеме груза № ЭЕ643152, проверены и подписаны представителем ответчика (товарным кассиром ФИО3).

Таким образом, истец правомерно обратился в суд с требованием обязать ответчика восстановить на лицевом счете истца запись на сумму 8 787 руб. 46 коп., необоснованно списанную ответчиком в качестве провозной платы за цистерну № 50176478 согласно квитанции о приеме груза № ЭЕ643152.

При таких обстоятельствах, требования истца подлежат удовлетворению.

Расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 руб. 00 коп. подлежат взысканию с ответчика в пользу истца в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судебные издержки истца по оплате проезда представителя истца к месту судебного заседания и обратно подлежат взысканию с ответчика в пользу истца в размере 2 025 руб. 90 коп. на основании ст. 101, ст. 106, ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Размер расходов подтвержден проездными документами ШД 2010600 213775, ШД 2010600 213776 и кассовыми чеками от 28.01.2011 г. №№ 1324, 1325.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Исковые требования удовлетворить.

2. Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Свердловская железная дорога" (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез"(ИНН <***>, ОГРН <***>) 8 787 руб. 46 коп. основного долга, а также 2000 руб. 00 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины, понесенных при подаче иска и 2 025 руб. 90 коп. в возмещение судебных издержек.

4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная и кассационная жалобы также могут быть поданы посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Судья Е.Н.Яговкина