ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-3689/19 от 23.05.2019 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.ru   e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

27 мая 2019 года                                      Дело №А60-3689/2019

Резолютивная часть решения объявлена 23 мая 2019 года

Полный текст решения изготовлен 27 мая 2019 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи  Н.И. Ремезовой при ведении протокола судебного заседания  секретарем судебного заседания  А.А. Толстовой рассмотрел в судебном заседании дело №А60-3689/2019 по заявлению Министерства социальной политики Свердловской области

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области

с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора,

-Социально ориентированной Ассоциации «Бюро помощи гражданам»,

-Автономной некоммерческой организации «Уральский центр развития гражданских инициатив и социального партнерства» 

-Свердловской региональной общественной организации поддержки социальной деятельности Екатеринбургской епархии «Православная служба милосердия»,

-Министерства финансов  Свердловской области

-Правительства Свердловской области, 

- СООО «РЦ «Держава»,

по встречному заявлению Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области

к Министерству социальной политики Свердловской области

о понуждении к исполнению предписания

В судебном заседании участвовали:

от заявителя – Н.А Завьялова, представитель, доверенность от 15.01.2019 № 07-03-17/8; Е.А Кучина, представитель, доверенность от 15.01.2019 № 07-03-17/6;

от заинтересованного лица – Р.Г. Анисимов, представитель, доверенность от 08.08.2018;  Е.В. Ермакова, представитель, доверенность от 18.03.2019; Д.В. Губа, представитель, доверенность от 23.05.2019

от третьих лиц:

от  Министерства финансов Свердловской области - К.П. Ястремская, представитель, доверенность от 14.01.2019.

от  третьего лица- Социально ориентированная Ассоциация «Бюро помощи гражданам»: Ю.И. Потапенко, директор.

            Иные третьи лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации на сайте суда.

Объявлен состав суда. Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.

          Министерство социальной политики Свердловской области  обратилось в суд с заявлением о  признании недействительным решения  от 27.12.2018 по жалобе № 200/18.1-2018 и предписания от 27.12.2018 по жалобе № 200/18.1-2018, принятых Управлением Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области.

          Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области  обратилось со встречный заявлением и просит   возложить на Министерство социальной политики Свердловской области   обязанность по немедленному исполнению предписания Свердловского УФАС России от 27.12.2018 по жалобе № 200/18.1-2018 путем принятия всех зависящих  от него мер по аннулированию конкурса социально ориентированных некоммерческих организаций на право получения из областного бюджета субсидий в 2018 году на финансирование расходов, связанных с реализаций  социально  значимого проекта «Помощь бездомным», путем отмены протокола от 26.11.2018 (утв. Министром социальной политики Свердловской области А.В. Злоказовым 05.12.2018) заседания комиссии по рассмотрению вопросов предоставления субсидий. 

          Встречный иск принят судом к рассмотрению.

          Кроме того в  производстве суда имелось дело № А60-7586/2019 по заявлению  Министерства социальной политики Свердловской области   о признании  недействительным решения и предписания   от 17.01.2019 по делу  № 07-07/3/2018, принятых  Управлением Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области.

Определением суда от 18.03.2019 по ходатайству Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области   дела  № А60-7586/2019 и № А60-3686/2019 объединены в одно производство, делу присвоен номер № А60-3689/2019, о чем вынесено определение.

Таким образом, в рамках настоящего дела рассматриваются требования  Министерства социальной политики Свердловской области   о признании  недействительным решения и предписания   от 17.01.2019 по делу  № 07-07/3/2018, от 27.12.2018 по жалобе № 200/18.1-2018, а также  встречные требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области  о возложении на Министерство социальной политики Свердловской области   обязанности по немедленному исполнению предписания Свердловского УФАС России от 27.12.2018 по жалобе № 200/18.1-2018.

Свердловское УФАС России требования не признает, ссылаясь на законность оспариваемых решений.

Министерство социальной политики Свердловской области встречные требования не признает.

Третье лицо, Социально ориентированная Ассоциация «Бюро помощи гражданам», поддерживает позицию антимонопольного органа.

Министерство финансов Свердловской области представило отзыв, поддерживает позицию заявителя.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы участвующих в деле лиц, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

В Свердловское УФАС России поступило заявлениеСоциально ориентированной Ассоциации «Бюро помощи гражданам» (вх. № 01-18605 от 16.10.2017) о нарушении Министерством социальной политики Свердловской области антимонопольного законодательства, выразившемся в проведении заседания и принятии решения конкурсной комиссией, часть членов которой неуполномочены для принятия такого решения, а также в отсутствии в нормативно-правовых актах Правительства Свердловской области и Министерства социальной политики Свердловской области четкого и однозначного порядка определения победителя конкурса.

 Указанное обращение положило основанием для возбуждения в отношении Министерства социальной политики Свердловской области  дела о нарушении  антимонопольного законодательства в соответствии с  п. 2 ч.. 2 ст. 39  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 По результатам рассмотрения дела Свердловским УФАС России  вынесено решение  от 17.01.2019 по делу № 07-07/3/2018, в соответствии в которым признан факт нарушения Министерством социальной политики Свердловской области п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, выразившийся в проведении конкурса на предоставление некоммерческим организациям в 2017 году субсидии на финансовое обеспечение выполнения работ (оказания услуг), предусмотренных социально значимым проектом «Помощь бездомным», вместо осуществления закупки таких работ (услуг) в установленном Законом № 44-ФЗ порядке.

Министерству социальной политики Свердловской области  выдано предписание от 17.01.2019 № 07-07/3/2018 об устранении выявленных нарушений.

 Кроме того, в Свердловское УФАС России поступилажалоба Социально ориентированной Ассоциации «Бюро помощи гражданам» (вх. № 01-26730 от 10.12.2018) на действия (бездействие) организатора торгов в лице Министерства социальной политики Свердловской области, совершенные при организации и проведении конкурса социально ориентированных некоммерческих организаций на право получения из областного бюджета субсидий в 2018 году на финансирование расходов, связанных с реализацией социально значимого проекта «Помощь бездомным».

По результатам  рассмотрения  жалобы Комиссией принято решение № 200/18.1-2018 от 27.12.2018. Данным решением  жалоба СОА «Бюро помощи гражданам» признана обоснованной. Организатора торгов в лице Министерства социальной политики Свердловской области признать нарушившим ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, в адрес Министерства социальной политики Свердловской области антимонопольным органом выдано предписание  от 27.12.2018 по жалобе № 200/18.1-2018, согласно которому  организатору торгов в лице Министерства социальной политики Свердловской области в срок до 31.01.2019 принять все зависящие от него меры по аннулированию конкурса социально ориентированных некоммерческих организаций на право получения из областного бюджета субсидий в 2018 году на финансирование расходов, связанных с реализацией социально значимого проекта «Помощь бездомным», путем отмены Протокола от 26.11.2018 (утв. Министром социальной политики Свердловской области А.В. Злоказовым 05.12.2018) заседания комиссии по рассмотрению вопросов предоставления субсидий

Не согласившись с решениями и предписаниями, Министерства социальной политики Свердловской области обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением с требованием о признании недействительными решений от 17.01.2019 по делу  № 07-07/3/2018, от 27.12.2018 по жалобе № 200/18.1-2018 и предписаний.

 Свердловское УФАС России  заявило встречный иск  о возложении на организатора торгов обязанности по немедленному исполнению  предписания  № 200/18.1-2018 от 27.12.2018.

Согласно ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с п. 5. ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

На основании ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

 В соответствии с п.. 2 ч. 1 ст. 1 Закона о защите конкуренции антимонопольным законодательством определяются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями.

Цель Закона о защите конкуренции - обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (ст. 2 Закона о защите конкуренции).

Под конкуренцией в п. 7ст. 4 Закона о защите конкуренции понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации (п. 5 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее - Закон о социальном обслуживании) социальное обслуживание граждан -деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам; социальная услуга -действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.

Получателям социальных услуг с учетом их индивидуальных потребностей предоставляются следующие установленные статьей 20 Закона о социальном обслуживании виды социальных услуг, в том числе, срочные социальные услуги (п.8).

Срочные социальные услуги согласно ч. 1 ст. 21 Закона о социальном обслуживании включают в себя: 1)        обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов; 2)       обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости; 3)       содействие в получении временного жилого помещения; 4)         содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг; 5) содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей; 6)       иные срочные социальные услуги.

Постановлением Правительства РФ от 24.11.2014 № 1236 утвержден примерный перечень социальных услуг по видам социальных услуг.

В соответствии с п. 9 ст. 8 Закона о социальных услугах к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере социального обслуживания относится утверждение законом субъекта РФ перечня социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг, с учетом примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг.

В соответствии с ч. 5 ст. 32 Закона о социальном обслуживании плата за предоставление социальных услуг производится в соответствии с договором о предоставлении социальных услуг, предусмотренным статьей 17 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 2 ст. 21 Закона о социальном обслуживании предоставление срочных социальных услуг в целях оказания неотложной помощи осуществляется в сроки, обусловленные нуждаемостью получателя социальных услуг, без составления индивидуальной программы и без заключения договора о предоставлении социальных услуг. Основанием для предоставления срочных социальных услуг является заявление получателя социальных услуг, а также получение от медицинских, образовательных или иных организаций, не входящих в систему социального обслуживания, информации о гражданах, нуждающихся в предоставлении срочных социальных услуг. Подтверждением предоставления срочных социальных услуг является акт о предоставлении срочных социальных услуг, содержащий сведения о получателе и поставщике этих услуг, видах предоставленных срочных социальных услуг, сроках, дате и об условиях их предоставления. Акт о предоставлении срочных социальных услуг подтверждается подписью их получателя.

Получателем социальных услуг является гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги, а поставщиком социальных услуг - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание (п.п. 3 и 4 ст. 3 Закона о социальном обслуживании).

Основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении социального обслуживания в соответствии со ст. 14 Закона о социальном обслуживании является поданное в письменной (электронной) форме заявление гражданина (законного представителя) о предоставлении социального обслуживания либо обращение в его интересах иных граждан, государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений непосредственно в уполномоченный орган субъекта РФ или уполномоченную организацию либо переданные заявление или обращение врамках межведомственного взаимодействия.

Согласно п. 3 ст. 9 Закона о социальном обслуживании получатели социальных услуг имеют право на выбор поставщика или поставщиков социальных услуг.

Частью 1 статьи 12 Закона о социальном обслуживании установлены обязанности поставщиков социальных услуг, в том числе: предоставление социальных услуг получателям социальных услуг в соответствии с индивидуальными программами и условиями договоров, заключенных с получателями социальных услуг или их законными представителями (п. 2), а также предоставлять срочные социальные услуги в соответствии со статьей 21 настоящего Федерального закона (п. 3).

Социальное обслуживание согласно п. 3 ч. 2 ст. 4 Закона о социальном обслуживании осуществляется на основе принципа приближенности поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг.

Статьей 5 Закона о социальном обслуживании определена система социального обслуживания, которая включает в себя:

1)      федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в - сфере социального обслуживания (далее - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти);

2)      орган государственной власти субъекта РФ, уполномоченный на осуществление предусмотренных настоящим Федеральным законом полномочий в сфере социального обслуживания на территории субъекта РФ (далее - уполномоченный орган субъекта Российской Федерации), в том числе на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании, составление индивидуальной программы предоставления социальных услуг (далее - индивидуальная программа);

3)      организации социального обслуживания, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти;

4)      организации социального обслуживания, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации (далее - организации социального обслуживания субъекта Российской Федерации);

5)      негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, предоставляющие социальные услуги;

6)      индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание;

7)      организации, которые находятся в ведении уполномоченного органа субъекта Российской Федерации и которым в соответствии с настоящим Федеральным законом предоставлены полномочия на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании и составление индивидуальной программы на территориях одного или нескольких муниципальных образований (далее - уполномоченные организации).

Организациями социального обслуживания согласно ч. 1 ст. 23 Закона о социальном обслуживании являются организации, осуществляющие социальное обслуживание на дому, полустационарное социальное обслуживание, стационарное социальное обслуживание.

Частью 2 статьи 23 Закона о социальном обслуживании установлено, что организации социального обслуживания в субъектах РФ создаются и действуют с учетом методических рекомендаций по расчету потребностей субъектов РФ в развитии сети организаций социального обслуживания и в соответствии с правилами организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений.

 Согласно   п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» под некоммерческой организацией - исполнителем общественно полезных услуг понимается социально ориентированная некоммерческая организация, которая на протяжении одного года и более оказывает общественно полезные услуги надлежащего качества, не является некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, и не имеет задолженностей по налогам и сборам, иным предусмотренным законодательством РФ обязательным платежам.

Пунктом 4 статьи 31.4 Закона о некоммерческих организациях социально ориентированная некоммерческая организация признается исполнителем общественно полезных услуг и включается в реестр некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг сроком на два года. По истечении указанного срока социально ориентированная некоммерческая организация может быть вновь признана исполнителем общественно полезных услуг в упрощенном порядке, установленном Правительством РФ.

В соответствии с п. 2 Правил принятия решения о признании социально ориентированной некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2017 г. № 89) решения о признании организаций исполнителями общественно полезных услуг принимает Минюст РФ и его территориальные органы на основании заявления о признании организации исполнителем общественно полезных услуг, а также заключения о соответствии качества оказываемых организацией общественно полезных услуг установленным критериям.

Частью 1 статьи 30 Закона о социальном обслуживании установлены источники финансового обеспечения социального обслуживания, к которым относятся: средства бюджетов бюджетной системы РФ;        благотворительные взносы и пожертвования;         средства получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату; доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, осуществляемой организациями социального обслуживания, а также иные не запрещенные законом источники.

Согласно п. 13 ст. 31.1 Закона о некоммерческих организациях некоммерческие организации - исполнители общественно полезных услуг имеют право на приоритетное получение мер поддержки в порядке, установленном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, а также нормативными правовыми актами субъектов РФ.

В соответствии с п. 3 ст. 31.1 Закона о некоммерческих организациях оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется в финансовой форме, имущественной, информационной, в форме консультационной поддержки, а также поддержки в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев (волонтеров).

В соответствии с п. 3 ст. 31.1 Закона о некоммерческих организациях оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется в форме закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

К бюджетным ассигнованиям на оказание государственных услуг (выполнение работ) согласно ст. 69.1 БК РФ относятся ассигнования на закупку товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд, в том числе в целях оказания государственных услуг физическим и юридическим лицам.

В соответствии с п. 1 ст. 72 БК РФ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим ФЗ, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта РФ) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим ФЗ случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта (п. 2 ст. Закона № 44-ФЗ).

Заказчики в соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона № 44-ФЗ при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) согласно ч. 2 ст. 24 Закона № 44-ФЗ являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

В соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.

Одним из ключевых показателей мероприятий Национального плана развития конкуренции является увеличение к 2020 году доли закупок, участниками которых являются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, в сфере государственного и муниципального заказа не менее чем в два раза по сравнению с 2017 годом (пп. «в» п. 1).

Частью 5 статьи 30 Закона № 44-ФЗ установлено, что заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Заказчик, согласно ч. 1 ст. 101 Закона № 44-ФЗ, обязан осуществлять контроль за исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлен запрет на действия, которые при проведений торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Требования статьи 17 Закона о защите конкуренции распространяются на все виды торгов, проводимых в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, в том числе по основаниям предусмотренным Бюджетным кодексом Российской Федерации, организатор торгов и его участники в любом случае обязаны соблюдать требования антимонопольного законодательства (письмо ФАС России от 20.05.2016 № АГ/33770/16, дело № А60-17789/2018).

Согласно ст. 6 Бюджетным кодексом Российской Федерации под бюджетными ассигнованиями понимаются предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательст; под бюджетными обязательствами - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году; под расходными обязательствами - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.

К бюджетным ассигнованиям в ст. 69 Бюджетным кодексом Российской Федерацииотносятся ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), включая ассигнования на закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд.

Согласно ст. 6 Бюджетным кодексом Российской Федерации государственные услуги (работы) - услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти, государственными учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами.

К бюджетным ассигнованиям на оказание государственных услуг в соответствии со статьей 69.1 Бюджетным кодексом Российской Федерации относятся ассигнования на предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания.

Статьей 6 Бюджетным кодексом Российской Федерации установлено, что государственное задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных услуг (выполнения работ).

В соответствии с п. 1 ст. 69.2 БК РФ государственное задание должно содержать:         показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) оказываемых государственных услуг (выполняемых работ); порядок контроля за исполнением государственного задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения;         требования к отчетности об исполнении государственного задания.

При этом государственное задание на оказание государственных услуг физическим и юридическим лицам также должно содержать: определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг; порядок оказания соответствующих услуг; предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством Российской Федерации предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 27 Закона о социальном обслуживании порядок предоставления социальных услуг устанавливается по формам социального обслуживания, видам социальных услуг и включает в себя: 1) наименование социальной услуги; 2)  стандарт социальной услуги; 3)правила предоставления социальной услуги бесплатно либо за плату или частичную плату; 4)требования к деятельности поставщика социальной услуги в сфере социального обслуживания; 5)       перечень документов, необходимых для предоставления социальной услуги, с указанием документов и информации, которые должен представить получатель социальной услуги, и документов, которые подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия или представляются получателем социальной услуги по собственной инициативе; 6)    иные положения в зависимости от формы социального обслуживания, видов социальных услуг.

Стандарт социальной услуги есть основные требования к объему, периодичности и качеству предоставления социальной услуги получателю социальной услуги, установленные по видам социальных услуг (п. 5 ст. 3 Закона о социальном обслуживании).

Стандарт социальной услуги в соответствии с ч. 3 ст. 27 Закона о социальном обслуживании включает в себя: 1)          описание социальной услуги, в том числе ее объем; 2)    сроки предоставления социальной услуги; 3)подушевой норматив финансирования социальной услуги; 4) показатели качества и оценку результатов предоставления социальной услуги;  5) условия предоставления социальной услуги, в том числе условия доступности предоставления социальной услуги для инвалидов и других лиц с учетом ограничений их жизнедеятельности; 6)        иные необходимые для предоставления социальной услуги положения.

Государственное задание согласно п. 3 ст. 69.2 Бюджетным кодексом Российской Федерации формируется для бюджетных и автономных учреждений, а также казенных учреждений, определенных в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.

В соответствии с п. 1 ст. 78.1 Бюджетным кодексом Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы  предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного имущества.

Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.

Согласно п. 5 ст. 78.1  Бюджетным кодексом Российской Федерации в договоры бюджетных и автономных учреждений о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, подлежащие оплате за счет указанных субсидий включается условие о возможности изменения по соглашению сторон размера и (или) сроков оплаты и (или) объема товаров, работ, услуг в случае уменьшения в соответствии с настоящим Кодексом получателю бюджетных средств, предоставляющему субсидии, ранее доведенных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии.

Согласие на предоставление субсидий соответственно получателей субсидий и лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения обязательств по договорам (соглашениям) о предоставлении субсидий, в соответствии с п. 5 ст. 78 Бюджетным кодексом Российской Федерации является обязательным условием предоставления таких субсидий.

К бюджетным ассигнованиям на оказание государственных услуг (выполнение работ) в соответствии со ст. 69.1 Бюджетным кодексом Российской Федерации также относятся ассигнования на предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными учреждениями, в том числе в соответствии с договорами (соглашениями) на оказание указанными организациями государственных услуг (выполнение работ) физическим и (или) юридическим лицам.

Пунктом 2 ст. 78.1 Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что в законе субъекта Российской Федерации  о бюджете субъекта Российской Федерации  могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями. Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации  устанавливается нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации  или нормативными правовыми актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Указанные нормативные правовые акты должны соответствовать общим требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ от 07.05.2017 № 541 (далее - Требования № 541),

В соответствии с пп. «г» п. 3 Требований № 541 в целях определения общих положений о предоставлении субсидий указываются категории и критерии отбора получателей субсидий, имеющих право на получение субсидий, отбираемых исходя из указанных критериев, в том числе по итогам конкурса, с указанием в правовом акте способов и порядка проведения такого отбора (за исключением случаев, когда получатель субсидии определяется в соответствии с законом о бюджете).

В соответствии с ч. 8 ст. 30 Закона о социальном обслуживании, если гражданин получает социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой, у поставщика или поставщиков социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг субъекта РФ, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа), поставщику или поставщикам социальных услуг выплачивается компенсация в размере и в порядке, которые определяются нормативными правовыми актами субъекта РФ.

Постановлением Правительства РФ от 27.10.2016 № 1096 установлены критерии оценки качества оказания общественно полезных услуг, к которым относятся:

1.      Соответствие общественно полезной услуги установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации требованиям к ее содержанию (объем, сроки, качество предоставления).

2.      Наличие у лиц, непосредственно задействованных в исполнении общественно полезной услуги (в том числе работников некоммерческой организацииисполнителя общественно полезных услуг (далее - некоммерческая организация) и работников, привлеченных по договорам гражданско-правового характера), необходимой квалификации (в том числе профессионального образования, опыта работы в соответствующей сфере), достаточность количества таких лиц.

3.      Удовлетворенность получателей общественно полезных услуг качеством их оказания (отсутствие жалоб на действия (бездействие) и (или) решения некоммерческой организации, связанные с оказанием ею общественно полезных услуг, признанных обоснованными судом, органами государственного контроля (надзора) и муниципального надзора, иными государственными органами в соответствии с их компетенцией в течение 2 лет, предшествующих подаче заявления о включении в формируемый реестр некоммерческих организаций),

4.      Открытость и доступность информации о некоммерческой организации.

5.      Отсутствие некоммерческой организации в реестре недобросовестных поставщиков по результатам оказания услуги в рамках исполнения контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в течение 2 лет, предшествующих подаче заявления о включении в формируемый реестр некоммерческих организаций.

Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) в соответствии с п. 1 и пп. 2 п. 2 ст. 78 БК РФ предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг из бюджета субъекта РФ в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта РФ о бюджете, законами субъекта РФ о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта РФ.

Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) согласно п. 3 ст. 78 Российской Федерации  должны соответствовать Общим требованиям, установленным постановление Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 № 887.

Согласно пп. 12 ч. 1 ст. 18 Закона Свердловской области от 19.12.2016 № 131-03 субсидии некоммерческим организациям, не являющимся государственными и муниципальными учреждениями, предоставляются из областного бюджета иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными и муниципальными учреждениями, в объеме, определяемом главным распорядителем средств областного бюджета в порядке, установленном Правительством Свердловской области, а также определяются по результатам отбора, осуществляемого в порядке, устанавливаемом Правительством Свердловской области.

Согласно Порядку предоставления из областного бюджета субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям (утв. Постановлением Правительства Свердловской области от 12.01.2015 № 5-ПП, далее - Порядок № 5-ПП) предоставление субсидий осуществляется за счет средств областного и федерального бюджетов.

В соответствии с п. 4 Порядка № 5-ПП главным распорядителем средств областного и федерального бюджетов, предусмотренных для предоставления субсидий, является Министерство социальной политики Свердловской области (далее - уполномоченный орган), которое осуществляет организацию предоставления субсидий.

Уполномоченный орган в соответствии с п. 12 Порядка № 5-ПП в целях оказания финансовой поддержки в виде субсидий из областного бюджета некоммерческим организациям на цели, предусмотренные пунктом 5 настоящего Порядка утверждает состав комиссии, а также вносит изменения в состав и порядок ее работы.

Согласно п. 6 Порядка № 5-ПП субсидии на реализацию проектов предоставляются некоммерческим организациям по результатам конкурса, проводимого уполномоченным органом в соответствии с настоящим Порядком.

В соответствии с пп. 1 п. 5 Порядка № 5-ПП предоставление субсидий некоммерческим организациям осуществляется на установленные цели, в том числе на финансирование расходов на реализацию социально значимых проектов некоммерческих организаций, направленных на:    повышение качества жизни людей пожилого возраста;         профилактику социального сиротства, поддержку материнства и детства;         социальную адаптацию инвалидов и их семей; поддержку ветеранов, инвалидов боевых действий, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации; развитие институтов гражданского общества, формирование инфраструктуры поддержки некоммерческих организаций Свердловской области.

Порядком № 5-ПП установлены приоритетные направления, на решение задачкоторых должны быть направлены проекты. К одному из таких направлений относится создание негосударственной системы комплексной реабилитации лиц без определенного места жительства, граждан, допускавших немедицинское потребление наркотических средств, и граждан, освободившихся из мест лишения свободы, включающей внедрение единой технологии от момента выявления и оказания неотложной помощи до решения вопроса о постоянном жизнеустройстве и ресоциализации в обществе.

Порядок предоставления субсидий некоммерческим организациям на реализацию проектов регулируется главой 9 Порядка № 5-ПП, а именно, объявление о проведении конкурса размещается на сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Для участия в конкурсе некоммерческая организация представляет в уполномоченный орган следующие документы: заявку, смету доходов и расходов некоммерческой организации с указанием источников финансирования, выписку из ЕГРЮЛ, копию Устава, документы подтверждающие статус руководителя, информацию обосновных мероприятиях за последний год, материалы, подтверждающие деятельность некоммерческой организации. Комиссия в соответствии с п. 18 Порядка № 5-ПП оценивает представленные документы некоммерческих организаций по следующим критериям:

-Критерии оценки некоммерческой организации: срок осуществления деятельности; количество материалов в средствах массовой информации; опыт по успешно реализации проектов,

-Критерии оценки представленного проекта: расходы на оплату услуг исполнителей проекта; наличие показателей достижения целей и задач; доля финансирования проекта из внебюджетных источников; количество лиц, охватываемых при реализации проекта.

Согласно п. 21 Порядка № 5-ПП субсидии предоставляются на основании заключенного между уполномоченным органом и некоммерческой организацией - победителем конкурса соглашения о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией социально значимого проекта.

Пунктом 6 Порядка № 5-ПП установлено, что порядок определения объема субсидий на цели, предусмотренные пп. 1 п. 5 Порядка № 5-ПП, следующий.

Предоставление субсидий на реализацию проектов некоммерческих организаций осуществляется в объеме не менее 50 процентов от лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных уполномоченному органу как главному распорядителю бюджетных средств Свердловской области.

По каждому направлению приказами уполномоченного органа утверждаются технические  задания,  устанавливающие  параметры  проекта:  цели  и  задачи  проекта, мероприятия проекта, значения целевых показателей (индикаторов), размер субсидии, сроки реализации проекта, требования к реализации проекта.

Размер субсидии определяется объемом и содержанием проекта, установленными техническим заданием.

Субсидии на реализацию проектов предоставляются некоммерческим организациям по результатам конкурса, проводимого уполномоченным органом в соответствии с настоящим Порядком. По каждому проекту по результатам конкурса определяется один победитель.

Субсидии некоммерческим организациям в соответствии с пп. 2 п. 5 Порядка № 5-ПП также предоставляются на финансирование расходов, связанных с выполнением мероприятий, проводимых некоммерческими организациями в целях достижения уставных целей и задач, которые должны быть направлены на указанные в этом пункте цели.

Расходы на проведение мероприятий могут включать расходы на частичное финансирование деятельности некоммерческих организаций, в том числе укрепление материально-технической базы некоммерческих организаций, приобретение проездных документов для членов некоммерческой организации, определяемых исполнительным (распорядительным) органом некоммерческих организаций, в служебных целях на все виды городского пассажирского транспорта (кроме такси).

Согласно п. 7 Порядка № 5-ПП предоставление субсидий на цели, предусмотренные пп. 2 п. 5 настоящего Порядка, осуществляется в объеме лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных уполномоченному органу области как главному распорядителю бюджетных средств Свердловской области.

Субсидии на проведение мероприятий предоставляются некоммерческим организациям по результатам отбора при рассмотрении заявок некоммерческих организаций на получение субсидии на проведение мероприятий в соответствии с настоящим Порядком.

Субсидии на проведение мероприятий предоставляются некоммерческим организациям по результатам отбора при рассмотрении заявок некоммерческих организаций на получение субсидии на проведение мероприятий в соответствии с настоящим Порядком.

В соответствии с п. 8 Порядка № 5-ПП объем субсидии предоставляемой некоммерческой организации на реализацию проектов и на проведение мероприятий определяется комиссией по рассмотрению вопросов предоставления субсидий, создаваемой уполномоченным органом (далее - комиссия).

Для достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами субъектов РФ (в том числе региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов РФ) в соответствии с п. 1 ст. 13 Закона № 44-ФЗ заказчики осуществляют закупки, а непредоставление в порядке п. 2 ст. 78.1 БК РФ субсидий на оказание государственных услуг.

 Данный вывод подтверждается, в том числе постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда   от 05.04.2019 по делу №А60-53335/2018.

Частью 1 статьи 32 Закона № 44-ФЗ установлено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:

1)      цена контракта;

2)      расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3)      качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4)      квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

По результатам проведенного в соответствии с ч. 5.1 ст. 45 Закона о защите конкуренции и п. 10.9 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (утв. Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220) анализа состояния конкуренции на товарном рынке установлено следующее.

Временной интервал исследования определен с 10.07.2017 - даты утверждения Приказа № 353, до момента заключения Соглашения о предоставлении субсидии - 10.10.2017.

Предметом торгов является совокупность товаров (работ, услуг):услуги в области трудовых ресурсов по обеспечению персоналом прочие, не включенные в другие группировки (волонтеры); услуги по специализированной консультации по вопросам социального обслуживания и проведение обучающих занятий для исполнителей проекта; услуги вспомогательные, связанные с предпринимательской деятельностью, и проведением мониторинга;

проведение информационной компании путем раздачи листовок печатных и подобных печатных материалов; услуги, предоставляемые прочими научными и техническими консультантами, не включенными в другие группировки (анкетирование);         услуги по обеспечению питанием, осуществляемые по договору, прочие;          услуги социальные без обеспечения проживания прочие, не включенные в другие группировки, к которым также относится обеспечение медикаментами;          обеспечение средствами личной гигиены, в отдельности по каждому предмету;        услуги прочих объединений, не включенных в другие группировки, по организации и проведению лекций и экспресс-тестирования на ВИЧ; услуги, предоставляемые общественными объединениями коммерческих и предпринимательских организаций, по помывке в бане;   поставка повседневной одежды и обуви, в отдельности по каждому предмету;         услуги в области фото- и видеосъемки событий.

Состав хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах -СОА «Бюро помощи гражданам» и СООО «Реабилитационный Центр «Держава».

Приказом Министерства социальной политики Свердловской области от 21.01.2015 № 6  в рамках реализации Порядка № 5-ПП утверждены: состав комиссии по рассмотрению вопросов предоставления субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям; Порядок работы комиссии по рассмотрению вопросов предоставления субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям (далее - Порядок работы комиссии); Порядок представления и рассмотрения документов социально ориентированных некоммерческих организаций на получение субсидии (далее - Порядок рассмотрения документов).

Порядком № 5-ПП устанавливаются общие положения порядка предоставления из областного бюджета субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям (далее - НКО), в то время как уполномоченным органом, осуществляющим предоставление субсидий, определено Министерство социальной политики Свердловской области, нормативно-правовые акты которого должны более детально раскрывать процедуру предоставления субсидий НКО.

В соответствии с п. 4 Порядка работы комиссии решение комиссии принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. В случае равенства голосов решающим является голос Председателя комиссии.

Пунктом 5 Порядка работы комиссии установлено, что победителем признается НКО, набравшая наибольшее суммарное количество баллов, рассчитанных в соответствии с критериями оценки, установленными пунктом 19 Порядка.

Во исполнение Порядка № 5-ПП и в целях реализации социально значимого проекта утвержден Приказ Министерства социальной политики Свердловской области от 10.07.2017 № 353 «Об организации проведения конкурса некоммерческих организаций на выполнение социально значимого проекта «Помощь бездомным» (далее - Приказ № 353), которым утверждено техническое задание на выполнение социально значимого проекта «Помощь бездомным».

Данным техническим заданием установлено следующее.

Размер субсидии - 800 тыс, руб.

Сроки реализации проекта - сентябрь - декабрь 2017

1.      Цель - оказание помощи людям без определенного места жительства и занятий по ресоциализации в обществе.

Задача - внедрение единой технологии по выявлению и оказанию неотложной помощи лицам без определенного места жительства.

Мероприятие - привлечение волонтеров для участия в проекте. Значение целевых показателей - не менее 20 человек, и требования к его реализации.

2.      Цель - снижение социальной напряженности в обществе.

Задача - осуществление взаимодействия с учреждениями здравоохранения по вопросам оказания неотложной помощи лицам без определенного места жительства.

Социальные и общественно полезные услуги в сравнительной таблице (стр. 25-29 решения № 07-07/3/2018) указаны в соответствии с Примерным перечнем социальных услуг по видам социальных услуг, утвержденным  постановлением правительства Российской Федерации  от 24.11.2014 № 1236) и Перечнем общественно полезных услуг,  утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2016 № 1096).

Требования к реализации проекта: обеспечение исполнения проекта кадрами необходимой квалификации, работающими на постоянной основе в количестве не менее 3 человек; обеспечение проекта необходимой материально-технической базой: медикаментами, одноразовой посудой, средствами дезинфекции и гигиены, талонами на помывку в специальной бане (санпропускнике); решение проблем, актуальных для целевых аудиторий проекта; предусмотренные проектом мероприятия должны обеспечивать достижение ожидаемых результатов в установленный период реализации; расходы на реализацию проекта должны быть экономически обоснованными и документально подтверждены; мероприятия, предусмотренные проектом, должны соответствовать его целям и задачам; обеспечение безопасности участников проекта;          при проведении информационного освещения проекта материалы, полиграфическая продукция, видеоматериалы должны содержать информацию о подготовке проекта при поддержке Министерства социальной политики Свердловской области; организация фотосъемки мероприятий проекта с целью подтверждения количества участников;          места для оказания помощи бездомным должны быть согласованы с Министерством социальной политики Свердловской области; при оказании услуг создавать условия для обеспечения доступа инвалидов с учетом особых потребностей инвалидов, с использованием элементов физической доступности и доступных информационных устройств, средств и систем для предоставления информации;  организацию и проведение мероприятий в местах массового пребывания людей осуществлять с учетом комплекса мер по обеспечению антитеррористической защищенности.

Приказом № 353 установлен объем субсидий на реализацию проекта в размере 800 000 руб.

Согласно Протоколу от 24.08.2017 № 18 заявки на реализацию социально значимого проекта «Помощь бездомным» поступили от СО А «Бюро помощи гражданам» и Свердловской областной общественной организации «Реабилитационный центр «Держава».

По результатам рассмотрения документов СОА «Бюро помощи гражданам» и СООО «Держава» комиссия определила, что организациями представлен полный пакет документов в соответствии с п. 17 Порядка № 5-ПП в установленный срок; организации соответствуют установленным пп. 1 п. 9 Порядка № 5-ПП критериям отбора, а также подготовлены заключения отделом технологий социального обслуживания граждан Министерства о наличии права у организаций на участие в конкурсе некоммерческих организаций на выполнение социально значимого проекта (Приложение № 2 к Порядку № 5-ПП). Следовательно, для участия в конкурсе были допущены обе организации.

Согласно Протоколу № 18 комиссия оценивала представленные НКО документы по критериям, установленным п. 19 Порядка № 5-ПП.

По результатам оценки СОА «Бюро помощи гражданам» и СООО «Держава» набрали равное количество баллов - 30 баллов.

По результатам проведения голосования за принятие решения об определении победителя конкурса и о предоставлении организации субсидии на реализацию проекта «Помощь бездомным» в размере 800 000 руб. на 2017 год: СОА «Бюро помощи гражданам» - 0 голосов, «против» - 1 (СВ. Полыганов), «воздержавшихся» - 7; СООО «РЦ «Держава» - 7 голосов; «против» - 0, «воздержавшихся» - 1 (Е.Э. Лайковская).

Комиссией принято решение об определении СООО «Держава» победителем конкурса и предоставлении субсидии на реализацию проекта в размере 800 000  рублей на 2017 год.

Между Министерством социальной политики Свердловской области и СООО «Держава» заключено Соглашение от 10.10.2017 № 13-0000-51 о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение расходов, возникающих при реализации в 2017 году социально значимого проекта «Помощь бездомным» по направлению «Формирование негосударственной системы комплексной реабилитации лиц без определенного места жительства, граждан с наркотической или алкогольной зависимостью и граждан, освободившихся из мест лишения свободы, выключающей внедрение единой технологии от момента выявления и оказания неотложной помощи до решения вопроса о постоянном жизнеустройстве и ресоциализации в обществе».

На основании Приказа Министерства финансов Свердловской области от 24.08.2018 № 359 проведена плановая выездная проверка соблюдения бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, полноты и достоверности отчетности о реализации государственных программ Свердловской области, в том числе об исполнении государственных заданий на 2016-2017 годы в Министерстве социальной политики Свердловской области.

Подпунктом 1 пункта 2.1 Соглашения от 10.10.2017 № 13-0000-51 установлено, что субсидия предоставляется на финансовое обеспечение расходов, возникающих при реализации социально значимого проекта, в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов Исполнителя, являющейся неотъемлемой частью соглашения,

В соответствии со сметой доходов и расходов за счет средств субсидии СООО «Держава» обязано произвести расходы в сумме 800000 руб. в разрезе мероприятий.

Камеральной проверкой отчетных документов СООО «Держава» по Соглашению от 10.10.2017 № 13-0000-51, проведенной отделом технологий социального обслуживания граждан и отделом бухгалтерского учета и отчетности Министерства социальной политики Свердловской области, установлено, что расходы за счет средств субсидии в сумме 10 000 руб. произведены организацией за пределами установленных Соглашением сроков в подтверждение расходов по оплате услуг за проведение обучающего занятия для исполнителей и добровольцев, а именно платежное поручение от 29.12.2017.

Кроме того, путевыми листами арендованного СООО «Держава» для реализации проекта автомобиля подтверждено использование бензина в количестве 424,5 литров на сумму 15 897,25 руб. Сумма необоснованно отнесенных расходов на приобретение ГСМ к расходам, связанным с реализацией социально значимого проекта «Помощь бездомным» составила 86 102,75 руб.

Всего по результатам камеральной проверки Министерства социальной политики Свердловской области субсидия в сумме 96 102,75 признана подлежащей возврату.

Также согласно пп. 3 п. 2.2 Соглашения от 10.10.2017 № 13-0000-51 СООО «Держава» обязуется обеспечить софинансирование мероприятий по проекту с использованием внебюджетных источников в размере 348 310 руб.

В соответствии с Протоколом от 26.11.2018 (утв. Министром социальной политики Свердловской области А.В. Злоказовым 05.12.2018), заявки на участие в конкурсе поступили от следующих претендентов: СОА «Бюро помощи гражданам», АНО «Уральский центр развития гражданских инициатив и социального партнерства», СРООПСДЕЕ «Православная служба Милосердия».

Протоколом от 26.11.2018 СОА «Бюро помощи гражданам» не допущена к участию в конкурсе, в связи с отсутствием сметы доходов и расходов некоммерческой организации с указанием источников финансирования, в том числе внебюджетных средств, которые некоммерческая организация планирует привлечь на реализацию проекта.

АНО «Уральский центр развития гражданских инициатив и социального партнерства» и СРООПСДЕЕ «Православная служба Милосердия» допущены к участию в конкурсе.

СРООПСДЕЕ «Православная служба Милосердия» признана победителем конкурса как участник, набравший наиболее количество баллов.

СОА «Бюро помощи гражданам» указывает на неправомерный отказ в допуске к участию в конкурсе.

Заявитель устанавливает конкурс, в то время как техзадание формируется с количественными и качественными показателями, определяется победитель, что в совокупности расценивается как проведение закупки.

При таких обстоятельствах суд считает, что выводы антимонопольного органа о нарушении Министерством социальной политики Свердловской области п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, выразившегося в проведении конкурса на предоставление некоммерческим организациям в 2017 году, а также в 2018 субсидии на финансовое обеспечение выполнения работ (оказания услуг), предусмотренных социально значимым проектом «Помощь бездомным», вместо осуществления закупки таких работ (услуг) в установленном Законом № 44-ФЗ порядке являются обоснованными.

  Таким образом, оспариваемые решения и предписания Свердловского УФАС России являются законными.

        Всоответствии со ст. 36 Закона о защите конкуренции коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны исполнять решения и предписания антимонопольного органа в установленный такими решениями и предписаниями срок.

Согласно ч. 1 ст. 51 Закона о защите конкуренции предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства подлежит исполнению в установленный им срок. Антимонопольный орган осуществляет контроль за исполнением выданных предписаний.

В соответствии с п.п. "и" п. 6 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о понуждении к исполнению решений и предписаний антимонопольного органа, а также с исками, заявлениями о взыскании в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.

Указанное право обусловлено тем, что сами по себе акты антимонопольного органа силой принудительного исполнения не обладают, поскольку формулируются в виде предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и преследуют цель понудить соответствующих лиц исполнить эти требования, прежде всего в добровольном порядке (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2000 года № 237-О).

 Право антимонопольного органа обращаться в арбитражный суд с исками, заявлениями о понуждении к исполнению своих решений и предписаний предполагает в случае неисполнения лицом выданного ему предписания, помимо привлечения данного лица к административной ответственности, право антимонопольного органа обратиться в арбитражный суд с самостоятельным требованием к нарушителю, связанным с исполнением решения и направленным на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в рамках полномочий антимонопольного органа, определенных п. 6 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции.

Министерству социальной политики Свердловской области антимонопольным органом выдано предписание  от 27.12.2018 по жалобе № 200/18.1-2018, согласно которому  организатору торгов в лице Министерства социальной политики Свердловской области в срок до 31.01.2019  указано на необходимость принять все зависящие от него меры по аннулированию конкурса социально ориентированных некоммерческих организаций на право получения из областного бюджета субсидий в 2018 году на финансирование расходов, связанных с реализацией социально значимого проекта «Помощь бездомным». Поскольку  данное предписание признано судом законным и обоснованным,  а  доказательства его исполнения в материалах дела отсутствуют, суд считает необходимым встречные исковые требования удовлетворить и обязать Министерство  социальной политики Свердловской области исполнить предписание  № 200/18.1-2018.

Руководствуясь ст. 110, 167-170,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1.Требования Министерства социальной политики Свердловской области

оставить без удовлетворения

2. Встречный иск удовлетворить.

Обязать Министерство социальной политики Свердловской области

исполнить предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 27.12.2018 по жалобе № 200/18.1-2018.

          Сообщить Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской областио выполнении  предписания в течении 5 дней с момента его исполнения.

3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

4. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

5. С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе «Картотека арбитражных дел» в карточке дела в документе «Дополнение».

Выдача исполнительных листов производится не позднее пяти дней со дня вступления в законную силу судебного акта.

По заявлению взыскателя дата выдачи исполнительного листа (копии судебного акта) может быть определена (изменена) в соответствующем заявлении, в том числе посредством внесения соответствующей информации через сервис «Горячая линия по вопросам выдачи копий судебных актов и исполнительных листов» на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» либо по телефону Горячей линии 371-42-50.

В случае неполучения  взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении.

В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела «Дополнение».

Судья                                                        Н.И. Ремезова