АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,
www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: A60.mail@ arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург
13 декабря 2012 года Дело №А60- 37050/2012
Резолютивная часть решения объявлена 13 декабря 2012 года.
Полный текст решения изготовлен 13 декабря 2012 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.В. Гнездиловой при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Е.С. Ксенофонтовой рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Ирбитское Коммунальное Предприятие»
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 13 по Свердловской области
о признании недействительным решения
при участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО1, представитель, доверенность от 10.01.2012, паспорт;
от заинтересованного лица – ФИО2, представитель, доверенность № 04-12/19550 от 15.10.2012, удост. № 69007; ФИО3, представитель, доверенность № 04-12/16689 от 30.08.2012, удост. № 689240; ФИО4, представитель, доверенность от 12.012012 № 04-14/00250, удост. № 689203.
Отводов суду не заявлено.
Общество с ограниченной ответственностью «Ирбитское Коммунальное Предприятие» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 13 по Свердловской области № 03-18/24 от 29.06.2012 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Заинтересованное лицо представило отзыв, в котором просит в удовлетворении требований заявителя отказать.
До принятия судом решения по существу спора заявитель уточнил требования и просит
Уточнение заявленных требований принято судом на основании ст. 49 АПК РФ.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 13 по Свердловской области проведена выездная налоговая проверка в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Ирбитское Коммунальное Предприятие» за период с 21.09.2010 по 31.12.201.
По результатам проверки составлен акт № 14-20/20 от 05.06.2012 и вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения № 03-18/24 от 29.06.2012.
Согласно решению № 03-18/24 от 29.06.2012 Общество привлечено к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122, п. 1 ст. 123, п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 135 778 руб., предложено уплатить недоимку по НДС в размере 1 136 010 руб., НДС (налоговый агент) в размере 15 543 руб., по налогу на прибыль в размере 204 194,00 руб.,начислены соответствующие пени в общем размере 148 636,46руб.
Решением Управления ФНС России по Свердловской области № 892/12 от 20.08.2012 решение инспекции № 03-18/24 от 29.06.2012 оставлено без изменений и утверждено.
Не согласившись с решением Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 13 по Свердловской области№ 03-18/24 от 29.06.2012 заявитель обратился в Арбитражный суд Свердловской области с требованием о признании недействительным указанного решения в части доначисления НДС в сумме 924918 руб., соответствующих сумм пени и штрафа, налога на прибыль в сумме 204194 руб., соответствующих сумм пени и штрафа ( с учетом уточнения)..
По мнению Заявителя, денежные средства жильцов (коммунальные платежи), поступившие на счет Единого Расчетного Центра не должны учитываться в составе доходов при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль в соответствии с пунктом 9 ст.251 Кодекса, кроме того, инспекцией необоснованно начислен налог на добавленную стоимость.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд считает требования заявителя неподлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительным ненормативного правового акта либо незаконным решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным актом, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Как следует из материалов налоговой проверки, ООО «Ирбитское Коммунальное Предприятие» зарегистрировано и состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 13 по Свердловской области с 21.09.2009г.
Основными видами деятельности ООО «Ирбитское Коммунальное Предприятие» являются: предоставление прочих услуг (код74.84); распределение пара и горячей воды (код 40.30.3); распределение воды (код 41.002); удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность (код90.0); предоставление услуг по ведению домашнего хозяйства (код95.00); распределение электроэнергии (код 40.13.1); уборка территории и аналогичная деятельность (код 90.00.3); удаление и обработка твердых отходов (код 90.00.2)
Приказом директора Общества № 1 от 02.11.2009 года утверждено «Положение об учетной политике для целей по бухгалтерского учета на 2009-2010 годы по ООО «Ирбитское коммунальное предприятие», действие которого пролонгировано на 2011 год. Согласно указанному положению доходами Общества считается доход, полученный за обслуживание жилья с квадратного метра по утвержденной Постановлением Администрации Муниципального образования город Ирбит калькуляции себестоимости на содержание и ремонт жилищного фонда по нормативным расходам по статье - прочие прямые затраты с применением коэффициента качества жилья.
Заявитель в проверяемом периоде находился на общей системе налогообложения и являлся плательщиком налога на добавленную стоимость.
В представленных за налоговые периоды 2009 - 2011гг. декларациях по налогу на добавленную стоимость налогоплательщиком заявлена реализация товаров (работ, услуг) отдельным юридическим и физическим лицам, а также реализация товаров (работ, услуг) в виде платы за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, полученной при исполнении договора управления многоквартирным домом,что соответствует п. 1.8 принятого Положения об учетной политике, но противоречит положениям ст. 146 НК РФ.
Согласно п.1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
Порядок определения базы, облагаемой НДС, установлен статьями 153 - 162 Кодекса.
В соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 153 Кодекса налоговая база по НДС при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с главой 21 Кодекса в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг). При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг),имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
Согласно абзацу 2 п. 2 ст. 154 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиками (в том числе организациями, реализующими электроэнергию, оказывающими услуги ЖКХ, почтовой связи и т.д.) государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная, исходя из фактических цен их реализации.
Данная норма Кодекса корреспондируется с п. 13 ст. 40 Кодекса, в соответствии с которым при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения применяются вышеуказанные цены (тарифы).
В ходе проверки налоговым органом установлено, что Обществом для оказания услуг по содержанию и ремонту жилищного фонда заключались договоры с ООО «Жилкомхоз», МУП МО г. Ирбит «Северный ЖКХ», ООО «Ирбитская управляющая компания», ООО «Комфорт». При заключении договоров Общество выступало как «Заказчик», действовало от своего имени, за счет средств населения, производило оплату работ на основании подписанных актов выполненных работ и выставленных счетов-фактур.
Согласно условиям указанных договоров Заявитель предоставляет коммунальные услуги, выполняет работы по надлежащему содержанию и ремонту общего пользования имущества в многоквартирных домах, оказывает услуги управления многоквартирными домами.
Таким образом, ООО «Ирбитское Коммунальное Предприятие», как управляющая организацияявлялась исполнителем работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества по Договору управления многоквартирным домом от 21.09.2009г. №1.
Осуществляя реализацию работ (услуг) по содержанию и ремонту жилищного фонда (передачу на возмездной основе результатов выполненных работ одним лицом для другого лица и возмездное оказание услуг одним лицом для другого лица) Заявитель в течение проверяемого периода обязан был учитывать в налоговой базе по НДС доходы от реализации указанных работ (услуг).
Вместе с тем инспекцией правомерно учтены положения Федерального закона от 28.11.2009г. № 287-ФЗ «О внесении изменений в статьи 149 и 162 части 2 Налогового Кодекса Российской Федерации» (вступившим в силу с 01.01.2010г.), в частности, в статью 149 Кодекса внесены изменения - в перечень не подлежащих с 01.01.2010г. налогообложению операций включена реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жильеи отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме указанными налогоплательщиками у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).
Из п. п. 30 п. 3 ст. 149 Кодекса следует, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) на территории РФ реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме при соблюдении определенных условий: во - первых, право на применение этой льготы имеют управляющие организации, созданные в целях удовлетворения потребностей граждан в жильеи отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются услуги, во-вторых, реализуемые работы (услуги) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме должны быть приобретены управляющей компанией у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).
Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), Обществом в представленных за налоговые периоды 2010 - 2011г.г. декларациях не заявлены. Согласно п. 31 Порядка заполнения налоговой декларации по НДС, утвержденного Приказом Минфина России от 07.11.2006г. №136н, п.44 Порядка заполнения налоговой декларации по НДС, утвержденного Приказом Минфина России от 15.10.2009г. №104н, при осуществлении организацией необлагаемых операций дополнительно к обычно заполняемым разделам добавляется раздел 7 с отражением кода операции (1010263 - реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с п. п. 30 п.3 ст. 149 НК РФ), стоимости реализованных (переданных) товаров (работ, услуг), стоимости приобретенных товаров (работ, услуг), необлагаемых налогом.
Налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные п. 3 ст. 149 Кодекса, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту учёта в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование (п.5 ст. 149 НК РФ). Заявление об отказе от освобождения от налогообложения операций, предусмотренных п.3 ст. 149 НК РФ, налогоплательщиком в налоговый орган не представлено.
Согласно Уставу ООО «Ирбитское Коммунальное Предприятие» создано в целях удовлетворения потребности граждан в жилье, отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных систем (из п.1.1, п.2.3, п.2.4 Устава, п.1.1, п.1.2 Договора управления многоквартирным домом). Осуществляя реализацию работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме согласно Перечню услуг по содержанию общего имущества, приведенного в п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. №491), приобретенных у организаций - Муниципальное унитарное предприятие Муниципального образования город Ирбит «Северный жилищно-коммунальный комплекс» (договор подряда от 01.11.2009г. №1 по содержанию и ремонту жилищного фонда), ООО «Жилкомхоз» (договор подряда от 01.06.2010г. №2 по содержанию и ремонту жилищного фонда), ООО «Ирбитская управляющая компания» (договор подряда от 01.08.2011г. №1 по содержанию и ремонту жилищного фонда), ООО «Комфорт» (договор подряда от 01.02.2011г. №1 по содержанию и ремонту жилищного фонда), непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги) в соответствии с подпунктом 30 п. 3 ст. 149 Кодекса в течение 2010 и 2011 годов имело право на освобождение от налогообложения НДС операций по реализации вышеуказанных работ (услуг) в размере, соответствующем стоимости их приобретения.
Из материалов проверки следует, что на протяжении 2010 - 2011 г.г. реализация налогоплательщиком работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме производилась по стоимости, отличной от стоимости их приобретения.
Как следует из пояснений представителей заинтересованного лица, в ходе проверки на основании отчетов о начислении и платежах населения за жилищно - коммунальные услуги за период 2010-2011 годов формируемых в рамках Агентского договора от 01.11.2009 года № 068АГ, заключенного между ОАО «СЭГК-РЦ» и ООО «Ирбитское Коммунальное Предприятие» определена стоимость услуг по содержанию и ремонту жилья, предоставленных ООО «Ирбитское Коммунальное Предприятие» согласно Договору управления собственникам помещений в многоквартирном доме и установлено, что в проверяемом периоде налогоплательщиком потребителям была предъявлена стоимость работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества (журнал регистрации полученных счетов-фактур от поставщиков, счета-фактуры от поставщиков за оказанные услуги) выше стоимости приобретенных ООО «Ирбитское Коммунальное Предприятие» у подрядных организаций работ (услуг) по ремонту и содержанию многоквартирных домов и коммунальных услуг(стр. 7-19 Решения №03-18/24).
Таким образом, вывод инспекции о неправомерном освобождении от налогообложения НДС операций по реализации работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в размере и коммунальных услуг, превышающей стоимости их приобретения, является правомерным, поскольку условия для применения льготы по подпункту 30 пункта 3 ст. 149 Кодекса налогоплательщиком не соблюдены.
Поскольку Обществом в налоговую базу по НДС указанный вид доходов не включен, доначисление НДС, пени и штрафа, в оспариваемой заявителем сумме, является правомерным.
Согласно ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, под которой для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
В п. 1 ст. 252 Кодекса установлено, что в целях главы 25 Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов.
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При определении налоговой базы прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала налогового периода.
Порядок определения доходов при исчислении налога на прибыль определен статьей 248 НК РФ. В соответствии с п.1 ст.248 НК РФ к доходам относятся: доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, внереализационные доходы.
Доходом в силу статьи 41 НК РФ признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить.
Доходы определяются на основании первичных документов и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, и документов налогового учёта.
Согласно с п. п. 1 и 2 ст.249 НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной форме.
Налоговым органом установлено, что налогоплательщиком нарушены нормы налогового законодательства по операциям реализации услуг по содержанию и ремонту общего имущества дома.
В нарушение п. 1 ст. 39, ст. 274 Кодекса Общество не включило в налоговую базу по налогу на прибыль денежные средства, полученные от населения за услуги по содержанию общего имущества многоквартирных домов и ремонту помещений.
С учетом изложенного и руководствуясь ст. 106, 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных Обществом с ограниченной ответственностью «Ирбитское Коммунальное Предприятие» требований отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья Н.В. Гнездилова