ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-37381/15 от 05.10.2015 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.rue-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

05 октября  2015 года                                                 Дело №А60-37381/2015

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.В. Гнездиловой, рассмотрел в порядке упрощенного производства дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «ТДС сервис плюс»

к Региональной энергетической комиссии Свердловской области

об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, о принятии заявления, возбуждении производства по делу и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства извещены арбитражным судом надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации на сайте суда.

Отводов суду не заявлено.

Общество с ограниченной ответственностью «ТДС сервис плюс»   обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области № 385 по делу об административном правонарушении от 23.07.2015 года.

Заинтересованное лицо представило отзыв, в котором просит в удовлетворении требований заявителя отказать.

Рассмотрев материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

В период с 15.06.2015 по 10.07.2015 Региональной энергетической комиссией Свердловской области на основании распоряжения от 09.06.2015 № 74 в отношении общества с ограниченной ответственностью «ТДС сервис плюс» проведена внеплановая документарная проверка соблюдения порядка ценообразования, порядка формирования и применения регулируемых цен (тарифов) и факторов, на них влияющих, хозяйственной деятельности в сфере регулируемого ценообразования.

Проверяемый период: с июля 2014 года по июль 2015 года. Указанная проверка проведена по обращению гражданина Доровских А.Ю. по факту нарушения ООО «ТДС сервис плюс» законодательства в сфере регулируемого ценообразования.

Распоряжение о проведении проверки от 09.06.2015 № 74 и требование о предоставлении документов, направленные 09.06.2015 в адрес ООО «ТДС сервис плюс» по факсу с целью уведомления о начале проверки с 15.06.2015, получены 09.06.2015 директором Юсуповым А.З.

Во исполнение требования заявитель представил запрошенные документы 15.06.2015 года. В ходе изучения представленных документов заинтересованным лицом установлено и зафиксировано в акте проверки от 09.06.2015 № 74 нарушение ООО «ТДС сервис плюс» в период с 11.08.2014 по 05.12.2014 установленного порядка ценообразования, выразившееся в несоблюдении установленного порядка формирования платы за перемещение транспортного средства и его хранение на специализированной стоянке.

10.07.2015 г. в отношении ООО «ТДС сервис плюс»  был составлен протокол об административном правонарушении.

23.07.2015 года в отношении заявителя было вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 385, в соответствии с которым Общество на основании ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ было привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 100000 рублей.

Не согласившись с постановлением № 385 от 23.07.2015 года, ООО «ТДС сервис плюс» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Согласно ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - ста тысяч рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона Свердловской области от 20.06.2012 № 57-03 «О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на их перемещение и хранение и возврата транспортных средств в Свердловской области» деятельность по перемещению транспортных средств на специализированную стоянку и (или) деятельность по хранению транспортных средств, помещенных на специализированную стоянку осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, включенными в перечень, утвержденный Правительством Свердловской области.

ООО «ТДС сервис плюс» включено в перечень юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Свердловской области деятельность по перемещению транспортных средств на специализированную стоянку и (или) деятельность по хранению транспортных средств, помещенных на специализированную стоянку, утвержденный распоряжением Правительства Свердловской области от 13.09.2012 № 1795-РП (с изменениями) (далее - Распоряжение № 1795-РП). Согласно указанному перечню ООО «ТДС сервис плюс» оказывает услуги по транспортированию, перемещению транспортных средств на специализированную стоянку, хранению задержанных транспортных средств, помещенных на специализированную стоянку.

В силу ч. 10 ст. 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, а также оплата расходов на перемещение транспортных средств осуществляются в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 5 Закона Свердловской области от 20.06.2012 № 57-03 «О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на их перемещение и хранение и возврата транспортных средств в Свердловской области», плата за перемещение транспортного средства на специализированную стоянку взимается в размерах, установленных уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов).

Таким образом, ООО «ТДС сервис плюс» осуществляет регулируемый вид деятельности.

Полномочия по установлению размера платы за перемещение транспортного средства на специализированную стоянку в соответствии с указом Губернатора Свердловской области от 13.11.2010 № 1067-УГ «Об утверждении Положения о Региональной энергетической комиссии Свердловской области» осуществляет РЭК Свердловской области.

Постановлением РЭК Свердловской области от 27.06.2012 № 85-ПК (с изменениями) (далее - Постановление № 85-ПК) утверждена плата за перемещение и хранение транспортного средства на специализированной стоянке. С 01.02.2014  плата за перемещение и хранение транспортного средства на специализированной стоянке на территории Свердловской области (кроме территории муниципального образования «город Екатеринбург») составляет:

фиксированная плата за перемещение транспортного средства - 655 руб.;

предельная плата за хранение транспортного средства, помещенного на специализированную стоянку:

-мототранспортные средства - 9 руб./час;

-транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более 8 мест для сидения - 17 руб./час;

-транспортные средства, используемые для перевозки грузов и (или) пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более 8 мест для сидения, допустимая максимальная масса не более 5 тонн - 17 руб./час;

-транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более 8 мест для сидения, допустимая максимальная масса превышает 5 тонн - 34 руб./час;

-   транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов - 34 руб./час.

Всоответствии с пунктом 5 раздела 3 Постановления № 85-ПК срок  хранения транспортного средства исчисляется в часах с момента его помещения на специализированную стоянку. Плата за хранение транспортного средства взимается за каждый полный час его нахождения на специализированной стоянке.

Пунктом 11 раздела 3 Постановления № 85-ПК разъяснено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, включенные в Перечень юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Свердловской области деятельность по перемещению транспортных средств на специализированную стоянку и (или) деятельность по хранению транспортных средств, помещенных на специализированную стоянку, утвержденный Правительством Свердловской области, в случае неполного возмещения затрат за счет утвержденной платы, вправе обратиться в Региональную энергетическую комиссию Свердловской области с расчетными материалами для установления фиксированной платы за перемещение транспортного средства и (или) предельной платы за хранение транспортного средства на территории муниципального образования в Свердловской области.

Пунктом 9 раздела 3 Постановления № 85-ПК разъяснено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Свердловской области деятельность по перемещению транспортных средств на специализированную стоянку и (или) деятельность по хранению транспортных средств, помещенных на специализированную стоянку, обязаны вести раздельный учет затрат и объемов работ, выполняемых по регулируемым видам деятельности, и расходов на прочие виды деятельности.

Согласно представленным документам ООО «ТДС сервис плюс» осуществляет перемещение задержанных транспортных средств и хранение задержанного автотранспорта на специализированной стоянке.

К проверке ООО «ТДС сервис плюс» представлены следующие документы:

-копии протоколов о задержании транспортного средств за период с августа 2014 года по май 2015 года;

-квитанции на оплату услуг спецстоянки;

-разрешения на выдачу транспортных средств со штрафной стоянки;

- журнал регистрации поступления и выдачи транспортных средств.

В ходе анализа представленных документов заинтересованным лицом установлено:

1)при задержании транспортного средства сотрудником ГИБДД оформляется протокол задержания, в котором указывается дата задержания, время задержания (не всегда), ФИО лица, управлявшего транспортным средством, государственный регистрационный знак (номер) автотранспортного средства, марка автомобиля и пр.

2)при помещении транспортного средства на штрафстоянку в журнал учета автотранспортных средств вносится запись о дате и времени помещения транспортного средства на стоянку, его марка, государственный регистрационный знак, номер протокола задержания, а также ФИО инспектора ГИБДД, разрешившего выдачу транспортного средства со стоянки, дата выдачи транспортного средства. Количество часов хранения транспортного средства на специализированной стоянке не указывается.

3)при выдаче транспортного средства владельцу (иному лицу) оформляется квитанция на оплату услуг спецстоянки. В квитанции указываются: дата выдачи транспортного средства, ФИО владельца, сумма к оплате. Время выдачи и часы хранения транспортного средства на спецстоянке в квитанции не указываются.

Кроме того, в квитанции нет разделения стоимости выполненных ООО «ТДС сервис плюс» работ по регулируемым видам деятельности: платы за перемещение т/с на специализированную стоянку и платы за хранение т/с на специализированной стоянке.

В нарушение ч. 1 ст. 3 Закона Свердловской области от 20.06.2012 № 57-03 «О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на их перемещение и хранение и возврата транспортных средств в Свердловской области», постановления РЭК Свердловской области от 27.06.2012 № 85-ПК «Об утверждении платы за перемещение транспортного средства и его хранение на специализированной стоянке в Свердловской области» ООО «ТДС сервис плюс» в период с 11.08.2014 по 05.12.2014 допущены нарушения установленного порядка ценообразования, выразившиеся в несоблюдении установленного порядка формирования платы за перемещение транспортного средства и его хранение на специализированной стоянке.

Данные нарушения допущены ООО «ТДС сервис плюс» вследствие неведения раздельного учета при выполнении работ (услуг) по регулируемым видам деятельности (перемещение транспортных средств на специализированную стоянку и хранение транспортных средств на специализированной стоянке).

Например,

1)согласно журналу приема-выдачи задержанных транспортных средств, автомобиль ВАЗ 21102 гос.номер Н 951 РН96 принят на хранение ООО «ТДС сервис плюс» 11.08.2014 в 00 час. 40 мин. и выдан владельцу 14.08.2014 в 14 час. 40 мин. Перемещение осуществлялось автоэвакуатором ООО «ТДС сервис плюс», автомобиль находился на специализированной стоянке в течение 3 суток и 14 часов. Время, которое подлежит оплате за хранение, составило полных 86 часов.

В квитанции на оплату оказанных услуг с владельца автомобиля ВАЗ 21102 гос.номер Н 951 РН96 взята плата за хранение и перемещение (без разделения суммы по видам услуг) в размере 1875,00 руб. В то время как следовало произвести оплату по каждому виду регулируемой деятельности раздельно (транспортировка (перемещение) транспортного средства на специализированную стоянку в размере фиксированной платы 655,00 руб., и хранение транспортного средства на специализированной стоянке по цене, не превышающей предельный размер платы 17 руб./час, на сумму 1462,00 руб.). Таким образом, сумма нарушения составила 1875,00 руб.

2)согласно журналу приема-выдачи задержанных транспортных средств, автомобиль ВАЗ 21124 гос.номер В 525 ЕН96 принят на хранение ООО «ТДС сервис плюс» 07.10.2014 в 09 час. 59 мин. и выдан владельцу 10.10.2014 в 15 час. 45 мин. Перемещение осуществлялось автоэвакуатором ООО «ТДС сервис плюс». Таким образом, автомобиль находился на специализированной стоянке в течение 3 суток и 5 часов. Время, которое подлежит оплате за хранение, составило полных 77 часов.

В квитанции на оплату оказанных услуг с владельца автомобиля ВАЗ 21102 гос.номер Н 951 РН96 взята плата за хранение и перемещение (без разделения на суммы) в сумме 960,00 руб. В то время как следовало произвести оплату по каждому виду регулируемой деятельности раздельно (транспортировка (перемещение) транспортного средства на специализированную стоянку в размере фиксированной платы 655,00 руб., и хранение транспортного средства на специализированной стоянке по цене, не превышающей предельный размер платы 17 руб./час, на сумму 1309,00 руб.). Таким образом, сумма нарушения составила 960,00 руб.

Всего сумма нарушения, сложившаяся в результате несоблюдения ООО «ТДС сервис плюс» установленного порядка формирования платы вследствие неведения раздельного учета при выполнении работ (услуг) по регулируемым видам деятельности (перемещение транспортных средств на специализированною стоянку и хранениетранспортных средств на специализированной стоянке) при выборочной проверке за период с 11.08.2014 по 05.12.2014 составила 74418,00 руб.

Факт правонарушения подтверждается материалами дела.

Согласно ч. 1 ст. 1.5 Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 Кодекса).

Материалами дела подтверждается наличие в действиях заявителя вины в нарушении законодательства; доказательств того, что обществом  были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства, суду не представлено.

Таким образом, в действиях заявителя имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.

Оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ судом не установлено.

Порядок привлечения к административной ответственности административным органом соблюден.

Оспаривая постановление, общество ссылается на следующие обстоятельства.

РЭК Свердловской области проверены следующие протоколы ГИБДД о задержании транспортного средства:

1) Протокол № 0229799 от 11.08.2014г.: постановка транспортного средства на спец.стоянку осуществлена в 00-40час. 11.08.2014г. до 14-40час. 14.08.2014г. Количество часов на стоянке - 86час. (по данным РЭК -86час), транспортировка - 655руб. Клиентом оплачено - 1875руб. В данном случае ООО «ТДС сервис плюс» клиенту выставлено сумма 14руб/час за нахождение транспортного средства на спец.стоянке вместо 17руб./час. Согласно пункту 6 Постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 27.06.2012г. № 85-ПК размер платы за хранение транспортного средства является предельным и может понижаться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателя, осуществляющими на территории Свердловской области деятельность по хранению транспортных средств, помещенных на специализированную стоянку, самостоятельно. Таким образом, по данному протоколу заявитель считает выводы комис­сии ошибочными, занижение цены возможно согласно действующему законодательству.

2)        Протокол № 02445154 от 06.10.2014г.: постановка транспортного средства на спец.стоянку осуществлена в 09-59час. 07.10.2014г. до 15-45час. 10.10.2014г. Количе­ство часов на стоянке - 77час. (по данным РЭК -77час), транспортировка - 655руб. Кли­ентом оплачено - 960руб., по данным РЭК следовало оплатить 1964руб. (655руб. за транспортировку и 1309руб. за стоянку). С клиента взята меньшая сумма, чем следовало к оплате. Согласно пункту 6 Постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 27.06.2012г. № 85-ПК размер платы за хранение транспортного средства является предельным и может понижаться юридическими лицами и индивиду­альными предпринимателя, осуществляющими на территории Свердловской области деятельность по хранению транспортных средств, помещенных на специализированную стоянку, самостоятельно. Таким образом, по данному протоколу заявитель также считает выводы комис­сии ошибочными, занижение цены возможно согласно действующему законодательству.

Однако как следует из материалов дела, ООО «ТДС сервис плюс» совершено «иное нарушение установленного порядка ценообразования», а именно: неведение раздельного учета затрат и объемов работ при осуществлении регулируемых видов деятельности. Указанная обязанность предусмотрена пунктом 9 раздела 3 Постановления № 85-ПК.

Согласно ч. 1 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с названным Кодексом.

В соответствии с постановлением Конституционного суда РФ  от 25.02.2014 г.№ 4-П  «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 7.3, 9.1, 14.43, 15.19, 15.23.1 и 19.7.3 КоАП РФ в связи с запросом  Арбитражного суда Нижегородской области и жалобами ООО «Барышский мясокомбинат» и «Волмет»….»  меры административной ответственности и правила их применения, устанавливаемые законодательством об административных правонарушениях, должны не только соответствовать характеру правонарушения, его опасности для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий для лица, привлекаемого к административной ответственности, тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; применение одинаковых мер ответственности за различные по степени опасности административные правонарушения без надлежащего учета характеризующих виновное в совершении административно-противоправного деяния лицо обстоятельств, имеющих объективное и разумное обоснование, противоречит конституционному запрету дискриминации и выраженным в Конституции Российской Федерации идеям справедливости и гуманизма и несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 года N 3-П, от 13 марта 2008 года N 5-П, от 27 мая 2008 года N 8-П, от 13 июля 2010 года N 15-П, от 17 января 2013 года N 1-П и от 14 февраля 2013 года N 4-П).

Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП Российской Федерации административный штраф, равно как любое другое административное наказание, является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Соответственно, устанавливаемые данным Кодексом размеры административных штрафов должны соотноситься с характером и степенью общественной опасности административных правонарушений и обладать разумным сдерживающим эффектом, необходимым для соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства запретов. В противном случае применение административной ответственности не будет отвечать предназначению государственного принуждения, которое, по смыслу статей 1 (часть 1), 2, 17 (часть 3), 18 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, должно заключаться главным образом в превентивном использовании соответствующих юридических средств для защиты прав и свобод человека и гражданина, иных конституционно признаваемых ценностей гражданского общества и правового государства.

Согласно Постановлению Конституционного суда РФ  от 25.02.2014 г. № 4-П для отдельных коммерческих организаций, относящихся, как правило, к субъектам малого предпринимательства, а тем более - для осуществляющих социальные, культурные, образовательные, научные и другие функции некоммерческих организаций, в том числе государственных и муниципальных учреждений, привлечение к административной ответственности сопровождается такими существенными обременениями, которые могут оказаться для них непосильными и привести к самым серьезным, вплоть до вынужденной ликвидации, последствиям.

Руководствуясь указанным постановлением Конституционного Суда Российской Федерации, суд считает, что ответственность заявителя должна отвечать критериям необходимости, пропорциональности и соразмерности. С целью индивидуализации административного наказания, учитывая вышеизложенное и принимая во внимание характер административного правонарушения, отсутствие отягчающих обстоятельств, суд считает возможным снизить размер административного штрафа до 60000 рублей. По мнению суда, данный размер штрафа будет отвечать принципу справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению, учитывая, что размер административного наказания не должен носить карательный характер.

При данных обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований частично и признании незаконным и отмене  постановления заинтересованного лица № 385 от 23.07.2015 года в части наложения штрафа, превышающего 60000 руб.

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Требования Общества с ограниченной ответственностью «ТДС сервис плюс»  удовлетворить частично.

 Признать постановление Региональной энергетической комиссии Свердловской области № 385  по делу об административном правонарушении от 23.07.2015 года незаконным и отменить в части штрафа в размере, превышающем 60000 руб.

В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение по настоящему делу подлежит немедленному исполнению. Указанное решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.

СудьяН.В. Гнездилова