АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург
30 января 2009 года Дело №А60- 37404/2008-С 9
Резолютивная часть решения объявлена 28 января 2009года
Полный текст решения изготовлен 30 января 2009 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С. П. Воронина при ведении протокола судебного заседания судьей С.П. Ворониным рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению ООО «Научно-технический центр «Интек»
К Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций по Свердловской области
о признании недействительными частично акта проверки и предписания
при участии в судебном заседании
от заявителя: ФИО1, представитель по доверенности № 183/И от 22.01.2009 г.;
от заинтересованного лица: ФИО2, представитель по доверенности от 11.01.2009 г. № 2, ФИО3, представитель по доверенности от 27.01.2009 г. № 6 (после перерыва в судебном заседании).
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено. Ходатайств и заявлений от лиц, участвующих в деле, не поступило.
При рассмотрении дела, начавшегося 22.01.2009г., был объявлен перерыв с 12 час. 30 мин. 22.01.2009 г. до 14 час. 28.01.2009 г., после перерыва рассмотрение дела возобновлено.
Общество с ограниченной ответственностью «Научно-технический центр «Интек» (Общество, заявитель) просит признать недействительным акт проверки Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций по Свердловской области (Управление Россвязькомнадзора по Свердловской области, Управление) от 24.09.2008 г. № 41719-66-02/0594 в части п. 3 таблицы «Выявленных нарушений норм, установленных законами и иными нормативно-правовыми актами РФ в области связи» акта (стр. 2 акта), в части абзаца третьего п. 3.8 Приложения № 1 к акту (стр. 5 приложения № 1) и в части п. 1.3 приложения № 2 к акту, а также признать недействительным полностью предписание Управления об устранении выявленных нарушений от 24.09.2008 г. № ПР-41719-66-02/0260.
По мнению заявителя, содержащийся в указанных пунктах акта вывод Управления о наличии такого нарушения лицензионных условий осуществления деятельности в области связи как отсутствие свидетельства о поверке системы измерения длительности соединения (СИДС), а также требование об устранении указанного нарушения являются необоснованными и приводит к незаконным обременениям и ограничениям деятельности общества.
При этом заявитель ссылается на то, что к полномочиям Россвязкомнадзора не отнесено осуществление метрологического контроля и надзора, поэтому требование Управления о представления доказательств поверки системы измерения является незаконным; Управлением не доказана необходимость проведения поверки используемого оператором связи оборудования; система средства измерения, входящая в состав АТС общества, не включена в государственный реестр средств измерений; методика поверки данного средства измерения отсутствует, что делает невозможным исполнение предписания.
По мнению Управления Россвязькомнадзора по Свердловской области, основания для удовлетворения требований заявителя отсутствуют, поскольку при осуществлении государственного надзора за деятельностью в области связи проверке подлежит в том числе соблюдение операторами связи требований метрологического обеспечения оборудования, используемого для оказания и учета объемов оказанных услуг связи, а невыполнение соответствующей обязанности оператором влечет направление предписания об устранении нарушения.
Рассмотрев материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
Управлением Россвязькомнадзора по Свердловской области проведена плановая проверка оператора связи - общества с ограниченной ответственностью «Научно-технический центр «Интек», оказывающего услуги местной телефонной связи на основании лицензии № 41719 от 19.06.2006 г. на осуществление деятельности в области оказания услуг местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа.
По результатам проверки составлен акт от 24.09.2008 г. № 41710-66-02/0594 с приложениями № 1 и № 2, в котором указано о нарушении лицензиатом Закона Российской Федерации от 27.04.1993 № 4871-1 «Об обеспечении единства измерений» (п. 3 таблицы акта «Выявлены нарушения норм, установленных законами и иными правовыми актами Российской Федерации» (стр. 2 акта), выразившееся в отсутствии свидетельства о поверке системы измерений длительности соединения (СИДС) (пункт 3.8 приложения № 1 к акту), а также на то, что лицензиат нарушает требования метрологического обеспечения оборудования, используемого для учета объема оказанных услуг (длительности соединения и объема трафика) – Закон Российской Федерации от 27.04.1993 № 4871-1 «Об обеспечении единства измерений» (пункт 1.3 приложения № 2 к акту).
На основании акта в адрес общества направлено предписание от 24.09.2008 г. № ПР-41719-66-02/0260, в котором также указано на факт нарушения требований метрологического обеспечения оборудования, используемого для учета объема оказанных услуг (длительности соединения и объема трафика), так как в нарушение требований Закона Российской Федерации от 27.04.1993 № 4871-1 «Об обеспечении единства измерений» обществом не представлено свидетельство о поверке системы измерения длительности телефонных соединений, а также предписано устранить указанное нарушение в срок до 09.02.2009 г.
Заявителем оспаривается в части указанный акт проверки и предписание об устранении выявленного нарушения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане (АПК РФ), организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Акт проверки является процессуальным документом, фиксирующим наличие (отсутствие) нарушений при осуществлении проверочных мероприятий, и сам по себе вне связи с дальнейшими решениями или актами по результатам проверки не влечет каких-либо последствий для проверяемого лица, в связи с чем не может быть оспорен заявителем в арбитражном суде.
По этой причине производство по делу в части требования заявителя о признании недействительным частично акта проверки от24.09.2008 г. № 41710-66-02/0594 подлежит прекращению по подпункту 1 пункта 1 статьи 150 АПК РФ.
#G0В отличие от акта проверки представление Управления Россвязькомнадзора по Свердловской области об устранении нарушений является ненормативным правовым актом, поскольку констатирует факт нарушения, адресовано конкретному лицу и содержит обязательные предписания, за невыполнение которых лицо может быть привлечено к административной ответственности по статье 19.6 КоАП РФ, поэтому такое представление может быть оспорено по правилам Главы 24 АПК РФ.
Как указано выше, общество с ограниченной ответственностью «Научно-технический центр «Интек» осуществляет деятельность в области связи – оказание услуг местной телефонной связи.
Для этого обществом используется станционное оборудование – сеть местной телефонной связи на базе оборудования Defiihityпроизводства фирмы AvayaInc (США), в том числе три узла связи (АТС DefiihityS8700 по адресу: <...>, АТС Defiihity СМС, по адресу: <...> и АТС Defiihity СМС, <...>), соединенные между собой цифровыми потоками Е1 посредством аппаратуры цифровой системы передачи с использованием волоконно-оптических и медных линий связи.
В состав узла связи АТС DefiihityS8700 входят коммуникационные серверы AvayaTMS8700 МediaServer (сертификат соответствия ОС\1-СПД-541 от 26.12.2003), имеющие автоматизированную систему расчетов NetUpUTM 5.0. В соответствии с сертификатом соответствия № ОС/1-У-359 от 09.03.3004 системы сертификации «Связь» данное оборудование применяется в качестве учрежденческо-производственной АТС с реализацией функций ЦСИО (система измерений длительности телефонных соединений).
В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» государственное регулирование деятельности в области связи в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти в области связи, а также в пределах компетенции иными федеральными органами исполнительной власти. Полномочия федерального органа исполнительной власти в области связи устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 № 419 определено, что федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также функции по организации деятельности радиочастотной службы Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций (Россвязькомнадзор).
В силу пункта 5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций, утвержденным указанным постановлением Правительства Российской Федерации, указанный государственный орган осуществляет государственный контроль и надзор в сфере связи, в том числе за соблюдением требований к построению сетей электросвязи и почтовой связи, требований к проектированию, строительству, реконструкции и эксплуатации сетей и сооружений связи.
Типовым положением о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций, утвержденным приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 05.08.2008 № 21 (зарегистрировано в Минюсте РФ от 06.11.2008 № 12577) предусмотрено, что территориальный орган Россвязькомнадзора осуществляет в установленном порядке государственный контроль и надзор за деятельностью юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц в установленной сфере деятельности, в том числе за соблюдением операторами связи требований метрологического обеспечения оборудования, используемого для оказания и учета объемов оказанных услуг связи, а также требований к автоматизированным системам расчетов (пункт 9.1.2.14 Типового положения); аналогичные полномочия предусмотрены и пунктом 8.1.2.14 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций по Свердловской области.
Порядок осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2005 № 110 и включает в себя организацию и осуществление проверок соблюдения операторами связи требований метрологического обеспечения оборудования, используемого для учета объема оказанных услуг (длительности соединения и объема трафика), а также требования к автоматизированным системам расчетов (подпункт «н» пункта 4 Порядка).
Согласно статье 29 Закона «О связи» деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи.
Статьей 46 этого Закона установлено, что оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
В силу статьи 54 Закона «О связи» оплата услуг связи оплата местных телефонных соединений производится по выбору абонента-гражданина с применением абонентской или повременной системы оплаты.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 № 87 утверждены перечни лицензионных условий осуществления услуг связи, при этомлицензионным условием осуществления деятельности в области оказания услуг местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа является оказание услуг в соответствии с правилами оказания услуг связи, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 5соответствующего Перечня).
Правила оказания услуг местной, внутризоновой, междугородней и международной телефонной связи установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2005 № 310.
Пунктом 91 этих Правил предусмотрено, что единица тарификации местного (при наличии системы повременного учета продолжительности местных телефонных соединений (далее - повременный учет), внутризонового, междугородного или международного телефонного соединения устанавливается оператором связи, но не может быть более 1 минуты. Учет продолжительности местного (при повременном учете), внутризонового, междугородного или международного телефонного соединения ведется в соответствии с принятой оператором связи единицей тарификации.
Плата за местное (при повременном учете), внутризоновое, междугородное или международное телефонное соединение определяется исходя из его продолжительности, выраженной в количестве единиц тарификации телефонного соединения (пункт 96 Правил), а основанием для выставления счета абоненту и (или) пользователю за предоставленные местные (при повременном учете), внутризоновые, междугородные или международные телефонные соединения являются данные, полученные с помощью оборудования, используемого для учета объема оказанных услуг телефонной связи (пункт 106 Правил).
Из приведенных положений законодательства, регулирующего порядок оказания услуг связи и процедуру осуществлении государственного контроля и надзора за деятельностью по оказанию услуг связи, следует, что соблюдение операторами связи требований метрологического обеспечения оборудования, используемого для оказания и учета объемов оказанных услуг связи является одним из лицензионных условий осуществления данного вида деятельности.
В связи с этим территориальные органы Россвязькомнадзора вправе требовать от операторов связи соблюдения требований метрологического обеспечения оборудования, используемого для оказания и учета объемов оказанных услуг связи, проверять соблюдение этих требований, фиксировать выявленные нарушения и принимать меры к их устранению.
По этой причине суд не принимает довод заявителя о превышении своей компетенции Управлением Россвязькомнадзора по Свердловской области и об отсутствии у данного органа полномочий по проверке соблюдения оператором связи требований метрологического обеспечения оборудования связи.
Правовые основы обеспечения единства измерений в Российской Федерации и порядок регулирования отношений государственных органов управления Российской Федерации с юридическими и физическими лицами по вопросам изготовления, выпуска, эксплуатации, ремонта, продажи и импорта средств измерений установлены Законом Российской Федерации от 27.04.1993 № 4871-1 «Об обеспечении единства измерений» (действовал на момент проведения проверки, в настоящее время действует Федеральный закон от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений»).
Нормативными документами по обеспечению единства измерений являются в том числе государственные стандарты, применяемые в установленном порядке международные (региональные) стандарты, правила, положения, инструкции и рекомендации (статья 1 Закона от 27.04.1993 № 4871-1 «Об обеспечении единства измерений»).
ГОСТ Р 8.596-2002 относит к разновидностям средств измерения измерительные системы, представляющие собой совокупность измерительных, связующих, вычислительных компонентов, образующих измерительные каналы, и вспомогательных устройств (компонентов измерительной системы), функционирующих как единое целое.
Пунктом 1 статьи 8 Закона РФ «Об обеспечении единства измерений» установлено, что средства измерений используются для определения величин, единицы которых допущены в установленном порядке к применению в Российской Федерации.
Единицы измерения, используемые в целях осуществления государственного учета и отчетности, анализа и прогнозирования развития экономики, обеспечения международных статистических сопоставлений, осуществления внутренней и внешней торговли, государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и организации таможенного контроля, определяются Общероссийским классификатором единиц измерения ОК 015-94 (МК 002-97), утвержденным Постановлением Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 26.12.1994 года № 366.
Пункт 254 раздела 2 вышеуказанного Общероссийского классификатора единиц измерения «Национальные единицы измерения, включенные в ЕСКК» среди прочих единиц измерений времени содержит такие единицы как секунда и минута, т.е. эти физические величины подлежат измерению.
Из материалов дела следует, что используемая обществом система, состоящая из прикладного программного обеспечения NetUpUTM 5.0. и сервера AvayaTMS8700 МediaServer, при взаимных расчетах с покупателями за услуги местной телефонной связи в совокупности образует измерительную систему. Данное обстоятельство заявителем не оспаривается.
Статьей 14 Закона РФ «Об обеспечении единства измерений» определено, что в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора средства измерений подвергаются обязательным испытаниям с последующим утверждением типа средств измерений.
Решение об утверждении типа средств измерений принимается Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации и удостоверяется сертификатом об утверждении типа средств измерений. Срок действия этого сертификата устанавливается при его выдаче Госстандартом России. Утвержденный тип средств измерений вносится в Государственный реестр средств измерений, ведение которого осуществляется Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации.
Согласно пункту 15 Закона от 27.04.1993 N 4871-1 средства измерения, подлежащие государственному метрологическому контролю и надзору, подвергаются поверке органами Государственной метрологической службы при выпуске из производства или ремонте, при ввозе по импорту и эксплуатации. Допускается продажа и выдача на прокат только поверенных средств измерения
В ходе проверки Управлением Россвязькомнадзора по Свердловской области установлено, что общество в процессе осуществления своей деятельности и при взаимных расчетах с покупателями за услуги местной телефонной связи использовало неповеренное средство измерения.
Средство измерения, не прошедшее обязательную поверку, которое к тому же не внесено в Государственный реестр средств измерений и не прошло установленные законом обязательные испытания, применению не подлежит.
Таким образом, Управление законно и обоснованно указало на наличие такого нарушения как использование заявителем средства измерения, не прошедшего обязательную поверку, а также вынесло предписание от 24.09.2008 г. № ПР-41719-66-02/0260 об устранении нарушения требований метрологического обеспечения оборудования, используемого для учета объема оказанных услуг (длительности соединения и объема трафика).
Довод заявителя о том, что обязательной поверке подлежат лишь средств измерения, внесенные в Государственный реестр средств измерений и прошедшие установленные законом обязательные испытания, судом не принимается.
Общество, использующее такое средство измерения, вправе предпринять соответствующие меры, направленные на включение средства измерения в Государственный реестр, однако невключение средства измерения в реестр не освобождает соответствующее лицо от поверки такого средства в порядке, установленном законом.
В соответствии с преамбулой и статьей 2 Закона Российской Федерации от 27.04.1993 N 4871-1 «Об обеспечении единства измерений» законодательство об обеспечении единства измерений направлено прежде всего на защиту прав и законных интересов граждан, установленного правопорядка и экономики Российской Федерации от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений.
Использование средства измерения, не внесенного в Государственный реестр, и не прошедшего обязательную поверку, нарушает права и законные интересы граждан – пользователей услуг общества, а также нарушает установленный порядок управления.
Из этого следует, что общество вправе либо прекратить использование неповеренного средства измерения, либо предпринять меры для его поверки, поэтому указание на соответствующую обязанность общества его права и законные интересы не нарушает и основания для признания требования Управления Россвязькомнадзора по Свердловской области недействительным не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 150, статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. В удовлетворении требований о признании недействительным предписания Управления Россвязькомнадзора по Свердловской области об устранении выявленных нарушений от 24.09.2008 г. № ПР-41719-66-02/0260, - отказать.
2. Производство по делу в части признания недействительным частично акта проверки от 24.09.2008 г. № 41710-66-02/0594 прекратить.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
СудьяС. П. Воронин