ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-37590/13 от 26.11.2013 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: A60.mail@ arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

26 ноября 2013 года Дело №А60-37590/2013

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Л.В.Колосовой, рассмотрел в порядке упрощенного производства дело №А60-  37590/2013 по заявлению Администрации Туринского городского округа

к Управлению государственной жилищной инспекции Свердловской области об оспаривании привлечения к административной ответственности

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, о принятии заявления, возбуждении производства по делу и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства извещены арбитражным судом надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации на сайте суда.

Отводов суду, ходатайств не заявлено.

Администрация Туринского городского округа обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления государственной жилищной инспекции Свердловской области № 176 от 10.09.2013.

Заинтересованное лицо представило возражения по заявленным требованиям; отзыв приобщен к материалам дела.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

Прокуратурой Туринского района по заявлению Савичева В.Н. проведена проверка соблюдения жилищного законодательства Администрацией Туринского городского округа в части соблюдения порядка признания жилого помещения непригодным для проживания.

В ходе проверки установлено, что в соответствии с постановлением главы Туринского ГО №129 от 24.07.2006 создана межведомственная комиссия для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда.

В апреле 2013 года прокуратура Туринского района обратилась в Туринский районный суд в интересах семьи Савичева В.Н., проживающего в доме по ул. Больничная, 10 в п. Фабричное Туринского района, с иском в адрес межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда Туринского городского округа. В связи с подачей искового заявления Постановлением главы Туринского ГО № 126 от 25.04.2013 г. был утвержден состав межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Межведомственной комиссией 24.05.2013 обследован жилой дом в п. Фабричное Туринского района по ул. Больничная, 10. Данный жилой дом числится в реестре объектов жилищного фонда, находящихся в муниципальной собственности Туринского городского округа. В ходе обследования комиссия установила, что данный жилой дом является непригодным для проживания и не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению.

По результатам осмотра составлен акт от 24.05.2013 и оформлено заключение о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания. Информация о признании жилого дома непригодным для проживания направлена в Госжилинспекцию 26.07.2013, гражданину – в августе 2013 года.

Прокуратурой Туринского района установлено, что администрацией Туринского ГО нарушен порядок и правила признания жилых домов непригодными для постоянного проживания (п. 46, 49, 51 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №47), о чем вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.

10.09.2013 Управлением государственной жилищной инспекции Свердловской области в отношении Администрации Туринского городского округа вынесено постановление №176 о привлечении к административной ответственности по ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде штрафа в размере 40000 рублей.

Заявитель, не согласившись с постановлением №176 от 10.09.2013, обратился в Арбитражный суд Свердловской области с настоящим заявлением.

Согласно статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Требования к Порядку признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №47.

Настоящее Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Действие настоящего Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

Признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям (п. 7 Положения).

В соответствии со статьей 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Согласно п. 7 Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Разделом III Положения определены основания для признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Разделом IV Положения определен порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Согласно п. 42 комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения (п. 43 Положения).

Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям определена п. 44 Положения и включает:

прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов;

определение перечня дополнительных документов (заключения (акты)

соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;

определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения;

работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания;

составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания (далее - заключение) и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование;

принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии;

передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).

Комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения (п. 46 Положения).

В соответствии с п. 49 Положения в случае обследования помещения комиссия составляет в 3 экземплярах акт обследования помещения по форме согласно приложению N 2.

На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

В соответствии с п. 51 Положения комиссия в 5-дневный срок со дня принятия решения, предусмотренного пунктом 49 настоящего Положения, направляет в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая единый портал или региональный портал государственных и муниципальных услуг (при его наличии), по 1 экземпляру распоряжения и заключения комиссии заявителю, а также в случае признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции - в орган государственного жилищного надзора (муниципального жилищного контроля) по месту нахождения такого помещения или дома.

Постановлением главы Туринского ГО №129 от 24.07.2006 принято решение о создании межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории округа.

Заявитель ссылается на то, что именно Комиссия, а не администрация является субъектом административной ответственности. Однако названный довод судом отклоняется.

Спорное помещение находится в муниципальной собственности, что подтверждается выпиской из реестра объектов жилого фонда, находящегося в муниципальной собственности Туринского ГО №11 от 17.01.2013.

Согласно п. 1.3 статьи 6 Устава Туринского городского округа к вопросам местного значения городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности округа.

В соответствии с п. 1 Положения об Администрации Туринского городского округа - администрация Туринского городского округа является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенная полномочиями по решению вопросов местного значения, предусмотренных Уставом Туринского городского округа, и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Свердловской области.

Заинтересованным лицом установлено, что на момент проверки жилой дом в п. Фабричное Туринского района по ул. Больничная, 10 находился в муниципальной собственности. Обследование дома проводилось межведомственной комиссией, созданной на основании постановления главы Администрации, в июне 2012 года, однако результаты не были оформлены надлежащим образом; повторное обследование 24.05.2013 проведено только после жалобы гражданина в Прокуратуру; заключение о признании дома непригодным к проживанию направлены в Госжилинспекцию и гражданину с нарушением установленных сроков в августе 2013 года. Таким образом, в нарушение вышеназванного Положения Административной комиссией, созданной на основании постановления главы Администрации, порядок и правила признания жилых домов непригодными для постоянного проживания были нарушены.

Учитывая изложенное, именно Администрация является лицом, ответственным за содержание жилого дома, за соответствие его технического состояния требованиям действующего законодательства и за соблюдение порядка и правил признания жилого помещения непригодным для постоянного проживания и, соответственно, является субъектом ответственности, предусмотренной ст. 7.22 КоАП РФ.

Факт нарушения требований п. 46, 49, 51 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №47, ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации подтверждается материалами дела (актом проверки, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении), что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вопрос о наличии вины Администрации в совершении административного правонарушения исследован административным органом; в ходе производства по делу об административном правонарушении вина Администрации установлена, что отражено в оспариваемом постановлении.

Исследовав и оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к выводу о недоказанности принятия Администрацией всех зависящих мер для предотвращения правонарушения. Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у Администрации возможности для соблюдения вышеуказанных нормативных правовых актов о порядке признания дома непригодным для проживания , наличии каких-либо препятствий для исполнения обязанности по надлежащему оформлению результатов обследования, соблюдению сроков - в материалы дела не представлено.

Учитывая изложенное, оснований для признания незаконным и отмены постановления Управления государственной жилищной инспекции Свердловской области №176 от 10.09.2013 не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований отказать.

Решение по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, подлежит немедленному исполнению.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Судья Л.В. Колосова