АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург Дело № А60-37633/2010-С9
26 ноября 2010 года.
Резолютивная часть решения объявлена 19 ноября 2010 г.
Полный текст решения изготовлен 26 ноября 2010 г.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Г.Н. Подгорновой при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.М. Тумановой рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества «Горэлектросеть» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности.
В судебном заседании участвовали:
от заявителя: ФИО1, представитель, доверенность от 01.08.2010г., паспорт; ФИО2, представитель, доверенность от 01.11.2010г., паспорт;
от заинтересованного лица: ФИО3, специалист-эксперт, доверенность от 15.06.2010г., служебное удостоверение.
Представителям лиц, участвующих в деле, разъяснены права и обязанности, право на отвод суду. Отводов суду не заявлено. Заинтересованное лицо просит приобщить к материалам дела отзыв и копии материалов дела об административном правонарушении. Ходатайство судом удовлетворено.
В судебном заседании, начавшемся 18.11.2010 г., объявлялся перерыв до 19.11.2010 г. до 14 час. 00 мин. После перерыва заседание возобновлено. О перерыве стороны извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Заявитель просит признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области № 50 от 16.09.2010г. о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 250000 руб. на основании ст. 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).
В обоснование заявленных требований общество ссылается на неправильную квалификацию правонарушения, его малозначительность, отсутствие надлежащих доказательств, свидетельствующих о наличии события правонарушения.
Заинтересованное лицо требования не признает, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого постановления.
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд
УСТАНОВИЛ:
02.08.2010г. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области в отношении ЗАО «Горэлектросеть» возбуждено дело № 50 об административном правонарушении по факту нарушения Стандартов раскрытия информации субъектом розничного рынка электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004г. № 24, выразившегося в неопубликовании в официальных печатных изданиях и официальном сайте сетевой организации информации (сведений), предусмотренных указанными Стандартами.
02.09.2010г. заинтересованным лицом в отношении ЗАО «Горэлектросеть» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.15 КоАП РФ.
Заинтересованным лицом по результатам рассмотрения материалов проверки вынесено постановление от 16.09.2010г. по делу № 50 о привлечении общества к административной ответственности по ст. 9.15 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 250000 руб.
Полагая, что указанное постановление является незаконным, ЗАО «Горэлектросеть» обратилось в суд с настоящим заявлением.
Проанализировав фактические обстоятельства дела и исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд полагает, что требования ЗАО «Горэлектросеть» не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 31 Федерального закона от 26.03.2003г. № 35-ФЗ «Об электроэнергии» в состав субъектов оптового рынка входят участники обращения электрической энергии и (или) мощности - поставщики электрической энергии (генерирующие компании) и покупатели электрической энергии (энергосбытовые организации, крупные потребители электрической энергии, гарантирующие поставщики), получившие статус субъектов оптового рынка в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, совет рынка, коммерческий оператор и иные организации, обеспечивающие в соответствии с правилами оптового рынка и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка функционирование коммерческой инфраструктуры оптового рынка, организации, обеспечивающие функционирование технологической инфраструктуры оптового рынка (организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, системный оператор).
Статьей 37 Закона установлено, что субъектами розничных рынков являются потребители электрической энергии; поставщики электрической энергии (энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики, производители электрической энергии, не имеющие права на участие в оптовом рынке в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона); территориальные сетевые организации, осуществляющие услуги по передаче электрической энергии; субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, осуществляющие указанное управление на уровне розничных рынков.
ЗАО «Горэлектросеть» как электросетевой организации Региональной энергетической комиссией Свердловской области утвержден тариф на услуги по передаче электрической энергии - постановление РЭК Свердловской области от 21.12.2009 г. № 161-ПК «Об утверждении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, расположенными на территории Свердловской области». В соответствии с данным постановлением тарифы действуют с 01.01.2010г. по 31.12.2010г.
Пунктами 9, 10 Стандартов раскрытия информации субъектом розничного рынка электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004г. № 24, установлено, что субъекты рынков электрической энергии раскрывают следующую информацию: а) годовая финансовая (бухгалтерская) отчетность, а также аудиторское заключение (в случае, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации в отношении субъекта рынка электрической энергии осуществлялась аудиторская проверка), если иное не установлено законодательством Российской Федерации; б) показатели эффективности использования капитала - в случае применения метода расчета экономически обоснованного уровня доходности инвестированного капитала при государственном регулировании тарифов в отношении субъекта рынка электрической энергии: уровень доходности инвестированного капитала, установленный федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, с указанием источника опубликования методики определения уровня доходности инвестированного капитала; фактический уровень доходности инвестированного капитала, использованного при осуществлении регулируемой деятельности, и обоснование причин его отклонения от уровня доходности инвестированного капитала, установленного федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий; в) отчет о движении активов, учитываемых при установлении федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий уровня доходности инвестированного капитала, включающий: балансовую стоимость активов на начало года; балансовую стоимость активов на конец года; ведения о выбытии активов в течение года; сведения о вводе активов в течение года, в том числе за счет переоценки, модернизации, реконструкции, строительства и приобретения нового оборудования. Указанная в п. 9 Стандартов информация подлежит опубликованию в официальном печатном издании ежегодно, не позднее 1 июня.
Согласно п. 11 Стандартов организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальные сетевые организации (далее - сетевые организации) помимо информации, предусмотренной п. 9 настоящего документа, размещают в открытом доступе на своем официальном сайте в сети Интернет следующую информацию: а) условия договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии и типовые договоры об осуществлении технологического присоединения с указанием источника официального опубликования нормативного правового акта, регулирующего условия этих договоров; б) сведения о тарифах на услуги по передаче электрической энергии и технологическому присоединению с указанием источника официального опубликования решения регулирующего органа об установлении тарифов; в) сведения о размерах потерь, возникающих в электрических сетях сетевой организации, включая: размеры потерь в сетях, в том числе уровень нормативных потерь и отклонения от них в целом по сетевой организации и по регионам обслуживания с учетом номинальных классов и уровней напряжения с выделением размера оплачиваемых сетевой организацией потерь и размера потерь, оплачиваемых покупателями при осуществлении расчетов за электрическую энергию на оптовом рынке, а также процентное соотношение размера потерь в сетях и количества переданной электрической энергии за год с указанием источника опубликования решения об установлении уровня нормативных потерь; перечень мероприятий по снижению размеров потерь в сетях, а также сроки их исполнения и источники финансирования; источник опубликования методических указаний по определению нормативов потерь в сетях, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; информацию о порядке закупки сетевыми организациями электрической энергии для компенсации потерь в сетях и ее стоимости; г) перечень зон деятельности сетевой организации с детализацией по населенным пунктам и районам городов; д) сведения о техническом состоянии сетей, в том числе: количество аварийных ограничений (отключений) за квартал и год по границам территориальных зон деятельности организации с указанием причин аварий и мероприятий по их устранению; объем недопоставленной в результате аварийных ограничений (отключений) электрической энергии; е) сведения об общей пропускной способности каждого участка электрической сети (в местах подстанций, трансформаторов и распределительных устройств) с указанием: текущего резерва мощности для присоединения потребителей (в абсолютных показателях) с учетом присоединенных потребителей и отдельно с учетом заключенных договоров на технологическое присоединение; планируемого резерва мощности на конец года с учетом присоединенных потребителей, заключенных договоров на технологическое присоединение, поданных заявок на технологическое присоединение и реализации планов капитальных вложений (инвестиционных программ); ж) отчеты о выполнении годовых планов капитальных вложений и планов капитального ремонта (инвестиционных программ) с указанием достигнутых результатов в части расширения пропускной способности и увеличения резерва для присоединения потребителей отдельно по каждому участку электрической сети (в местах подстанций, трансформаторов и распределительных устройств); з) планы капитальных вложений и планы капитального ремонта (инвестиционные программы), касающиеся реконструкции и развития электрических сетей, согласованные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, с указанием даты расширения пропускной способности и увеличения резерва для присоединения потребителей по каждому участку электрической сети (в местах подстанций, трансформаторов и распределительных устройств); и) годовые графики капитального ремонта электросетевых объектов, согласованные с системным оператором (его территориальными управлениями), а также сведения о планируемых ограничениях мощности по основным сечениям электрической сети в связи с ремонтными работами; к) сведения о поданных заявках на технологическое присоединение и заключенных договорах на технологическое присоединение по каждому участку электрической сети (в местах подстанций, трансформаторов и распределительных устройств) с указанием: количества поданных заявок и объема мощности, необходимого для их удовлетворения; количества заключенных договоров на технологическое присоединение, присоединяемого объема мощности, сроков и стоимости по каждому договору отдельно; информации об аннулированных заявках на технологическое присоединение.
Пунктом 12 Стандартов определено, что информация, указанная в подпунктах "а" и "г" пункта 11 настоящего документа, подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации в сети Интернет ежегодно, до 1 марта. Информация, указанная в подпунктах "б", "в", "д", "ж" и "и" пункта 11 настоящего документа, подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации в сети Интернет и в официальном печатном издании ежегодно, до 1 марта. Информация, указанная в подпунктах "е" и "к" пункта 11 настоящего документа, подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации в сети Интернет не реже одного раза в месяц. Информация, указанная в подпункте "з" пункта 11 настоящего документа, подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации в сети Интернет ежегодно, до 1 марта, и обновлению в течение 10 дней с даты утверждения в установленном Правительством Российской Федерации порядке инвестиционной программы. Информация, размещенная на официальном сайте сетевой организации в сети Интернет, должна храниться в открытом доступе не менее 3 лет.
Таким образом, приведенными Стандартами определен как объем подлежащей раскрытию информации, так и способы и сроки её опубликования.
Исходя из п. 10, 12 Стандартов указанная в п. 9 информация подлежит опубликованию в официальном печатном издании ежегодно, не позднее 1 июня, способы, периодичность и сроки опубликования информации, указанной в п. 11 Стандартов, дифференцированы в зависимости от её характера и содержания. Однако большая часть предусмотренной п. 11 информации должна быть опубликована как на официальном сайте сетевой организации в сети Интернет, так и в официальном печатном издании ежегодно, не позднее 1 марта.
В ходе административного производства антимонопольным органом установлено, что подлежащая ежегодному опубликованию информация в сроки до 1 марта 2010г., 1 июня 2010 г. фактически не опубликована ни в официальном печатном издании, ни на сайте сетевой организации. Из материалов административного дела следует, что действия по созданию официального сайта в сети Интернет предприняты обществом после истечения указанных сроков, что подтверждается копией договора № 27/10 от 16.07.2010г., заключенного обществом с ООО «Wep-формат».
Согласно ст.9.15 КоАП РФ нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Таким образом, событие предусмотренного ст. 9. 15 КоАП РФ правонарушения в действиях общества, по мнению суда, имеется.
Вина общества в допущенном нарушении, выразившаяся в непринятии обществом всех зависящих от него мер по исполнению возложенных на него обязанностей, также, по мнению суда, имеется.
Довод заявителя о том, что его действия как действия субъекта естественной монополии следовало квалифицировать по ст. 19.8.1 КоАП РФ, не может быть принят во внимание исходя из следующего.
Действительно, ст. 19.8.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за непредставление сведений или представление заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, однако в тексте самой статьи (ч.1) указано, что под данный состав не подпадают случаи, предусмотренные ст. 9.15 КоАП РФ, предусматривающей ответственность субъектов оптового рынка электрической энергии и мощности, розничных рынков электрической энергии за нарушение стандартов раскрытия информации.
Таким образом, субъекты оптового и розничного рынков электрической энергии, являющиеся субъектами естественных монополий, за нарушение стандартов раскрытия информации несут ответственность в соответствии со ст. 9.15 КоАП РФ.
Довод заявителя о малозначительности допущенного им нарушения не может быть принят во внимание по следующим причинам.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ юридическое лицо может быть освобождено от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения.
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения (п.18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»).
По смыслу ст. 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Состав рассматриваемого правонарушения является формальным, в связи с чем существенная угроза охраняемым общественным отношениям состоит не в наступлении каких-либо негативных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих обязанностей. Так, отсутствие со стороны заявителя своевременных и позитивных действий, направленных на исполнение публично-правовых обязанностей и свидетельствующих о стремлении эти обязанности исполнить в установленный срок, не позволяет суду оценить допущенное правонарушение как малозначительное.
Кроме того, пренебрежительное отношение заявителя к исполнению публично-правовых обязанностей проявляется, в частности, в длительности периода их неисполнения. Так, Стандарты раскрытия информации субъектом розничного рынка электрической энергии действуют с 2004г., однако действия, направленные на их соблюдение, заявитель начал совершать лишь в 2010г. после истечения установленных сроков ежегодного опубликования информации.
Довод заявителя об отсутствии допустимых доказательств факта нарушения, по мнению суда, противоречит положениям ст. 26.2 КоАП РФ, согласно которой к числу доказательств относятся и объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Факт правонарушения подтвержден совокупностью доказательств, в том числе, протоколом об административном правонарушении, указанными выше объяснения общества, копией договора № 27/10 от 16.07.2010г.
Данные при составлении протокола об административном правонарушении письменные объяснения представителя общества ФИО1, по мнению суда, могут быть приняты в качестве доказательства, поскольку представитель действовал на основании доверенности от 01.08.2010г., оформленной в соответствии с требованиями действующего законодательства (ч. 3 ст. 25.5 КоАП РФ) и подписанной законным представителем общества, надлежащим образом уведомленным о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
По мнению суда, все обстоятельства, на которые ссылался заявитель в процессе производства по делу об административном правонарушении, оценены административным органом надлежащим образом и учтены им при определении размера штрафа.
Каких-либо процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административной правонарушении допущено не было.
Срок давности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения оспариваемого постановления не пропущен.
Учитывая изложенное, суд полагает, что основания для признания оспариваемого постановления незаконным отсутствуют.
В соответствии с п.4 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем уплаченная заявителем за рассмотрение настоящего заявления государственная пошлина в сумме 2000 руб. 00 коп. (платежное поручение № 400 от 13.10.2010г.) подлежит возврату.
Руководствуясь ст.ст. 104, 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1.В удовлетворении заявленных требований отказать.
2.Возвратить закрытому акционерному обществу «Горэлетросеть» (ОГРН <***>, ИНН <***>) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 (две тысячи) руб. Подлинное платежное поручение № 400 от 13.10.2010 г. возвратить заявителю.
3.Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4.Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная и кассационная жалобы также могут быть поданы посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
СудьяГ.Н.Подгорнова