АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,
www.ekaterinburg.arbitr.rue-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург
23 апреля 2019 года Дело №А60-37725/2018
Резолютивная часть решения объявлена 16 апреля 2019 года
Полный текст решения изготовлен 23 апреля 2019 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Е.В.Бушуевой, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи М.А.Мериновой, рассмотрел в судебном заседаниидело №А60-37725/2018 по заявлению
акционерного общества «Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях» (ИНН 7721632827, ОГРН 5087746119951)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №29 по Свердловской области (ИНН 6683000011, ОГРН 1126603000017)
о признании недействительным решения от 22.01.2018 №421,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: И.В.Алтухов, представитель по доверенности от 26.05.2015 №29-33-83,
от заинтересованного лица: Ю.Н.Володина, представитель по доверенности от 09.01.2019 №03-15/02, И.Г.Стребкова, представитель по доверенности от 01.04.2019 №13.
Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отвода составу суда не заявлено. Ходатайств и заявлений не поступило.
Акционерное общество «Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях» (далее – заявитель, АО «Концерн «Росэнергоатом», общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №29 по Свердловской области (далее – заинтересованное лицо, инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 22.01.2018 №421 в части доначисления налога на имущество организаций за первый квартал 2017 года в сумме 232741 руб., пеней в сумме 19315 руб. 56 коп.
Заинтересованное лицо возражает против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
Заинтересованным лицом проведена камеральная налоговая проверка расчета по налогу на имущество организаций за 1 квартал 2017 года, представленного 02.05.2017 АО «Концерн «Росэнергоатом»в налоговый орган.
Результаты камеральной налоговой проверки оформлены актом от 16.08.2017 № 2614, по итогам рассмотрения которого вынесено решение от 22.01.2018 №421 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. В соответствии с указанным решением заявителю доначислен налог на имущество организаций за 1 квартал 2017 года в сумме 232741 руб., на сумму неуплаченного налога начислены пени.
Как следует из оспариваемого решения, доначисление налога на имущество организаций произведено инспекцией в связи с неправомерным применением АО «Концерн «Росэнергоатом»пониженной ставки налога в размере 1,6%.
Заявитель, не согласившись с решением инспекции, обратился с апелляционной жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Свердловской области.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 02.04.2018 №618/18 решение Межрайонной ИФНС России № 29 по Свердловской области от 22.01.2018 №421 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения оставлено без изменения и утверждено.
Полагая, что решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 22.01.2018 №421 в оспариваемой части не соответствуют положениям Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), нарушает права и законные интересы заявителя, последний обратился в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, суд признает заявление неподлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно подп. 3 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с п. 6 ст. 88 Кодекса при проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы.
В силу п. 1 ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать их в меньшем размере.
Установление в налоговом законе налоговой льготы предполагает, что наряду с общим порядком налогообложения существует и специальный, в результате которого налогоплательщик, применяющий льготу, получает определенные преимущества по сравнению с другими плательщиками налога в виде снижения или смягчения налогового бремени.
Таким образом, для целей применения п. 6 ст. 88 Кодекса право на пониженную налоговую ставку представляет собой налоговую льготу, и заявление налогоплательщиком о применении такой ставки предполагает возникновение у него обязанности представить на проверку по требованию налогового органа документы в подтверждение обоснованности применения пониженной налоговой ставки.
Обязанность доказывания права использовать налоговые преимущества в виде пониженной ставки лежит на налогоплательщике.
Налог на имущество организаций, согласно п. 1 ст. 372 НК РФ устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 373 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ.
Пунктом 1 ст. 374 НК РФ определено, что объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Признаки основных средств даны в п. 4 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного приказом Министерства финансов России от 30.03.2001 N 26н.
В силу п. 3 ст. 380 НК РФ в редакции Федерального закона от 29.11.2012 N 202-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", действующей с 01.01.2013, налоговые ставки, определяемые законами субъектов Российской Федерации в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, не могут превышать в 2013 году 0,4 процента, в 2014 году - 0,7 процента, в 2015 году - 1%, в 2016 году - 1,3 процента, в 2017 году - 1,6 процента, в 2018 году - 1,9 процента. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.
Статьей 2 Закона Свердловской области от 27.11.2003 N 35-ОЗ "Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций" общая ставка по налогу на имущество установлена в размере 2,2%.
При этом пунктом 4.1 данной статьи предусмотрено, что для организаций в отношении магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, ставки налога на имущество организаций устанавливаются в 2013 году в размере 0,4 процента, в 2014 году - 0,7 процента, в 2015 году - 1%, в 2016 году - 1,3 процента, в 2017 году - 1,6 процента, в 2018 году - 1,9 процента.
На основании данных норм применяется Постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504, которым утвержден Перечень имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций (далее - Перечень N 504).
В названном Перечне указан код ОКОФ (Общероссийский классификатор основных фондов) и наименование имущественного объекта. Кроме того, Перечень содержит графу "Примечание", в котором имеется краткая характеристика имущественных объектов.
Однако право на применение пониженной налоговой ставки законодатель связывает с функциональной принадлежностью объектов налогообложения, а не с теми данными, которые указаны в учете налогоплательщика (в инвентарных карточках). ОКОФ применяется для выполнения статистических задач, а не регулирует вопросы налогообложения. При этом само по себе присвоение имуществу кода ОКОФ, отмеченного в Перечне, не означает, что у налогоплательщика автоматически возникает право на применение льготы в отношении данного имущества. Из введения в ОКОФ следует, что он составлен с целью обеспечения расчета экономических показателей; в основу классификации положено назначение объекта, его связь с видами деятельности, осуществляемыми с использованием этих объектов и производимыми в результате этой деятельности продукцией и услугами.
Таким образом, право на налоговую льготу возникает у организации при соблюдении одновременно следующих условий: 1) имущество по своему функциональному предназначению относится к одной из категорий, указанных в пункте 3 статьи 380 НК РФ; 2) имущество указано в Перечне № 504.
Как следует из материалов дела, АО «Концерн «Росэнергоатом» в представленной налоговой декларации по налогу на имущество за первый квартал 2017 года при исчислении налога применена пониженная налоговая ставка 1,6 % в отношении следующих объектов недвижимого имущества:
- ОРУ 220КВ, установка оперативного постоянного тока ГЩУ, оборудование маслохозяйства, установка подачи мазута в котлы HP 3.4.5, установка оперативного постоянного тока, электрооборудование ГЦН 1 контура, электрооборудование ГЦН-2 контура, установка постоянного тока блока НЗ, распределительные устройства 6КВ. блока 3, оборудование дизельгенер. ст.блока 3, компрессорная установка HP 2 ОРУ -110220, установка извлечения насоса, которым присвоен код ОКОФ 142911090. Указанные объекты отнесены к подгруппе «Оборудование прочее энергетическое прочее (технологическое оборудование газоперекачивающих станций; специальные средства монтажа и ремонта оборудования энергетического и тепловых сетей)»,
-автотрансформатор силовой АТ-2, автотрансформатор АТ-1 АТДТГУ-90000220Н, трансформатор TCHPHP 34487, трансформатор ТДН-1500035 HP 58949, трансформатор АОДЦТН-167000/500 (4АВТ00), трансформатор АОДЦТН-167000/500 (4АВТ10), трансформатор АОДЦТН-167000/500 (4АВТ20), трансформатор АОДЦТН-167000/500 (4АВТ30), которым присвоен код ОКОФ 143115010. Указанные объекты отнесены к подгруппе «Трансформаторы электрические силовые мощные»,
-комплект проверки шкафа ШЛОСБ4 ТАИК 468213.040, комплект пульта ППАБ4 ТАИК 468213.041, пульт ППБАЗБ4 ТАИК 301433.066, комплект наладочного ЗИП ТАИК 305653.192, комплект эксплуатационного ЗИП ТАИК 305653.193, комплект проверки шкафа АРМБ4 ТАИК 468213.039, комплект индикаторов положения ИПБ-4 ТАИК 466949.015, комплект индикаторов положения ИПБ-4 ТАИК 466949.015, которым присвоен код ОКОФ 143120460. Указанные объекты отнесены к подгруппе «Устройства комплектные для распределения электрической энергии станций и подстанций постоянного тока (устройства, панели, щиты, шкафы)»,
-здание главного щита управления, здание подстанции ПС ЦНИЛ, которым присвоен код ОКОФ 114521012. Указанные объекты отнесены к подгруппе «Здания электрических и тепловых сетей»,
-сооружения подземного кабельного канала, которым присвоен код ОКОФ 120001140. Указанные объекты отнесены к подгруппе «Коллекторы для укладки труб разного назначения».
Инспекция по результатам проведенных мероприятий налогового контроля установила, что 4 из 31 заявленных в декларации (расчете) объектов участвуют в схеме выдачи мощности, т.е. участвуют в процессе выработки электроэнергии блока №3.
Налогоплательщиком представлены акты разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, соглашения о разграничении принадлежности электрических сетей, технический паспорт на здание подстанции ПС ЦНИЛ, инвентарно-техническая карточка на сооружение подземного кабельного канала, технический паспорт на здание главного щита управления, руководство по эксплуатации, технические данные.
Кроме того, к актам разграничения балансовой принадлежности электрических сетей (электроустановок) и эксплуатационной ответственности, представлены схемы соединения электроустановок, являющиеся неотъемлемой частью акта, подписанные начальником ЭЦ Курочкиным А.Н.
Как следует из пояснений Курочкина А.Н., из 33 объектов основных средств, поименованных в перечне, 7 объектов не относятся к сетевому комплексу, а именно электрооборудование ГЦН-1 контура (инв. №1565), электрооборудование ГЦН-2 контура (инв. № 1566), установка постоянного тока блока НЗ (инв. № 1568), распределительное устройство 6 KB блока 3 (инв. № 1933), распределительное устройство 0,4 KB блока НРЗ (инв. № 1934), установка извлечения насоса (инв. № 1795), оборудование дизельгенераторной станции блока 3 (инв. №1936).
Курочкин А.Н. пояснил, что указанные выше объекты основных средств относятся к схеме выдачи мощности, т.е. участвуют в процессе выработки электроэнергии блока № 3. Остальные объекты основных средств, поименованные в приложении, участвуют в схеме распределения электроэнергии и передачи её в линии электропередач. В едином сетевом комплексе передачи электроэнергии потребителю принимают участие все объекты, поименованные в перечне, кроме объектов, участвующих в схеме выдачи мощности (генерации) блока № 3. Указанным объектам основных средств созданной в организации технической комиссией присвоены коды ОКОФ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 г. № 504. Также свидетелем даны пояснения функционального назначения спорных объектов основных средств.
Также, в ходе проведения допроса Курочкин А.Н. указал на то, что без участия электрооборудования ГЦН-1 контура (инв. № 1565), электрооборудования ГЦН-2 контура (инв. № 1566), установки постоянного тока блока НЗ (инв. № 1568), распределительного устройства 6 KBблока 3 (инв. № 1933), распределительного устройства 0,4 KBблока НРЗ (инв. № 1934), установки извлечения насоса (инв. № 1795), оборудования дизельгенераторной станции блока 3 (инв. № 1936) возможна передача электроэнергии. Без указанных объектов невозможна выработка электроэнергии.
Согласно п. 21 ГОСТ 19431-84 потребитель электрической энергии (тепла) - предприятие, организация, территориально обособленный цех, строительная площадка, квартира, у которых приемники электрической энергии (тепла) присоединены к электрической (тепловой) сети и используют электрическую энергию (тепло).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности филиала общества «Концерн Росэнергоатом» является «Производство электроэнергии атомными электростанциями» (Код ОКВЭД - 40.10.13). На основании п. 29 «ГОСТ 19431-84. Государственный стандарт Союза ССР. Энергетика и электрификация. Термины и определения», утвержденного Постановлением Госстандарта СССР от 27.03.1984 № 1029, атомная электростанция (АЭС) - электростанция, преобразующая энергию деления ядер атомов в электрическую энергию или в электрическую энергию и тепло.
Основная задача электростанций, котельных, электрических и тепловых сетей - производство, преобразование, распределение и отпуск электрической энергии и тепла потребителям (энергопроизводство).
По смыслу ст. 8 Федерального закона от 05.02.2007 № 13-Ф3 «Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» имущественный комплекс в области использования атомной энергии представляет собой совокупность недвижимого и иного имущества, имеющего единое производственно-технологическое назначение и непосредственно используемое организацией атомного энергопромышленного комплекса для производства и (или) реализации продукции (работ, услуг) и обеспечивающее непрерывный производственный процесс.
В состав АЭПИК предлагается включать:
1. объекты недвижимого имущества: ядерные установки, в том числе атомные станции; пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилища радиоактивных отходов;
2.иное движимое имущество, непосредственно используемое организацией атомного энергопромышленного комплекса для производства и реализации продукции, работ, услуг и обеспечивающее непрерывный производственный процесс.
Таким образом, состав атомного энергопромышленного имущественного комплекса (АЭПИК) - совокупность недвижимого и иного движимого имущества, имеющего единое производственно-технологическое назначение и непосредственно используемое организацией атомного энергопромышленного комплекса для производства и (или) реализации продукции (работ, услуг) и обеспечивающее непрерывный производственный процесс в области использования атомной энергии.
С учетом указанной специализации субъектов электроэнергетики спорная льгота установлена в интересах организаций, осуществляющих деятельность по передаче электрической энергии (сетевых компаний) или лиц, владеющих объектами электросетевого хозяйства, но не генерирующих компаний, которым с учетом требований ст. 6 Федерального закона от 26.03.2003 № 36-ФЗ владение имуществом, непосредственно используемым при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии, прямо запрещено.
Таким образом, все имущество, которым налогоплательщик обладает, используется им для осуществления именно этой хозяйственной функции.
Атомные станции общества «Концерн Росэнергоатом» не могут иметь оборудование, осуществляющих передачу электрической (тепловой) энергии, а имеющиеся объекты основных средств, согласно Федерального Закона от 21.11.1995 № 170-ФЗ имеют свой жизненный цикл, который не предусматривает функцию энергопередачи, то есть не являются электросетевыми.
В материалы дела представлено заключение эксперта от 21.11.2017 № 37-11-17, поступившее18.01.2018 в адрес Межрайонной ИФНС России № 29 по Свердловской области от Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 4 письмом от 18.01.2018 № 12.2.-06/00517@. Данная экспертиза проводилась в рамках мероприятий налогового контроля проводимых в ходе выездной налоговой проверки налогоплательщика АО "Концерн Росэнергоатом", в том числе в отношении спорных объектов основных средств.
Экспертиза проведена в период с 03.11.2017 по 21.11.2017 АНО «Экспертное бюро Истина», перед экспертами поставлен вопрос: «Относятся ли объекты основных средств налогоплательщика, указанные в перечне, к магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, либо к сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью». По филиалу «Белоярская атомная станция» для проведения экспертизы представлены документы и перечень основных средств в количестве 37 объектов, в том числе спорные объекты: электрооборудование ГЦН -1 контура (инв. № 1565), электрооборудование ГЦН-2 контура (инв. № 1566), распределительное устройство 0,4 KB блока НРЗ (инв. № 1934), установка извлечения насоса (инв. № 1795). По результатам проведения экспертизы экспертами сделан вывод о том, что все объекты основных средств налогоплательщика, документы на которые представлены на исследование, не относятся к магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, либо к сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью, так как не отвечают критериям относимости.
Учитывая изложенное, все спорные объекты не относятся и не могут относиться к линиям энергопередачи, магистральным трубо- и газопроводам, а также к сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью, и, соответственно, в отношении данных объектов не могут быть применены положения п. 11 ст. 381, п. 3 ст. 380 НК РФ.
Кроме того, по результатам камеральной налоговой проверки налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций за первый квартал 2017 года инспекцией произведены доначисления авансового платежа поналогу на имущество потрем спорным объектам, а именно: электрооборудование ГЦН-1контура (инв. № 1565),электрооборудования ГЦН-2контура (инв. № 1566),распределительного устройства 0,4 KBблока НРЗ(инв. № 1934).Установка извлечения насоса (инв. № 1795)налогоплательщиком в отчете за первый квартал 2017года не отнесена к объектам основных средств, сумма налога покоторым исчисляется попониженной ставе 1,6процента.
На основании изложенного доначисление налога на имущество организаций за 1 квартал 2017 года в сумме 232741 руб., начисление соответствующих сумм пени произведено налоговым органом правомерно.
При данных обстоятельствах, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. В удовлетворении требований акционерного общества «Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях» (ИНН 7721632827, ОГРН 5087746119951) отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
4. С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе «Картотека арбитражных дел» в карточке дела в документе «Дополнение».
Выдача исполнительных листов производится не позднее пяти дней со дня вступления в законную силу судебного акта.
По заявлению взыскателя дата выдачи исполнительного листа (копии судебного акта) может быть определена (изменена) в соответствующем заявлении, в том числе посредством внесения соответствующей информации через сервис «Горячая линия по вопросам выдачи копий судебных актов и исполнительных листов» на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» либо по телефону Горячей линии 371-42-50.
В случае неполучения взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении.
В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела «Дополнение».
Судья Е.В. Бушуева