ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-38175/13 от 15.11.2013 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: A60.mail@ arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

22 ноября 2013 года Дело №А60-  38175/2013

Резолютивная часть решения объявлена 15 ноября 2013 года

Полный текст решения изготовлен 22 ноября 2013 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Дёминой Т.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шаршапиной А.А., рассмотрел в судебном заседании дело

по заявлению ФИО1, ФИО2

к Инспекции федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга

о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации

при участии в судебном заседании

от заявителя – ФИО2: ФИО2, лично, паспорт: ФИО3, представитель по устному ходатайству ФИО2;

от заявителя – ФИО1 представитель в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания уведомлен надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда;

от заинтересованного лица: ФИО4, представитель по доверенности № 03-12/15 от 16.05.2013.

Сторонам процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено (ст. 41, 46, 47, 49 и 59 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

ФИО1, ФИО2 (далее – заявители) обратились в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением

- о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью Компания «ВнешРегионТорг» от 20.08.2013;

- о взыскании с инспекции федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга за счёт федерального бюджета в пользу ФИО1 4 000 руб. 00 коп. - государственную пошлину, уплаченную за регистрацию общества с ограниченной ответственностью Компания «ВнешРегионТорг»;

- о взыскании с инспекции федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга за счёт федерального бюджета в пользу ФИО1 1000 руб. 00 коп. - нотариальный тариф за заверение подписи ФИО1 на заявлении о создании общества с ограниченной ответственностью Компания «ВнешРегионТорг»;

- о взыскании с инспекции федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга за счёт федерального бюджета в пользу ФИО2 1000 руб. 00 коп. - нотариальный тариф за заверение подписи ФИО2 на заявлении о создании общества с ограниченной ответственностью Компания «ВнешРегионТорг».

Кроме того просит взыскать судебные расходы в размере 200 руб. в возмещение государственной пошлины за рассмотрение настоящего заявления.

От заявителя поступило ходатайство об объединении настоящего дела с делом №А60-38174/2013 по заявлению ФИО1, ФИО2 к Инспекции федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью «УралИнвестпроект». Заинтересованное лицо оставило разрешение ходатайства на усмотрение суда.

Суд в удовлетворении ходатайство об объединении настоящего дела с делом №А60-38174/2013 отказал, поскольку предусмотренных ст. 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для объединения указанных дел не имеется. Заявителю разъяснен порядок обжалования.

Заявитель требование поддерживает.

Заинтересованное лицо представило письменный отзыв, с заявленными требованиями не согласно в связи со следующим.

Отказывая в государственной регистрации, Инспекция руководствовалась следующим.

1. Согласно ст. 4 ФЗ N 129-ФЗ государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иные сведения о юридических лицах и соответствующие документы, являются федеральным информационным ресурсом.

Федеральный информационный ресурс представляет из себя информацию, содержащуюся в федеральной информационной системе.

В соответствии со ст. 3 ФЗ от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» одним из принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации является принцип достоверности информации.

На основании пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

На основании пп. «в» п.1 ст.5 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ в едином государственном реестре юридических лиц содержится адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.

При государственной регистрации юридических лиц сведения об адресе места нахождения юридического лица указываются заявителем. В порядке пп. «а» ст. 12 Закона №129-ФЗ, в регистрирующий орган представляются документы, содержащие достоверные сведения. Следовательно, необходимым условием для государственной регистрации в соответствии с требованиями Закона №129-ФЗ является не только представление заявителем полного перечня документов, но и достоверность заявленных сведений.

Из положений ст. 21 Федерального закона ФЗ №-129 от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» следует, что документы, представляемые в регистрирующий орган при регистрации юридического лица должны обладать признаками достоверности.

Таким образом, достоверность сведений является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации невозможно. Документы, не отвечающие признакам достоверности, не могут быть основанием для внесения записи в государственный реестр.

Согласно с п. 1 ст. 288 ГК РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. Назначение жилого помещения и пределы его использования определяются ст. 17 Жилищного кодекса РФ, в соответствии, с которым жилое помещение предназначено для проживания граждан. Далее п. 3 ст. 288 ГК РФ закреплено, что размещение в жилых домах промышленных производств не допускается. Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Также в п. 2 ст. 671 ГК РФ говорится, что юридическое лицо может использовать жилое помещение только для проживания граждан.

Согласно подпункту "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» одним из оснований отказа в государственной регистрации является непредставление определенных названным Законом необходимых для государственной регистрации документов.

На основании изложенного, Инспекция полагает, что решение об отказе в создании - государственной регистрации юридического лица ООО Компания «ВнешРегионТорг» принято регистрирующим органом правомерно.

Что же касается возмещения понесенных расходов на оплату: 4 000 руб. -государственная пошлина, уплаченная за регистрацию ООО Компания «ВнешРегионТорг»; 2 000 руб. - нотариальный тариф за заверение подписи ФИО1 и ФИО2 на заявлении о создании ООО Компания «ВнешРегионТорг»; 200 руб. - гос. пошлина за рассмотрение заявления в Арбитражном суде Свердловской области, то Инспекция также возражает по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 2 статьи 8 НК РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Согласно пункту 1 статьи 333.16 Кодекса государственная пошлина - сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 Кодекса, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

Таким образом, уплата госпошлины, являющейся сбором, направлена на совершение уполномоченным органом в отношении ее плательщика юридически значимых действий. При этом действия уполномоченного органа могут привести как к положительному (например, предоставление определенных прав или выдача разрешений), так и к отрицательному (например, отказ в предоставлении определенных прав или отказ в выдаче разрешений) для плательщика госпошлины результату. Тем не менее, НК РФ не устанавливает зависимости между уплатой плательщиком сбора и получением им положительного результата.

Статья 333.40. НК РФ предусматривает основания и порядок возврата государственной пошлины в случае: 1) уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено настоящей главой; 2) возвращения заявления, жалобы или иного обращения или отказа в их принятии судами либо отказа в совершении нотариальных действий уполномоченными на то органами и (или) должностными лицами; 3) прекращения производства по делу или оставления заявления без рассмотрения судом общей юрисдикции или арбитражным судом; 4) отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие; 5) отказа в выдаче паспорта гражданина Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию, удостоверяющего в случаях, предусмотренных законодательством, личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и на территории Российской Федерации, проездного документа беженца; 6) направления заявителю уведомления о принятии его заявления об отзыве заявки на государственную регистрацию программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральной микросхемы до даты регистрации (в отношении государственной пошлины, предусмотренной пунктом 1 статьи 330.30 настоящего Кодекса).

В силу статьи 333.33 НК РФ госпошлина уплачивается за государственную регистрацию юридического лица, за исключением государственной регистрации ликвидации юридических лиц и (или) государственной регистрации политических партий и региональных отделений политических партий.

В соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация юридического лица - это акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и иных сведений о юридических лицах. Государственная регистрация подтверждается внесением записи в Единый государственный реестр юридических лиц и выдачей свидетельства о государственной регистрации.

Как подтверждается материалами дела, поданное заявление от 13 августа 2013 г. и учредительные документы на государственную регистрацию юридического лица были приняты налоговым органом, при этом заявлению присвоен входящий номер 7855, который внесен в ЕГРЮЛ. На основании данного номера налоговым органом в установленный Законом 129-ФЗ срок должна производиться регистрация, либо выдан отказ в государственной регистрации юридического лица при его создании.

При проверке соответствия пакета документов установленным Законом требованиям, налоговым органом было выявлено, что он не соответствует требованиям Закона, в связи с чем, произведено юридически значимое действие - выдан отказ в государственной регистрации юридического лица, оформленный соответствующим решением. Решение об отказе в государственной регистрации, заявление и учредительные документы хранятся в налоговом органе и заявителю не возвращаются.

Таким образом, основания и порядок возврата госпошлины установлены статьей 333.40 НК РФ, Законом N 129-ФЗ не предусмотрен возврат документов, представленных для государственной регистрации, по которым принято решение об отказе в государственной регистрации, а НК РФ - не предусмотрен порядок возврата государственной пошлины в случае вынесения регистрирующим органом указанного выше решения.

Что касается возмещения расходов по нотариальному сбору за заверение подписей ФИО1 и ФИО2 на заявлении о создании ООО Компания «ВнешРегионТорг» в сумме 2 000 рублей, то Инспекция возражает по следующим основаниям.

В силу статьи 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом. Следовательно, данные расходы не относятся судебным расходам.

Согласно ч.4 ст. 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации если в предварительном судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле и ими не были заявлены возражения относительно рассмотрения дела в их отсутствие, суд вправе завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание в первой инстанции.

С учётом возможности рассмотрения дела по существу по представленным в предварительное судебное заседание документам, принимая во внимание, что стороны не заявили возражений против рассмотрения дела в данном судебном заседании в его отсутствие, суд в порядке ч. 4 ст. 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание.

Рассмотрев материалы дела и заслушав доводы сторон, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

  Из материалов дела следует, что 12.08.2013 на общем собрании учредителей было принято решение о создании общества с ограниченной ответственностью Компания «ВнешРегионТорг», что подтверждается протоколом общего собрания учредителей общества с ограниченной ответственностью Компания «ВнешРегионТорг» № 1 от 12.08.2013.

Для регистрации указанного общества в инспекцию 13.08.2013 представителем по нотариальной доверенности были представлены следующие обязательные документы, а именно:

-заявление о создании юридического лица (форма Р 11001)

- протокол Общего собрания учредителей о создании Общества с ограниченной ответственностью Компания «ВнешРегионТорг» от "13" августа 2013 г.;

- Устав Общества с ограниченной ответственностью Компания «ВнешРегионТорг» от "13" августа 2013 г.;

- документ об уплате государственной пошлины от "13" августа 2013

Кроме того, были представлены следующие дополнительные документы:

- гарантийное письмо о согласии собственника жилого помещения на регистрацию общества в данном жилом помещении;

- копия свидетельства о праве собственности на жилое помещение.

Рассмотрев представленные документы, инспекцией было принято решение об отказе в государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью Компания «ВнешРегионТорг» от 20.08.2013 со ссылкой на непредставление определенных ст. 12 ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» необходимых для государственной регистрации документов, а именно указало следующее:

Среди представленных для регистрации документов отсутствуют: надлежащим образом оформленное заявление по форме № Р11001, содержащее достоверные сведения об адресе места нахождения юридического лица, так как сведения, внесенные в заявление, не соответствуют действующему законодательству. В соответствии с п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности. При этом в п. 2 ст. 288 ГК РФ предусмотрено, что жилое помещение не может быть использовано как адрес регистрации организации. ФИО2 не является собственником указанного жилого помещения и не зарегистрирован в данной жилой квартире.

Согласно п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 №61 «В то же время регистрация по адресу жилого объекта недвижимости допустима только в тех случаях, когда собственник объекта дал на это согласие; согласие предполагается, если названный адрес является адресом места жительства учредителя (участника) или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности».

Заявители, считая указанное решение регистрирующего органа незаконным, обратились в Арбитражный суд Свердловской области с рассматриваемым заявлением.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Таким образом, основанием для признания оспариваемых решений незаконным является наличие одновременно двух условий: несоответствие решения законам и иным нормативным правовым актам, и нарушение им прав и законных интересов заявителя.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закона о регистрации).

Перечень документов, представляемых при государственной регистрации создаваемого юридического лица, определенный в статье 12 Закона о регистрации, является исчерпывающим и включает: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации; решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации; учредительные документы юридического лица; документ об оплате государственной пошлины.

Бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту в силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ возложена на орган или лицо, принявший данный акт.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона № 129-ФЗ при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и(или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица; б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации; в) учредительные документы юридического лица; г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя; д) документ об уплате государственной пошлины.

В силу требований закона сведения, содержащиеся в учредительных и иных документах представленных для государственной регистрации, в том числе заявлении о государственной регистрации, должны быть достоверны, документ, содержащий недостоверные сведения, считается не представленным.

Согласно п. 4 ст. 9, подп. "а" п. 1 ст. 23 Федерального закона № 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме предусмотренных законом, при этом непредставление определенных законом документов влечет за собой отказ в государственной регистрации.

Как следует из материалов дела, основанием для отказа в государственной регистрации послужил тот факт, что помещение, расположенное по адресу, по которому заявитель просит зарегистрировать общество является жилым, а согласие собственника жилого помещения, расположенного по адресу: 620137, <...> не представлено.

Для государственной регистрации юридического лица заявителями - ФИО1 и ФИО2 представлен полный пакет документов, предусмотренный статьей 12 Закона. Документы представлены в надлежащий регистрирующий орган.

При таких обстоятельствах решение инспекции об отказе в государственной регистрации общества не соответствует Закону.

По смыслу п. «а» ст. 12 Закона указываемая заявителем информация должна быть достоверной, то есть соответствовать действительности. Из этого следует, в частности, что в качестве места нахождения юридического лица не может быть указан вымышленный (не существующий) адрес, например, не существующие улица, дом и т.п.

Однако в данном случае инспекция такого обстоятельства не установила.

В нарушение положений ст. 9, 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации регистрирующий орган не доказал соответствие оспариваемого ненормативного акта закону, законности его принятия, а также обстоятельств, послуживших основанием для этого.

Отказ в регистрации нарушает право заявителей как участников общества на осуществление предпринимательской деятельности.

В представленных в инспекцию документах (заявлении по форме № Р11001) заявителем указан адрес места нахождения общества, а именно: <...>.

Согласно ст. 51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц. Следовательно, до дня его государственной регистрации юридическое лицо как субъект права не существует и не может совершать каких-либо действий, в том числе находиться где-либо.

Кроме того, действующим законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц не установлена обязанность заявителя представлять на государственную регистрацию юридического лица при его создании документы, подтверждающие права этого юридического лица на владение и пользование помещением, в котором предполагается нахождение его постоянно действующего исполнительного органа.

Ссылка инспекции на недостоверность сведения об адресе, поскольку отсутствует согласие собственника на использование помещения для целей государственной регистрации данного помещения в качестве адреса регистрации юридического лица нельзя признать правомерной, поскольку действующее законодательство такого требования (предоставление согласия собственника помещения) не содержит.

Вместе с тем, суд учитывает, что заявителем инспекции такое согласие (согласие собственника помещения) было предоставлено, что подтверждается представленным в материалы дела инспекцией копией гарантийного письма ФИО5 от 12.08.2013, являющейся собственником квартиры по адресу: <...>. Кроме того, в инспекцию было представлено свидетельство о государственной регистрации права серии 66 АД 805364 в отношении квартиры, расположенной по адресу: <...>, где собственником указана ФИО5, являющаяся супругой одного из заявителей.

Таким образом, суд приходит к выводу о наличии совокупности условий для признания оспариваемого акта недействительным (ст. 4, 198-200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Вместе с тем, в судебном заседании ФИО2 пояснил, что на момент настоящего судебного заседания общество с ограниченной ответственностью Компания «ВнешРегионТорг» зарегистрировано Инспекцией федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга на основании аналогичного пакета документов, в связи с чем, заявитель не требует применения п. 3 ч. 4 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а в связи с нарушением прав заявителей просит суд:

- взыскать с инспекции федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга за счёт федерального бюджета в пользу ФИО1 4 000 руб. 00 коп. - государственной пошлины, понесенной за регистрацию общества с ограниченной ответственностью «ВнешРегионТорг» и 1000 руб. 00 коп. - стоимость нотариального тарифа за заверение подписи ФИО1 на заявлении о создании общества с ограниченной ответственностью Компания «ВнешРегионТорг»;

- взыскать с инспекции федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга за счёт федерального бюджета в пользу ФИО2 1000 руб. 00 коп. - стоимость нотариального тарифа за заверение подписи ФИО2 на заявлении о создании общества с ограниченной ответственностью Компания «ВнешРегионТорг».

Суд квалифицирует данное требование как требование о взыскании убытков.

В соответствии со ст. 24 ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлено что, за необоснованный, то есть не соответствующий основаниям, указанным в статье 23 настоящего Федерального закона, отказ в государственной регистрации, неосуществление государственной регистрации в установленные сроки или иное нарушение порядка государственной регистрации, установленного настоящим Федеральным законом, а также незаконный отказ в предоставлении или за несвоевременное предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений и документов, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом документов должностные лица регистрирующих органов несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Регистрирующий орган возмещает ущерб, причиненный отказом в государственной регистрации, уклонением от государственной регистрации или нарушением порядка государственной регистрации, допущенным по его вине.

Поскольку судом установлено, что отказ в государственной регистрации юридического лица в отношении общества с ограниченной ответственностью Компания «ВнешРегионТорг», оформленный решением от 20.08.2013 не обоснован, следовательно требование ФИО1 о взыскании в его пользу 4 000 руб. 00 коп. - государственной пошлины, понесенной за регистрацию общества с ограниченной ответственностью Компания «ВнешРегионТорг» и 1000 руб. - стоимости нотариального тарифа в связи с заверением подписи ФИО1 на заявлении о создании общества с ограниченной ответственностью Компания «ВнешРегионТорг», а также требование ФИО2 о взыскании в его пользу 1000 руб. - стоимости нотариального тарифа в связи с заверением подписи ФИО2 на заявлении о создании общества с ограниченной ответственностью Компания «ВнешРегионТорг» суд признаёт законным и обоснованным.

Вместе с тем, данные расходы заявителей являются их ущербом в связи с принятием регистрирующим органом не обоснованного решения об отказе в государственной регистрации общества.

В данном случае законом не предусмотрена возможность возврата из федерального бюджета уплаченной суммы государственной пошлины в размере 4 000 руб. 00 коп. и стоимости нотариального тарифа по заверению подписи заявителей – 1000 руб.

Исходя из ст. 24 ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» ущерб в данном случае подлежит взысканию именно с регистрирующего органа, который принял необоснованное решение, то есть с Инспекции федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга.

Судебные расходы распределены арбитражным судом следующим образом.

В силу ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Заявителем - ФИО1 при подаче иска в Арбитражный суд Свердловской области произведена оплата государственной пошлины в сумме 200 руб. 00 коп. по чеку – ордеру от 02.10.2013. Поскольку заявленные требования удовлетворены в полном объеме, то судебные расходы, понесенные заявителем при подаче заявления, подлежат взысканию в пользу заявителя - ФИО1 с заинтересованного лица.

Руководствуясь ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Заявленные требования удовлетворить.

2. Признать незаконным решение Инспекции Федеральной налоговой службы России по Кировскому району г. Екатеринбурга об отказе в государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью «ВнешРегионТорг» от 20.08.2013.

3. Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы России по Кировскому району г. Екатеринбурга в пользу ФИО1 5000 (пять тысяч) руб. ущерба, а также 200 (двести) руб. 00 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

4. Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы России по Кировскому району г. Екатеринбурга в пользу ФИО2 1000 (одна тысяча) руб. 00 коп. ущерба.

5. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

6. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья Т.А.Дёмина