АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург
23 мая 2011 года Дело №А60- 3855/2011
Резолютивная часть решения объявлена 18 мая 2011 года
Полный текст решения изготовлен 23 мая 2011 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.И.Ремезовойпри ведении протокола судебного заседания помощником судьи Н.Я. Валявиной рассмотрел в судебном заседании дело
по заявлению открытого акционерного общества "Сбербанк России" (ИНН <***>)
к инспекции Федеральной налоговой службы по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга
третье лицо: председатель ликвидационной комиссии ООО «Энергомаш (Екатеринбург) ФИО1
о признании недействительным ненормативного акта,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО2, представитель по доверенности № 01-1/1465 от 13.12.2010, предъявлен паспорт,
от заинтересованного лица: ФИО3, специалист 1 разряда юридического отдела, доверенность №08-15/02612 от 07.02.2011, предъявлен паспорт,
от третьего лица: ФИО1, предъявлен паспорт.
Открытое акционерное общество "Сбербанк России" обратилось с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга о признаниинедействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга о государственной регистрации прекращения деятельности Общества с ограниченной ответственностью «Энергомаш (Екатеринбург)» (ОГРН <***>, ИНН <***>, местонахождение: 620017, <...>) в связи с его ликвидацией; недействительной записи в едином государственном реестре юридических лиц о государственной регистрации прекращения деятельности Общества с ограниченной ответственностью «Энергомаш (Екатеринбург)» в связи с его ликвидацией по решению учредителей (участников) или органа юридического лица уполномоченного на то учредительными документами 23 декабря 2010 года за государственным регистрационным номером 2106673270890.
В судебном заседании заявитель уточнил требования, просит признать недействительным решение инспекции от 23.12.2010 и запись в едином государственном реестре юридических лиц о государственной регистрации прекращения деятельности Общества с ограниченной ответственностью «Энергомаш (Екатеринбург)» в связи с его ликвидацией по решению учредителей (участников) или органа юридического лица уполномоченного на то учредительными документами 23 декабря 2010 года за государственным регистрационным номером 2106673270890.
Заявитель настаивает на рассмотрении требования о признании недействительной записи в едином государственном реестре юридических лиц о государственной регистрации прекращения деятельности Общества с ограниченной ответственностью «Энергомаш (Екатеринбург)» в связи с его ликвидацией по решению учредителей (участников) или органа юридического лица уполномоченного на то учредительными документами 23 декабря 2010 года за государственным регистрационным номером 2106673270890 в порядке гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считая оспариваемую запись ненормативным правовым актом.
Уточнения приняты судом.
Заинтересованное лицо с заявленными требованиями не согласно, представлен отзыв.
Третье лицо с заявленными требованиями не согласно по мотивам, изложенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:
Как следует из материалов дела, ООО «Энергомаш (Екатеринбург) 22.05.2003 зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером <***>.
Единственным участником данного общества 10.08.2010 принято решение о его ликвидации и формировании ликвидационной комиссии, председателем которой назначен ФИО1.
19.08.2010 в ЕГРЮЛ внесена запись о принятии решения о ликвидации юридического лица и о формировании ликвидационной комиссии (свидетельства 66№ 006753778, 66 № 006753781).
Сведения о ликвидации ООО «Энергомаш (Екатеринбург) опубликованы в журнале "Вестник государственной регистрации" в выпуске №33 (289) за август 2010 с указанием на то, что требования кредиторов могут быть заявлены в течение 2 месяцев с момента публикации.
ООО «Энергомаш (Екатеринбург) 16.12.2010 в регистрирующий орган поданы документы для государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, в том числе, заявление по форме N 16001, ликвидационный баланс от 14.12.2010, документ об уплате государственной пошлины, документ, подтверждающий предоставление сведений в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
Рассмотрев представленные документы, регистрирующий орган 23.12.2010 принял решение о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о прекращении деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией; в Единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись N 2106673270890.
Ссылаясь на то, что в балансе не отражена задолженность перед банком – заявителем, ОАО «Сбербанк» полагает, что решение налогового органа от 23.12.2010 о государственной регистрации ликвидации юридического лица противоречит требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы банка. Заявитель в обоснование своих требований представил копию решения Арбитражного суда г. Москвы от 29.06.2010 по делу №А40-163458/09-98-1087 о взыскании солидарно с ООО «Энергомаш (Екатеринбург), ООО «Энергомаш-Атоммаш», ООО «Энергомаш-(ФИО4)» и ООО «Энергомаш (Вогодонск)» в пользу ОАО Сбербанк России задолженности по Договорам об открытии невозобновляемой кредитной линии, заключенных с ОАО «ГТ-ТЭЦ-Энерго» по основному долгу в размере 12147649430 руб. 27 коп., процентам за пользование кредитом в размере 1245573849 руб. 55 коп., неустойке по кредитам в размере 618600000 руб. неустойке по процентам в размере 101400000 руб. при этом с каждого из указанных взыскано по 24937 руб. 98 коп. расходов по госпошлине.
Другим доводом заявителя является довод о том, что ОАО «Сбербанк» не располагал информацией о ликвидации ООО «Энергомаш» (Екатеринбург), поскольку уведомление о ликвидации юридического лица ему не направлялось.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы и возражения сторон, суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат на основании следующего.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Порядок ликвидации юридического лица установлен ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно положений данной статьи ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями юридического лица или органом, принявшими решение о его ликвидации.
Исходя из п. 4, 6 ст. 64 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. Требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано, считаются погашенными.
Из п. 8 ст. 63 названного Кодекса следует, что ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
В силу п. 1 ст. 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в редакции, действовавшей на момент принятия решения регистрирующим органом) для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются: заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, ликвидационный баланс, документ об уплате государственной пошлины, документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации необходимых сведений. В заявлении подтверждается, что заявителем соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях.
Перечень оснований для отказа в государственной регистрации установлен в п. 1 ст. 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Согласно п. 1 ст. 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого решения регистрирующего органа) отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных данным Законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган; в случае, предусмотренном п. 2 ст. 20 или п. 4 ст. 22.1 названного Федерального закона; несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами; подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц; выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества.
При этом иных правовых оснований для отказа в государственной регистрации Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не предусмотрено.
Исходя из изложенного, суд считает, что решение налогового органа от 23.12.2010г. о государственной регистрации прекращения деятельности Общества с ограниченной ответственностью «Энергомаш (Екатеринбург)» (ОГРН <***>, ИНН <***>, местонахождение: 620017, <...>) в связи с его ликвидацией является законным и обоснованным.
Довод заявителя о том, что ему не было известно о ликвидации юридического лица проверен судом и отклонен, поскольку в материалы дела представлены уведомление № 29 от 23.08.2010, в котором ОАО «Сбербанк РФ» ставится в известность о ликвидации ООО «Энергомаш» (Екатеринбург) и об адресе, по которому бланк, как кредитор, может заявить соответствующие требования. Данное уведомление отправлено в ОАО «Сбербанк РФ» и получено последним, о чем свидетельствуют представленные в дело почтовые уведомления, список почтовых отправлений и почтовые квитанции. Ссылка заявителя на то, что данное уведомление не получено банком опровергается названными почтовыми документами, довод о том, что уведомление направлено без описи вложения судом отклоняется, так как обязанность по составлению описи при извещении кредитора о ликвидации действующим законодательством не предусмотрена.
Судом установлено, что для государственной регистрации в связи с ликвидацией ООО «Энергомаш в надлежащий регистрирующий орган были представлены все необходимые документы, предусмотренные п. 1 ст. 21 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Таким образом, у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации ООО «Энергомаш (Екатеринбург)» в связи с ликвидацией, нарушение требований закона при осуществлении регистрирующим органом оспариваемых регистрационных действий материалами дела не подтверждено.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, оценив их в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности, установив, что ликвидация ООО «Энергомаш (Екатеринбург)» производилась в соответствии со ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, с исковым заявлением к ликвидационной комиссии открытого акционерного общества «Сбербанк России» в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, не обращался, суд полагает, что в удовлетворении заявленных требований в части об оспаривании решения налогового органа следует отказать.
Изучив доводы заявителя в части оспаривания как ненормативного акта записи в едином государственном реестре юридических лиц о государственной регистрации прекращения деятельности Общества с ограниченной ответственностью «Энергомаш (Екатеринбург)» в связи с его ликвидацией по решению учредителей (участников) или органа юридического лица уполномоченного на то учредительными документами 23 декабря 2010 года за государственным регистрационным номером 2106673270890, суд полагает, что в порядке п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делу в данной части следует прекратить.
Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не предусмотрена возможность признания недействительной записи о государственной регистрации и не установлен порядок, позволяющий признать недействительными регистрационную запись в Едином государственном реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Запись в ЕГРЮЛ не являются ненормативными правовым актом государственного органа, поскольку не адресована определенному кругу лиц, не содержат властных предписаний и запрещений, не носит разового характера (не прекращают своего действия в связи с исполнением) и к ней не могут быть применены положения ст. 13 Гражданского кодекса РФ и гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Исходя из изложенного, суд считает, что в части требований о признании недействительной записи в едином государственном реестре юридических лицо государственной регистрации прекращения деятельности Общества с ограниченной ответственностью «Энергомаш (Екатеринбург)» за государственным регистрационным номером 2106673270890 производство по делу следует прекратить, в удовлетворении остальной части требований отказать.
В порядке распределения судебных расходов (ст. 110 АПК РФ) надлежит возвратить открытому акционерному обществу "Сбербанк России" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 (две тысячи) рублей.
Руководствуясь ст.ст. 150, 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В части требований о признании недействительной записи в едином государственном реестре юридических лицо государственной регистрации прекращения деятельности Общества с ограниченной ответственностью «Энергомаш (Екатеринбург)» за государственным регистрационным номером 2106673270890 производство по делу прекратить.
Возвратить открытому акционерному обществу "Сбербанк России" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 (две тысячи) рублей, уплаченную по чеку от 04.02.2011 в размере 4000 (четыре тысячи) рублей. Подлинный чек от 04.02.2011 остается в материалах дела, поскольку государственная пошлина возвращается частично.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья Н.И.Ремезова