ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-39064/13 от 10.12.2013 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: A60.mail@ arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

10 декабря 2013 года Дело №А60-  39064/2013

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.Н.Присухиной, рассмотрел дело по заявлению по заявлению Индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Межрайонной ИФНС России № 32 по Свердловской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности,

Лица, участвующие в деле, об установленных судом сроках для представления доказательств и отзыва на заявление заинтересованным лицом в соответствии со статьей 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), дополнительных документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции, уведомлены надлежащим образом. Определение, вынесенное арбитражным судом по результатам рассмотрения вопроса о принятии заявления к производству, размещено на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Ходатайств и отводов суду не заявлено.

Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России № 32 по Свердловской области об отмене постановления по делу об административном правонарушении № 08-09/121 от 01.10.2013 г.

Заинтересованным лицом представлены отзыв на заявление и дополнительные документы, которые приобщены судом к материалам дела.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

В ходе проведения проверки выполнения требований ФЗ от 03.06.2009г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» и Федерального закона от 27.06.2011г. № 161 -ФЗ «О национальной платежной системе» на основании поручения о проведения проверки от 12.09.2013г. № 24/с установлено, что ИП ФИО1 осуществляла деятельность в качестве платежного агента (субагента) в магазине «Продукты», расположенном по адресу: <...>. 78.

12.09.2013г. в 11 час. 46 мин. должностным лицом Инспекции установлен факт приема наличных денежных средств с помощью, принадлежащего ИП ФИО1 платежного терминала № 9531672 для пополнения денежными средствами электронного кошелька «Киви» на общую сумму 10 руб. 00 коп. без использования (отсутствие) специального банковского счета банковского платежного агента (субагента), для осуществления им операций соответствующего вида.

По итогам проверки составлен акт № 7с от 24.09.2013 г., протокол об административном правонарушении № 0278 от 24.09.2013 г.

По результатам рассмотрения материалов проверки Межрайонной ИФНС России № 32 по Свердловской области 01.10.2013 г. вынесено постановление № 08-09/121 от 01.10.2013 г. о привлечении ИП ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 4 000 руб.

Полагая, что данное постановление является незаконным, ИП ФИО1 обратилась с настоящим заявлением в арбитражный суд.

При рассмотрении настоящего спора суд исходит из следующего.

Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг) регулируются Федеральным законом от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Закон N 103-ФЗ) (п. 1 ст. 1 Закона N 103-ФЗ).

В силу п. 1 ст. 23 Гражданского кодекса РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

В соответствии с п. 1, 3 ст. 2 Закона N 103-ФЗ поставщиком является юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации; платежным агентом признается юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент.

Оператором по приему платежей признается юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

Согласно п. 18 ст. 4 Закона N 103-ФЗ поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами.

В соответствии с п. 7 ст. 4 ФЗ от 03.06.2009г. № 103-ФЗ оператор по приему денежных средств вправе привлекать других лиц - платежных субагентов для осуществления приема платежей, если такое право предусмотрено в заключенном им с поставщиком договоре об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. При таком привлечении соответствующие полномочия субагента не требуют нотариального удостоверения.

Одним из требований к привлечению банковского платежного агента оператором по переводу денежных средств определено п.п. 3 п. 3 ст. 14 ФЗ № 161 -ФЗ, в котором указано использование банковским платежным агентом специального банковского счета (счетов) для зачисления в полном объеме полученных от физических лиц наличных денежных средств в соответствии с ч. 5, 6 ст. 14 настоящего закона.

Частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов.

В соответствии с ч. 14 ст. 4 Закона N 103-ФЗ платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов.

На основании п. 3 ч. 3 ст. 14 Закона N 161-ФЗ привлечение оператором по переводу денежных средств банковского платежного агента может осуществляться при одновременном соблюдении установленных законодателем требований, в частности с использованием банковским платежным агентом специального банковского счета (счетов) для зачисления в полном объеме полученных от физических лиц наличных денежных средств в соответствии с ч. 5 и 6 ст. 14 Закона N 161-ФЗ

Согласно ч. 8 ст. 38 Закона N 161-ФЗ со дня вступления в силу Закона N 161-ФЗ деятельность банковских платежных агентов (субагентов) без использования специального банковского счета (счетов) для зачисления в полном объеме полученных от физических лиц наличных денежных средств в соответствии с ч. 5 и 6 ст. 14 Закона N 161-ФЗ не допускается.

В связи с тем, что деятельность платежного агента и деятельность банковского платежного агента (субагента) регулируются положениями различных Федеральных законов (ФЗ № 103-ФЗ и ФЗ № 161-ФЗ соответственно), устанавливающих различные режимы специальных банковских счетов платежного агента и банковского платежного агента (субагента), должен быть открыт специальный банковский счет (счета) платежного агента и специальный банковский счет (счета) банковского платежного агента (субагента).

Нормы Федерального закона от 03 06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Федеральный закон N 103-ФЗ) и Федерального закона от 26 07 2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - Федеральный закон N 161-ФЗ) не содержат запрета (ограничения) на совмещение юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) деятельности платежного агента и банковского платежного агента (субагента).

Принимая во внимание, что деятельность платежного агента и деятельность банковского платежного агента (субагента) регулируются положениями различных федеральных законов (Федеральным законом N 103-ФЗ и Федеральным законом N 161-ФЗ соответственно), устанавливающих различные режимы специальных банковских счетов платежного агента и банковского платежного агента (субагента), то лицу, совмещающему деятельность платежного агента и банковского платежного агента (субагента), должен быть открыт специальный банковский счет (счета) платежного агента и специальный банковский счет (счета) банковского платежного агента (субагента).

При этом перевод денежных средств между специальным банковским счетом банковского платежного агента (субагента) и специальным банковским счетом платежного агента, в том числе открытых одному лицу, совмещающему деятельность платежного агента и банковского платежного агента (субагента), не будут соответствовать законодательству о национальной платежной системе, поскольку зачисление денежных средств на специальный банковский счет платежного агента возможно только со специальных банковских счетов с соответствующим режимом (ч.ч.16, 17 ст. 14 ФЗ № 161-ФЗ).

Исходя из вышеизложенного деятельность платежного агента и деятельность банковского платежного агента регулируются положениями различных федеральных законов: Законов N 103-ФЗ и 161-ФЗ соответственно, устанавливающих различные режимы специальных банковских счетов платежного агента и банковского платежного агента (субагента).

Соответственно, у лица, совмещающего деятельность платежного агента и банковского платежного агента (субагента), должен быть открыт специальный банковский счет (счета) платежного агента и специальный банковский счет (счета) банковского платежного агента (субагента).

Данной позиции также придерживается Банк России в Информации, содержащей ответы на вопросы по применению отдельных норм Законов N N 161-ФЗ и 103-ФЗ

Следовательно, поскольку законодателем осуществление деятельности платежного агента и банковского платежного агента отнесено к различным, отдельно регулируемым сферам, относящимся к компетенции двух различных федеральных законов, что свидетельствует о правовом режиме последних, осуществление деятельности платежного агента и банковского платежного агента с использованием одного банковского счета является противоправным - недопустимым

Таким образом, действия индивидуального предпринимателя неправомерны, поскольку счета платежного агента и банковского платежного агента имеют разный правовой режим.

ИП ФИО1 при осуществлении деятельности в качестве банковского платежного агента (субагента) в соответствии с ФЗ № 161 -ФЗ не использовала специальный банковский счет. Следовательно, специальный банковский счет (счета), открытый на основании договоров, заключаемых с операторами по переводу денежных средств и банковскими платежными агентами в соответствии с требованиями ст. 14 ФЗ № 161 -ФЗ отсутствует. У ИП ФИО1 счета платежного агента и банковского платежного агента имеют разный правовой режим

Таким образом, Индивидуальный предприниматель ФИО1 нарушила п.2 ст. 4, п.п. 4 п.4 ст. 14 ФЗ от 27.06.2011г. № 161 -ФЗ осуществляя деятельность банковского платежного субагента без открытия специального банковского счета банковского платежного субагента для осуществления предусмотренных им операций соответствующего вида.

Установленный факт подтверждается следующими документами: протоколом об административном правонарушении от 24.09.2013 № 0278, актом проверки от 24.09.2013 № 7с, объяснением ФИО2. выпиской из банка от 17.09.2013г.

Протокол об административном правонарушении № 0278 от 24.09.2013г. получен представителем ИП ФИО1 по доверенности 24.09.2013г. В связи с чем, лицо, в отношении которого возбуждено административное производство о времени и месте рассмотрения протокола № 0278 об административном правонарушении надлежащим образом уведомлено.

При составлении протокола представитель ИП ФИО1 по доверенности вину не признал, считает, что в действиях ИП ФИО1 отсутствует событие вменяемого правонарушения.

Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях заявителя события административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.2 ст.15.1 КоАП РФ.

В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с ч.1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2 ст.2.1 КоАП РФ).

При вынесении оспариваемого постановления налоговый орган исходил из того, что ИП ФИО1, имея возможность для соблюдения действующего законодательства и открытия специального банковского счета, не приняло меры для соблюдения требований закона, что свидетельствует о наличии вины общества.

Обстоятельств, позволяющих признать совершенное ИП ФИО1 Ж,Н. правонарушение малозначительным, судом не установлено.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Данное административное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере торговли и финансов, правила государственной разрешительной системы, что, согласно ст.2.9 КоАП РФ не может служить основанием для признания указанного правонарушения малозначительным.

Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, имеющих существенный характер, и не позволяющих всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, судом не установлено.

При данных обстоятельствах заявленные ИП ФИО1 требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 167-170, 211, 228, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований Индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>) отказать.

Решение по настоящему делу подлежит немедленному исполнению. Указанное решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.

СудьяН.Н.Присухина