ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-39126/18 от 24.01.2019 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.ru   e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

31 января 2019 года                                      Дело №А60-39126/2018

Резолютивная часть решения объявлена 24 января 2019 года

Полный текст решения изготовлен 31 января 2019 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Е.В.Бушуевой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ю.О.Виноградовой, рассмотрел в судебном заседании дело №А60-39126/2018 по заявлению

акционерного общества «Институт реакторных материалов» (ИНН 6639019655, ОГРН 1096639000952)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №29 по Свердловской области (ИНН 6683000011, ОГРН 1126603000017)

о признании недействительным решения от 25.12.2017 №10-24/30 в части,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: А.Н.Гапоненкова, представитель по доверенности от 27.11.2018 №100, И.А.Елсукова, представитель по доверенности от 29.12.2018 серии 66АА№5398332, И.В.Лазутина, представитель по доверенности от 21.01.2019,

от заинтересованного лица: А.П.Смолкин, представитель по доверенности от 01.02.2017 №10.

Лица, участвующие в деле, о времени  и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отвода составу суда не заявлено.

Судом приобщены к материалам дела дополнительные документы, поступившие от заявителя.

Заинтересованное лицо заявило устное ходатайство об отложении судебного разбирательства. Ходатайство судом отклонено.

Других ходатайств и заявлений не поступило.

Акционерное общество «Институт реакторных материалов» (далее – заявитель, АО «ИРМ», общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №29 по Свердловской области (далее – заинтересованное лицо, инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 25.12.2017 №10-24/30 в части неправомерного отнесения резерва по сомнительным долгам в состав внереализационных расходов в сумме 123259 руб. 97 коп., в том числе: за 2013 год в сумме 115207 руб. 45 коп.; за 2015 год в сумме 8052 руб. 52 коп., не восстановления в нарушение пп.1 п.1 ст.170, пп.2 п.3 ст.170 Налогового кодекса Российской Федерации налога на добавленную стоимость в сумме 640413 руб. в отношении затрат, направленных на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за период 2 квартал 2013 года – 4 квартал 2015 года.

Заинтересованное лицо возражает против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №29 по Свердловской области проведена выездная налоговая проверка заявителя по вопросам соблюдения налогового законодательства, правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления)  налогов и сборов, в том числе налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость за период с 01.01.2013 по 31.12.2015.

 Результаты выездной налоговой проверки оформлены актом от 20.09.2017 №10-24/25.

 По итогам рассмотрения материалов проверки заинтересованным лицом вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 25.12.2017 №10-24/30.

Согласно  решению от 25.12.2017 №10-24/30  заявителю доначислен налог на добавленную стоимость (далее – НДС) в сумме 10802163 руб. и пени в общей сумме 166835 руб. 85 коп., уменьшен убыток по налогу на прибыль на сумму 11868928 руб., общество привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 2076812 руб.,  по ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 252806 руб. 65 коп.

  Решением Управления Федеральной налоговой службы России по Свердловской области от 09.04.2018 №483/2018 решение инспекции от 25.12.2017 №10-24/30 изменено в части удовлетворенных требований, в остальной части оставлено без изменения и утверждено.

Полагая, что решение Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №29 по Свердловской области о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 25.12.2017 №10-24/30 в оспариваемой части не соответствует положениям Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс), нарушает права и интересы заявителя, последний обратился в Арбитражный суд Свердловской области.

Исследовав материалы дела, суд признает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

 В соответствии со ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль для российских организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком и представляющая собой полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 Кодекса.

Налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (п. 1, 2 ст. 252 НК РФ).

В соответствии со ст. 252 НК РФ расходами признают обоснованные и документально подтвержденные затраты (в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и реализацией, в том числе расходы налогоплательщика, применяющего метод начисления, на формирование резервов по сомнительным долгам.

Из пп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ следует, что к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в частности суммы безнадежных долгов, а в случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва.

         Согласно ст. 266 НК РФ сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией. Налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном названной статьей. При этом суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода (п. 3 ст. 266 НК РФ).

        В соответствии с п. 4 ст. 266 НК РФ сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется следующим образом: по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 календарных дней - в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности; по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 календарных дней (включительно) - в сумму резерва включается 50 процентов от суммы выявленной на основании инвентаризации задолженности; по сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 дней - не увеличивает сумму создаваемого резерва.

Порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов предусмотрены Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995 № 49.

Результаты инвентаризации оформляются актом инвентаризации по форме ИНВ-17, утвержденной постановлением Государственного комитета по статистике Российской Федерации от 18.08.1998 № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации».

         Общество оспаривает решение от 25.12.2017 №10-24/30 в части выводов инспекции о завышении внереализационных расходов на создание резерва по сомнительным долгам в сумме 123259,97 руб. (2013 год в сумме 115207,45 руб., за 2015 год в сумме 8052,52 руб.).

В ходе проверки налогоплательщиком по требованию инспекции представлены следующие документы:

-  инвентаризация резерва по сомнительным долгам по состоянию на 31.12.2013, 31.12.2014,31.12.2015;

-карточка счета 63 за 2013, 2014, 2015 годы;

-отчет по проводкам 63, 91.01 за 2013, 2014, 2015 годы;

-приказ о результатах инвентаризации резерва по сомнительным долгам от 20.01.2014 №61 на сумму 101929,70 руб.;

-справка о результатах инвентаризации резерва по сомнительным долгам на сумму 101929,70 руб.

Инспекция указала, что по итогам проведенной инвентаризации обществом задолженность установлена. Однако, налогоплательщик не представил первичные учетные документы, подтверждающие обоснованность формирования резерва по сомнительным долгам. Из представленных налогоплательщиком документов невозможно установить факты совершения хозяйственных операций, в отношении которых обществом произведено формирование резерва, определить конкретные обстоятельства, основания и момент возникновения задолженности.

  Между тем инспекция не исследовала в ходе проверки без представления каких документов, по каким контрагентам произведено списание на внереализационные расходы данной суммы. В заседании суда представили инспекции также не пояснили, по какой именно задолженности отсутствовали основания для признания ее в качестве безнадежной.

         Налогоплательщик в исковом заявлении в таблице №1 привел расшифровку суммы начисленного резерва в оспариваемой сумме и представил

в материалы дела первичные и иные документы, необходимые для признания внереализационных расходов.

  В силу вышеизложенного, судом отклоняются доводы инспекции об отсутствии документального подтверждения правомерности отнесения резерва по сомнительным долгам в состав внереализационных расходов в сумме 123259,97 руб.

  С учетом изложенного требования заявителя в указанной части являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

         Помимо изложенного, в ходе мероприятий налогового контроля инспекцией установлено, что обществом неправомерно не восстановлен НДС  в сумме 640412,72 руб. в отношении затрат, направленных на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).

В силу п.п. 1 и 2 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.

Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 названного Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг). Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им товаров (работ, услуг) после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.

В силу п. 4 ст. 170 НК РФ суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции:

учитываются в стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав в соответствии с п. 2 данной статьи - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость;

принимаются к вычету в соответствии со ст. 172 НК РФ - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость;

принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения) - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.

При этом налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) операций.

Согласно подп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, либо фактически уплаченные при ввозе товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, на территорию Российской Федерации, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, в случаях приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации (а также передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения).

Согласно подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном настоящей главой, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случаях дальнейшего использования таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, и имущественных прав для осуществления операций, указанных в пункте 2 настоящей статьи.

Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету, а в отношении основных средств и нематериальных активов - в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки. Суммы налога, подлежащие восстановлению в соответствии с настоящим подпунктом, не включаются в стоимость указанных товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, а учитываются в составе прочих расходов в соответствии со статьей 264 настоящего Кодекса.

Восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором товары (работы, услуги), в том числе основные средства и нематериальные активы, и имущественные права были переданы или начинают использоваться налогоплательщиком для осуществления операций, указанных в пункте 2 настоящей статьи.

Восстановление сумм налога на добавленную стоимость отражается в налоговых декларациях в разделе 3 по строке 3 090 05.

 Как указала инспекция, налогоплательщиком в ходе проверки, в качестве расшифровки сумм налога на добавленную стоимость, заявленных в налоговых декларациях в разделе 3 по строке 3 090 05, представлены налоговые регистры поквартально «Расшифровка Раздела 3 строка 090/080 (в том числе 110/100) НД по НДС (Восстановление)» за период с 01.01.2013 по 31.12.2015 с указанием контрагента, счета - фактуры, суммы восстановленного налога, наименования темы НИОКР или операций, облагаемых по ставке 0%.

В соответствии со статьей 93 НК РФ налогоплательщику выставлено требование № 6 от 14.03.2017 о представлении первичных документов (договоры, счета - фактуры, акты выполненных работ, товарные накладные, товарно - транспортные накладные, акты сверки) и налоговых регистров, карточек счетов по контрагентам, у которых приобретены товары, работы, услуги согласно приложению к вышеперечисленным в таблице договорам НИОКР «Структура цены» по статьям затрат: «Материалы и спецоборудование», «Командировки», «Услуги сторонних организаций».

Налогоплательщиком представлены следующие документы:

     -  налоговый регистр «Списание материалов в производство при выполнении научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ» в разрезе каждой вышеуказанной темы НИОКР,

     -   анализ счета 20 в разрезе каждой вышеуказанной темы НИОКР,

     - налоговые регистры «Отчет по проводкам Д20 К10» по каждой вышеуказанной теме НИОКР,

      - требования - накладные на списание товарно - материальных ценностей в производство при выполнении научно - исследовательских и опытно -конструкторских работ,

     - карточки счета 10 по списанным товарно - материальным ценностям в производство,

      - счета - фактуры, товарные накладные поставщиков, у которых приобретены товарно - материальные ценности, используемые при выполнении научно-исследовательских и опытно - конструкторских работ.

Инспекцией сопоставлены суммы НДС, подлежащие восстановлению, указанные в разделе 3 по строке 3 090 05 деклараций, и суммы НДС, отраженные в регистре «расшифровка разделе 3 строк 090/080 (в том числе 110/100) НД по НДС (восстановление) за период с 01.01.2013 по 31.12.2015». В результате анализа данных документов Инспекцией установлено, что налогоплательщик не восстановил суммы НДС, ранее принятые к вычету в размере 744705 руб.

Заявитель указывает, что в период 2 квартал 2013 г. – 4 квартал 2015 г. обществом выполнялись НИОКР, не облагаемые НДС. НДС по ТМЦ, использованным при выполнении необлагаемых НДС НИОКР восстанавливался и включался в стоимость ТМЦ. Однако в ряде случаев необходимость восстановления НДС не возникала, так как счета-фактуры были получены обществом в том же налоговом периоде, в котором произведено списание ТМЦ в производство, и вычет по таким счетам-фактурам не предъявлялся.

В подтверждение правомерности не восстановления НДС в оспариваемой сумме заявителем представлена расшифровка сумм НДС по ТМЦ, использованным при выполнении необлагаемых НДС НИОКР, а также расшифровки сумм НДС по темам 02-16 с пояснениями, выписки из книги покупок и книги продаж, анализ сч. 19.

Между тем, налоговый орган делает выводы не на основании первичных документов и данных учетной системы, а на основании регистров  «Расшифровка раздела 3 строки 090/080 (в том числе 110/100) НД по НДС (Восстановление)» и «Списание материалов в производство при выполнении НИОКР».

Тогда как заявитель указал, что в связи с технической ошибкой, в указанных расшифровках не верно отражены темы НИОКР, при этом суммы НДС, даты и номера счета-фактуры указаны корректно.

При таких обстоятельствах вывод инспекции о необходимости восстановления НДС в оспариваемой сумме в отношении затрат, направленных на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, не основан на фактических обстоятельствах.

  На основании изложенного, законность принятия решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 25.12.2017 №10-24/30 в оспариваемой части признана судом не доказанной налоговым органом.

  При данных обстоятельствах,  заявленные требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.  110, 167-170,  201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Заявленные требования удовлетворить.

2. Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №29 по Свердловской области о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 25.12.2017 №10-24/30 в части выводов о завышении внереализационных расходов на создание резерва по сомнительным долгам в сумме 123259 руб. 97 коп., в части выводов о необходимости восстановления НДС в сумме 640412 руб. 72 коп. в отношении затрат, направленных на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Обязать Межрайонную  инспекцию Федеральной налоговой службы №29 по Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов акционерного общества «Институт реакторных материалов» (ИНН 6639019655, ОГРН 1096639000952).

3. В порядке распределения судебных расходов взыскать с  Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №29 по Свердловской области в пользу акционерного общества «Институт реакторных материалов» (ИНН 6639019655, ОГРН 1096639000952) 3000 рублей  в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

 4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

 5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

6. С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе «Картотека арбитражных дел» в карточке дела в документе «Дополнение».

Выдача исполнительных листов производится не позднее пяти дней со дня вступления в законную силу судебного акта.

По заявлению взыскателя дата выдачи исполнительного листа (копии судебного акта) может быть определена (изменена) в соответствующем заявлении, в том числе посредством внесения соответствующей информации через сервис «Горячая линия по вопросам выдачи копий судебных актов и исполнительных листов» на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» либо по телефону Горячей линии 371-42-50.

В случае неполучения  взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении.

В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела «Дополнение».

Судья                                                                   Е.В. Бушуева