ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-39254/2023 от 03.10.2023 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

05 октября 2023 года Дело №А60-39254/2023

Резолютивная часть решения объявлена 03 октября 2023 года

Полный текст решения изготовлен 05 октября 2023 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи О.И. Исмаиловой, при ведении протокола судебного заседания 26.09.2023-03.10.2023 помощником судьи С.А. Кореньковым, рассмотрел в судебном заседании дело №А60-39254/2023

по иску Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН <***>, ОГРН <***>), далее – истец, управление

к обществу с ограниченной ответственностью "Компания "Рифей" (ИНН <***>, ОГРН <***>), далее – ответчик, общество

о взыскании 1767150 руб. в возмещение вреда, причиненного почвам,

при участии в судебном заседании 26.09.2023:

от истца: ФИО1, представитель по доверенности №05-01/8 от 09.01.2023, паспорт; ФИО2, представитель по доверенности №05-01/673 от 09.01.2023, удостоверение; ФИО3, доверенность от 09.01.2023 №05-01/1, паспорт;

от ответчика: ФИО4, доверенность №01/2023 от 01.03.2023, паспорт, диплом;

Специалист ФИО5, удостоверение.

Процессуальные права и обязанности разъяснены, отводов суду не заявлено.

26.09.2023 истцом в электронном виде представлены письменные возражения на отзыв.

В судебном заседании 26.09.2023 представители истца ходатайствовали о приобщении к материалам дела письменного отзыва и фототаблицы №1 №884-р от 01.11.2022. Ходатайство удовлетворено.

Иных заявлений, ходатайств не поступило.

В судебном заседании судом заслушаны пояснения специалиста ФГБУ "ЦЛАТИ по УФО" ФИО5, отобрана расписка о разъяснении положений ст.307 Уголовного кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании 26.09.2023, по результатам допроса специалиста, объявлен перерыв до 03.10.2023 на основании ст.163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

27.09.2023 ответчиком в электронном виде представлен отзыв.

После перерыва судебное заседание продолжено 03.10.2023 в том же составе суда, протокол судебного заседания ведет помощник судьи С.А. Кореньков,

при участии в судебном заседании 03.10.2023:

от истца: ФИО3, представитель по доверенности №05-01/1 от 09.01.2023, паспорт; ФИО2, представитель по доверенности №05-01/673 от 09.01.2023, удостоверение; ФИО6, доверенность от 09.01.2023 №05-01/2, паспорт;

от ответчика: ФИО7, доверенность 77/22 от 27.12.2022, паспорт, диплом.

Процессуальные права и обязанности разъяснены, отводов суду не заявлено.

Заявлений, ходатайств не поступило.

Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования обратилось в арбитражный суд о взыскании 1767150 руб. в возмещение вреда, причиненного почвам как объекту окружающей среды.

Ответчик просит суд отказать в удовлетворении исковых требований, указывая на нарушение порядка отбора проб, применения неверной формулы методики расчета вреда.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

На основании части 2 статьи 57 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российский Федерации» в связи с поступившим в адрес Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Управление) обращения о возможных нарушениях природоохранного законодательства Российский Федерации на земельном участке с КН 66:70:0301001:1402 ПГТ. Пелым, в соответствии с Решением об утверждении задания на проведение выездного обследования от 28.10.2022 № 1220-рш, 01.11.2022 проведено выездное обследование указанного участка.

В ходе осмотра земельного участка, расположенного в непосредственной близости с земельным участком по адресу: Свердловская область, пгт. Пелым, ЗУ с КН 66:70:0301001:1402 зафиксирован факт свалки. В рамках выездного обследования специалистами ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» отобраны пробы отходов, а также проведено определение площади загрязненного участка.

Согласно экспертному заключению от 30.11.2022 №22/150 отобранный отход соответствует V классу опасности.

На основании экспертного заключения от 12.12.2022 № 22-0/73 площадь нарушенных земель составила 3060 кв. м ( площадь загрязненного участка 4436 кв.м – площадь, расположенная за пределами земельного участка 1376 кв.м).

При визуальном осмотре вышеуказанной территории установлено, что площадка на которой накапливаются твердые коммунальные отходы не оборудована в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Управлением, в соответствии с исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утверждена приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.07.2010 № 238, произведен расчёт размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, в результате перекрытия почвенного покрова отходом на части земельного участка с КН 66:70:0301001:1402 с северной стороны, общей площадью равной 3060 м2 в результате ненадлежащего использования вышеуказанного земельного участка, размер которого составил 1767150 руб.

В порядке досудебного урегулирования спора Управлением в адрес ответчика направлено требование о добровольной оплате вреда от 06.03.2023 № 03-01-10/4272.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающих воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на принципах платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

В соответствии с ч. 1 ст. 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться с исками или заявлениями в арбитражный суд в защиту публичных интересов.

В силу ст. 5 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предъявление исков о возмещении вреда, причинённого окружающей среде в результате нарушения природоохранного законодательства, относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор) (п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400).

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

На территории Свердловской, Курганской и Челябинской областей функции Росприроднадзора осуществляет Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Управление).

Для осуществления своих полномочий должностные лица Уральского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования имеют право заявлять в установленном законом порядке иски о возмещении ущерба (вреда), причинённого окружающей среде (пункт. 4.65 Положения об Уральском межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, утвержденного Приказом Росприроднадзора от 21.01.2022 № 27).

Основанием для предъявления настоящего иска послужил факт причинения вреда Обществом с ограниченной ответственностью «Компания «Рифей» почвам, вследствие нарушения земельного законодательства, выявленного Управлением при проведении контрольно-надзорных мероприятий.

Исследовав имеющиеся в деле доказательства на предмет относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности как того требует ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

При этом частью 1 и 2 статьи 13 ЗК РФ установлено, что обязанность по охране земель лежит на собственниках, землевладельцах и арендаторах земельных участков, и заключается в проведении мероприятий по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения и защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Согласно ч. 2 ст. 13, ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Согласно положениям договора аренды земельного участка №1/19 от 15.02.2019, земельный участокс кадастровым номером 66:70:0301001:1402 передан Администрацией городского округа Пелым в аренду ООО «Компания «Рифей» на срок до 15.02.2024. Категория земель участка с кадастровым номером 66:70:0301001:1402: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения с разрешенным использованием под размещение полигона твердых и бытовых отходов.

Согласно ч. 1, 2 ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» установлено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов производства и потребления на почву запрещается.

В соответствии с ч. 1 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 требований при обращении с группами однородных отходов I-V классов опасности, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.06.2021 № 399, места (площадки) накопления должны соответствовать требованиям, установленным законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно п. 220 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» при накоплении отходов во временных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:

- временные склады и открытые площадки должны располагаться по отношению к жилой застройке в соответствии с требованиями к санитарно-защитным зонам;

- поверхность отходов, накапливаемых насыпью на открытых площадках или открытых приемниках-накопителях, должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом);

- поверхность площадки должна иметь твердое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка).

В соответствии с договором арендатор обязан выполнять в полном объеме все условия настоящего Договора и требования законодательства Российской Федерации и Свердловской области, предъявляемые к хозяйственному использованию участка (п. 5.2.1 договора); использовать участок в соответствии с целевым назначением и условиями его предоставления способами, не наносящими вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту (п. 5.2.3. договора); соблюдать при использовании участка требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. Правила благоустройства, чистоты и порядка на отведенной территории (п. 5.2.4 договора).

Таким образом, на Ответчика (арендатора спорного земельного участка) возложена обязанность по проведению обязательных мероприятий по улучшению, защите и охране земель.

В соответствии с частью 1 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

В соответствии с частью 1 статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный имуществу, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

На основании статьи 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации о способах возмещения вреда лицо, ответственное за причинение вреда, обязано возместить вред в натуре или возместить причиненные убытки.

В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

При этом в соответствии с частью 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

В пункте 35 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» разъяснено, что в соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению виновным лицом независимо от того, причинен ли он в результате умышленных действий (бездействия) или по неосторожности.

Определение размера вреда, причиненного окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту, осуществляется на основании нормативов в области охраны окружающей среды в соответствии с Федеральным законом № 7-ФЗ.

Таким образом, для привлечения к гражданско-правовой ответственности за причинение вреда необходимо наличие в совокупности следующих условий: факт причинения вреда; противоправность поведения виновного лица; вина причинителя вреда; причинно следственная связь между действиями причинителя вреда и возникшим вредом; доказанность размера причиненного вреда.

При этом размер реального ущерба, а также наличие причинной связи подлежит доказыванию истцом.

Отсутствие хотя бы одного из вышеуказанных элементов исключает наступление ответственности и служит основанием для отказа в иске.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2011 № 1743-О-О указано, что окружающая среда, будучи особым объектом охраны, обладает исключительным свойством самостоятельной нейтрализации негативного антропогенного воздействия, что в значительной степени осложняет возможность точного расчета причиненного ей ущерба.

Учитывая данное обстоятельство, федеральный законодатель определил, что вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (пункт 3 статьи 77 Федерального закона № 7-ФЗ).

В силу п. 2 ст. 78 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утверждена приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.07.2010 № 238 (далее - Методика).

Управлением, в соответствии с Методикой (пункт 10), произведен расчёт размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, в результате перекрытия почвенного покрова отходом на части земельного участка с кадастровым номером 66:70:0301001:1402 с северной стороны, общей площадью равной 3060 м2 в результате ненадлежащего использования вышеуказанного земельного участка ответчиком.

Довод ответчика о неиспользовании земельного участка судом отклоняется, поскольку спорный земельный участок собственнику по акту приема передачи не передан.

Отклоняя доводы ответчика о неверном определении площади перекрытия суд отмечает, что площадь спорного земельного участка определена экспертной организацией - ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Уральскому федеральному округу». Результаты оформлены экспертным заключением.

ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Уральскому федеральному округу» имеет лицензию на производство маркшейдерских работ от 18.09.2015 № ПМ-54-004795. Компетентность эксперта подтверждена Свидетельством об аттестации эксперта, привлекаемого к проведению мероприятий по контролю от 17.08.2020 № 72-04/2020.

В соответствии с экспертным заключением от 12.12.2022 № 22-0/73 общая площадь земельного участка, поверхность которого перекрыта отходами производства и потребления, составляет 4436 кв м. Площадь земельного участка, поверхность которого перекрыта отходами производства и потребления и расположенная за пределами земельного участка с кадастровым номером 66:70:0301001:1402, составляет 1376 кв м.

Пространственное положение площади перекрытия определено посредством проведения маркшейдерских работ.

Съемка контуров на участке сброса отходов в виде отвала производилась спутниковой геодезической системой в режиме RTK с привязкой к базовой станции, которой является ГГС Талым с помощью ровера PriCe i90 набираются пикеты через 4-5 метров по контуру отвала. Отснятые геодезические точки соединяются между собой автоматически при взаимодействии контроллера и ровера PriCe i90 по связи Bluetooth.

Геодезическая съемка с отснятым контуром сохраняется во внутренней памяти контроллера. Подсчет площади ведется с помощью программного обеспечения LandStar7 установленном в контроллере.

Экспертное заключение от 12.12.2022 № 22-0/73 содержит акт инструментального обследования от 01.11.2022 и Отчет о проведении маркшейдерских работ с каталогом координат поворотных точек объекта, на основании которых определено пространственное положение и площадь спорного земельного участка.

Основанием для предъявления настоящего иска послужил факт причинения вреда почвам, выразившийся в порчи почв при перекрытии ее поверхности, размер которого в стоимостном выражении исчисляется по следующей формуле:

УШперекр = S х Кг х Киси х Тх х Кмпс

где:

S - площадь участка, на котором обнаружена порча почв (кв. м);

Кг - показатель, учитывающий глубину загрязнения, порчи почв при перекрытии ее поверхности искусственными покрытиями и (или) объектами (в том числе линейными объектами и местами несанкционированного размещения отходов производства и потребления), определяется в соответствии с пунктом 7 Методики;

Кисп - показатель, учитывающий категорию земель и вид разрешенного использования земельного участка, который определяется в соответствии с пунктом 8 Методики;

Тх - такса для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, при порче почв определяется согласно приложению 1 к Методике (руб./кв. м);

Кмпс - показатель, учитывающий мощность плодородного слоя почвы, определяется в соответствии с пунктом 13 Методики.

Суд отклоняет довод ответчика о том, что применение пункта 10 Методики для расчета некорректно ввиду отсутствия несанкционированного размещения отходов, так как имеется договор аренды. Суд отмечает, что пункт 10 применяется, в том числе, при перекрытии местами несанкционированного размещения отходов производства и потребления, а не исключительно при несанкционированном размещении.

Таким образом, одним из основных показателей, который необходимо установить для исчисления размера вреда по данной формуле, является площадь участка, на котором обнаружена порча почв при перекрытии ее поверхности, возникшего при перекрытии искусственными покрытиями и (или) объектами (в том числе линейными объектами и местами несанкционированного размещения отходов производства и потребления).

При этом, не имеет значение происхождение объекта, которым допущено перекрытие поверхности почвы.

Отклоняя доводы ответчика о нарушении пункта 9 «ПНД Ф 12.1:2:2.2:2.3:3.2-03. Методические рекомендации. Отбор проб почв, грунтов, донных отложений, илов, осадков сточных вод, шламов промышленных сточных вод, отходов производства и потребления» утвержденного ФБУ «ФЦАО», ООО НТФ «Хромов» 01.08.2014 судом отклоняются, поскольку нарушения при отборе проб отхода, на которые ссылается Ответчик, не влияют на определенную экспертом площадь участка, на котором обнаружена порча почв, не имеют правового значения, поскольку ответчику истцом вменено нарушение (порча) почв в результате перекрытия. Основой пересечения является площадь перекрытия, определенная маркшейдерскими работами инструментальным методом согласно каталогу координат.

Тем самым, нарушение порядка отбора проб (одна вместо не менее пяти, исходя из площади земельного участка) имело бы значение и подлежало бы оценке при ином вменяемом нарушении. Управление пояснило, что протоколы представлены лишь дополнительно. С учетом данных выводов, также подлежит отклонению довод ответчика о приведении в Экспертном заключении от 12.12.2022 неверного каталога координат точек отбора проб отходов. При определении размера вреда использован каталог координат поворотных точек предположительно загрязненного земельного участка, а также площадь.

Контррасчет вреда причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, ответчиком не представлен, в связи с чем, признав представленный истцом расчет вреда арифметически верным, исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению судом.

Бремя уплаты государственной пошлины на основании ч.1,3 ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит возложению на ответчика.

Руководствуясь ст.110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Исковые требования удовлетворить.

2. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Компания "Рифей" (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН <***>, ОГРН <***>) 1767150 руб. – в возмещение вреда причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды.

3. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Компания "Рифей" (ИНН <***>, ОГРН <***>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 30672 руб.

4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

5. В соответствии с ч. 3 ст. 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист выдается по ходатайству взыскателя или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом.

С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе «Картотека арбитражных дел» в карточке дела в документе «Дополнение».

В случае неполучения взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении.

В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела «Дополнение».

Судья О.И. Исмаилова