АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург
01 февраля 2021 года Дело №А60-39488/2020
Резолютивная часть решения объявлена 26 января 2021 года
Полный текст решения изготовлен 01 февраля 2021 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи В.А.Страшковой, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи С.А. Кореньковым, рассмотрел в судебном заседании дело №А60-39488/2020
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Сибеко системы пассивной безопасности" (ИНН 5003125920, ОГРН 1175027028670)
к Екатеринбургской таможне (ИНН 6662022335, ОГРН 1036604386411)
о признании недействительными решений № РКТ-10502000-20/0000070Д, РКТ-10502000-20/000071Д от 15 июня 2020 года
при участии в судебном заседании:
от истца (заявителя): Елисанова Е.И., представитель по доверенности от 04.02.2020, паспорт
от ответчика (заинтересованного лица): Глухова К.В., представитель по доверенности №5 от 11.01.2021, удостоверение, диплом; Добрых А.Л., представитель по доверенности №20 от 18.01.2021, удостоверение, диплом; Щепко Д.Б., представитель по доверенности №17 от 14.01.2021, удостоверение, диплом
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
Общество с ограниченной ответственностью "Сибеко системы пассивной безопасности" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решений Екатеринбургской таможни № РКТ-10502000-20/0000070Д, РКТ-10502000-20/000071Д от 15 июня 2020 года.
03.09.2020 таможенным органом в электронном виде представлен отзыв и материалы проверки по решениям № РКТ-10502000-20/0000070Д, РКТ-10502000-20/000071Д от 15 июня 2020 года.
15.09.2020 таможенным органом продублирован отзыв и материалы проверки по решениям № РКТ-10502000-20/0000070Д, РКТ-10502000-20/000071Д от 15 июня 2020 года на бумажном носителе.
18.09.2020 заявителем в электронном виде представлено ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы.
В предварительном судебном заседании представитель заявителя поддержала ходатайство от 18.09.2020, кроме того ходатайствовала об отложении предварительного судебного заседания или приостановлении производства по делу.
В предварительном судебном заседании 23.09.2020 представитель таможенного органа ходатайствовала об отложении предварительного судебного заседания в целях ознакомления с ходатайством заявителя о назначении судебной экспертизы, в целях представления собственной кандидатуры эксперта и с целью представления списка вопросов эксперту.
29.09.2020 заявителем в электронном виде представлено платежное поручение №4889 от 29.09.2020, подтверждающее внесение денежных средств на депозитный счет арбитражного суда.
В предварительном судебном заседании представитель заявителя ходатайствовала о приобщении к материалам дела оригинала платежного поручения №4889 от 29.09.2020 о внесении денежных средств на депозитный счет арбитражного суда.
В предварительном судебном заседании 02.10.2020 представитель таможенного органа ходатайствовала о проведении по настоящему делу комиссионной экспертизы и включении в состав экспертов таможенного эксперта.
Определением от 02.10.2020 судом назначена по делу А60-39488/2020 судебно-техническая экспертиза.
Определением от 09.12.2020 срок проведения судебно-технической экспертизы, по делу №А60-39488/2020 продлен на 25 рабочих дней с 19.11.2020 (с момента поступления в распоряжение эксперта дополнительных документов) до 24.12.2020 (включительно).
24.12.2020 в материалы дела представлено экспертное заключение.
Определением от 30.12.2020 производство по делу возобновлено, назначено судебное разбирательство на 26.01.2021.
В судебном заседании 26.01.2021 представитель таможенного органа ходатайствовала о приобщении к материалам дела письменных пояснений на заключение эксперта №0130500076 от 24.12.2020. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "СИБЕКО системы пассивной безопасности" (далее - "Общество") представило на таможенный пост Екатеринбургский (центр электронного декларирования) Екатеринбургской таможни (далее - "Таможня") декларации на товары №№ 10502110/031018/0090346,10502110/180918/0082732,10511010/180119/0005751, 10511010/281218/0037677,10511010/261018/0001147,10511010/151118/0012511,
10511010/191118/0013900,10511010/110219/0017546,10511010/190219/0021683,
10511010/130619/0078841,10511010/041218/0023136, 10511010/160419/0050499,
10511010/070519/0059952, 10511010/190619/0082081 для целей таможенного декларирования ввезенных обществом ремней безопасности для пассажирских сидений автобусов DC-3000, DC-3000A, DC-3401, DC-3600; ремней безопасности для водительских и пассажирских сидений тракторов DC-3200, SIB22171.028 (далее - "Товар").
При таможенном декларировании обществом был заявлен классификационный код Товара 8708 21 900 9 ТН ВЭД ЕАЭС ("Части и принадлежности моторных транспортных средств товарных позиций 8701 - 8705, части и принадлежности кузовов (включая кабины) прочие, ремни безопасности прочие").
Екатеринбургской таможней в соответствии со ст. 332 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) осуществлен таможенный контроль в форме камеральной таможенной проверки по вопросу соблюдения требований таможенного законодательства ЕАЭС и законодательства Российской Федерации о таможенном деле в отношении товаров, продекларированных Обществом по вышеуказанным ДТ, и установлено, что заявлен недостоверный классификационный код 8708 21 900 9 ТН ВЭД ЕАЭС. Товары «ремни безопасности для водительских и пассажирских сидений автобусов и грузовых автомобилей в комплекте с замком и регулятором, артикул: SIB22171.028, DC - 3000, DC - 3000А, DC - 3401, DC - 3600, DC -3200» должны классифицироваться в товарной подсубпозиции 9401 90 800 9 ТН ВЭД ЕАЭС (акт камеральной таможенной проверки от 28.04.2020 № 10502000/210/280420/А000107).
Несмотря на представленные обществом Возражения от 07.05.2020 № 01-07/05 (далее - "Возражения"), а также документы и сведения с подробным описанием технических характеристик Товара (Письмо общества от 10.04.2020 № 2-04), заключения технической экспертизы ФГУП "НАМИ" от 29.01.2020 г. № 2231/006-28-0010, заключения технической экспертизы ФГУП "НАМИ" от 09.04.2020 г. № 2231/006-28-0043 (далее -"Заключения"), таможенный орган принял решения по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС от 15.06.2020 г. №№ РКТ-10502000-20/000070Д, РКТ-10502000-20/000071Д (далее - "Решения").
В результате, классификационный код Товара был изменен на код 9401 90 800 9 ТН ВЭД ЕАЭС ("Мебель для сидения (кроме указанной в товарной позиции 9402), трансформируемая или не трансформируемая в кровати, и ее части прочие").
Общество полагая, что Решения таможенного органа нарушают предусмотренное ст. 57 Конституции РФ право платить законно установленные налоги и сборы, а также предусмотренное ст. 67 ТК ЕАЭС и ст. 67 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ право общества на возврат излишне взысканных таможенных платежей, что также нарушает предусмотренное ст. 8 Конституции РФ право частной собственности общества на принадлежащее ей имущество, ссылаясь на незаконность и необоснованность, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Предметом спора по делам о признании решений и действий незаконными, ненормативного правового акта недействительным является требование, направленное, прежде всего, на исключение последствий, порожденных действием (решением, актом).
Следовательно, в рассматриваемом случае, исходя из положений ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания данного ненормативного правового акта недействительным необходимо соблюдение двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагающее на него какие-либо обязанности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в предмет доказывания по делу входит несоответствие оспариваемого решения действующему законодательству, а также факт нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав доводы участвующих в деле лиц, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со ст. 20 ТК ЕАЭС декларант и иные лица осуществляют классификацию товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности при таможенном декларировании и в иных случаях, когда в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования таможенному органу заявляется код товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
Проверка правильности классификации товаров осуществляется таможенными органами.
Таможенный орган осуществляет классификацию товаров, в том числе, в случае выявления как до, так и после выпуска товаров их неверной классификации при таможенном декларировании. В этом случае таможенный орган принимает решение о классификации товаров. Форма решения о классификации товаров, порядок и сроки его принятия устанавливаются в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
Согласно п. 2 ст. 19 ТК ЕАЭС международной основой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности являются Гармонизированная система описания и кодирования товаров (далее - ГС) Всемирной таможенной организации и единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств.
ГС является приложением к Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров, разработанной под руководством Совета таможенного сотрудничества (Всемирная таможенная организация), участницей которой является, в том числе, Российская Федерация.
В связи с вступлением в силу Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 с 1 января 2015 года для целей классификации товаров применяется Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС).
Классификация товаров по ТН ВЭД ЕАЭС осуществляется в соответствии с Основными правилами интерпретации (далее - ОПИ), которые являются неотъемлемой частью ГС.
В целях обеспечения единообразия толкования единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС (ЕАЭС) при классификации товаров, Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 № 522 принято «Положение о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров» (далее - Положение). Данным Положением закреплен порядок и последовательность применения ОПИ, их значимость, даются определения и термины, регламентирующие единообразие толкования.
Пунктом 5 указанного Положения предусмотрено, что ОПИ предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне.
Пунктом 6 установлено, что ОПИ применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно:
- ОПИ 1 применяется в первую очередь;
- ОПИ 2 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1;
- ОПИ 3 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1 или ОПИ 2;
- ОПИ 4 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1, ОПИ 2 или ОПИ 3;
- ОПИ 5 применяется при необходимости после применения иного ОПИ;
- ОПИ 6 применяется при необходимости определения кода субпозиции (подсубпозиции).
В соответствии с ОПИ 1 для юридических целей классификация товаров в соответствии с ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с последующими ОПИ.
Дальнейшую классификацию после того, как определена соответствующая товарная позиция, устанавливает правило ОПИ 6, согласно которому для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
Коллегия Евразийской экономической комиссии Рекомендациями от 07.11.2017 № 21 «О Пояснениях к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза» государствам - членам Евразийского экономического союза с даты опубликования настоящей Рекомендации на официальном сайте Евразийского экономического союза (07.11.2017): рекомендовала применять Пояснения к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (тома I - VI).
Согласно тексту подсубпозиции 8708 21 900 9 ТН ВЭД ЕАЭС (выбрана Обществом) в неё включаются части и принадлежности кузовов (включая кабины) моторных транспортных средств прочие: - ремни безопасности.
Согласно тексту подсубпозиции 9401 90 800 9 ТН ВЭД ЕАЭС в неё включаются части мебели для сидения.
Согласно Пояснениям к товарной позиции 8708 ТН ВЭД ЕАЭС в данную товарную позицию включаются части и принадлежности к моторным транспортным средствам товарных позиций 8701 - 8705 при условии, что такие части и принадлежности одновременно отвечают двум следующим требованиям:
(i) они должны быть идентифицируемы как пригодные для использования исключительно или главным образом с вышеупомянутыми транспортными средствами; и (и) они не должны исключаться положениями примечаний к разделу XVII (см. соответствующие общие положения).
Части и принадлежности данной товарной позиции содержат в том числе: Б) Части кузовов и соответствующие принадлежности, например, панели пола, боковины, передние или задние панели, багажные отделения и т.д.; двери и их части; капоты; обрамленные окна, окна, оборудованные нагревательными резисторами и электрическими разъемами, обрамление окон; подножки; крылья, брызговики; приборные щитки; облицовки радиаторов; кронштейны для крепления номерных знаков; бамперы и клыки бамперов; кронштейны рулевой колонки; наружные багажники; козырьки; неэлектрические обогреватели и размораживающие устройства, работающие от тепловой энергии, производимой двигателем автомобиля; ремни безопасности, предназначенные для постоянного крепления в автомобиле для обеспечения безопасности людей; напольные коврики (кроме ковриков из текстильных материалов или из неотвержденной вулканизованной резины) и т.д. Узлы в сборе (включая шасси-кузова несущей конструкции), еще не имеющие характер не полностью укомплектованных кузовов, например, еще не укомплектованные дверьми, крыльями, капотами и крышками задних отделений и т.д., включаются в данную товарную позицию, а не в товарную позицию 8707.
При этом непосредственно сиденья для транспортных средств товарных позиций 8701 - 8705 ТН ВЭД ЕАЭС в качестве частей или принадлежностей таковых не указаны.
В соответствии с Пояснениями к ТН ВЭД ЕАЭС (раздел XVII, Общие положения раздела III «Части и принадлежности») в другие группы раздела XVII (помимо 89) включаются части и принадлежности наземных транспортных средств, летательных аппаратов или относящегося к ним оборудования.
Следует, однако, отметить, что в данные товарные позиции включаются только те части или принадлежности, которые отвечают всем трем нижеприведенным условиям:
(а) они не должны быть исключены в соответствии с условиями примечания 2 к разделу XVII ТН ВЭД ЕАЭС;
и (б) они должны быть пригодны для использования исключительно или преимущественно с изделиями групп 86 - 88 ТН ВЭД ЕАЭС;
и (в) они не должны быть поименованы более конкретно где-либо в другом месте ТН ВЭД ЕАЭС.
При этом в пункте (В) Общих положений раздела III «Части и принадлежности» ТН ВЭД ЕАЭС, разъясняющем порядок классификации частей и принадлежностей, описанных более конкретно где-либо в другом месте ТН ВЭД ЕАЭС, указано, что части и принадлежности, даже если они могут быть идентифицированы как предназначенные для изделий данного раздела, не включаются в него, если они описаны более конкретно в какой-либо другой товарной позиции ТН ВЭД ЕАЭС.
В качестве примера приведены сиденья для транспортных средств товарной позиции 9401 ТН ВЭД ЕАЭС (подпункт 12).
Согласно Пояснениям к ТН ВЭД ЕАЭС в товарную позицию 9401 включается «Мебель для сидения (кроме указанной в товарной позиции 9402), трансформируемая или не трансформируемая в кровати, и ее части»: 9401 10 -сиденья типа используемых в средствах воздушного транспорта, 9401 20 -сиденья типа используемых в моторных транспортных средствах, 9401 30 -мебель для сидения вращающаяся с регулирующими высоту приспособлениями, 9401 40 - мебель для сидения, кроме дачной или походной, трансформируемая в кровати - мебель для сидения из тростника, ивы, бамбука или аналогичных материалов: 9401 52 - из бамбука, 9401 53 ~ из ротанга, 9401 59 — прочая -мебель для сидения с деревянным каркасом прочая: 9401 61 — мебель обитая, 9401 69 — прочая - мебель для сидения с металлическим каркасом прочая: 9401 71 - обитая, 9401 79 — прочая, 9401 80 - мебель для сидения прочая, 9401 90 - части.
При условии соблюдения упомянутых ниже исключений в данную товарную позицию включаются все предметы для сидения (включая сиденья для транспортных средств, если они соответствуют условиям, оговоренным в примечании 2 к данной группе), например:_шезлонги, кресла с подлокотниками, складные стулья, палубные кресла, высокие стулья для младенцев и детские сиденья, предназначенные для закрепления на спинках других сидений (включая сиденья транспортных средств), кресла-качалки, скамьи, кушетки (включая кушетки с электрообогревом), диваны, софы, оттоманки и аналогичные предметы, табуреты (такие как табуреты для фортепиано, табуреты для чертежников, машинисток и подножки стульев двойного назначения), сидения со встроенной акустической системой, предназначенные для использования с консолями и оборудованием для видеоигр, телевизионными или спутниковыми приемниками, а также с проигрывателями DVD, музыкальных CD, МРЗ или видеокассет.
Примечанием 2 к группе 94 ТН ВЭД ЕАЭС установлено, что изделия (кроме их частей) товарных позиций 9401 - 9403 включаются в данные товарные позиции только в том случае, если они предназначены для установки на пол или на землю.
Однако нижеперечисленные изделия включаются в указанные выше товарные позиции даже в тех случаях, если они предназначены для подвешивания, закрепления на стене или установки одно на другое:
(а) шкафы посудные и книжные, другая мебель с полками (включая отдельные полки, представленные с крепежом для фиксации их на стене) и секционная мебель;
(б) мебель для сидения и кровати.
Общими положениями к группе 94 ТН ВЭД ЕАЭС определено, что в данной группе термин «мебель» означает: (А) Любые «передвижные» изделия (за исключением входящих в более специфические товарные позиции ТН ВЭД), главной характерной особенностью которых является то, что они сконструированы для размещения на полу или на земле и которые используются в основном в утилитарных целях, для интерьера частных домов, гостиниц, театров, кинотеатров, контор, церквей, школ, кафе, ресторанов, лабораторий, больниц, стоматологических кабинетов и т.д., а также для интерьеров судов, летательных аппаратов, железнодорожных вагонов, моторных транспортных средств, жилых прицепов или аналогичных транспортных средств. (Необходимо отметить, что в данной группе товары считаются «передвижной» мебелью, даже если они предназначены для привинчивания и т.д. к полу, например, стулья, устанавливаемые на судах.) Аналогичные товары (кресла, стулья и т.д.) для размещения в садах, на площадях, местах для гулянья и т.д. также относятся к данной категории.
Следовательно, мебель для сидения включается в данную товарную позицию не только в случае если она предназначена для установки на пол или на землю, но и в случаях, если она предназначена для подвешивания, закрепления на стене или установки одна на другое, включая сиденья для транспортных средств судов, летательных аппаратов, железнодорожных вагонов.
Согласно Пояснений к группе 94 в нее входят только обработанные и необработанные части изделий, относящихся к товарным позициям 9401 - 9403 и 9405, если их можно идентифицировать по форме и другим характерным чертам как части, предназначенные исключительно или главным образом для изделия, входящего в какую-либо из этих товарных позиций.
В соответствии с Пояснениями к товарной позиции 9401 ТН ВЭД ЕАЭС в данную товарную позицию также включаются идентифицируемые части кресел или прочих предметов для сидения, такие как спинки, сиденья и подлокотники (как набитые, так и не набитые соломой или тростником, как с набивкой или пружинами, так и без них), покрытия для сидений или спинок, предназначенные для постоянного крепления, а также спиралевидные пружины, собранные в целях набивки сиденья.
Классификация товаров по ТН ВЭД ЕАЭС осуществляется в соответствии с Основными правилами интерпретации, которые являются неотъемлемой частью ТН ВЭД ЕАЭС.
В соответствии с Положением о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации, утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 № 522, основные правила интерпретации (далее - ОПИ) предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне. ОПИ применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно. ОПИ с 1 по 5 предназначены для определения товарной позиции, ОПИ 1 применяется в первую очередь, причем ОПИ 2-5 применяются в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1, следовательно, если товарная позиция определена с помощью ОПИ 1 следует переходить к определению товарной субпозиции с помощью ОПИ 6 в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношения к субпозициям.
В соответствии с ОПИ 1 названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии со следующими положениями.
Для целей применения ОПИ 1 подлежат сравнению 2 товарные позиции:
- 8708 Части и принадлежности моторных транспортных средств товарных позиций 8701 - 8705 и;
- 9401 Мебель для сидения (кроме указанной в товарной позиции 9402), трансформируемая или не трансформируемая в кровати, и ее части.
Для того чтобы перейти к классификации товаров на уровне субпозиции (6 знаков), необходимо, в силу ОПИ 1, установить возможность классификации товара в конкретной товарной позиции (4 знака).
Таким образом, сиденья для моторных транспортных средств, в том числе и их части, не могут классифицироваться в товарной позиции 8708 ТН ВЭД ЕАЭС, поскольку вся мебель для сидения, предназначенная для установки на пол или на землю, для подвешивания, закрепления на стене или установки одна на другое (в том числе детское кресло, устанавливаемое на сидение автомобиля и закрепляемое с помощью ремней безопасности), классифицируется в товарной позиции 9401 ТН ВЭД ЕАЭС.
В соответствии с ГОСТ 21015-88. Места крепления ремней безопасности легковых, грузовых автомобилей и автобусов. Общие технические требования и методы испытаний (приложение № 1) место крепления ремня безопасности - элемент конструкции кузова (кабины) или какой-либо другой части автомобиля (например, каркаса сиденья), к которому крепится ремень безопасности.
Согласно указанному ГОСТу сиденье - конструкция, включая каркас, обивку и другие элементы и предназначенная для размещения взрослого пассажира или водителя; места крепления ремней безопасности могут располагаться либо на кузове (кабине) автомобиля, либо на каркасе сиденья, либо на любой другой части автомобиля (приложение 1 и п. 1.3.1.)
С учетом вступления в силу Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств № 018/2011» действовавший на тот момент ГОСТ Р 41.16-2005 «Национальный стандарт Российской Федерации единообразные предписания, касающиеся: I. Ремней безопасности и удерживающих систем для пассажиров и водителей механических транспортных средств; II. Транспортных средств, оснащенных ремнями безопасности» отменен Приказом Росстандарта от 19.07.2018 № 420-ст «Об отмене национальных стандартов Российской Федерации». Согласно Приказу Росстандарта от 19.07.2018 N 420-ст «Об отмене национальных стандартов Российской Федерации» соответствии со статьей 9 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации", а также обращением технического комитета по стандартизации ТК 056/МТК 056 "Дорожный транспорт" о необходимости отмены национальных стандартов Российской Федерации ГОСТ Р группы 41, утративших свою актуальность, в связи с прямым применением с 28 декабря 2000 г. Правил ООН, принятых в соответствии с международным Женевским Соглашением 1958 года.
Таким образом, на территории Российской Федерации в настоящий момент наряду с вышеназванным Техническим регламентом действуют международные Требования к ремням безопасности транспортных средств, которые установлены Соглашением «О принятии согласованных технических правил Организации Объединенных Наций для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и/или использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих правил Организации Объединенных Наций, Правила № 16 ООН» (далее - Соглашение).
Документ размещен на официальном Интернет сайте Организации Объединенных Наций, www.unece.org.
В соответствии с п. 2.1 Соглашения ремень безопасности (ремень) - приспособление, состоящее из лямок с запирающей пряжкой, регулирующих устройств и деталей крепления, которое может быть прикреплено к внутренней части кузова механического транспортного средства.
Согласно п. 2.15 Соглашения приспособления для крепления ремней - элементы конструкции кузова транспортного средства, или каркаса сиденья или любой другой части транспортного средства, к которым крепятся комплекты ремней безопасности.
В соответствии с п. 2.18 Соглашения сиденье - конструкция, являющаяся или не являющаяся неотъемлемой частью конструкции транспортного средства, включая обивку, и предназначенная для сидения одного взрослого человека. Этот термин охватывает как индивидуальное сиденье, так и часть многоместного нераздельного сиденья, предназначенную для сидения одного человека.
Таким образом, исходя из положений Соглашения, ремни безопасности транспортных средств различаются по использованию и предназначению: - которые могут крепиться как к кузову (кабине) транспортного средства; - которые могут крепиться к каркасам сидений. На основании изложенного, исходя из совокупности приведенных норм и правил классификация товаров в ТН ВЭД, суд первой инстанции обоснованно заключил, что ремни безопасности, которые крепятся непосредственно к кузову (кабине) транспортного средства, классифицируются согласно ОПИ 1 и 6 в соответствующей субпозиции 8708 21 ТН ВЭД ЕАЭС «Части и принадлежности моторных транспортных средств товарных позиций 8701- 8705; - части и принадлежности кузовов (включая кабины) прочие: - ремни безопасности), а ремни безопасности, которые крепятся к каркасу сидения транспортного средства, исключаются из товарной позиции 8708 ТН ВЭД ЕАЭС в соответствии с Общим положениям (III) «Части и принадлежности» к Разделу XVII, и классифицируются в товарной позиции 9401 ТН ВЭД ЕАЭС.
Обществом в ходе камеральной таможенной проверки представлены документы, а именно: технические паспорта на ремни, габаритные чертежи, информационное письмо 05.02.2020 № 147/20 с пояснениями каким образом крепятся ремни, с описанием типа ремней, количеством точек крепления, типом регулировки длины ленты ремней безопасности.
В соответствии с паспортом на ремни безопасности DC-3000, DC-3401 данные ремни устанавливается на пассажирские сиденья автобусов (например, Луидор). Согласно сведениям, из сети Интернет (www.luidorbus.ru) ремни безопасности пассажирских автобусов Луидор крепятся непосредственно к сиденью пассажирских автобусов всеми точками крепления.
В соответствии с паспортом па ремень безопасности DC-3000A данный ремень устанавливается на пассажирские сиденья автобусов (например, РИАТ). Согласно сведениям из сети Интернет (www.riat.ru, www.riatauto.ru) ремни безопасности пассажирских автобусов РИАТ крепятся непосредственно к сиденью пассажирских автобусов всеми точками крепления.
В соответствии с паспортом на ремень безопасности DC-3200 данный ремень устанавливается на трактор (пример, МТЗ), согласно информации, представленной Обществом от 05.02.2020 № 147/20, место крепления ремня - к сидению. Согласно информации из технической литературы («Тракторы «Беларусь» семейств МТЗ и ЮМЗ. Устройство, работа и техническое обслуживание.» под ред. Я.С. Белоконя, изд. «Ранок». 2003 т.) ремни безопасности тракторов МТЗ крепятся непосредственно к каркасу сидения всеми точками крепления.
В соответствии с паспортом на ремень безопасности DC-3600 ремень безопасности устанавливается на пассажирские сиденья автобусов. Ремень безопасности DC-3600 является поясным с замком. Согласно информации, представленной Обществом от 05.02.2020 № 147/20, место крепления ремня - к сидению.
В соответствии с паспортом на ремни безопасности SIB22171.028 данный ремень устанавливается на пассажирские сиденья микроавтобусов (пример, ГАЗ). Согласно информации, представленной Обществом от 05.02.2020 № 147/20, место крепления ремня - к сидению.
Довод Общества о том, что товар не является частью сидения, а представляет собой самостоятельный компонент транспортного средства, выполняющий иной функционал, чем сидение транспортного средства не состоятелен по следующим основаниям.
Согласно определениям, установленным приложением № 1 к ГОСТу 21015-88 «Места крепления ремней безопасности легковых, грузовых автомобилей и автобусов. Общие технические требования и методы испытаний» место крепления ремня безопасности означает элемент конструкции кузова (кабины) или какой-либо другой части автомобиля (например, каркаса сиденья), к которому крепится ремень безопасности.
Под сиденьем понимается конструкция, включая каркас, обивку и другие элементы, и предназначенная для размещения взрослого пассажира (этот термин обозначает как индивидуальное сиденье, так и часть многоместного сиденья, соответствующего посадочному месту).
Таким образом, ремни безопасности, которые крепятся к кузову транспортных средств, являются частью кузова и должны классифицироваться как части кузовов моторных транспортных средств в товарной позиции 8708 ТН ВЭД ЕАЭС, а ремни безопасности, которые крепятся непосредственно к сиденьям моторных средств, должны классифицироваться как части сидений моторных транспортных средств в товарной позиции 9401 ТН ВЭД ЕАЭС, поскольку сиденье в совокупности с установленным на нем ремнем безопасности способно выполнять свою основную функцию сиденья для транспортного средства.
В ходе проведения судебно-технической экспертизы, назначенной определением суда от 02.10.2020, эксперт пришел к следующим выводам:
Так, по 2 и 5 вопросам заключения эксперт подтвердил, что ремни безопасности артикулы DC-3000, DC-3401, DC-3000A, DC-3200, DC-3600, SIB22171.028 предназначены только для крепления к сиденьям транспортного средства всеми точками крепления.
По 4 вопросу заключения эксперт сделал вывод о том, что ремни безопасности артикулы DC-3000, DC-3401, DC-3000A, DC-3200, DC-3600, SIB22171.028 не являются элементом (частью или принадлежностью) кузова транспортного средства.
Также по 8 вопросу заключения эксперт сделал вывод, что для крепления ремней безопасности артикулов DC-3000, DC-3401, DC-3000A, DC-3200, DC-3600, SIB22171.028 конструкции сидений транспортного средства предусмотрены кронштейны с отверстиями, к которым с помощью болтового соединения крепятся ремни безопасности.
Таким образом, данные выводы эксперта подтверждают, что конструкции сидений и ремней безопасности предназначены только для совместной эксплуатации и, будучи установленными на сиденья, ремни безопасности могут выполнять свое основное функциональное назначение - уменьшать риск гибели и причинению вреда здоровью водителя и пассажиров транспортного средства.
На основании изложенного, исходя из совокупности приведенных норм и правил классификация товаров в ТН ВЭД, обоснованно, что ремни безопасности, которые крепятся непосредственно к кузову (кабине) транспортного средства, классифицируются согласно ОПИ 1 и 6 в соответствующей субпозиции 8708 21 ТН ВЭД ЕАЭС «Части и принадлежности моторных транспортных средств товарных позиций 8701-8705; - части и принадлежности кузовов (включая кабины) прочие: - ремни безопасности), а ремни безопасности, которые крепятся к каркасу сидения транспортного средства, исключаются из товарной позиции 8708 ТН ВЭД ЕАЭС в соответствии с Общим положениям (III) «Части и принадлежности» к Разделу XVII, и классифицируются в товарной позиции 9401 ТН ВЭД ЕАЭС.
Следовательно, ремни безопасности SIB22171.028, DC - 3000, DC - 3000А, DC - 3401, DC - 3600, DC - 3200, продекларированные по ДТ №№10502110/031018/0090346, 10502110/180918/0082732, 10511010/180119/0005751, 10511010/281218/0037677, 10511010/261018/0001147, 10511010/151118/0012511, 10511010/191118/0013900, 10511010/110219/0017546, 10511010/190219/0021683,10511010/041218/0023136,10511010/160419/0050499, 10511010/070519/0059952, 10511010/130619/0078841,10511010/190619/0082081, являются частями сидений для транспортных средств и классифицируются в соответствии с ОПИ 1 и 6 в подсубпозиции 9401 90 800 9 ТН ВЭД ЕАЭС.
Учитывая изложенное, решения Екатеринбургской таможни по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС от 15.06.2020 №№ РКТ-10502000-20/000070Д, РКТ-10502000-20/000071Д соответствуют действующему законодательству, не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности
При изложенных обстоятельствах суд не усматривает оснований для признания решений Екатеринбургской таможни по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС от 15.06.2020 №№ РКТ-10502000-20/000070Д, РКТ-10502000-20/000071Д недействительными.
В соответствии с ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Между тем, в соответствии с частью 2 статьи 107 АПК РФ эксперты получают вознаграждение за работу, выполненную ими по поручению арбитражного суда, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей как работников государственных судебно-экспертных учреждений. Размер вознаграждения определяется судом по согласованию с лицами, участвующими в деле, и по соглашению с экспертами.
Частью 1 статьи 109 АПК РФ предусмотрено, что денежные суммы, причитающиеся экспертам, специалистам, свидетелям и переводчикам, выплачиваются по выполнении ими своих обязанностей.
Денежные суммы, причитающиеся экспертам и свидетелям, выплачиваются с депозитного счета арбитражного суда (пункт 2 статьи 109 АПК РФ).
Согласно пункту 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 № 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе" денежные суммы, причитающиеся эксперту, согласно части 1 статьи 109 АПК РФ выплачиваются после выполнения им своих обязанностей в связи с производством экспертизы, за исключением случаев применения части 6 статьи 110 АПК РФ.
Перечисление денежных средств эксперту (экспертному учреждению, организации) производится с депозитного счета суда или за счет средств федерального бюджета финансовой службой суда на основании судебного акта, в резолютивной части которого судья указывает размер причитающихся эксперту денежных сумм. Суд выносит такой акт по окончании судебного заседания, в котором исследовалось заключение эксперта.
В п. 22 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 № 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе" разъяснено, что до назначения экспертизы по ходатайству или с согласия лиц, участвующих в деле, суд определяет по согласованию с этими лицами и экспертом (экспертным учреждением, организацией) размер вознаграждения, подлежащего выплате за экспертизу, и устанавливает срок, в течение которого соответствующие денежные суммы должны быть внесены на депозитный счет суда лицами, заявившими ходатайство о проведении экспертизы или давшими согласие на ее проведение (часть 1 статьи 108 АПК РФ).
Определением от 02.10.2020 по делу №А60-39488/2020 назначена по делу №А60-39488/2020 судебно-техническая экспертиза, проведение экспертизы поручено Ильину Александру Васильевичу - эксперту Уральской торгово-промышленной палаты, стоимость экспертизы согласно счета на оплату №2177/5803-4 от 24.12.2020 составила 70000 руб.
С учетом изложенного, поскольку при назначении судом экспертизы размер оплаты эксперту определен в размере 70000 руб., экспертом представлено обоснование стоимости услуг, в порядке статьи 109 АПК РФ с лицевого счета по учету средств, поступающих во временное распоряжение суда, на счет Уральской торгово-промышленной палате (союз) (ИНН 6659011245, ОГРН 1026600002032) подлежат перечислению денежные средства в размере 70000 руб. по счету №2177/5803-4 от 24.12.2020.
Руководствуясь ст. 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. В удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью "Сибеко системы пассивной безопасности" (ИНН 5003125920, ОГРН 1175027028670) отказать.
2. Перечислить Уральской торгово-промышленной палате (союз) (ИНН 6659011245, ОГРН 1026600002032) (эксперт Ильин Александр Васильевич) с депозитного счета Арбитражного суда Свердловской области 70000 руб. – стоимость экспертизы (счет №2177/5803-4 от 24.12.2020).
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья В.А. Страшкова