ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-40033/2021 от 29.11.2021 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.ru   e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

06 декабря 2021 года                                                        Дело №А60-40033/2021

Резолютивная часть решения объявлена 29 ноября 2021 года

Полный текст решения изготовлен 06 декабря 2021 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи И.В. Хачёва, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.Л. Гребневой, рассмотрел в судебном заседании дело №А60-40033/2021 по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № 70 - Уральский центр профессиональной патологии имени Ю.А. Брусницына Федерального медико-биологического агентства» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Управлению Федерального казначейства по Свердловской области

о признании недействительным представления № 62-62-10/8392 от 13.07.2021,

при участии в судебном заседании:  

от заявителя – ФИО1, представитель по доверенности № 01 от 11.01.2021, предъявлен паспорт;

от заинтересованного лица – ФИО2, представитель по доверенности № 62-16-14/8019 от 29.09.2020, предъявлен паспорт.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.

Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть № 70 - Уральский центр профессиональной патологии имени Ю.А. Брусницына Федерального медико-биологического агентства» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства  по Свердловской области о признании недействительным представления от 13.07.2021 № 62-62-10/8392.

Заинтересованное лицо представило отзыв, просит в удовлетворение заявленных требований отказать.

Рассмотрев материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

Управлением Федерального казначейства по Свердловской области в соответствии с приказом Управления Федерального казначейства по Свердловской области от 27.04.2021 № 499 «О назначении плановой выездной проверки в Федеральном государственном бюджетном учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть № 70 - Уральский центр профессиональной патологии имени Ю.А. Брусницына Федерального медико-биологического агентства» и на основании пункта 49 Плана контрольных мероприятий Управления Федерального казначейства по Свердловской области в финансово-бюджетной сфере на 2021 год, утвержденного руководителем Управления Федерального казначейства по Свердловской области 29.12.2020(с изменениями от 25.01.2021, от 17.02.2021, от 02.03.2021, от 11.03.2021,от 13.05.2021, от 08.06.2021) в период с 11 мая 2021 г. по 10 июня 2021 г. в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № 70 - Уральский центр профессиональной патологии имени Ю.А. Брусницына Федерального медико-биологического агентства» (далее - ФГБУЗ МСЧ № 70 - УЦПП им. Ю.А. Брусницына ФМБА России) проведена выездная проверка использования субсидий, предоставленных из федерального бюджета бюджетным (автономным) учреждениям на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), и субсидии, представленной из федерального бюджета в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и их отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В ходе контрольного мероприятия выявлены следующие нарушения:

1) В нарушение требований п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 19 и 20 Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2015 № 640, п. 9 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 № 583, также п. 5.4 Примерного положения об оплате труда работников федеральных бюджетных учреждений здравоохранения и социальной защиты, подведомственных ФМБА России, утвержденного приказом Федерального медико-биологического агентства от 03.09.2008 г. № 305, пунктов 2 и 3 приказа ФМБА России от 30.11.2020 № 211н «О выплатах стимулирующего характера руководителям федеральных бюджетных и казенных учреждений Федерального медико-биологического агентства по итогам работы за 3 квартал 2020 года», в 2020 году ФГБУЗ МСЧ № 70 - УЦПП им. Ю.А. Брусницына ФМБА России произведено неправомерное начисление премии за счет средств субсидии, выделенной на финансовое обеспечение выполнения государственного задания (выполнение работ) на 3 квартал 2020 года, заместителю руководителя Учреждения (директору) ФИО3 в сумме 52 929,04 рублей (с учетом уральского коэффициента), что привело к неправомерному расходованию средств федеральной субсидии на всю сумму выплаты в размере 46 048,26 рублей (52 929,04 - 6 880,77) с учетом удержанного налога на доходы физических лиц.

2) В нарушение п. 1 ст. 162, ст. 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», п. 333 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утверждённой приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н, неисключительные права пользования программным обеспечением на сумму 1 012 752,00 рублей, полученные ФГБУЗ МСЧ № 70 - УЦПП им. Ю.А. Брусницына ФМБА России в 2020 году в рамках исполнения госконтракта от 12.11.2020 № 28102020/ЦС/АРМ в соответствии с Сублицензионным договором (Приложение № 3 к госконтракту от 12.11.2020 № 28102020/ЦС/АРМ) на основании Акта о приемке прав использования программного обеспечения по госконтракту от 12,11.2020 № 28102020/ЦС/АРМ на сумму 1 012 752,00 рублей, не отражены в учете по забалансовому счету 01 «Имущество, полученное в пользование», что привело к нарушению порядка учета нефинансовых активов на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» в количестве 4 единицы на общую сумму 1 012 752,00 рублей, что является нарушением правил ведения бюджетного (бухгалтерского) учета.

Заявителю выдано представление № 62-62-10/8392 от 13.07.2021.

Не согласившись с принятым представлением в части п. 1, заявитель обратился в Арбитражный суд Свердловской области с соответствующим заявлением.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Как следует из материалов дела, в ходе контрольного мероприятия установлено, что ФГБУЗ «МСЧ №70» произведено  неправомерное  начисление  премии за счет средств субсидии, выделенной на финансовое обеспечение выполнения государственного задания (выполнения работ) за III квартал 2020 года, директору Учреждения ФИО3 в сумме 52 929,04 рублей.

Так, на основании приказа Федерального медико-биологического агентства (далее - ФМБА России) от 30.11.2020 № 211 по установлению размера премии за III квартал руководителям подведомственных учреждений, произведен общий расчет премиальной выплаты руководителю ФГБУЗ «МСЧ № 70» ФИО4 по итогам работы за III квартал в размере 230 125,53 рублей, которая впоследствии была разделена в соответствии с фактически отработанным временем в III квартале 2020 г между руководителем и директором, который фактически исполнял обязанности руководителя Учреждения в период с 05.08.2020 по 21.08.2020 на основании приказа ФМБА России от 22.07.2020 № 610к, приказа руководителя ФГБУЗ «МСЧ № 70» от 04.08.2020 № 91 «Л». Правовым основанием для разделения премии, являющейся выплатой стимулирующего характера руководителю учреждения ФИО4 за выполнение целевых показателей деятельности» явились утвержденные директором ФГБУЗ «МСЧ № 70» ФИО3 Положение об оплате труда работников и Положение о премировании работников данного учреждения.

Из содержания пункта 7.4 Положения об оплате труда и пункта 2.4.3 Положения о премировании, утвержденных директором «МСЧ №70» ФИО3 следует, что премирование руководителя ФГБУЗ «МСЧ №70» осуществляется в соответствии с пунктом 9 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583, а также нормативным правовым актом (приказом) ФМБА России. Выплаты стимулирующего характера руководителю учреждения производятся за фактически отработанное время за конкретный период в пределах фонда оплаты труда учреждения, доведенного в рамках предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг на текущий календарный год. На период отсутствия начальника (очередной отпуск, командировка, учебный отпуск, больничный лист) премия распределяется между работниками, замещающими его на основании приказа по учреждению, за фактически отработанное время.

Вместе с тем, согласно пункта 4.12 Устава, утвержденного приказом ФМБА России от 27.05.2011 № 247у (далее - Устав), Учреждение возглавляет начальник (руководитель), назначаемый на эту должность сроком на 5 лет и освобождаемый от должности руководителем ФМБА России.

В 2019 году руководителем ФМБА России заключен срочный трудовой договор от 05.02.2019 № 2 с руководителем ФГБУЗ «МСЧ № 70» ФИО4 с определением прав и обязанностей руководителя Учреждения, также с установлением оплаты труда руководителя и других выплат, осуществляемых ему в рамках трудовых отношений.

В соответствии с пунктами 6 и 8 указанного Трудового договора, руководитель является единоличным исполнительным органом учреждения, осуществляющим текущее руководство его деятельностью, осуществляет действия без доверенности от имени учреждения, открывает (закрывает) в установленном порядке счета учреждения, заключает и расторгает трудовые договора с работниками учреждений, поощряет работников учреждения и осуществляет иные функции.

В соответствии с пунктом 4.20 Устава на период отсутствия руководителя исполнения обязанностей руководителя возлагается на одного из заместителей руководителя. В соответствии с приказом ФГБУЗ «МСЧ №70» от 23.07.2018 №99/3-АХД «О распределении обязанностей между начальником медсанчасти, директором, заместителем начальника по экономическим вопросам, главным бухгалтером ФГУЗ «МСЧ №70» в период отсутствия руководителя его обязанности исполняет директор учреждения Ан А. А.

Порядок оплата труда руководителя и его заместителей закреплен в Положении об оплате труда работников и в Положении о премировании работников, которые в нарушение требований пункта 2.1 приказа ФМБА России от 03.09.2008 № 305 «О введении новой системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, подведомственных ФМБА России», утверждены не руководителем ФГБУЗ «МСЧ №70», а директором указанного учреждения.

В силу пункта 6.1 Примерного положения об оплате труда работников Федеральных бюджетных учреждений здравоохранения и социальной защиты, подведомственных ФМБА России, утвержденного приказом ФМБА России от 03.09.2008 №305 (далее - Примерное положение № 305) руководитель учреждения имеет право делегировать полномочия по определению размеров заработной платы работников, компенсационных и стимулирующих выплат работникам только руководителю филиала учреждения, которым директор «МСЧ №70» не является. Следовательно, у него не имелось правовых оснований и возможности утверждать Положение об оплате труда работников и Положение о премировании.

При решении вопросов установления оплаты труда руководителя организации необходимо руководствоваться положениями статьи 145 Трудового кодекса РФ, определяющей, что оплата труда руководителей организаций, финансируемых из федерального бюджета, осуществляется в порядке и размерах, которые определяются Правительством РФ.

Заработная плата руководителей федеральных бюджетных учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера. Должностной оклад руководителя учреждения, определяемый трудовым договором, устанавливается в кратном отношении к средней заработной плате работников, которые относятся к основному персоналу возглавляемого им учреждения, и составляет до пяти размеров указанной средней заработной платы (пункт 6 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008г. № 583).

Кроме того, руководителю бюджетного учреждения могут быть установлены выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

Федеральные учреждения - главные распорядители средств федерального бюджета (ФМБА России), в ведении которых находятся федеральные учреждения (ФГБУЗ «МСЧ №70»), устанавливают руководителям этих учреждений выплаты стимулирующего характера по результатам достижения показателей эффективности деятельности федерального учреждения и работы его руководителя, утверждаемых федеральным учреждением - главным распорядителем средств федерального бюджета, в ведении которого находится федеральное учреждение, за соответствующий период.

«Стимулирующие выплаты» включают перечень (конкретные наименования) и рекомендуемые размеры выплат стимулирующего характера.

Данный перечень формируется в соответствии с перечнем видов выплат стимулирующего характера, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2007 № 818 «Об утверждении перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях».

В целях поощрения работников за выполненную работу в учреждении в соответствии с перечнем видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях устанавливаются следующие выплаты:

по итогам работы (за квартал, полугодие, 9 месяцев, год);

за образцовое качество выполняемых работ;

за выполнение особо важных и срочных работ;

за интенсивность и высокие результаты работы.

Премирование руководителя осуществляется с учетом результатов деятельности учреждения в соответствии с критериями оценки и целевыми показателями эффективности работы учреждения, за счет ассигнований федерального бюджета, централизованных главным распорядителем средств федерального бюджета (ФМБА России) на эти цели.

Размеры премирования руководителя, порядок и критерии его выплаты устанавливаются главным распорядителем средств федерального бюджета в трудовом договоре руководителя учреждения.

Согласно пункту 19 Трудового договора от 05.02.2019 № 2 с начальником ФГБУЗ «МСЧ №70» в качестве поощрения руководителю устанавливается выплата стимулирующего характера по результатам выполнения государственного задания по оказанию (выполнению) государственных услуг (работ). Размер выплаты при достижении условий ее осуществления составляет 4,40% от фонда оплаты труда в год, доведенного в рамках предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ). Выплаты осуществляются с учетом достижения показателей эффективности деятельности учреждения. Следовательно, о снижении размера стимулирующей выплаты можно говорить только в случае, недостижения показателей эффективности условий предоставления субсидии. Оснований к снижения размера стимулирующей выплаты, в случае отсутствия руководителя на рабочем месте по уважительной причине, не предусмотрено.

В соответствии с пунктом 9 Положения об установлении систем оплаты труда работников  федеральных  бюджетных,  автономных  и  казенных учреждений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583, решение о выплате премии руководителю учреждения и ее размер утверждается распоряжением федерального учреждения - главным распорядителем средств федерального бюджета, в ведении которого находится федеральное учреждение (ФМБА России).

Во исполнение пункта 9 указанного Положения ФМБА России приказом от 30.11.2020 №211н «О выплатах стимулирующего характера руководителям федеральных бюджетных и казенных учреждений Федерального медико-биологического агентства по итогам работы за III квартал 2020 года» распределило размер выплаты стимулирующего характера руководителям подведомственных федеральных бюджетных учреждений по итогам работы за III квартал 2020 года.

При этом указания о том, что такая выплата производится с учетом фактически отработанного времени, в указанном приказе не содержится, равно как и не содержится в других нормативных правовых актах.

Конкретные размеры стимулирующих выплат руководителям учреждений устанавливаются приказом руководителя ФМБА России и не могут быть уменьшены на основании локальных актов самого учреждения, таких как Положение об оплате труда работников и Положения о премировании работников учреждения.

Размер стимулирующей премии руководителю учреждения может быть уменьшен, то есть выплачен за фактически отработанное время, только в случае заключения трудового договора с вновь назначенным руководителем учреждения либо расторжения трудового договора с руководителем учреждения, иных оснований для удержания размера стимулирующей выплаты приказом ФМБА Росси не предусмотрено.

Так, руководитель ФМБА России принимая решения о выплате руководителю ФГБУЗ «МСЧ №70» премии стимулирующего характера в размере 100% в пределах фонда оплаты труда, доведенного в рамках предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказания государственных услуг (выполнения работ) на III квартал 2020 года в соответствии с размерами, установленными трудовым договором, располагал сведениями, что в период с 05.08.2020 по 21.08.2020, последний находился в ежегодном оплачиваемом отпуске (Приказом ФМБА России от 22.07.2020 №6140к «О разрешении на отпуск» исполнение обязанностей руководителя ФГБУЗ МСЧ №70 возложено на директора).

Учитывая изложенное, решение о выплате стимулирующего характера руководителю учреждения, принимается ни руководителем, ни директором учреждения, а только руководителем ФМБА России на основании распоряжения, принятого по результатам работы комиссии по оценке выполнения целевых показателей деятельности учреждения и личного вклада руководителя в осуществление основных задач и функций учреждения.

Приказ ФМБА от 30.11.2020 № 211 не устанавливает вознаграждение индивидуально-определенному работнику, а указывает только его должность - руководитель. Иными словами, данная выплата связана с выполнением работником функций руководителя учреждения и не является фиксированным вознаграждением конкретного лица. Таким образом, может выплачиваться любому должностному лицу, которое исполняет обязанности руководителя.

Работа в период отпуска трудовым законодательством не предусматривается. Вместе с тем, если руководитель временно передал свои полномочия иному лицу и находится в отпуске, он не лишен своей должности, то есть продолжает оставаться руководителем учреждения с правом присутствия на рабочем месте и подписания документов.

Руководитель - первое лицо организации. Именно он совершает сделки от имени общества, утверждает штат, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками учреждения, обеспечивая данными решениями эффективную и результативную деятельность учреждения во время его отпуска. Надлежащая организация работы во время отсутствия руководителя, является заслугой самого руководителя. Организация продолжала осуществлять функции учреждения и решает поставленные перед организацией задачи, в том числе на основании установок, данных руководителем.

Вместе с тем, руководитель учреждения как единоличный исполнительный орган юридического лица вправе принимать решения о поощрении работников.

Размер стимулирующей выплаты конкретному работнику устанавливается приказом руководителя учреждения в соответствии с личным вкладом данного работника в общие результаты работы учреждения. Руководитель учреждения вправе самостоятельно, установить выплату за интенсивность и высокие результаты работы, а в случае ухудшения показателей работы снизить размер или лишить работника стимулирующей надбавки.

Условие об исполнении обязанностей руководителя учреждения в период его временного отсутствия содержится в приказе ФГБУЗ «МСЧ-70» от 23.07.2018 №99/3-АХЗ «О распределении обязанностей между начальником медсанчасти, директором, заместителем начальника по экономическим вопросам, главным бухгалтером ФГБУЗ «МСЧ № 70». Исполнение обязанностей руководителя учреждения на время его ежегодного отпуска возложено на директора учреждения. Следовательно, эти обязанности ему поручены, не как дополнительная работа, которую он будет выполнять наряду со своей основной работой, а предусмотрены трудовым договором. В этом случае вопрос об оплате труда решается уже в зависимости о достижения результатов, поставленных перед директором, его личный вклад в общие результаты работы учреждения.

Стимулирующая выплата в данном случае будет осуществляться на основании приказа руководителя по результатам оценки за успешное и добросовестное исполнение директором своих должностных обязанностей, предусмотренных трудовым договором, а не на основании приказа ФМБА России от ЗОЛ 1.2020 №211 «О выплатах стимулирующего характера руководителям федеральных бюджетных учреждений». Поскольку в силу пункта 5.5 Примерного положения № 305 заместители руководителя учреждения имеют право на получение стимулирующих надбавок (премий), но только в соответствии с главами III, IV указанного Положения, а стимулирующая выплата руководителю учреждения, установленная приказом руководителя ФМЕА России за исполнения показателей эффективности работы учреждения устанавливается главой V указанного Положения.

На основании изложенного, оснований для удовлетворения требований заявителя суд не усматривает.

Руководствуясь ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении заявленных требований отказать.

2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья                                                                              И.В. Хачёв