ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-4018/20 от 09.07.2020 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.ru   e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

09 июля 2020 года                                             Дело № А60-4018/2020

Резолютивная часть решения объявлена 09 июля 2020 года

Полный текст решения изготовлен 09 июля 2020 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи П.Б. Ванина

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.И. Пономаревой, рассмотрел дело №А60-4018/2020 по иску Департамента недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (ИНН 8601001885, ОГРН 1028600511720)

к Департаменту лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу (ИНН 6658278616, ОГРН 1076658027588)

третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "ЮГАНСТРОЙТРАНС" (ИНН 8602221594, ОГРН 1028600621455), индивидуальный предприниматель Имамерзаева Османа Саидахмедовича (ИНН 861000218954, ОГРН 304861015400057), общество с ограниченной ответственностью "ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМБИНАТ "ХОЛЬЦ" (ИНН 8622010672, ОГРН 1058600306720)

о признании недействительным предписания Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу.,

при участии в судебном заседании:

от истца: не явился, извещен,

от ответчика: не явился, извещен,

от третьих лиц: не явились, извещены.

Лица, участвующие в деле, о времени  и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.

Департамент недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры обратился в суд с заявлением к Департаменту лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу в котором просит признать пункт 5 в части обеспечить принятия мер, направленных на соблюдение установленных требований при изменении договоров аренды лесных участков от 24.04.2019 № 0055/19-09-ДА, от 17.12.2019 № 0130/09-19, № 0131/09-19 заключены без решения суда, пункт 9 в части обеспечить внесение изменений в договоры аренды лесных участков от 24.04.2019 № 0055/19-09-ДА, от 17.12.2019 № 0130/09-19, № 0131/09-19, пункты 10,11 предписания Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу от 04.10.2019 № 21/10-отр незаконными.

В судебное заседание заявитель и заинтересованное лицо, а также третьи лица не явились.

Дело рассматривается в отсутствие сторон в соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

На основании приказа от 10.09.2019 № 329 Департаментом лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу (далее – Департамент лесного хозяйства) в отношении Департамента недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (далее – Департамент ХМАО-Югры) проведена внеплановая выездная проверка с 16.09.2019 по 04.10.2019.

По результатам проверки составлен акт проверки от 04.10.2019 № 10-отр.

В акте отмечено, что Департамент   ХМАО-Югры в нарушение ст. 74 Лесного кодекса РФ с 01.10.2015 в нарушение требований ст. 74.1 Лесного кодекса РФ заключены соглашения о внесении изменений в договоры аренды лесного участка от 24.04.2019 № 0055/19-09-ДА, дополнительным соглашением от 11.06.2019 ежегодный объем заготовки уменьшен на 2,4 тыс. куб.м.                            

В договор аренды лесного участка от 17.12.2019 № 0130/09-19 дополнительным соглашением от 18.08.2019 без номера внесены изменения в части объемов по воспроизводству лесов. В договоры аренды лесного участка от 17.12.2019 № 0131/09-19 дополнительным соглашением от 18.08.2019 без номера внесены изменения в части объемов по воспроизводству лесов.

По результатам проверки Департаменту ХМАО-Югры вынесено предписание от 04.10.2019 № 21/10-отр об устранении выявленных нарушений.

На основании пункта 5 предписания Департаменту ХМАО-Югры следует обеспечить принятие мер, направленных на соблюдение установленных требований при изменении указанных договоров аренды лесных участков. Согласно пункту 9 предписания необходимо обеспечить в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик лесных участков внесение изменений в договоры аренды по решениям суда. По пункту 10 предписания Департаменту ХМАО-Югры необходимо обеспечить  принятие мер по привлечению к установленной законом ответственности лиц, использующих леса с нарушением лесного законодательства, а также принять меры в по устранению указанными лицами выявленных нарушений, в том числе, в форме выдачи соответствующих предписаний и (или) представлений, предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований. Пунктом 11 предписания на Департамент ХМАО-Югры возложена обязанность по обеспечению принятия мер по привлечению к установленной законом ответственности лиц, совершивших рубку лесных насаждений без проекта освоения лесов, получившего положительное заключение.

Согласно заключительной части предписания заявителю необходимо принять надлежащие и своевременные меры  по исполнению пунктов предписания в установленный срок, а также не позднее 5 рабочих дней со дня истечения срока исполнения соответствующего пункта предписания, представить в Департамент лесного хозяйства информацию и копии надлежаще заверенных материалов (документов), подтверждающих исполнение настоящего предписания.

В связи с этим, Департамент ХМАО-Югры, полагая указанные пункты предписания незаконными, обратился в суд с настоящим заявлением на основании ст. ст. 198, 199 АПК РФ.

Рассмотрев материалы дела, суд полагает, что заявленные требования  подлежат частичному удовлетворению на основании следующего.

Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Таким образом, основанием для признания ненормативного правового акта незаконным является наличие одновременно двух условий: несоответствие такого акта законам и иным нормативным правовым актам, и нарушение им прав и законных интересов заявителя.

С учетом положений ч. 1 ст. 1, ч. 2 ст. 15, ст. 18, ч. 1 и ч. 2 ст. 45 и ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, при рассмотрении в порядке, определенном гл. 24 АПК РФ, дел об оспаривании ненормативных правовых актов арбитражный суд согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ осуществляет проверку оспариваемого акта по ряду оснований, не только устанавливая соответствие его содержания применимым нормам материального права, но и проверяя, действовал ли принявший оспариваемый акт орган в пределах своих полномочий (в надлежащей административной процедуре), было ли при этом обеспечено право заявителя на защиту (определение Верховного Суда Российской Федерации № 307-КГ18-22209).

В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны  выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами;

Согласно п.п. 1, 2 п. 7 Положения о Департаменте лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу, утвержденному приказом Рослесхоза от 19 июня 2015 г. № 198 Департамент осуществляет следующие полномочия в сфере лесных отношений: 1) федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), федеральный государственный пожарный надзор в лесах при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) на землях лесного фонда в отношении лесничеств и лесопарков, указанных в части 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, и в случаях когда полномочия, переданные Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, изъяты в установленном порядке у органов государственной власти субъектов Российской Федерации; 2) контроль за осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий в области лесных отношений с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий, к дисциплинарной ответственности, в том числе к освобождению от занимаемой должности.

Таким образом, вынесение оспариваемого предписания относится к компетенции Департамента лесного хозяйства по Уральскому Федеральному округу.

Полномочия Департамента ХМАО-Югры определены Положением о Департаменте,  которое утверждено Указом Губернатора ХМАО-Югры от 22 декабря 2016 г. № 157.

Согласно п. 1 Положения Департамент недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры является исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - автономный округ), осуществляющим функции по реализации единой государственной политики и нормативному правовому регулированию, управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере геологического изучения, использования и охраны недр, модернизации нефтегазового комплекса и рационального использования углеводородного сырья, лесных и водных отношений, использования, воспроизводства, охраны объектов животного мира и среды их обитания, организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения.

На основании п. 6.4.4. Положения Департамент предоставляет лесные участки, расположенные в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование. Согласно п. 6.4.8. Положения Департамент заключает договоры купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях лесного фонда. По п. 6.6. Департамент осуществляет права владения, пользования и распоряжения водными объектами и лесными участками, находящимися в собственности автономного округа.

На основании п. 6.6.8. Положения Департамент осуществляет Предоставление лесных участков, находящихся в собственности автономного округа, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений (в том числе организацию и проведение соответствующих аукционов), принятие решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, заключение соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков, находящихся в собственности автономного округа, принятие решений о предварительном согласовании предоставления лесных участков, находящихся в собственности автономного округа.

Согласно п. 7 Положения Департамент ХМАО-Югры с целью реализации полномочий в установленной сфере имеет право: представлять, в установленном порядке, Правительство автономного округа в федеральных органах государственной власти, судебных органах, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, общественных и иных организациях; направлять физическим и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и автономного округа; выступать истцом, ответчиком и третьим лицом в арбитражных судах, судах общей юрисдикции, третейских судах.

Согласно положениям ст. 74.1 Лесного кодекса РФ изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом.

Изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр.

Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.

Следовательно, установив, что в договоры аренды от 24.04.2019                            № 0055/19-09-ДА, от 17.12.2019 № 0130/09-19 от 17.12.2019 № 0131/09-19 внесены существенные изменение  без обращения в суд, что следовало сделать согласно ст. 74.1 Лесного кодекса РФ, Департамент лесного хозяйства правомерно вынес предписание о необходимости обеспечения Департаментом ХМАО-Югры принятия мер, направленных на соблюдение установленных требований при изменении указанных договоров аренды лесных участков (пункт 5), а также о необходимости обеспечить в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик лесных участков внесение изменений в договоры аренды по решениям суда (пункт 9).

С учетом указанных обстоятельств, дополнительные соглашения, которыми внесены изменения в указанные договоры аренды без обращения в суд, являются недействительными (ничтожными)  сделками согласно ст. 168 ГК РФ.

Соответственно, возможность обращения в суд с исковыми заявлениями о внесении в эти договоры аренды изменений не утрачена.

Вместе с тем, Положением о Департаменте ХМАО-Югры не предусмотрены полномочия данного органа по направлению в адрес арендаторов и иных лиц представлений и предостережений.

Следовательно, п. 10 предписания в этой части является незаконным, поскольку возлагает на заявителя дополнительные функции,  не предусмотренные указанным Положением.

При этом каждый орган государственной власти может действовать только в пределах функций и полномочий, указанных в документах, определяющих их правовой статус.

Пункт 11 предписания, согласно которому на Департамент ХМАО-Югры возложена обязанность по обеспечению принятия мер по привлечению к установленной законом ответственности лиц, совершивших рубку лесных насаждений без проекта освоения лесов, получившего положительное заключение  является законным, поскольку, являясь стороной договоров аренды лесных участков, Департамент обязан контролировать исполнение арендаторами условий этих договоров, в том числе, обращаться в суд с исками о взыскании ущерба, то есть, о привлечении к гражданско-правовой ответственности нарушителей.

При этом необходимо особо отметить, что факты и обстоятельства, выявленные по факту проверки и отраженные в акте проверки № 10-отр от 04.10.2019, Департамент ХМАО-Югры не оспаривает, копия акта проверки была вручена заявителю, доказательства направления заявителем замечаний по акту проверки в материалах дела отсутствуют.

Руководствуясь ст.110, 167-170, 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Заявленные требования  удовлетворить частично.

2. Признать п. 10 предписания Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу об устранении выявленных нарушений                    № 21/10-отр от 04.10.2019 незаконным в части возложения на Департамент недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры обязанности по принятию мер по устранению лесопользователями выявленных нарушений в форме выдачи представлений              и  предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.

3. В остальной части в удовлетворении заявления отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

4. В соответствии с ч. 3 ст. 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист выдается по ходатайству взыскателя или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом.

С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе «Картотека арбитражных дел» в карточке дела в документе «Дополнение».

В случае неполучения  взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении.

В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела «Дополнение».

Судья                                                                П.Б. Ванин