ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-40621/2022 от 29.08.2022 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.ru   e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

05 сентября 2022 года                                                       Дело №А60-40621/2022

Резолютивная часть решения объявлена 29 августа 2022 года

Полный текст решения изготовлен 05 сентября 2022 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.Е. Калашника при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Н.С.Новиковой рассмотрел в судебном заседании дело № А60-40621/2022

по заявлению акционерного общества «Русатом инфраструктурные решения» (ИНН 7706757331, ОГРН 1117746439480, далее – общество «РИР»)

к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131, далее – департамент ГЖИСН)

о признании недействительными акта проверки от 15.06.2022 № 29-24-41-12, решения от 14.07.2022 № 29.01.64/27534-К.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

В судебном заседании приняли участие представители общества «РИР» -  Дубровин Д.А. (доверенность от 23.12.2021 № 307/420-ДОВ), Алешина Е.А. (23.12.2021 № 307/415-ДОВ).

Представители департамента ГЖИСН, извещенного надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.

         Общество «РИР» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительными акта проверки от 15.06.2022 № 29-24-41-12, решения от 14.07.2022 № 29.01.64/27534-К.

Определением суда от 27.07.2022 назначено предварительное судебное заседание на 29.08.2022.

До начала судебного заседания со стороны департамента ГЖИСН в материалы дела поступил отзыв на заявление.

В ходе судебного заседания заявителем приобщены к материалам дела копии писем, протокол рабочей встречи, статья.

Рассмотрев материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

в адрес департамента ГЖИСН поступило обращение, содержащее доводы о ненадлежащем содержании общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Новоуральск, ул. Чурина, д. 12/1, а именно заявитель указывал на факт нахождения общедомового прибора учета потребления тепловой энергии в неисправном состоянии в период с сентября 2021 года по март 2022 года.

         В рамках рассмотрения обращения департаментом ГЖИСН проведена оценка достоверности изложенных сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в порядке, предусмотренном ст. 58 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

         По результатам оценки достоверности сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям департаментом ГЖИСН установлено подтверждение достоверности указанных сведений, в связи с чем, на основании решения от 06.06.2022 № 29-24-40-19, согласованного прокуратурой Свердловской области, в отношении филиала общества «РИР» в г. Новоуральске проведена документарная проверка (учетный номер документарной проверки в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий: 66221186600002237585).

         Документарная проверка проведена в период с 09.06.2022 по 15.06.2022 на предмет деятельности по обеспечению энергетической эффективности и оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу:                                   г. Новоуральск, ул. Чурина, д. 12/1.

         В ходе проверки установлено, что 15.09.2021 выявлена неисправность расходомера общедомового прибора учета потребления тепловой энергии. После проведения ремонта общедомового прибора учета тепловой энергии и поверки 17.03.2022 узел учета введен в эксплуатацию. Таким образом, узел учета тепловой энергии находился в неисправном состоянии с 15.09.2021 по 17.03.2022 (6 месяцев).

         Департаментом ГЖИСН оформлен акт внеплановой документарной проверки, которым в отношении филиала общества «РИР» в г. Новоуральске установлено нарушение обязательных требований ч. 12 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

         Департаментом ГЖИСН 14.07.2022 вынесено решение № 29-01-64/27534-к об оставлении без удовлетворения жалобы о признании незаконным и отмене акта внеплановой документарной проверки.

Общество «РИР» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительными акта проверки от 15.06.2022                    № 29-24-41-12, решения от 14.07.2022 № 29.01.64/27534-К.

Проанализировав фактические обстоятельства дела, заслушав доводы лиц участвующих в деле и исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, судом сделан вывод о том, что заявленные обществом «РИР» требования в части признания недействительным решения от 14.07.2022                       № 29.01.64/27534-К не подлежат удовлетворению, при этом суд исходит из следующего.

         В силу требований ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

         Требования законодательства Российской Федерации об энергосбережении и повышении энергетической эффективности установлены Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 261).

         В соответствии с ч. 5 ст. 13 Закона № 261-ФЗ многоквартирные дома должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе в целях соблюдения требовании ч. 1 ст. 13 названного закона, согласно которому, производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

         При этом организация коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя в силу постановления Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя» (вместе с «Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя») (далее - Правила № 1034) включает в себя: поверку, ремонт и замену приборов учета (п. 17).

         В соответствии с ч. 12 ст. 13 Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации устранение нарушении установленных требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета надлежит осуществить до истечения двух месяцев с момента их выявления.

         Ресурсоснабжающие организации, при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета, и не устранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления, также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета.

         Указанные положения согласуются с требованиями п. 59, п. 60 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, из которых следует, что порядок применения среднемесячного объема потребления тепловой энергии для начисления платы за коммунальную услугу по отоплению применяется не более 3 расчетных периодов (месяцев), и обеспечивают исполнение ч. 1 ст. 13 Закона № 261-ФЗ в части необходимости обязательного учета производимых, передаваемых, потребляемых энергетических ресурсов с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

         Общество «РИР» ссылается на то, что не имеет тепловых сетей, присоединенных к сетям многоквартирного дома по адресу: г. Новоуральск,    ул. Чурина, д. 12/1 и соответственно не обязана приступать в установленном законом порядке к эксплуатации узла учета тепловой энергии.

         Данный довод заявителя судом отклоняется по следующим основаниям.

         В соответствии с п. 9 ст. 13 Закона № 261 с 01.07.2010 организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

         Общество «РИР» является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей поставку тепловой энергии в многоквартирный дом по адресу: г. Новоуральск, ул. Чурина, д. 12/1, а также является исполнителем коммунальной услуги отопления для собственников помещений в данном многоквартирном доме, начисляет плату за коммунальную услугу отопления.

         В силу условий договора оказания услуг по передаче тепловой энергии в горячей воде, теплоносителя (вода) от 24.01.2021 № 1-УГВ/2021/307/11186-Д, заключенного между филиалом общества «РИР» в г. Новоуральске и муниципальным унитарным предприятием Новоуральского городского округа «Водогрейная котельная» (далее – предприятие «Водогрейная котельная») предметом указанного договора является оказание предприятием «Водогрейная котельная» услуг по передаче тепловой энергии в горячей воде, теплоносителя (вода).

         Представленный договор не подтверждает факт отсутствия у общества «РИР» в г. Новоуральске обязанности по эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов.

При этом ч. 9 ст. 13 Закона № 261 не ставит в зависимость принадлежность ресурсоснабжающей организации тепловых сетей непосредственно, присоединенных к сетям многоквартирного дома.

         Таким образом, у предприятия «Водогрейная котельная» отсутствует обязанность по эксплуатации узла учета тепловой энергии и обеспечению учета производимых, передаваемых, потребляемых энергетических ресурсов с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

         Общество «РИР» в период с 16.04.2022 и по 06.05.2022 не устранило нарушения установленных требований об учете используемых энергетических ресурсов в отношении узла учета тепловой энергии в многоквартирном доме и не обеспечило последующий допуск узла учета тепловой энергии многоквартирного дома в эксплуатацию.

         В соответствии с ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

         На основании установленных обстоятельств судом сделан вывод о том, что поскольку заявителем в соответствии с требованиями ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено убедительных доказательств несоответствия оспариваемого решения каким-либо законодательным нормам, нарушения его прав и законных интересов, суд пришел к выводу, что оснований для признания решения недействительным в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется, заявленные требования не подлежат удовлетворению.

         Также заявитель просит признать недействительным акт проверки от 15.06.2022 № 29-24-41-12.

         Вместе с тем, акт проверки от 15.06.2022 № 29-24-41-12 фиксирует только сведения о результатах проверки и выявленных в ее ходе нарушениях, не возлагает обязанностей и не содержит обязательных для исполнения предписаний, следовательно, не может нарушать права и законные интересы общества «РИР», в связи с чем не является актом ненормативного характера.

В соответствии с п. 1, 2 ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к подведомственности арбитражных судов относятся споры: об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если рассмотрение таких дел в соответствии с настоящим Кодексом отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам; об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, если рассмотрение таких дел в соответствии с настоящим Кодексом отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам; об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц; об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда; о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания; другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

         Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

         Суд пришел к выводу, что оспариваемый акт не является ненормативным актом органов государственной власти, органов местного самоуправления, спор о признании недействительным которого разрешается в соответствии с нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В спорном акте указаны обстоятельства, установленные в ходе проверки, он не содержит обязательных предписаний, распоряжений, влекущих юридические последствия, не устанавливает прав и не возлагает на общество «РИР» каких-либо обязанностей, не содержит властных предписаний и не является обязательным для исполнения.

Спорный документ не является тем актом государственного органа, который порождает гражданские права и обязанности для сторон, он не нарушает права и законные интересы общества «РИР», в связи с чем он не может быть обжалован в судебном порядке в соответствии со ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

         Данная правовая позиция поддержана в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.07.2010 № ВАС-9648/10 по делу № А40-102539/09-130-523.

         В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Прекращение производства по делу соответствует судебной практике                      (А60-24818/2013).

         При таких обстоятельствах производство по настоящему делу в части оспаривания акта проверки от 15.06.2022 № 29-24-41-12 подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Производство по делу № А60-40621/2022 в части требования о признании недействительным акта проверки от 15.06.2022 № 29-24-41-12 прекратить.

2. В удовлетворении требований акционерного общества «Русатом инфраструктурные решения» о признании недействительным решения Департамента государственного жилищного и строительного надзора по Свердловской области от 14.07.2022 № 29.01.64/27534-К отказать.

3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

4. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

5. В соответствии с ч. 3 ст. 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист выдается по ходатайству взыскателя или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом.

С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе «Картотека арбитражных дел» в карточке дела в документе «Дополнение».

По заявлению взыскателя дата выдачи исполнительного листа (копии судебного акта) может быть определена (изменена) в соответствующем заявлении, в том числе посредством внесения соответствующей информации через сервис «Горячая линия по вопросам выдачи копий судебных актов и исполнительных листов» на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» либо по телефону Горячей линии (343) 371-42-50.

В случае неполучения  взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении.

В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела «Дополнение».

Судья                                                                         С.Е. Калашник