ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-40662/14 от 04.02.2015 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.rue-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

10 февраля 2015 года                                                    Дело №А60-40662/2014

Резолютивная часть решения объявлена 04 февраля 2015 года

Полный текст решения изготовлен 10 февраля 2015 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.П.Воронина, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи М.С. Ильиных, рассмотрев заявление открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) в лице Свердловской дирекции по тепловодоснабжению – структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению – филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

к Уральскому Управлению Ростехнадзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

об оспаривании ненормативного правового акта

при участии в судебном заседании:

от заявителя – Сухова Н.С., представитель по доверенности 77 АБ 4511674 от 04.12.2014;

от заинтересованного лица – Горев А.А., представитель по доверенности № 83 от 09.09.2014.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.

Заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Уральского Управления Ростехнадзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 13-1422-Т-284 от 17.07.2014 об устранении нарушений в сфере электроэнергетики и законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, ссылаясь на то, что общество не является субъектом электроэнергетики, а является лишь потребителем электроэнергии для собственных нужд.

Поскольку в силу положений статьи 29.1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» федеральный государственный надзор может осуществляться только в отношении субъектов электроэнергетики, в число которых не входят потребители электроэнергии, проведение управлением такой проверки является необоснованным и незаконным.

Заявитель указывает, что Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденные приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115, Правила устройства и безопасной эксплуатации паровых котлов, утвержденные Приказом Минстроя России от 28.08.1992 № 205, Правила техники безопасности при эксплуатации теплопотребляющих установок и тепловых сетей, утвержденные Приказом Госэнергонадзора от 07.05.1992, Межотраслевые правила по охране труда (правил безопасности) при эксплуатации электроустановок, утвержденные Приказом Минэнерго РФ от 27.12.2000 № 163, нарушения которых установлено проверкой и отражены в предписании, не определены в приказе о проведении плановой проверки в качестве правовых оснований, поэтому проверка эксплуатации тепловых энергоустановок общества незаконна и является нарушением прав и законных интересов общества.

Помимо этого, заявитель указывает, что в оспариваемом предписании управлением указаны пункты правил, не соответствующие нарушениям (пункты предписания №№ 10, 64, 72, 1203, 111, 122, 1016, 1018, 1191, 1199, 1112, 1203, 1209, 1210, 1212, 1229, 1239),  не конкретизированы нарушения или пункты правил (пункты предписания №№ 11, 16, 36, 46, 112, 1014, 1161, 1163, 1189, 1192), а также указаны на нарушения по объектам, не относящимся к Свердловской дирекции по тепловодоснабжению (пункты №№ 780, 122, 110, 113) в связи с передачей этих объектов в иное структурное подразделение ОАО «РЖД» - в Дирекции эксплуатации зданий, которая является балансодержателем этих объектов.

Заинтересованное лицо доводы общества считает необоснованными, пояснив, что в соответствии с приказом Ростехнадзора от 07.04.2014 № 148 проведена проверка всего ОАО «РЖД», в том числе - его отдельных структурных подразделений ОАО «РЖД» (филиалов), для чего издано несколько распоряжений, среди которых - распоряжение  от 08.05.2014 № Св-2034-р Уральского управления Ростехнадзора о проверке структурного подразделения общества - Свердловской дирекции по тепловодоснабжению; в пункте 4 указанного распоряжения определены правовые основания для проводимой проверки, в том числе перечень нормативных правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (П-01-01-2013, раздел I) по состоянию на 01.09.2013 (утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 21.10.2013 № 485). Данный перечень включает в себя указанные заявителем нормативные документы, нарушение которых оспаривает заявитель.

Заинтересованное лицо указывает, что заявитель является субъектом электроэнергетики в смысле Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», поскольку в соответствии с пунктом 11 Устава ОАО «РЖД» одним из основных видов деятельности общества является поставка (продажа) электрической, тепловой энергии, оказание услуг по электроснабжению, теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению, а также в связи с тем, что постановлением Региональной энергетической комиссии от 21.12.2011 № 200-ПК, для ОАО «РЖД» утвержден тариф на передачу электрической энергии, постановлением Региональной энергетической комиссии от 13.12.2013 № 123-ПК для Свердловской дирекции по тепловодоснабжению – структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению – филиала ОАО «РЖД» утвержден тариф на тепловую энергию.

Заявитель пояснил, что проверка проводилась в присутствии представителей общества, которые принимали все замечания проверяющих, что акт проверки и оспариваемое предписание подписаны руководителем Свердловской дирекции по тепловодоснабжению без возражений, а часть нарушений, указанных в предписании, ОАО «РЖД» в настоящее время устранены, что установлено проведенной повторной проверкой.

При рассмотрении дела заявитель, возражая на доводы отзыва, уточнил, что согласно свидетельству № 66 АЖ 531574 о государственной регистрации права от 30.06.2014 здание котельной с пристроем, расположенное по адресу: Свердловская обл., г. Ивдель, ул. Александра Ворошилова, д. 4, передана на основании акта приема-передачи от 19.05.2014 Муниципальному образованию Ивдельский городской округ еще до проведения проверки, т.е. в оспариваемом предписании содержатся нарушения по объектам, не относящимся к Свердловской дирекции по тепловодоснабжению (пункты 776-781, 101-109, 122-124).

Также заявитель указывает, что в предписании указаны пункты правил, не соответствующие нарушениям, в том числе:

- пункт № 1257 предписания о нарушении конструкции тепловой изоляции на тепловых сетях ст. Демьянка является необоснованным, поскольку при проведении подготовки хозяйства к зиме были проведены мероприятия по восстановлению тепловой изоляции рубероидом и прошивными матами;

- пункт № 1258 предписания об отсутствии тепловой изоляция трубопроводов в котельной неправомерно возлагает на общество дополнительные обязанности, тогда как согласно проектам решений 1978 года изоляция трубопроводов не предусмотрены, при этом обществом восстановлена изоляция на трубопроводах пара в котельной;

- пункт № 1269 предписания о том, что баки-аккумуляторы горячей воды на ст. Демьянка не оборудованы автоматическим регулятором уровня, обеспечивающим полное прекращение подачи воды в бак-аккумулятор при достижении верхнего предельного уровня заполнения бака аккумулятора, а также блокировочным устройством, отключающим насосы при достижении нижнего предельного уровня воды в бак, автоматическим устройством включения резервных откачивающих насосов при отключении рабочих, автоматическим устройством переключения системы электроснабжения бакового хозяйства с основного источника электропитания на резервный при исчезновении напряжения в основном источнике, сигнализацией достижения верхнего и нижнего предельных уровней и автоматикой прекращения поступления воды и откачки воды по всем подающим и откачивающим трубопроводам бака-аккумулятора, является необоснованным, поскольку указанные емкости не являются баками-аккумуляторами горячей воды, а представляют собой емкости хранения воды, кроме того, обществом установлен ручной контроль со стороны операторов  по заполнению емкостей подпитки системы отопления;

- пункт № 1293 предписания о том, что обществом не проводятся режимно-наладочные испытания котлов в котельных № 1 ДОЦ им. Ленина, котельная № 3 ДОЦ им. Ленина, является необоснованным, поскольку в 2011 году обществом были проведены пуско-наладочные работы на котельных с составлением режимных карт работы (проводятся один раз в три года);

- требование пункта № 66 предписания об отсутствии 2-ого независимого источника электроснабжения (котельная хоз. двор Талица, котельная вокзала Юшала 3-й категории, является незаконным, поскольку котельная хоз. двор Талица выведена из эксплуатации в апреле 2014 года, т.е. до начала проверки;

- в части пункта 1257 предписания об устранении нарушений конструкций тепловой изоляции на тепловых сетях ст. Демьянка заявитель пояснил, что изоляция восстановлена;

- в отношении пунктов 1259 и 1289 предписания заявитель указывает на отсутствие правового основания для этих выводов;

- пункт 1293 предписания заявитель считает необоснованным в связи с тем, что использование бытовых котлов не регулируются правилам газоконтроля, в связи с чем включение этих требований в предписание необоснованно.

В ходе рассмотрения дела управление дополнительно пояснило, что в ходе проверки проверялись объекты энергноснабжения согласно списку, представленному самим обществом, при этом в ходе проверки каких-либо возражений или пояснений относительно проверяемых объектов не поступило, представленное заявителем свидетельство 66 АЖ 531574 о государственной регистрации права в отношении здание котельной с пристроем по адресу: Свердловская обл., г. Ивдель, ул. Пушкина, 13-а, подтверждающее передачу котельной в муниципальную собственность, выдано 30.06.2014, тогда как плановая проверка окончена 17.06.2014, а промежуточные акты осмотров составлены в период с 06.06.2014 по 17.06.2014, и в проверяемый период эксплуатацию котельной в г. Ивдель осуществлял персонал Свердловской дирекции по тепловодоснабжению; кроме того, по результатам внеплановой выездной проверки, проведенной в период с 01.12.2014 по 26.12.2014 установлено, что оспариваемые пункты предписания заявителем выполнены в установленный срок, включая пункты предписания по котельной в г. Ивдель.

В возражениях на отзыв от 27.01.2015 заявитель указал, что помимо довода о том, что общество не является субъектов электроэнергетики и не подлежало проверке органом Ростехнадзора, заявитель не согласен и оспаривает отдельные пункты предписания, в том числе, в части указания в предписании пунктов правил, не соответствующих нарушениям (пункты предписания №№ 10, 64, 72, 1203, 111, 122, 1016, 1018, 1191, 1199, 1112, 1203, 1209, 1210, 1212, 1229, 1239), то, что не конкретизированы нарушение или пункты правил (пункты предписания №№ 11, 16, 36, 46, 112, 1014, 1161, 1163, 1189, 1192), а также то, что при проверке выявлены нарушения по объектам, не относящимся к Свердловской дирекции по тепловодоснабжению (пункту 776-781, 101-116, 110, 113), балансодержателем указанных в этих пунктах предписания объектов является Дирекция эксплуатации зданий – иное структурное подразделение ОАО «РЖД».

Рассмотрев материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) на основании приказа от 07.04.2014 № 148, в соответствии с планом проверок на 2014 год, согласованном с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, проведена плановая выездная проверка открытого акционерного общества «Российские железные дороги» по вопросам соблюдения обязательных требований безопасности в сфере электроэнергетики и требований законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, действующих в этих сферах норм и правил.

         Согласно п. 9.2 и приложения № 3 к приказу от  07.04.2014 № 148, проверке подлежала, в том числе, Свердловская дирекция по теплоснабжению – структурное подразделение Центральной дирекции по теплоснабжению – филиала ОАО «РЖД».

         В соответствии с приказом Ростехнадзора от 07.04.2014 № 148 Уральским управлением Ростехнадзора было издано распоряжение от 08.05.2014 № Св-2034-р о проведении проверки структурного подразделения ОАО «РЖД» - Свердловской дирекции по тепловодоснабжению, которым определены основания и порядок проведения проверки.

         По результатам проверки Управлением составлен акт от 17.07.2014, содержащий сведения о выявленных нарушений порядка эксплуатации электроустановок и тепловых установок, требований об обеспечении их безопасности и повышении энергетической эффективности на железнодорожных объектах на территории Уральского федерального округа, в том числе, в Екатеринбургском территориальном участке, Серовском, Пермском, Чусовском и Тюменском территориальных участках Свердловской дирекции по тепловодоснабжению.

        На основании акта проверки в адрес руководителя Свердловской дирекции по тепловодоснабжению направлено предписание от 17.07.2014 № 13-1422-Т-284, содержащее требование об устранении выявленных нарушений, состоящее из 1622 пунктов, в том числе, оспариваемые заявителем следующие пункты:

 - пункт 10 предписания - не весь персонал, включенный в состав комиссии, ознакомлен с распоряжением от 28.01.2014 № СвердлДТВУ3-23/р о создании комиссии для проведения проверки знаний электротехнического и электротехнологического персонала;

- пункт 11 предписания - не ведется журнал регистрации инвентарного учета, периодической проверки и ремонта переносных и передвижных электроприемников ( в том числе сварочного);

- пункт 16 предписания - допуск к работе и организация работ в электроустановках ведется с нарушением требований Правил;

- пункты 36 и 46 предписания - отсутствуют протоколы и акты испытаний и измерений;

- пункт 64 предписания - основные схемы электроснабжения котельной хоз. двора Талица, котельной базы топлива, профилактория Талица не соответствуют фактическим;

- пункт 72 предписания - в инструкциях по охране труда не внесены изменения в связи с доработанной в соответствии с новыми нормативными документами (межотраслевой инструкции по оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве);

- пункт 110 предписания - не предоставлены технические отчеты о проведении профилактических испытаний и измерений;

- пункт 111 предписания - не предоставлены паспорта на заземляющие устройства находящиеся в эксплуатации;

- пункт 113 предписания - не предоставлены технические отчеты о проведении профилактических испытаний и измерений;

- пункт 112 предписания - открыто проложенные заземляющие проводники котельной не предохранены от коррозии, не окрашены в черный цвет;

- пункты 101 – 116 предписания в части нарушений при эксплуатации котельной Ивдельского участка, переданной в муниципальную собственность;

- пункт 122 предписания - отсутствуют паспорта на заземляющие устройства, находящиеся в эксплуатации (котельные ул. Октябрьская, ПЧЛ);

- пункты 776-781 предписания в части нарушений при эксплуатации котельной поста ЭЦ Новолялинского района, ст. Хабарчиха в связи с прекращением ее деятельности;

- пункт 1112 предписания - отсутствуют протоколы проверки срабатывания защиты при коротком замыкании (петля «фаза-нуль»);

- пункт 1014 предписания - щиты ВРУ, РП не очищены от пыли и грязи, с внешней стороны отсутствуют наименование щитов и знаки безопасности установленного образца;

- пункт 1016 предписания - не на всех предохранителях выполнена надпись, указывающая номинальный ток плавкой вставки;

- пункт 1018 предписания - в паспорте заземляющего устройства здания котельной «Квартальная» отсутствует исполнительная схема с привязками к капитальным зданиям и сооружениям;

- пункт 1161 предписания - электрозащитные средства частично не испытаны;

- пункт 1163 предписания - не проводятся периодические испытания электрооборудования – не проводятся замеры сопротивления изоляции КЛ-0,4 кВ (силовых, сетей освещения, розеточной группы);

- пункт 1189 предписания - не представлены протокола профилактических испытаний электрооборудования котельной;

- пункт 1191 предписания - оперативно-ремонтный персонал не ознакомлен с перечнем работ, проводимым в порядке текущей эксплуатации;

- пункт 1192 предписания - защитные каски не термостойкие (нет сертификата);

- пункт 1199 предписания - не представлены протокола проверки по ОТ и НД электротехнического персонала организации, обслуживающей электрооборудование котельной по договору;

- пункт 1203 предписания - в соответствии с предоставленным щтатным расписанием «Котельной поста электрической централизации на станции Ноябрьск-1» отсутствует подготовленный, обученный и аттестованный электротехнический персонал; электромонтеры по ремонту и обслуживанию электрооборудования ( 2 чел.) находятся на «Участке по ремонту котельного оборудования Сургутского направления» (с базированием в Ноябрьске); распределение полномочий и подчиненность персонала между участками не предоставлена;

- пункт 1209 предписания – в котельная ст. Ноябрьск-1 Тюменского территориального участка ДТВУ-7 отсутствует перечень сложных переключений, утверждённый  техническим руководителем на щитах управления;

- пункт 1210 предписания - отсутствует  список работников, утверждённый руководителем, имеющих право выполнять сложные переключения;

- пункт 1212 предписания - отсутствует график с указанием конкретных сроков профиспытаний и измерений параметров электрооборудования.

- пункт 1229 предписания - работы в электроустановках не  оформляются  нарядами и распоряжениями;

- пункт 1239 предписания - не представлена программа организации выполнения работы сварщика в замкнутых или труднодоступных пространствах.

         Как указано выше, предметом выездной проверки Ростехнадзора явилось соблюдения ОАО «РЖД», его филиалами и структурными подразделениями, обязательных требований безопасности в сфере электроэнергетики и требований законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, действующих в этих сферах норм и правил.

         Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии, установлены Федеральным законом от 26.02.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике).

Статья 3 данного Закона определяет, что электроэнергетика – это отрасль экономики Российской Федерации, включающая в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов (в том числе входящих в Единую энергетическую систему России), принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики или иным лицам. Электроэнергетика является основой функционирования экономики и жизнеобеспечения.

Субъектами электроэнергетики признаются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности (статья 3 Закона об электроэнергетике).

Из этого следует, что хозяйствующий или иной субъект признается субъектом электроэнергетики в том случае, если он осуществляет деятельность по производству электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, с использованием принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании энергоустановок.

В отношении указанных субъектов осуществляется федеральный государственный энергетический надзор, под которым согласно статье 29.1 Закона об электроэнергетике  понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений субъектами электроэнергетики требований надежности и безопасности в сфере электроэнергетики, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области электроэнергетики, посредством организации и проведения проверок, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, привлечению нарушивших такие требования лиц к ответственности, и деятельность указанных уполномоченных органов по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности субъектами электроэнергетики.

Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 20.07.2013 № 610 «О федеральном государственном энергетическом надзоре» установлено, что государственный надзор осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и иными уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений субъектами электроэнергетики требований надежности и безопасности в сфере электроэнергетики, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области электроэнергетики, посредством организации и проведения проверок, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, привлечению нарушивших такие требования лиц к ответственности и деятельности органов государственного надзора по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности субъектами электроэнергетики.

Согласно Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере технологического и атомного надзора, функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений), безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере.

         В соответствии с подпунктом 20 пункта 11 Устава ОАО «РЖД», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 № 585, общество, среди прочих, осуществляет такие виды деятельности, как поставка (продажа) электрической, тепловой энергии, оказание услуг по электроснабжению, теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению.

Положением о Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО «РЖД» установлено, что основной задачей Центральной дирекции по тепловодоснабжению является эффективное управление комплексом объектов стационарной теплоэнергетики, водоснабжения и водоотведения Центральной дирекции, в том числе оказание услуг по тепловодоснабжению и водоотведению объектов железных дорог ОАО «РЖД», а также на договорной основе сторонних потребителей в объемах собственной генерации, вырабатываемой на собственных котельных общества (угольных, мазутных, котельных на дизельном топливе, газовых и электрических), образующих комплекс объектов стационарной теплоэнергетики.

         В составе Центральной дирекции создано структурное подразделение - Свердловская дирекция по тепловодоснабжению, на которую возложены функции управления и эксплуатации объектами стационарной теплоэнергетики, водоснабжения и водоотведения дороги, в том числе, в Екатеринбургском территориальном участке, Егоршинском, Серовском, Пермском, Чусовском и Тюменском территориальных участках.

Согласно Положению о Свердловской дирекции, утвержденного начальником Центральной дирекции по тепловодоснабжению – филиала ОАО «РЖД» 26.11.2010, основной задачей данного структурного подразделения является бесперебойное и качественное обеспечение услугами по тепловодоснабжению и водоотведению объектов железнодорожного транспорта общества «РЖД», а также сторонних потребителей и населения на основе соответствующих тарифов с использованием объектов инфраструктуры топливного хозяйства.

         Постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 13.12.2013 № 123-ПК «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающим организациям Свердловской области» для Свердловской дирекции по тепловодоснабжению утвержден тариф на тепловую энергию.

         Таким образом, ОАО «РЖД» является субъектом электроэнергетики, подконтрольным в этой части Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, которая вправе проверять соблюдение указанной организацией обязательных требований безопасности в сфере электроэнергетики.

Помимо этого, предметом плановой проверки ОАО «РЖД» явилось и соблюдение законодательства об энергосбережении, а согласно статье 5 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» действие этого Федерального закона распространяется на деятельность, связанную с использованием энергетических ресурсов, и положения настоящего Федерального закона, установленные в отношении организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, применяются к осуществляемым этими организациями регулируемым видам деятельности.

         Согласно приказа Ростехнадзора от 07.04.2014 № 148 и распоряжения Уральского управления Ростехнадзора от 08.05.2014 № Св-2034-р в качестве предмета и правовых оснований выездной проверки указаны нормативные правовые акты, согласно Перечню, относящиеся к сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в том числе нормативные акты, нарушения которых оспаривается заявителем, а именно:

- Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок, утвержденные приказом Минэнерго Российской Федерации от 27.12.2000 № 163;

- Правила техники безопасности при эксплуатации теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей, утвержденных приказом Госэнергонадзора от 07.05.1992;

- Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденные приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115;

- Правила устройства и безопасности эксплуатации паровых котлов с давлением пара не более 0,07 МПа (0,7 кГс/см2), водогрейных котлов и водоподогревателей с температурой нагрева воды не выше 388 К (115°С), утвержденные приказом Минстроя России от 28.08.1992 № 205.

         Программой проверки, являющейся приложением № 4 к приказу Ростехнадзора от 07.04.2014 № 148, предусмотрена проверка эксплуатации тепловых энергоустановок общества.

         Таким образом, проверка проведена Уральским управлением Ростехнадзора в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации по вопросам соблюдения обязательных требований безопасности в сфере электроэнергетики и требований законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, действующих в этих сферах норм и правил.

         Учитывая, что указанное законодательство распространяется на всю организацию в целом с учетом его филиалов и обособленных подразделений, доводы заявителя о том, что ОАО «РЖД» по деятельности Свердловской дирекции по теплоснабжению – структурного подразделения Центральной дирекции по теплоснабжению – филиала ОАО «РЖД», не относится к субъектам электроэнергетики, являются необоснованными.

         Выездная проверка общества проведена Уральским управлением Ростехнадзора, в том числе, на основании Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ), который регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, и устанавливает, в том числе, порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

         В соответствии с частью 1 статьи 9, частью 4 статьи 13 Федерального закона № 294-ФЗ, в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, проверка проводится отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению юридического лица, с установлением отдельного срока ее проведения.

Из материалов дела следует, что приказом Ростехнадзора от 07.04.2014 № 148 о проведении плановой проверки ОАО «РЖД» по вопросам соблюдения обязательных требований безопасности в сфере электроэнергетики и требований законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, действующих в этих сферах норм и правил, согласованной с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, предусмотрена проверка структурного подразделения Центральной дирекции по теплоснабжению – филиала ОАО «РЖД».

 О проведении проверки ОАО «РЖД» и руководство Свердловской дирекции по тепловодоснабжению было уведомлено, срок проверки, установленный распоряжением от 08.05.2014 № Св-2034-р (с 19.05.2014 до 17.06.2014 или 20 рабочих дней), соблюден, в связи с чем проверка проведена в полном соответствии с требованиями Федерального закона № 294-ФЗ.

         Доводы заявителя о незаконности предписания в связи с тем, что в нем указаны нарушения на объектах, которые не относятся к объектам Свердловской дирекции по тепловодоснабжения (котельная станции Ивдель, котельная станции Хабарчиха), и что эти объекты не должны быть предметом проверки, не могут быть признаны обоснованными.

        Из материалов дела следует, что Уральским управлением Ростехнадзора проверялись тепловые энергоустановки Свердловской дирекции по тепловодоснабжению на основании сведений, представленных в ходе проверки самой дирекцией как об объектах, относящихся к ее ведению; сведений о выбытии этих объектов из проверяемого структурного подразделения в ходе проверки не имелось.

          Более того, проверка указанных заявителем объектов теплоснабжения (котельных) проводилась в присутствии представителей Свердловской дирекции по теплоснабжении – должностных лиц, ответственных за содержание и эксплуатацию этих объектов (в частности, котельная станции Хабарчиха – мастер участка Пролубщиков Д.В., котельная станции Ивдель – главный механик Селиванов С.Г.), которыми подписаны акты осмотров этих объектов без каких-либо замечаний.        

Представленные заявителем перечни имущества, изымаемые у Центральной дирекции по тепловодоснабжению – филиала ОАО «РЖД» и передаваемые Свердловской железной дороге – иному филиалу ОАО «РЖД» не содержат дат фактической передачи объектов теплоснабжения, что не позволяет соотнести данные документы с доводами заявителя.

        Помимо этого, проверка Свердловской дирекции по тепловодоснабжению как структурного подразделения Центальной дирекции по тепловодоснабжению – филиала ОАО «РЖД» проводилась в рамках единой выездной проверки ОАО «РЖД», при этом результаты проверки структурного подразделения, отраженные в акте проверки и предписании, включены в единый сводный итоговый документ по результатам проверки ОАО «РЖД», что следует из приказа Ростехнадзора от 07.04.2014 № 148 «Об организации проведения плановой выездной проверки открытого акционерного общества «Российские железные дороги», его филиалов, структурных подразделений филиалов, дочерней организации ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ», «Желдорэнерго» - филиала ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ».

       В связи с этим передачи имущества, в том числе объектов теплоснабжения, из одного филиала в другой филиал ОАО «РЖД», не имеет какого-либо значения для оформления результатов проверки, в рамках которой выявления нарушения содержания и эксплуатации этих объектов.

        Ссылка заявителя на то, что котельная хоздвора на станции Талица была выведена из эксплуатации задолго до проверки, является необоснованным и противоречит представленным документам, согласно которым процедура вывода этой котельной из эксплуатации была завершена в октябре 2014 года, т.е. после окончания проверки. По этой же причине отклоняется ссылка заявителя на свидетельство от 30.06.2014 о регистрации права муниципальной собственности на котельную в г. Ивдель, которая подтверждает, что переход права собственности на указанный объект теплоснабжения был завершен после проверки и что данный объект проверялся обоснованно и при наличии оснований.

       Следует признать необоснованной и ссылку заявителя на то, что в предписании указаны пункты правил, не соответствующих нарушениям (пункты предписания №№ 10, 64, 72, 1203, 111, 122, 1016, 1018, 1191, 1199, 1112, 1203, 1209, 1210, 1212, 1229, 1239), и что отдельные нарушения или пункты правил не конкретизированы  (пункты предписания №№ 11, 16, 36, 46, 112, 1014, 1161, 1163, 1189, 1192), поскольку при проверке указанные замечания не вызывали каких-либо возражений и принимались ответственными лицами, о чем свидетельствуют акты проверок конкретных котельных с указанием места и времени составления актов, подписанные уполномоченными представителями Ростехнадзора и ОАО «РЖД».

 Согласно статье 16 Федерального закона № 294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт проверки, копия которого вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.

  Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующие орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.

         Как следует из материалов дела, акт проверки от 17.07.2014 подписан руководителем Свердловской дирекции по тепловодоснабжению без каких-либо возражений и замечаний, при этом замечаний и возражений не поступало и на промежуточные акты проверок конкретных объектов теплоснабжения (котельных), что свидетельствует, в том числе, о том, что все изложенные в предписании замечания и нарушения были понятны соответствующим должностным лицам.

        Кроме того, Уральским управлением Ростехнадзора в период с 01.12.2014 по 26.12.2014 проведена внеплановая проверка по контролю за выполнением предписания от № 13-1422-Т-284 от 17.07.2014 (акт проверки от 26.12.2014 № 13-1422-П-542), которой установлено, что значительная часть оспариваемых пунктов предписания выполнены заявителем в установленные сроки, в связи с чем выполнение предписания в этой части снято с контроля управления.

        В отношении оспариваемых пунктов предписаний №№ 1257, 1258 заявитель фактически сообщает об их выполнении и устранении указанных в этих пунктах нарушениях, вместе с тем, повторной проверкой установлено, что данные нарушения не устранены, что указано в акте проверки от 26.12.2014.

        Указанное обстоятельство также свидетельствует о том, что требования предписания об устранении выявленных нарушений были понятны и принимались Свердловской дирекцией по тепловодоснабжению как лицом, ответственным за объекты теплоснабжения, и выполнение предписания не вызывало каких-либо затруднений.

          Довод заявителя о неправомерности указания в п. 1269 предписания на нарушения в эксплуатации баков-аккумуляторов горячей воды, которые фактически являются емкостями хранения воды, на которые не распространяются требования нормативных документов по теплоснабжению, противоречат представленным заинтересованным лицом доказательствам.

         В соответствии с определением, содержащимся в Правилах технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 114 (далее – ПТЭ ТЭ), «бак аккумулятор горячей воды (БАГВ) – емкость, предназначенная для хранения горячей воды в целях выравнивания суточного графика расхода воды в системах теплоснабжения, а также для создания и хранения запаса пропиточной воды на источнике тепла».

        Из материалов дела следует, что указанные баки установлены на улице возле котельной и предназначены для подпитки системы отопления в необходимых случаях, что подтверждается схемой обвязки аккумуляторных баков, составленным мастером котельной Малыгиным А.Н. и фотоматериалами, и опровергает доводы заявителя.

        Доводы заявителя о неправомерности требования пункта 1293 предписания о составлении режимных карт работы котлов в связи с проведением в 2011 году пуско-наладочных работ с составлением таких карт, которые действуют три года, противоречат установленным ПТЭ ТЭ правилам.

         Так, в соответствии с пунктом 5.3.4. ПТЭ ТЭ в процессе пусконаладочных испытаний и на их основе устанавливается режим работы котлов и другого оборудования котельной установки и разрабатываются режимные карты.

Режимные карты по эксплуатации котлов, утвержденные техническим руководителем организации, должны находиться на щитах управления.

Пунктом 5.3.6. ПТЭ ТЭ установлено, что режим работы котла ведется строго по режимной карте, составленной на основе испытаний оборудования и инструкции по монтажу и эксплуатации завода-изготовителя. При реконструкции котла и изменении марки или качества топлива проводятся новые режимно-наладочные испытания с выдачей режимных карт.

 В объем режимно-наладочных испытаний входят: подготовительные работы; экспериментальные работы; балансовые испытания с выдачей режимных карт.

 В силу п. 5.3.7. ПТЭ ТЭ режимно-наладочные испытания проводятся не реже одного раза в 5 лет для котлов на твердом и жидком топливе и не реже одного раза в 3 года для котлов на газообразном топливе. Для последних, при стабильной работе, периодичность может быть увеличена по согласованию с органом государственного энергетического надзора.

         Проверкой установлено, что режимные карты работы котлов в котельных № 1 и « 3 ДОЦ им. Ленина на щитах управления котлами отсутствуют и не представлены, в составе технических отчетов по пусконаладочным работам в этих котельных режимные карты работы котлов также отсутствуют. В котельной № 1 ДОЦ им. Ленина установлено газоиспользующее оборудование - водогрейный котел КСВ-0,25- 2 шт. (суммарная тепловая мощность 500 кВт) и один котел на твердом топливе «Энергия – 3», в котельной № 3 – газоиспользующие водогрейные котлы КСВ-0,25 – 2 шт. (суммарная мощность 500 кВт).

 В силу пункта 1.1. ПТЭ ТЭ данные правила устанавливают требования по технической эксплуатации, в том числе, таких тепловых энергоустановок, как производственных, производственно-отопительных и отопительных котельных с абсолютным давлением пара не более 4,0 МПа и с температурой воды не более 200 град. С на всех видах органического топлива, а также с использованием нетрадиционных возобновляемых энергетических ресурсов, в связи с чем данные требования распространяются на котельные № 1 и № 3 ДОЦ им. Ленина.

В оспариваемом заявителем пункте 1293предписания также имеется соответствующая ссылка на нарушение пункта 5.3.7. ПТЭ ТЭ, т.е. на нормативный акт, применяемый к отношениям по использованию объектов теплоснабжения.

         Указание в пункте 66 предписания на отсутствие второго независимого источника электроснабжения (котельная хоздвора Талица, котельная вокзала Юшала) соответствует требованиям пункта 14.2 СНиП II «Котельные установки», согласно которому электроприемники котельных по надежности электроснабжения относятся к первой или второй категориям, определяемым в соответствии с Правилами устройства электроустановок (ПУЭ), утвержденных приказом Минэнерго Российской Федерации от 08.07.2002 № 204.

        Согласно пунктов 1.2.19, 2.2.20 ПУЭ, электроприемники первой и второй категории должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимнорезервирующих источников питания, кроме того, согласно пункта 5.1 СП 31-110-2003 «Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий» категория надежности электроснабжения ЦТП и ИТП определяется как первая.

         Из материалов дела следует, что данное нарушение в ходе плановой проверки было установлено на пяти котельных общества, а именно: котельная хоздвора Талица, котельная профилактория Талица, котельная базы топлива Талица, котельная поста ЭЦ, котельная вокзала Юшала.

         При проверке выполнения предписания в декабре 2014 года установлено, что предписание не выполнено в отношении 3-х котельных; в котельной профилактория Талица установлена ДГУ (дизель-генераторная установка), а котельная поста ЭЦ передана в Свердловскую дирекцию по эксплуатации здания и сооружений, в связи с чем в этой части исполнение предписания снято с контроля.

        Этой же проверкой установлено, что в котельной хоздвора Талица были демонтированы угольные котлы и установлены электрокотлы в количестве 2 штук общей мощностью 48 кВт, при этом информация о реконструкции котельной в органы Ростехнадзора не представлена, а вопрос об обеспечении требуемой надежности электроснабжения и наличии второго источника питания котельной не решен.

  Таким образом, предписание выдано обществу по факту нарушения, выявленных по результатам проверки, проведенной уполномоченным органом государственного контроля, предписание содержит законные требования об устранении выявленных нарушений, исключающие двоякое понимание, требует исполнения действий, направленных на прекращение и устранение выявленных нарушений.

 Предписание адресовано Свердловской дирекции по тепловодоснабжению как лицу, обязанному в пределах своей компетенции обеспечить соблюдение обязательных требований безопасности в сфере электроэнергетики и требований законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, действующих в этих сферах норм и правил, кроме того, устранение указанных нарушений по результатам плановой выездной проверки является обязанностью самого юридического лица -  ОАО «РЖД», до которого доведены результаты проверки всех его филиалов и структурных подразделений в составе сводного акта проверки.

Таким образом, оспариваемое предписание вынесено Уральским управлением Ростехнадзора в соответствии с полномочиями данного государственного органа, соответствует требованиях Федерального закона № 294-ФЗ, и не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем требования о признании этого предписания незаконным удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении требований отказать.

  2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

  3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья                                                                                      С.П.Воронин