АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург
07 мая 2009 года Дело № А60- 40976/2008- С 1
Резолютивная часть решения объявлена 29 апреля 2009 года
Полный текст решения изготовлен 07 мая 2009 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Л. Н. Черемных, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи В.В. Плетневой, рассмотрев в судебном заседании дело №А60-40976/2008-С1 по иску
Администрации города Екатеринбурга
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора, - Финансово-бюджетное управление в муниципальном образовании «город Екатеринбург»,
Управление Федерального казначейства по Свердловской области
о взыскании 3 027 913 руб. 00 коп.
при участии в судебном заседании:
от истца: ФИО1, по дов. от 23.12.2008г. № 178;
от третьего лица: ФИО2, по дов. от 14.11.2008г. № 13-13/393.
Ответчик и третье лицо (Управление Федерального казначейства по Свердловской области), о времени и месте рассмотрения настоящего дела извещенные надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда, в суд не явились, письменный отзыв на иск суду не представили. При таких обстоятельствах, в порядке ч. 3 ст. 156 АПК РФ дело рассмотрено судом в отсутствие представителя ответчика и третьего лица.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Администрация г.Екатеринбурга обратилась в арбитражный суд с иском к Управлению Федерального казначейства по Свердловской областио взыскании денежных средств в сумме 3 027 913 руб. 00 коп., выплаченных гражданину ФИО3 на основании определения Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга от 30.04.2008г. для приобретения жилья из бюджета муниципального образования «город Екатеринбург», составляющих убытки истца.
Исковые требования истца мотивированы ссылкой на ст. 5, ст. 14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и положения ст. 1069, ст. 1071 Гражданского кодекса РФ.
В ходе рассмотрения дела истец заявил ходатайство о замене ненадлежащего ответчика - Управление Федерального казначейства по Свердловской области на надлежащего – Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации. Ходатайство судом удовлетворено в порядке ст. 47 АПК РФ. Определением от 02 апреля 2009 г. произведена замена ответчика на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов РФ.
В судебном заседании истец поддержал исковые требования, приобщил к материалам дела следующие документы: копии Постановлений Правительства Свердловской области № 425-ПП от 01.06.2004г., № 237-ПП от 23.04.2003г., письма Правительства Свердловской области Главам МО № 10-09-19.04/66 от 21.09.2004г., а также списка ликвидаторов последствий аварии на Чернобыльской АЭС, нуждающихся в улучшении жилищных условий в г.Екатеринбурге по состоянию на 01.10.2004г. с сопроводительным письмом № 09.1-22/1665 от 22.04.2009г.
Треть лицо (Финансово-бюджетное управление в муниципальном образовании «город Екатеринбург») указало, что полагает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Рассмотрев материалы дела, и заслушав представителей сторон, суд
установил:
Как следует из материалов дела, Решением Орджоникидзевского районного суда города Екатеринбурга от 26.09.2005г. удовлетворены исковые требования ФИО3, являющегося участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС к Администрации города Екатеринбурга о выделении ему благоустроенной жилой площади на основании ст. 14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
В соответствии с названным судебным актом на Администрацию города Екатеринбурга возложена обязанность обеспечить ФИО3 дополнительным жилым помещением общей площадью не менее 46,8 кв.м. с учетом права на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты по установленным нормам в черте г.Екатеринбург, соответствующих санитарным и техническим требованиям.
Определением Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 30.04.2008 изменен способ исполнения указанного решения суда общей юрисдикции: на Администрацию города Екатеринбурга возложена обязанность выплатить ФИО3 денежную сумму в размере 3 027 913 рублей.
Обязанность по выплате гражданину ФИО3 денежных средств в сумме 3 027 913 рублей была исполнена истцом в полном объеме, что подтверждается платежным поручением № 8090355 от 09.10.2008г.
Полагая, что данные расходные обязательства должна нести Российская Федерации согласно ст. 5 Закона РФ «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассмотрев материалы дела, и заслушав представителей сторон, суд полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
В силу ч. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.
Согласно ст. 1069 Гражданского кодекса РФ вред (применительно к настоящему спору - это убытки), причиненный в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет соответствующей казны.
На основании ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны Российской Федерации выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Согласно ст. 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобюльской АЭС» - возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.1996г. № 506, финансирование расходов, связанных с реализацией указанного Закона, осуществляется в пределах средств, предусмотренных для этих целей в федеральном бюджете на соответствующий год. Однако, как следует из материалов дела, выделенных на эти цели денежных средств было недостаточно.
Факт выплаты истцом гражданину ФИО3 денежных средств 3 027 913 рублей в счет возмещения стоимости жилого помещения, подлежащего предоставлению в соответствии с положением Закона Российской Федерации от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и размер понесенных в связи с этим расходов истца установлен, сторонами не оспаривается и подтвержден материалами дела. Данные расходы истца являются его убытками, понесенными вследствие неисполнения Российской Федерацией своих обязательств, установленных положениями Закона Российской Федерации от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Доказательств того, что в установленный законом срок или даже впоследствии Министерством финансов Российской Федерации были выделены средства в достаточном количестве для представления жилья гражданину-чернобыльцу ФИО3, не подтверждены имеющимися в деле доказательствами. Доказательств отсутствия вины Минфина России как органа государственной власти Российской Федерации суду также не представлено (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При этом суд принимает во внимание справку Комитета по жилищной политике Администрации города Екатеринбурга от 22.04.2009г. № 09.1-22/1665 о том, что на 01.10.2004г. номер очереди ФИО3 был 21-й.
Кроме того, на обязанность компенсировать истцу произведенные выплаты указано и в определении Судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 08.05.2008г. по делу № 33-3181/2008 - возложению на органы местного самоуправления обязанности по обеспечению жильем граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, корреспондирует обязанность Российской Федерации компенсировать из федерального бюджета расходы, возникающие при осуществлении органом местного самоуправления этой обязанности.
Поскольку факт предоставления льгот гражданину, подвергшемуся воздействию радиации, и размер убытков материалами дела подтверждены, доказательств отсутствия вины Минфином Российской Федерации как органом государственной власти Российской Федерации суду не представлено, исковые требования в заявленной сумме обоснованны и подлежат удовлетворению.
Госпошлина взысканию с ответчика не подлежит, поскольку последний освобожден от уплаты госпошлины в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Администрации города Екатеринбурга 3 027 913 руб. 00 коп. в возмещение убытков.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Судья Л. Н. Черемных