ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-41064/15 от 27.10.2015 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.rue-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

27 октября 2015 года                                                     Дело №А60-41064/2015

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.В. Гнездиловой рассмотрел в порядке упрощенного производства дело по заявлению  Общества с ограниченной ответственностью «Элемент-Трейд»

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 24 по Свердловской области

об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, о принятии заявления, возбуждении производства по делу и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства извещены арбитражным судом надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации на сайте суда.

Отводов суду не заявлено.

Общество с ограниченной ответственностью «Элемент-Трейд» обратилось  в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 24  по Свердловской области по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания № 05-04/3608 от 18.08.2015 года,  которым ООО «Элемент-Трейд» привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ в виде штрафа  в размере 30000 руб.

Заинтересованное лицо просит в удовлетворении заявления отказать, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого постановления.

Рассмотрев материалы дела,  суд

УСТАНОВИЛ:

24.07.2015  ООО «Элемент-Тренд» обратилось в Межрайонную ИФНС России № 24 но Свердловской области для получения разрешения на замену фискальной памяти (блока ЭКЛЗ) зав. №2119043117644 установленного в ККТ «СП402 ФР-К»  зав. № 009383.

Руководствуясь подпунктом «б» пункта 47, пунктами 55 - 61 Адм. регламента № 94н, сотрудником территориального налогового органа 24.07.2015 произведен анализ представленных документов на ККТ «СП 402 ФР-К» зав. № 009383, peг. № 20503. эксплуатируемой по адресу ее установки: <...>.

При рассмотрении документов, представленных владельцем ККТ ООО «Элемент-Трейд», для перерегистрации контрольно-кассовой техники, специалистом территориального налогового органа, ответственным за предоставление государственной услуги, проверено соответствие регистрационно-учетных данных, в отношении ККТ указанной в техническом заключении ЦТО ООО «Авторизированный Сервисный Центр Никсдорф» с информацией, имеющейся в распоряжении территориального налогового органа.

24.07.2015 по результатам рассмотрения документов, представленных ООО «Элемент-Трейд», было установлено отсутствие в налоговом органе, в котором зарегистрирована ККТ (МРИ ФНС России № 24 по Свердловской области) информации об активизации ООО «Элемент-Трейд» в составе ККТ  «СП 402 ФР-К» зав. № 009383, ЭКЛЗ зав. № 2119043117644 (peг. № 1249883321), т.е. замена ЭКЛЗ была проведена без разрешения налогового органа и без проведения процедуры пepepeгистрации ККТ в налоговом органе.

В связи с чем, должностным лицом налогового органа сделан вывод, что ООО «Элемент-Грейд» произвело замену электронной контрольной ленты защищенной (ЭКЛЗ) на ККТ и использует данную ККТ в расчетах без соответствующего разрешения и без ее перерегистрации в налоговом органе.

24.07.2015 по выявленному факту использования ККТ с блоком ЭКЛЗ, который был установлен в состав ККТ без получения разрешения налогового органа и не был зарегистрирован в налоговом органе с представителя владельца ККТ ООО «Элемент-Трейд» ФИО1 (доверенность № 248-15 01 01.06.2015) были взяты объяснения в письменном виде.

По факту замены блока ЭКЛЗ зав. № 2119043117644 (peг. № 1249883321)  без разрешения налогового органа и без проведения процедуры перерегистрации ККТ в налоговом органе в отношении владельца ККТ ООО «Элемент-Трейд» в соответствии с поручением начальника МРИ ФНС России № 24 по Свердловской области ФИО2 от 24.07.2015 № 138 были проведены контрольные мероприятия и составлен акт проверки № 004842 от 28.07.2015.

В акте проверки № 004842 от 28.07.2015 зафиксировано применение ООО «Элемент-Трейд» 23.07.2015 ККТ «СП 402 ФР-К» зав. № 009383 с нарушением порядка ее регистрации и применения. Сумма выручки ООО «Элемент-Трейд» за смену 23.07.2015 согласно фискальному отчету ККТ № 813 от 23.07.2015 составила 94272 руо.80 коп.

ФИО1 в ходе проверки были представлены следующие документы: техническое заключение ЦТО ООО «АСЦН» о необходимости замены ЭКЛЗ от 25.06.2014 без отметки налогового инспектора о разрешении замены ЭКЛЗ, паспорт ЭКЛЗ зав. № 2119043117644 (peг. № 1249883321) с отметкой о вводе в эксплуатацию 25.06.2014.

По результатам проведения контрольных мероприятий установлено, что ООО «Элемент-Трейд» произвело замену электронной контрольной ленты защищенной (ЭКЛЗ) на ККТ «СП 402 ФР-К» зав. № 009383 и использовало в период с 25.06.2014 по 23.07.2015 данную ККТ в расчетах без ее перерегистрации в налоговом органе.

Таким образом, выявлено событие противоправного деяния, допущенного ООО «Элемент-Трейд» при работе на ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт.

07.08.2015 в отношении ООО «Элемент-Трейд» составлен протокол № 17-09/281 об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.

18.08.2015  Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 24 по Свердловской области вынесено постановление по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания № 05-04/3608,  которым ООО «Элемент-Трейд» привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ в виде штрафа  в размере 30000 руб.

Полагая, что данное  постановление является незаконным, ООО «Элемент-Трейд» обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), - влечет согласно ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» определено, что контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Пунктом 1 ст. 4 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» определено, что требования к контрольно-кассовой технике, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, порядок и условия ее регистрации и применения определяются Правительством Российской Федерации. Во исполнение указанной нормы Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 (ред. от 17.12.2012) № 470 утверждено «Положение о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями», (далее - Положение № 470).

Пунктом 15 Положения № 470 установлено, что для регистрации ККТ в налоговом органе пользователь представляет в налоговый орган (по месту нахождения - для юридического лица или по месту жительства - для физического лица) заявление о регистрации ККТ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять контроль и надзор за соблюдением порядка и условий регистрации и применения ККТ.

Министерство финансов РФ приказом № 94н утвердило «Административный регламент предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по регистрации контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации». Настоящим регламентом установлены процедура, сроки и последовательность административных действий обязательных для исполнения должностными лицами территориальных подразделений ФНС России, владельцами ККТ и специалистами центров тех.поддержки (ЦТО) в указанной сфере деятельности.

Пунктами 17 и 22 Административного регламента № 94н определено, что результатами Государственной услуги по регистрации контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации являются:

- регистрация ККТ с одновременной выдачей заявителю карточки регистрации контрольно-кассовой техники (далее - карточка регистрации);

-перерегистрация ККТ с выдачей заявителю карточки регистрации;

-снятие с регистрации ККТ.

Согласно п. 1.1 «Методических указаний по применению электронных контрольных лент защищенных в контрольно-кассовых машинах», утвержденных протоколом ГМЭК от 25.06.2002 № 4/69-2002 электронная контрольная лента защищенная - техническое устройство (комплекс программно-аппаратных средств в составе контрольно-кассовых машин), обеспечивающее защищенную от не обнаруживаемой коррекции регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации о каждом из проведенных с использованием контрольно-кассовых машин денежных расчетов, необходимой для полного учета доходов в целях правильною исчисления налогов (далее - ЭКЛЗ). Таким образом, ЭКЛЗ является накопителем фискальной памяти, который служит для некорректируемой регистрации информации обо всех машин денежных расчетов, произведенных с использованием контрольно-кассовой техники, и требует соответствующею разрешения налогового органа на измену.

Согласно п.6 «Порядка проведения замены фискальной памяти контрольно-кассовых машин», утвержденного решением ГМЭК по ККМ от 11.10.2000 (протокол № 4/58-2000) замена фискальной памяти ККТ производится на основании разрешения налогового органа, в котором ККТ находится на учете.

Замена ЭКЛЗ связана с необходимостью фиксации показателей о наличных денежных расчетах, произведенных налогоплательщиками в случае продажи товаров, оказания услуг, выполнения работ, в целях контроля уплаты налогов в бюджет, и не нарушает прав пользователей контрольно-кассовой техники.  В связи с чем, замена фискальной памяти или накопителя фискальной памяти ККТ без соответствующего разрешения налогового органа не допускается.

Пунктами 76 и 77 Административного регламента № 94н формализована процедура перерегистрации контрольно-кассовой техники, в т.ч. осуществляемая в случае замены фискальной памяти или накопителя фискальной памяти контрольно-кассовой техники ипрограммно-аппаратных средств, обеспечивающих некорректируемую регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации. Территориальный налоговый орган для замены фискальной памяти или накопителя фискальной памяти контрольно-кассовой техники принимает от заявителя заявление (Код КНД 1110021), к которому прилагается заключение ЦТО (при наличии). О перерегистрации контрольно-кассовой техники специалист территориального налогового органа (ТНО), ответственный за предоставление государственной услуги, делает отметки в паспорте контрольно-кассовой техники и учетном талоне контрольно-кассовой техники, акте КМ-2, а также выдает заявителю карточку регистрации ККТ. Максимальный срок для выполнения административных действий по перерегистрации ККТ, предусмотренных настоящим подразделом Административного регламента, составляет не более 5 рабочих дней с момента обращения пользователя ККТ за получением государственной услуги по регистрации ККТ посредством подачи заявления (Код КНД 1110021).

Пунктом 12 Положения № 470 определено, что введение в фискальную память информации при регистрации и перерегистрации контрольно-кассовой техники, замена накопителей фискальной памяти осуществляются только поставщиком или центром технического обслуживания (при этом введение в фискальную намять информации и замена накопителей производятся с участием представителей налоговых органов).

В силу положений пункта 26 Административного регламента и приказа Федеральной налоговой службы от 09.04.2008 № ММ-3-2/152@ «Об утверждении форм заявления о регистрации контрольно-кассовой техники, книги учета контрольно-кассовой техники и карточки регистрации контрольно-кассовой техники» в случае изменения регистрационных сведений о ККТ, к которым в соответствии с новой формой заявления о регистрации ККТ относятся, в том числе сведения о регистрационном и заводском номерах ЭКЛЗ, пользователь представляет в налоговый орган заявление о перерегистрации ККТ, паспорт контрольно-кассовой техники, подлежащей перерегистрации (снятию с регистрации), карточку регистрации.

Анализ вышеприведенных нормативных положений позволяет сделать вывод о том, что применению подлежит  исключительно исправная, опломбированная в установленном порядке контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр контрольно-кассовой техники, зарегистрированная в налоговых органах.

Перерегистрация ККТ после замены ЭКЛЗ является необходимым условием функционирования фискального режима.

Таким образом, ООО «Элемент-Трейд» совершило правонарушение, выразившееся в  применении контрольно-кассовой техники ККТ «СП 402 ФР-К» зав. № 009383, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а именно: использовалась данная ККТ в период с 25.06.2014 по 23.07.2015  в расчетах без ее перерегистрации в налоговом органе.

Факт правонарушения подтверждается материалами дела.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Оснований полагать, что неисполнение законодательства о применении контрольно-кассовой техники вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими  непредвиденными, непреодолимыми препятствиями,  находящимися вне  контроля заявителя,  при  соблюдении  им той степени заботливости и осмотрительности,  какая  требовалась  от  него  в целях надлежащего исполнения обязанности исполнить требования закона,  не имеется.

Таким образом, в действиях заявителя имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.2 ст.14.5  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оспаривая постановление, общество ссылается на то, что  административным органом необоснованно назначено наказание в виде штрафа в размере 30000 руб., учитывая, что санкция ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ предусматривает минимальный размер наказания - предупреждение. Общество к ответственности по данной статье привлекается впервые. Обществом представлены в МРИ ФНС №24 все необходимые документы для перерегистрации замены ЭКЛЗ на фискальный регистратор №009383 до вынесения оспариваемого постановления, и административным органам оказана услуга по перерегистрации замены ЭКЛЗ.

Административным органом не представлено доказательств причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также наличие имущественного ущерба. ККТ функционирует в фискальном режиме, который отражает в фискальной памяти регистрацию и хранение итоговой информации, необходимой для полного учета наличных денежных расчетов,  осуществляемых с применением ККТ, в целях правильного исчисления налогов (ст. 1 Федерального закона №54-ФЗ), а также соблюдены все предъявляемые нормативными актами требования.

В силу п.1 ст.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное правонарушение, в соответствии с настоящим  Кодексом.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 3.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за совершение административных правонарушений в отношении юридического лица могут применяться административные наказания, перечисленные в пунктах 1 - 4, 9 части 1 настоящей статьи, в том числе предупреждение и административный штраф.

Часть 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает меру административного наказания за совершение предусмотренного данной  статьей правонарушения, в том числе в виде предупреждения.

Предупреждение - это мера административного наказания, выраженная в официальном порицании юридического лица, которое выносится в письменной форме (ст.3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Материалами дела подтверждается, что выявленные в ходе проверки нарушения свидетельствуют об отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также об отсутствии имущественного ущерба.

Поэтому в данном случае с учетом характера допущенного нарушения,   учитывая то обстоятельство, что ранее  общество не привлекалось к административной ответственности за совершение аналогичного правонарушения (доказательств обратного в материалы дела не представлено), суд считает возможным избрать меру административного наказания в виде предупреждения.

Согласно  п.19 Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в  частях 2 и 3 ст. 4.1  КоАП РФ.

Суд, установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности и руководствуясь  частью 2 статьи 211 АПК РФ, принимает решение о признании незаконным и об изменении постановления № 05-04/3608 от 18.08.2015 года, в части назначения наказания. В данном случае в резолютивной части решения указывается мера ответственности, назначенная судом с учетом названных обстоятельств.

Руководствуясь ст.ст.  167-170, 211  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Требования Общества с ограниченной ответственностью «Элемент-Трейд» удовлетворить частично.

Признать незаконным и изменить постановление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 24  по Свердловской области по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания № 05-04/3608 от 18.08.2015 года в части назначения наказания в виде административного штрафа в размере 30000 рублей, применив меру ответственности  в виде предупреждения.

Решение по настоящему делу подлежит немедленному исполнению. Указанное решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

 Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.

СудьяН.В. Гнездилова