ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-4106/05-С11 от 22.05.2006 АС Свердловской области

#G0


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург Дело №А60-4106/2005-С11

«25» мая 2006года

Решение в полном объеме изготовлено 25.05.2006г.

Резолютивная часть решения объявлена 22.05.2006г.

Судья Арбитражного суда Свердловской области Н.В. Койнова, при ведении протокола судебного заседания судьей Н.В. Койновой,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску

ФГУП «Уралтрансмаш»

к ЗАО «Аудиторская фирма «Универс-Аудит»

3-и лица: Территориальное управление Федеральной службы Финансово-бюджетного надзора в Свердловской области, Российское Агентство по промышленности, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Свердловской области

о признании конкурса по отбору аудиторской организации для проведения обязательного ежегодного аудита недействительным

при участии в судебном заседании:

от истца – Захарова Т.В.- предст. по дов. от 10.01.2006г. № 603-12/4, паспорт 6502 806808, выдан 29.03.2002г.

от ответчика – не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом

от 3-го лица, Территориальное управление Федеральной службы Финансово-бюджетного надзора в Свердловской области: не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом

от 3-го лица, Российского Агентства по промышленности: не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом

от 3-го лица, Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Свердловской области – Халитулин Р.Р.- предст. по дов. от 01.02.2006г. № 5, паспорт 6704 054474, выдан Окт. РОВД ХМАО 30.05.2003г.

В соответствии со ст. 156 АПК РФ, суд рассматривает дело в отсутствие ответчика и 3-х лиц - Территориального управления Федеральной службы Финансово-бюджетного надзора в Свердловской области, Российского Агентства по промышленности, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.

Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов не заявлено.

ФГУП «Уралтрансмаш» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к ЗАО «Аудиторская фирма «Универс-Аудит» о признании конкурса по отбору аудиторской организации для проведения обязательного ежегодного аудита ФГУП «Уралтрансмаш» по итогам 2004 финансового года от 27.09.2004г. недействительным.

3-е лицо, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Свердловской области, пояснил, что вопрос об удовлетворении исковых требований оставляет на усмотрение суда.

Рассмотрев материалы дела. Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил:

27 сентября 2004 г. конкурсной комиссией в составе представителей ФГУП «Уралтрансмаш», Министерства финансов России (Контрольно - ревизионного управления, доверенность № 62-07-31/2 от 13.01.2004 г.), Российского Агентства по промышленности, Территориального управления Министерства имущественных отношений РФ по Свердловской области (Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Свердловской области, доверенность № АЛ - 3350 от 24.09.2004 г.) был проведен конкурс по отбору аудиторской организации для проведения обязательного ежегодного аудита ФГУП «Уралтрансмаш» по итогам 2004 финансового года.

Решением конкурсной комиссии на втором этапе сняты с участия в конкурсе ЗАО «СВ-Аудит» и ЗАО «Аудиторская фирма «Универс-Аудит». При этом в качестве обоснования комиссия сослалась на п.3.4.1 Методических рекомендаций для организации работы конкурсных комиссий для проведения конкурсного отбора аудиторских организаций для осуществления обязательного ежегодного аудита организации для осуществления обязательного ежегодного аудита организации, в уставном (складочном) капитале которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, утвержденных заместителем министра финансов Российской Федерации и руководителем Департамента организации аудиторской деятельности 24.04.2004г.

Победителем конкурса признано ЗАО «Независимая Консалтинговая группа «2К Аудит - Деловые консультации».

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 31.05.05г. по делу № А60-31682/2004 - С4 по иску Закрытого акционерного общества «Аудиторская фирма «Универс-Аудит» к Федеральному государственному унитарному предприятию «Уральский завод транспортного машиностроения», Закрытому акционерному обществу «Независимая Консалтинговая группа «2К Аудит - Деловые консультации» о признании недействительным решения (заключения) конкурсной комиссии по отбору аудиторской организации для проведения обязательного аудита,решение (заключение) конкурсной комиссии по отбору аудиторской организации для проведения обязательного аудита ФГУП «Уралтрансмаш» по итогам 2004 года от 27.09.2004г. в части снятия ЗАО «Аудиторская фирма «Универс -Аудит» из числа участников конкурса на втором этапе и признания победителем конкурса ЗАО «Независимая Консалтинговая группа «2К Аудит - Деловые консультации» признано недействительным.

Суд установил, что конкурсная комиссия незаконно сняла с участия в конкурсе ЗАО «Аудиторская фирма «Универс - Аудит», что повлекло незаконное признание победителем конкурса ЗАО «Независимая Консалтинговая группа «2К Аудит - Деловые консультации».

В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» Правительство РФ Постановлением № 409 от 12.06.2002г. утвердило «Правила проведения конкурса по отбору аудиторских организаций для осуществления обязательного ежегодного аудита организаций, в уставном капитале которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов» (далее Правила). Организатором конкурса является орган управления организации, проводящей конкурс.

13 августа 2004 года ФГУП «Уралтрансмаш» объявило о проведении открытого конкурса по отбору аудиторских организаций для осуществления обязательного аудита за 2004 год (Областная газета № 215 от 13.08.2004г.).

В соответствии с Пунктами 10, 11 конкурсная комиссия осуществляет оценку технических и финансовых предложений аудиторских организаций в два этапа.

Согласно протоколу по отбору аудиторской организации для проведения обязательного аудита по итогам 2004 финансового года от 27.09.2004г. в срок до 30 августа 2004г. были получены заявки на участие в конкурсе от следующих аудиторских организаций: ООО «Новый аудит», ООО «УРО Международного консультативно-правового центра по вопросам налогообложения доходов фирм и личных доходов граждан», ЗАО «НКГ «2К Аудит - Деловые консультации», ЕФ ЗАО «Аудиторская фирма «Универс-Аудит», ЗАО «Гориславцев и К. Аудит», ЗАО «СВ-Аудит». Приглашения на участие в конкурсе, содержащие техническое задание на проведение аудиторской проверки и образец договора на оказание аудиторских услуг, направлены в аудиторские организации в срок с 17 по 27 августа 2004 года. В срок до 23 августа 2004 года в ФГУП «Уралтрансмаш» поступили конкурсные предложения, содержащие технические и финансовые предложения от названных организаций.

Согласно пункту 6 Протокола конкурсной комиссии 27.09.2004 года были вскрыты конверты участников конкурса, содержащие технические предложения.

Комиссией проведена оценка технических предложений участников конкурса в соответствии с пунктом 10 Правил и ко второму этапу допущены все, принимавшие участие в конкурсе участники (пункт 8 Протокола конкурсной комиссии).

Между тем после ознакомления с поступившими финансовыми предложениями и на основании Методических рекомендаций для организации работы конкурсных комиссий для проведения конкурсного отбора аудиторских организаций для осуществления обязательного ежегодного аудита организации, в уставном (складочном) капитале которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, утвержденных заместителем министра финансов Российской Федерации и руководителем Департамента организации аудиторской деятельности 24.04.2004г. (далее Методические рекомендации), компании «СВ-Аудит» и «Универс-Аудит» были сняты с участия в конкурсе (пункт 10 Протокола конкурсной комиссии). При этом в качестве обоснования комиссия сослалась на пункт 3.4.1 вышеуказанных Методических рекомендаций, так как финансовые предложения организаций имели явно заниженную цену: ЗАО «СВ-Аудит» - 56000 руб. 00 коп., ЗАО «Аудиторская фирма «Универс-Аудит» - 45000 руб. 00 коп.

Между тем нормативные акты, содержащие нормы о проведении конкурсов, не содержат критериев определения явно заниженной или явно завышенной цены проведения аудита.

При этом, Методические рекомендации носят исключительно рекомендательный характер для конкурсных комиссий, кроме того, не содержат критерия определения явно заниженной цены финансового предложения.

Утвержденные Приказом генерального директора ФГУП «Уралтрансмаш» № 380 от 03.09.2004г. Порядок проведения конкурсов по отбору аудиторских организаций для проведения ежегодного обязательного аудита, Положение о комиссии по отбору аудиторских организаций для проведения ежегодного обязательного аудита, а также Информационное сообщение о проведении конкурса на проведение ежегодного обязательного аудита критериев определения явно заниженной или явно завышенной цен или их числовые показатели не содержат.

В соответствии с п.4 ст.1057 ГК РФ объявление о публичном конкурсе должно содержать по крайней мере условия, предусматривающие существо задания, критерии и порядок оценки результатов работы или иных достижений, место, срок и порядок их представления, размер и форму награды, а также порядок и сроки объявления результатов конкурса.

Из материалов дела не следует, что конкурсной комиссией либо организатором конкурса до его участников перед проведением конкурса была доведена информация и возможном снятии заявок с участия в конкурсе по причине явной заниженности цены финансового предложения.

В ходе проведения конкурса были допущены нарушения п. 10, 11 «Правил проведения конкурса по отбору аудиторских организаций для осуществления обязательного ежегодного аудита организаций, в уставном капитале которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов» (даиее правила), разработанных в соответствии с федеральным законом «Об аудиторской деятельности» (п. 2 ст. 7) и утвержденных Постановлением Правительства РФ № 409 от 12.06.2002 г., регламентирующих порядок оценки технических и финансовых предложений и выбор победителя конкурса.

Согласно п. 1 ст. 1058 ГК РФ лицо объявившее конкурс, вправе изменить его условия только в течение первой половины установленного для представления работ срока.

В соответствии с п.2 ст. 1058 ГК РФ извещение об изменении условий должно быть сделано тем же способом, каким конкурс был объявлен.

Из объявления о проведении конкурса и иных документов не следует, что конкурсной комиссией либо организатором конкурса до его участников перед проведением конкурса была доведена информация и возможном снятии заявок с участия в конкурсе по причине явной заниженности цены финансового предложения.

Нарушение комиссией п. 10, 11 положения, норм ГК РФ выразившиеся в незаконном снятии с участия в конкурсе ЗАО «Аудиторская фирма «Универс - Аудит», повлекло за собой также незаконное признание победителем конкурса ЗАО «Независимая Консалтинговая группа «2К Аудит - Деловые консультации».

В соответствии с п. 5 ст. 1057, п. 1 ст. 449 ГК РФ конкурс, проведенный с нарушением правил, установленных законом, может быть признан судом недействительным по иску заинтересованного лица.

На основании изложенного, требования истца о признании конкурса от 27.09.2004г. по отбору аудиторской организации для проведения обязательного ежегодного аудита ФГУП «Уралтрансмаш» по итогам 2004 финансового года, недействительным, подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать конкурс от 27.09.2004г. по отбору аудиторской организации для проведения обязательного ежегодного аудита ФГУП «Уралтрансмаш» по итогам 2004 финансового года недействительным.

Взыскать с ЗАО «Аудиторская фирма «Универс-Аудит» в пользу ФГУП «Уралтрансмаш» 2000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлине.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции, а также в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, в арбитражный суд кассационной инстанции.

Судья Н.В. Койнова