ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-41307/16 от 14.03.2017 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

  620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

21 марта 2017 года Дело № А60-  41307/2016

Резолютивная часть решения объявлена 14 марта 2017 года

Полный текст решения изготовлен 21 марта 2017 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Е.А.Павловой,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Т.В. Захаровой, рассмотрел дело №А60-41307/2016

по заявлению ФИО1

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга (ИНН <***>, ОГРН <***>)

третьи лица - Управление ФНС по Свердловской области, МРИ ФНС России №16 по Свердловской области, Управление Федеральной миграционной службы России по Свердловской области

о признании незаконными действий по внесению сведений в ЕГРИП о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и восстановлении нарушенного права,

при участии в судебном заседании

от истца: ФИО2, представитель по доверенности 66АА3437667 от 04.08.2016,

от ответчика: ФИО3, удостоверение, представитель по доверенности от 09.01.2017; после перерыва: ФИО4, представитель по доверенности № 55 от 19.12.2016,

от третьего лица: ФИО5, представитель по доверенности от 09.06.2016 № 09-22/30; после перерыва: ФИО6, представитель по доверенности № 09-22/4 от 11.01.2017, по доверенности № 07-19/24635 от 20.12.2016.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.

ФИО1 обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга о признании незаконными действий по внесению сведений в ЕГРИП о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и восстановлении нарушенного права.

Определением от 05.09.2016 г. заявление ФИО1 от 24 августа 2016 года принято к производству, назначено предварительное судебное заседание.

В предварительном судебном заседании 20.10.2016 г. ответчик представил отзыв, который приобщен судом к материалам дела.

  Определением Арбитражного суда Свердловской области от 27.10.2016г. привлечено к рассмотрению в деле третье лицо, Управление ФНС по Свердловской области, назначено судебное заседание.

17.11.2016 г. от третьего лица поступил отзыв на исковое заявление. Отзыв судом рассмотрен, документы приобщены к материалам дела.

В судебном заседании истец заявил ходатайство об уточнении фамилии заявителя, устранении опечатки: правильное написание – Гя  нджумян С.Б.

Ходатайство судом рассмотрено, удовлетворено на основании ст. 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Определением Арбитражного суда Свердловской области от 18.11.2016 года к участию в деле привлечено Управление Федеральной миграционной службы России по Свердловской области.

Определением от 18.11.2016 года судебное заседание отложено на основании ст. 158 АПК РФ.

Определением Арбитражного суда Свердловской области от 14.12.2016 года к участию в деле привлечена МРИ ФНС России №16 по Свердловской области в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований.

Определением от 14.12.2016 года судебное заседание отложено на основании ст. ст. 51, 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представлен отзыв третьего лица, МРИ ФНС России №16 по Свердловской области, на исковое заявление. Согласно отзыву третье лицо просит в удовлетворении иска отказать. Отзыв судом приобщен к материалам дела.

Определением от 18.01.2017 судебное заседание отложено на основании ст. 158 Арбитражного суда Свердловской области.

02.03.2017 года в судебном заседании третье лицо, МИФНС № 16 по Свердловской области заявило ходатайство о приобщении дополнений к отзыву на исковое заявление.

Дополнения судом исследованы. Ходатайство о приобщении рассмотрено и удовлетворено, документы приобщены к делу.

От истца поступило ходатайство о приобщении дополнительных документов к материалам дела. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено.

09.03.2017 года вынесено протокольное определение об отложении судебного заседания в целях урегулирования спора миром.

14.03.2017 года в судебном заседании объявлен перерыв.

После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда.

Заинтересованное лицо заявило ходатайство о приобщении дополнений к отзыву. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено, дополнения приобщены к материалам дела.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд

установил:

из материалов дела следует, что ФИО1 является гражданином Армении, что подтверждается документом, удостоверяющим личность, представленным в материалы дела, а также видом на жительство иностранного гражданина, выданным УФМС России по Свердловской области.

Согласно разрешению на временное проживание, выданному УФМС России по Свердловской области, ФИО1 было разрешено временное проживание на территории Российской Федерации сроком до 13 мая 2016 года, зафиксировано место регистрации заявителя по месту проживания до "03" августа 2015 года.

С 03 августа 2015 года по 23 мая 2016 года местом регистрации заявителя по месту проживания изменилось.

11 апреля 2016 года ФИО1 выдан вид на жительство иностранного гражданина в Российской Федерации сроком на 5 лет до 11 апреля 2021 года, произведена регистрация по месту жительства в городе Нижнем Тагиле Свердловской области.

31 июля 2014 года ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, присвоен ОГРНИП <***>.

23 мая 2016 года Инспекцией ФНС по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга внесена в ЕГРИП запись №416965801393094 о прекращении ФИО1 с 23 мая 2016 года деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с окончанием срока действия документа, подтверждающего право временно или постоянно проживать в Российской Федерации.

ФИО1 22 июля 2016 года из информации, размещенной на официальном сайте федеральной налоговой службы узнал о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

27 июля 2016 года ФИО1. обратился в Управление Федеральной налоговой службы по Свердловской области с требованиями отменить решение о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, внести соответствующую запись в ЕГРИП.

11 августа 2016 Управление Федеральной налоговой службы по Свердловской области письмом №06-12/23949 оставило заявление ФИО1. без удовлетворения, ссылаясь на положения п. 5 ст. 5, а также на п. 6 ст. 22.3 Федерального Закона №129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Заявитель считает действия налогового органа по внесению в реестр записи о прекращении ФИО1 деятельности в качестве индивидуального предпринимателя незаконными.

Указанные обстоятельства явились причиной для обращения ФИО1. в Арбитражный суд Свердловской области с настоящим заявлением.

Заявитель просил суд признать незаконными действия ИФНС по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга по внесению записи № 416965801393094 от 23.05.2016 в ЕГРИП о прекращении ФИО1 деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с окончанием срока действия документа, подтверждающего право постоянно проживать на территории Российской Федерации, а также обязать ИФНС по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга в течение пяти дней с даты вступления в законную силу решения суда восстановить нарушенное право путем внесения в ЕГРИП сведений о недействительности записи №416965801393094 от 23.05.2016.

Заинтересованное лицо, не согласившись с доводами заявителя, представил в суд отзыв и дополнения к нему.

Управлением ФНС России по Свердловской области и МИФНС России №16 по Свердловской области также представлены отзывы, из которых следует, что третьи лица с заявленными требованиями не согласны, просят в удовлетворении заявления отказать.

Рассмотрев заявленные требования, суд их удовлетворил по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.

При этом, в силу п. 1 ст. 65, п. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Пунктом 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусмотрено, что если иное не установлено настоящим Федеральным законом, юридическое лицо в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений, за исключением сведений, указанных в подпунктах «м», «о», «р», и индивидуальный предприниматель в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в пункте 2 настоящей статьи сведений, за исключением сведений, указанных в подпунктах «м», «н», «п», а также за исключением случаев изменения паспортных данных и сведений о месте жительства учредителей (участников) юридического лица - физических лиц, лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, и индивидуального предпринимателя, обязаны сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего соответственно нахождения и жительства.

В случае, если изменение указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений произошло в связи с внесением изменений в учредительные документы, внесение изменений в единый государственный реестр юридических лиц осуществляется в порядке, предусмотренном главой VI настоящего Федерального закона. 4 Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» определен перечень документов, представляемых для государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

В случае, если физическое лицо, обращающееся за государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя, является иностранным гражданином или лицом без гражданства, указанным лицом должна быть представлена копия документа, подтверждающего право данного лица временно или постоянно проживать на территории Российской Федерации (подпункт «е» пункта 1 статьи 22.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» подтверждением права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство является разрешение на временное проживание, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность.

Вид на жительство является документом, выданным иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность. Вид на жительство не может быть выдан в форме электронного документа. Согласно п. 3 ст. 8 закона № 115-ФЗ вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет.

По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина, поданному в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не позднее чем за два месяца до истечения срока действия имеющегося у него вида на жительство, может быть продлен на пять лет.

Пунктом 3 ст. 85 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что органы, осуществляющие регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, органы опеки и попечительства обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации физического лица по месту жительства, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) по месту пребывания иностранного работника, о фактах рождения и смерти физических лиц, о фактах заключения брака, расторжения брака, установления отцовства, о фактах установления и прекращения опеки и попечительства в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после дня регистрации, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) указанных лиц или дня регистрации актов гражданского состояния физических лиц. Приказом ФНС России от 17.09.2007 № ММ-3-09/536@ (ред. от 12.01.2015) «Об утверждении форм сведений, предусмотренных статьей 85 Налогового кодекса Российской Федерации» утверждено приложение № 6 «Сведения О РЕГИСТРАЦИИ ИНОСТРАННОГО ГРАЖДАНИНА (ЛИЦА БЕЗ ГРАЖДАНСТВА) ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

Таким образом, судом установлено, что органы миграционного учета предоставляют соответствующую государственную услугу по выдаче (продлению) иностранным гражданам вида на жительство в РФ, ведут соответствующие государственные реестры таких данных.

При этом в соответствии со ст. 85 Налогового кодекса Российской Федерации указанные сведения органы миграционного учет обязаны предоставлять в налоговые органы в установленные сроки.

Согласно пункту 9 статьи 22.3 Федерального закона № 129-ФЗ государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу после внесения об этом записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящей статьи.

В случае аннулирования документа, подтверждающего право иностранного гражданина либо лица без гражданства временно или постоянно проживать в Российской Федерации, или окончания срока действия указанного документа государственная регистрация данных гражданина либо лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу со дня аннулирования указанного документа или окончания срока его действия (п. 11). При этом данный перечень не подлежит расширительному толкованию по усмотрению налогового органа.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Закон № 210-ФЗ) органы, предоставляющие государственные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 названного Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

В силу части 6 статьи 7.1 Закона № 210-ФЗ непредставление (несвоевременное представление) органом или организацией по межведомственному запросу документов и информации, указанных в пункте 2 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, в орган, указанный в абзаце первом части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, не может являться основанием для отказа в предоставлении заявителю государственной или муниципальной услуги.

Таким образом, судом не установлено оснований для регистрации прекращения деятельности заявителя в качестве индивидуального предпринимателя.

На момент внесения в ЕГРИП записи о прекращении деятельности от 23.05.2016 ФИО1 имел вид на жительство в РФ и был вновь зарегистрирован органами УФМС в г. Нижний Тагил по конкретному адресу.

При этом органы ФМС обязаны были предоставить данные сведения в налоговые органы в порядке и сроки, установленные вышеуказанными нормативными актами. Неисполнение (несвоевременное исполнение) органами миграционного учета данной обязанности не может нести каких-либо неблагоприятных последствия для заявителя.

Налоговый орган не имел права требовать с заявителя представителя документов и сведений, которые налоговый орган должен был получить от другого государственного органа, предоставляющего государственные услуги.

При таких обстоятельствах суд пришёл к выводу о том, что действия налогового органа не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителя, в связи с чем признаёт незаконными действия налогового органа и обязывает устранить допущенные нарушения путём внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей в течение пяти дней с даты вступления в законную силу решения суда, полагая, что данный срок является разумным для устранения допущенных нарушений.

Уплаченная заявителем при обращении в суд с настоящим заявлением госпошлина в размере 300 руб. подлежит взысканию с налогового органа в пользу заявителя на основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в возмещение судебных расходов, понесенных заявителем при подаче заявления.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

1.Признать незаконными действия Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга по внесению записи №416965801393094 от 23.05.2016 в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей о прекращении ФИО1 деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с окончанием срока действия документа, подтверждающего право постоянно проживать на территории Российской Федерации.

Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга в течение пяти дней с даты вступления в законную силу решения суда восстановить нарушенное право путем внесения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей соответствующих сведений.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга в пользу ФИО1 в возмещение расходов по уплате государственной пошлины, понесенных заявителем при подаче заявления, денежные средства в сумме 300 руб. 00 коп.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья Е.А.Павлова