ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-41710/12 от 19.11.2012 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: A60.mail@ arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

22 ноября 2012 года Дело №А60-  41710/2012

Резолютивная часть решения объявлена 19 ноября 2012 года

Полный текст решения изготовлен 22 ноября 2012 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.П.Воронина при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.В.Кондрат рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

Открытого акционерного общества «Каменск-Уральский металлургический завод» (ИНН 6665002150, ОГРН 10966558014408)

к Екатеринбургской таможне (ИНН 6662022335)

о признании незаконным бездействия

при участии в судебном заседании

от заявителя: Иванченко Д.В., представитель по доверенности от 25.09.2012;

от заинтересованного лица: Калганова С.В., представитель по доверенности от 10.01.2012 № 02-19/59, Тарабукина Р.Р., представитель по доверенности от 10.01.2012 № 02-19/71.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.

Обществом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обжалование бездействия таможенного органа в связи с тем, что о задержании товара, явившееся следствием бездействия (по мнению общества) таможенного органа, заявителю стало известно лишь в июле 2012 года из письма Новороссийской транспортной прокуратуры.

Ходатайство судом удовлетворено, срок восстановлен.

Других заявлений и ходатайств не поступило.

Открытое акционерное общество «Каменск-Уральский металлургический завод» просит признать незаконным бездействие должностных лиц Екатеринбургской таможни, связанным с выпуском товара общества, в отношении которого имеются установленные запреты и ограничения.

По мнению заявителя, таможенный орган, осуществляя контроль за соблюдением участниками внешнеэкономической деятельности положений Федерального закона от 18.07.1999 № 183-ФЗ, обязан был проверить соответствие контракта на предмет применения запретов и ограничений, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля, в том числе проверить наличие или отсутствие разрешения ФСТЭК РФ на поставку товара в Израиль. Поскольку в результате незаконного выпуска в режиме экспорта товара, на которые распространяются ограничения, этот товар был задержан, в связи с чем общество несет убытки, связанные с хранением контейнера, бездействие Екатеринбургской таможни нарушает права и законные интересы общества.

Екатеринбургская таможня доводы общества не признает, пояснив, что выпуск товара по таможенной процедуре экспорта осуществлен с учетом того, что указанный обществом в декларации товар не подлежал экспортному контролю.

Рассмотрев материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

ОАО «Каменск-Уральский металлургический завод» на основании контракта от 01.09.2011 № 301-11-2730-Р с компанией «AluminiumSilikonMillProductsGmbH» (Швейцария) на поставку полуфабрикатов из алюминиевых сплавов в соответствии с приложением от 01.09.2011 № 101В к контракту 18.01.2012 осуществило поставку металлопродукции – плит из литейного алюминиевого сплава 6061 (код ТН ВЭД – 76061299000) общим весом 21873 кг. на сумму 85333,81 долларов США.

При таможенном декларировании обществом в таможенной декларации (ДТ) № 105020040/180112/0000235 заявлена таможенная процедура экспорта (ЭК 10), получатель – «PlasanSasaLTD» (Израиль).

Выпуск товара осуществлен Екатеринбургской таможней 18.01.2012.

Впоследствии данный товар был задержан в г. Новороссийске и в рамках возбужденного 02.05.2012 следственным отделом УФСБ России по Краснодарскому краю уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 226.1 УК РФ постановлением Октябрьского районного суда г. Новороссийска от 03.05.2012 на имущество общества наложен арест.

Частью 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из этого следует, что для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения и действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ст. 212 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС) экспорт – это таможенная процедура, при которой товары таможенного союза вывозятся за пределы таможенной территории таможенного союза и предназначаются для постоянного нахождения за ее пределами.

В силу ч. 1 ст. 213 ТК ТС товары помещаются под таможенную процедуру экспорта при соблюдении установленных условий, в том числе при условии соблюдения запретов и ограничений; в соответствии со ст. 204 ТК ТС днем помещения товаров под таможенную процедуру экспорта считается день выпуска товара таможенным органом в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Пунктом 1 ст. 206 ТК ТС установлено, что таможенный контроль за соблюдением условий таможенных процедур, при помещении под которые товары не приобретают статус товаров таможенного союза, проводится таможенными органами того государства - члена таможенного союза, на территории которого товары выпущены в соответствии с такой таможенной процедурой, в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Правовые основы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области экспортного контроля, обязанности и ответственность участников внешнеэкономической деятельности регулируются Федеральным законом от 18.07.1999 № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» (далее – Закон об экспортном контроле), действия которого распространяется на внешнеэкономическую деятельность в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов, в части осуществления экспортного контроля в целях, установленных настоящим Федеральным законом.

Статьей 6 Закона об экспортном контроле установлено, что списки (перечни) контролируемых товаров и технологий утверждаются указами Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. Указы Президента Российской Федерации об утверждении списков (перечней) контролируемых товаров и технологий вступают в силу не ранее чем через три месяца со дня их официального опубликования.

Указом Президента Российской Федерации от 14.01.2003 № 36 утвержден Список оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, в отношении которых осуществляется экспортный контроль, в соответствии с которым экспортный контроль осуществляется лишь в отношении таких товаров, как сплавы алюминия, имеющие обе характеристики: а) предел прочности на растяжение 460Мпа и более при температуре 293К (20 град. С); и б) в форме труб или цилиндрических стержней (включая поковки) с внешним диаметром более 74 мм; код ТН ВЭД 7604 29 100 9, 7608 20 810 9, 7608 20 890 9.

Товар общества - плиты из литейного алюминиевого сплава 6061, код ТН ВЭД 7606 12 99 000 указанными свойствами не обладал.

В силу ст. 7 Закона об экспортном контроле экспортный контроль в Российской Федерации осуществляется посредством методов правового регулирования внешнеэкономической деятельности, включающих в себя, в том числе идентификацию контролируемых товаров и технологий, то есть установление соответствия конкретных сырья, материалов, оборудования, научно-технической информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, являющихся объектами внешнеэкономических операций, товарам и технологиям, включенным в списки (перечни), указанные в статье 6 настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст. 11 Закона об экспортном контроле органом исполнительной власти, осуществляющим экспортный контроль, и уполномоченным на формирование списков товаров, подлежащих экспортному контролю, является Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (Положение о Федеральной службе по техническому и экспортному контролю, утвержденное Указом Президента Российской Федерации 16.08.2004 № 1085) – далее ФСТЭК.

Письмом ФТС России от 13.12.2011 № 14-68/61068 до таможенных органов доведен Перечень товаров, в отношении которых ФСТЭК России принято идентификационное решение о неприменении запретов и ограничений, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля, и который помещается под таможенную процедуру экспорта без истребования у участника ВЭД дополнительной информации и документов, подтверждающих статус этих товаров для целей таможенного контроля, за исключением вывоза товара в страны, в отношении которых действует санкция Совета Безопасности ООН или специальные экономические меры, установленные Президентом Российской Федерации, а также за исключением поставок для военного применения и в интересах лиц, причастных к террористической деятельности.

В указанном перечне товар общества, продекларированный по ДТ № 105020040/180112/0000235 поименован в пп 1.2.2.как «алюминий и сплавы на его основе: плиты, листы, ленты, отливки, чушки из сплавов 6061; ASTM B 209; код ТН ВЭД ТС ИЗ 7604, 7608 и др.».

Из этого следует, что товары, заявленные обществом в ДТ № 105020040/180112/0000235 и классифицированные кодом 7606 12 990 00 ТН ВЭД ТС, экспортному контролю не подлежали.

Перечень иностранных организаций, в отношении которых имеется информация об их причастности к военным программа в ядерной, химической, биологической и ракетной областях, сформированный на основании информации ФСТЭК России, содержится в распоряжении ФТС от 07.03.2007 № 026 и доведен до сведения Екатеринбургской таможни письмом Уральского управления от 23.05.2011 № 123с.

Компания «PlasanSasaLTD» (Израиль) – получатель товара ОАО «КУСЗ» по контракту от 01.09.2011 № 301-11-2730-Р с компанией «AluminiumSilikonMillProductsGmbH» (Швейцария) в этом перечне отсутствовала.

В соответствии со ст. 19 Закона об экспортном контроле установлено, что внешнеэкономические операции, предусматривающие передачу контролируемых товаров и технологий (в том числе прав на них) иностранным лицам, ввоз отдельных видов контролируемых товаров и технологий в Российскую Федерацию в случаях, если это необходимо для обеспечения безопасности государства или выполнения международных обязательств Российской Федерации, осуществляется на основании лицензии ФСТЭК России. Номенклатура контролируемых товаров и технологий, ввоз которых в Российскую Федерацию подлежит лицензированию, устанавливается Правительством Российской Федерации на основании списков (перечней), указанных в статье 6 настоящего Федерального закона.

В силу ч. 1 ст. 20 Закона об экспортном контроле российским лицам запрещается заключать, совершать внешнеэкономические сделки с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них) или участвовать в них любым иным образом в случае, если таким лицам достоверно известно, что данные товары, информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности будут использованы иностранным государством или иностранным лицом для целей создания оружия массового поражения и средств его доставки либо для подготовки и (или) совершения террористических актов.

Российские участники внешнеэкономической деятельности обязаны получить в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, разрешение межведомственного координационного органа по экспортному контролю на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), не подпадающими под действие списков (перечней), указанных в статье 6 настоящего Федерального закона, в случаях, если российские участники внешнеэкономической деятельности имеют основания полагать, что эти товары, информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности (права на них) могут быть использованы для создания оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники или приобретаются в интересах лиц, в отношении которых имеются полученные в соответствии с законодательством Российской Федерации сведения об их участии в террористической деятельности, либо если российские участники внешнеэкономической деятельности информированы в письменной форме об этом специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области экспортного контроля (ч. 2 ст. 20 Закона об экспортном контроле).

В целях определения соответствия внешнеэкономической сделки международным обязательствам Российской Федерации, государственным интересам и требованиям экологической безопасности проводится государственная экспертиза (ст. 21 Закона об экспортном контроле).

Как пояснил таможенный орган, на дату регистрации ДТ № 105020040/180112/0000235 Екатеринбургская таможня располагала информацией ФСТЭК России, доведенная письмом ФСТ России от 29.12.2011 № 14-68/65013, о результатах государственной экспертизы внешнеторговой сделки ОАО «КУМЗ» по контракту от 19.07.2007 № 301-07-2720-Р с компанией «AluminiumSilikonMillProductsGmbH» (Швейцария) по поставке продукции в адрес фирмы «Rafael Advanced Defense System Ltd» (Израиль), по результатам которой в выдаче лицензии отказано в связи с наличием информации о причастности данной организации к военным программам в ядерной, химической, биологической и ракетной областях.

В связи с этим таможенным органом осуществлен контроль в части полноты и достоверности информации, содержащейся в указанной таможенной декларации.

Поскольку в отношении компании «PlasanSasaLTD» (Израиль) такие сведения отсутствовали, таможенным органом был сделан вывод об отсутствии обязанности общества предоставить лицензию ФСТЭК России на декларируемый товар.

Таким образом, основания для признания указанных действий Екатеринбургской таможни (бездействия) незаконными отсутствуют, поскольку на момент осуществления Екатеринбургской таможней выпуска товара общества - плит из литейного алюминиевого сплава 6061 (код ТН ВЭД – 76061299000) общим весом 21873 кг. на сумму 85333,81 долларов США по таможенной декларации № 105020040/180112/0000235 данные товары экспортному контролю не подлежали и лицензия ФСТЭК России на вывоз этого товара не требовалось.

Помимо этого, в соответствии со ст. 163 ТК ТС в местах убытия товара при завершении таможенной процедуры экспорта таможенным органом в месте убытия товара осуществляются таможенные операции по подтверждению соблюдения запретов и ограничений, установленных таможенным законодательством и убытие товаров с таможенной территории таможенного союза допускается с разрешения таможенного органа.

В связи с этим между действиями Екатеринбургской таможни по выпуску товара заявителя по ДТ № 105020040/180112/0000235 по таможенной процедуре экспорт и последующим задержанием товара в г. Новороссийск отсутствует причинно-следственная связь, в связи с чем эти действия не нарушают права и законные интересы заявителя.

Кроме того, в силу ст. 207 ТК ТС ответственность за несоблюдение условий и требований таможенной процедуры несет декларант в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза, поэтому указанные действия таможенного общества не нарушают права и законные интересы заявителя и основания для признания оспариваемых действий (бездействия) незаконными отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении требований отказать.

2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья С.П.Воронин