АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
МОТИВИРОВАННОЕ РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург
16 сентября 2022 года Дело №А60-41784/2022
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.И. Ремезовой рассмотрел дело по заявлению
Акционерного общества "ЕВРАЗ НТМК" (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Екатеринбургской таможне (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа по делу № 10502000-1162/2022 от 12.07.2022 года об административном правонарушении, которым заявитель привлечен к административной ответственности по ст. 16.5 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 5000 руб.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о принятии искового заявления, возбуждении производства по делу и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства извещены арбитражным судом надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации на сайте суда.
Отводов суду не заявлено.
16.09.2022 судом была принята резолютивная часть решения.
Из материалов дела следует, что Акционерное общество "ЕВРАЗ НТМК" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением Екатеринбургской таможне о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа по делу № 10502000-1162/2022 от 12.07.2022 года об административном правонарушении, которым заявитель привлечен к административной ответственности по ст. 16.5 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 5000 руб.
От заинтересованного лица поступил отзыв на заявление.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
установил:
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении Екатеринбургской таможней вынесено постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа по делу № 10502000-1162/2022 об административном правонарушении от 12.07.2022 года, которым Акционерное общество "ЕВРАЗ НТМК" привлечено к административной ответственности по ст. 16.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5000 руб.
Полагая, что данное постановление является незаконным, Акционерное общество "ЕВРАЗ НТМК" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с настоящим заявлением.
Статьей 16.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за перемещение товаров и (или) транспортных средств либо лиц, включая должностных лиц государственных органов, за исключением должностных ниц таможенных органов, через границу зоны таможенного контроля или в ее пределах либо осуществление производственной или иной хозяйственной деятельности без разрешения таможенного органа, если такое разрешение обязательно.
Как следует из материалов дела 28.04.2022 Нижнетагильским таможенным постом зарегистрировано заявление директора ООО «Дружба-НТ» (исх. б/н от 28.04.2022г., вх. 03/0207 от 28.04.2022г.) о создании временной зоны таможенного контроля (далее ВЗТК) для проведения таможенного досмотра. Место проведения таможенного досмотра - <...>, часть подъездного железнодорожного пути литер 1 и прилегающей к нему территории. Границы ВЗТК обозначены четырьмя знаками прямоугольной формы с надписью на русском и английском языках «Зона таможенного контроля». ВЗТК создана Нижнетагильским гоможенным постам распоряжением № 30-р от 28.04.2022.
28.04.2022 на основании поручения начальника Нижнетагильского таможенного поста № 10502130/280422/100045 от 28.04.2022 на проведение таможенного досмотра товаров, декларируемых ООО «Дружба-НТ» по ДТ № 10511010/270422/3055489, должностными лицами Нижнетагильского таможенного поста начат таможенный досмотр товара пиломатериал хвойных пород сосна, ель, пихта, погруженного на железнодорожную платформу № 92637776, в присутствии старшего оперуполномоченного по особо важным делам ФИО1 ФИО2, директора ООО «Дружба-НТ» ФИО3 (доверенность б/н от 01.01.2022 до 31.12.2022).
В ходе проведения таможенного досмотра 28.04.2022 в 17 часов 04 минуты начались маневровые работы и платформа № 92637776 была перемещена за пределы созданной ВЗТК, что было зафиксировано фотоматериалами.
Заявления на перемещения железнодорожной платформы № 92637776 через границы ВЗТК № 30-Р от 28.04.2022, на территории <...>, часть подъездного железнодорожного пути литер 1 и прилегающей к нему территории на момент проведения таможенного досмотра от ООО «Дружба-НТ», АО «ЕВРАЗ НТМК» и иных лиц не поступали, разрешение на перемещение транспортных средств через границы ВЗТК и проведение маневровых работ таможенным органом не выдавалось.
В соответствии с письмом АО «ЕВРАЗ НТМК» от 02.06.2022 № ВП727НТ22/0173 (вх. № 03/0252 от 02.06.2022) АО «ЕВРАЗ НТМК» оказывает транспортные услуги ООО «Ковчег» по адресу <...>, ж/д путь литер 1 (место досмотра) в рамках договора № ДГН7-008421 от 01.04.2022. Также этим письмом подтвержден факт оказания транспортных услуг. В объяснении составитель поездов, АО «ЕВРАЗ НТМК», ФИО4 поясняет, что маневровые работы 28.04.2022 на фронте клиента выполнялись согласно заявке.
В соответствии с частью 1 статьи 319 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) зонами таможенного контроля являются места перемещения товаров через таможенную границу Союза, территории складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, территории магазинов беспошлинной торговли и иные места, установленные настоящим Кодексом и (или) устанавливаемые законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
В иных местах зоны таможенного контроля создаются для временного хранения товаров, совершения грузовых и иных операций в отношении товаров и транспортных средств, проведения таможенного контроля в форме таможенного осмотра и (или) таможенного досмотра товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 319 ТК ЕАЭС.
Частью 2 статьи 217 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ) предусмотрено, что зоны таможенного контроля могут быть созданы вдоль Государственной границы Российской Федерации, в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, в местах осуществления таможенных операций, в местах временного хранения товаров, разгрузки и перегрузки (перевалки) товаров, их таможенного осмотра и таможенного досмотра, в местах стоянки транспортных средств, перевозящих находящиеся под таможенным контролем товары.
Частью 3 статьи 319 ТК ЕАЭС предусмотрено, что зоны таможенного контроля могут быть постоянными, если они предназначены для регулярного размещения в них товаров, находящихся под таможенным контролем, или временными - в случае их создания на время проведения таможенного контроля, совершения грузовых и иных операций в отношении товаров и транспортных средств.
В соответствии с частью 4 статьи 319 ТК ЕАЭС порядок создания, прекращения функционирования (ликвидации) и образования зон таможенного контроля, требования к ним, а также правовой режим зоны таможенного контроля устанавливаются законодательством государств-членов о таможенном регулировании,
В соответствии с частью 22 статьи 217 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ в зонах таможенного контроля, в том числе созданных вдоль Государственной границы Российской Федерации в пределах пятикилометровой зоны от Государственной границы Российской Федерации, производственная и иная хозяйственная деятельность, связанная с перевозкой, разгрузкой и перегрузкой (перевалкой), хранением товаров, находящихся под таможенным контролем, организацией и обслуживанием стоянок транспортных средств, перевозящих такие товары, обслуживанием юридических и физических лиц, перемещающих через Государственную границу Российской Федерации товары и транспортные средства, со строительством, с реконструкцией зданий и сооружений, а также их инженерных сетей, используемых для проведения таможенных операций, строительствам и реконструкцией дорог и подъездных путей к пунктам пропуска, транспортно-инженерных сооружений, используемых для перемещения товаров и транспортных средств через Государственную границу Российской Федерации (включая строительство автомобильных стоянок, установку дорожных ограждений, дорожных знаков), допускается с разрешения таможенных органов и под их надзором.
В соответствии с частью 23 статьи 217 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ перемещение товаров, транспортных средств, лиц, включая должностных лиц государственных органов, через границы зон таможенного контроля и в их пределах допускается с разрешения таможенных органов и под их надзором, за исключением случаев, установленных Федеральным законом и иными федеральными законами.
Установлено, что разрешение от таможенных органов на перемещение железнодорожной платформы № 92637776 через границы ВЗТК, по адресу <...>, часть подъездного железнодорожного пути литер 1 у АО «ЕВРАЗ НТМК» отсутствовало и таможенным органом не выдавалось.
Также какие-либо заявления от АО «ЕВРАЗ НТМК» относительно перемещения железнодорожной платформы № 92637776 через границы ВЗТК на момент проведения таможенного досмотра не поступали.
Факт перемещения железнодорожной платформы (нарушение при функционировании ВЗТК) зафиксирован докладной запиской от 29.04.2022 № 03-12/04674.2 Нижнетагильского таможенного поста).
Согласно объяснений АО «ЕВРАЗ НТМК» следует, что Общество оказывает транспортные услуги ООО «Ковчег» по адресу <...>, ж/д путь литер 1 (место досмотра) в рамках договора № ДГНТ-008421 от 01.04.2022, в связи с выполнением указанного договора и согласно заявки ООО «Ковчег» произвел маневровые работы, о создании ВЗТК Общество не было извещено, знаки обозначающие границы ВЗТК, не визуализировались. Указанный довод подлежит отклонению, так как ВЗТК была огорожена четырьмя знаками прямоугольной формы с надписью на русском и английском языках «Зона таможенного контроля», определенными ч.16 ст. 217 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ.
Таким образом, Общество имело реальную возможность для принятия мер по соблюдению требований таможенного законодательства, а именно получить разрешение таможенного органа для совершения маневровых работ в виде передвижения платформы № 92637776 через границы ВЗТК либо не совершать их до окончания таможенного досмотра.
Материалы дела подтверждают, что АО «ЕВРАЗ НТМК», является надлежащим субъектом данного административного правонарушения, так как транспортное средство находилось под управлением работника Общества и именно им перемещено через границу зоны таможенного контроля без разрешения таможенного органа. Таким образом, АО «ЕВРАЗ НТМК» совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.5 КоАП РФ, выразившееся в нарушении установленных требований и нарушением режима зоны таможенного контроля. Доводы об обратном судом рассмотрены и отклонены, так как в представленном 14.09.2022 с дополнениями постановлении устанавливается состав нарушения и вина в отношении других событий, произошедших в июле 2022, тогда как в настоящем деле подлежат выяснению другие обстоятельства (включая период совершения нарушения, его состав).
Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Вопрос о наличии вины заявителя в совершении вменяемого правонарушения исследовался антимонопольным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении, что отражено в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности.
Вина АО «ЕВРАЗ НТМК» заключается в создании опасности причинения вреда должностным лицам Нижнетагильского таможенного поста и иным участникам досмотра.
Доказательств того, что обществом были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, не представлено.
У юридического лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалами дела установлено, что АО «ЕВРАЗ НТМК» имело и правовую и реальную возможность получить разрешение у таможенного органа на размещение вышеуказанных контейнеров в месте хранения, так как располагало всеми необходимыми для этого полномочиями и сведениями, однако не выполнило возложенные на него таможенным законодательством обязанности.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.5 Кодекса.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 Кодекса, соблюден.
Оснований, для применения положения ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.
Основания для замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение на основании ст. 4.1.1 КоАП РФ отсутствуют.
На основании изложенного, суд полагает, что постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа по делу № 10502000-1162/2022 об административном правонарушении (ст. 16.5 КоАП РФ) от 12.07.2022 года является законным и обоснованным.
На основании ст. 16.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, руководствуясь статьями 167-171, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. В удовлетворении заявленных требований отказать.
2. По заявлению лица, участвующего в данном деле, может быть составлено мотивированное решение. Заявление о составлении мотивированного решения может быть подано в течение пяти дней со дня размещения данной резолютивной части на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет».
Мотивированное решение арбитражного суда изготавливается в течение пяти дней со дня поступления от лица, участвующего в деле, соответствующего заявления.
3. Решение по настоящему делу подлежит немедленному исполнению. Указанное решение вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
В случае составления мотивированного решения арбитражного суда такое решение вступает в законную силу по истечении срока, установленного для подачи апелляционной жалобы.
В случае подачи апелляционной жалобы, если решение не отменено или не изменено, оно вступает в законную силу со дня принятия арбитражным судом апелляционной инстанции постановления.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объеме.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья Н.И. Ремезова