ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-42267/20 от 24.11.2020 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.ru   e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

24 ноября 2020 года                                             Дело № А60-42267/2020

Резолютивная часть решения объявлена 24 ноября 2020 года.

Полный текст решения изготовлен 24 ноября 2020 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи И.В. Фоминой, при ведении аудиопротоколирования и протокола судебного заседания помощником судьи Грачевой П.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Ваш дом" (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Прокуратуре города Березовскогоо  признании недействительным представления прокурора от 14.07.2020 № 304в-20,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1, по доверенности от 01.10.2020,

от ответчика – ФИО2, по доверенности от 17.04.2020,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Ваш дом" (ИНН <***>, ОГРН <***>)(далее – Заявитель, Управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Прокуратуре города Березовского(далее – Ответчик, прокуратура) о  признании недействительным представления прокурора от 14.07.2020 № 304в-20.

Определением Арбитражного суда Свердловской области от 14.09.2020 исковое заявление принято к производству, назначено предварительное судебное заседание.

Определением Арбитражного суда Свердловской области от 08.10.2020 дело назначено к судебному разбирательству.

Арбитражным судом проведено судебное разбирательство в основном судебном заседании, назначенном на 24.11.2020, при участии всех лиц, участвующих в деле.

В порядке статьи 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд определил удовлетворить ходатайство Ответчика о приобщении к материалам дела отзыва.

Заявленные требования мотивированы следующими обстоятельствами.

Как следует из материалов дела, Заявитель осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: <...> (далее - МКД, многоквартирный дом), на основании протокола общего собрания собственников МКД от 29.070.2016 №1/16, лицензии №811 от 04.04.2018.

Прокуратурой  проведена проверка соблюдения Заявителем требований жилищного законодательства, в ходе которой установлено, что в январе 2019 года Управляющая компания исключила из тарифа на содержание жилья в размере 25,72 руб. фактические расходы на транспортировку ТБО в размере 1,05 руб., что составило 24,67 руб. При этом, стоимость работ по утилизации с привлечением специализированной техники в размере 1,15 руб. осталась включена в тариф. Прокуратура пришла к выводу, что изменение тарифа на 1,05 руб., а не на 2,20 руб. незаконно, в связи с чем излишне начислена плата за содержание жилья. Также является незаконным включение в плату за содержание отдельной строкой привлечение специализированной техники в размере 1,01 руб.

В нарушение части 8.1 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 №458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон №458-ФЗ) Заявитель не исключил плату за вывоз и утилизацию ТБО из состава платы за содержание жилого помещения.

По результатам проверки Прокуратура  выдала Заявителю представление об устранении нарушений федерального законодательств от 14.07.2020 №1-304в-20, обязав принять мены по устранению нарушений, рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности.

Не согласившись с указанным представлением, Управляющая компания обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, арбитражный суд приходит к следующему.

На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона о прокуратуре требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

В пункте 3 статьи 22 Закона о прокуратуре указано, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.

Согласно пункту 1 статьи 24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Следовательно, вопреки доводам Ответчика, представление прокурора содержит конкретные общеобязательные предписания.

Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (часть 2 статьи 161 ЖК РФ).

Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ управляющая организация, как сторона по договору управления многоквартирным домом, обязана в течение согласованного срока за плату выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны: перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация; порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы (пункты 2 и 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ).

На основании части 2.3 статьи 161, части 2 статьи 162 ЖК РФ, подпункту "ж" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 №416, надлежащее управление многоквартирным домом обеспечивается, в том числе начислением обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, оформлением платежных документов и направлением их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.

Из положений части 2 статьи 154 ЖК РФ следует, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.

В соответствии с частями 1 и 7 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 названного Кодекса. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

Управляющая организация не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом (часть 7 статьи 156, части 1, 2, 3 и 8 статьи 162 ЖК РФ, пункт 1 статьи 310, пункт 1 статьи 432, статьи 450 - 453 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО).

В соответствии с частью 8 статьи 23 Закона №458-ФЗ обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает со дня утверждения единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и заключения соглашения между органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО.

При первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги, оказываемые потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме, платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) ТКО исключается из платы за содержание жилого помещения начиная с месяца, в котором услуги по обращению с ТКО начинает оказывать региональный оператор по обращению с ТКО. Для такого изменения размера платы за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив в срок не позднее десяти дней до дня начала оказания коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязаны известить собственников помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за содержание жилого помещения и по их требованию представить подтверждающие данный факт документы, в том числе документы, обосновывающие расчет этого размера платы (часть 8.1 статьи 23 Закона N 458-ФЗ).

Документом, обосновывающим в этой связи размер уменьшения платы за содержание жилого помещения, в случаях, предусмотренных частями 7, 8 статьи 156 ЖК РФ, рекомендуется рассматривать соответствующее решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, решение органов управления товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива об установлении размера обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, которым была определена (установлена) плата за содержание жилого помещения (Письмо Минстроя России от 23.01.2019 №1784-МЕ/04).

Частью 6.2 статьи 155 ЖК РФ предусмотрено, что управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальную услугу по обращению с ТКО, осуществляют расчеты за оказанную услугу с региональным оператором по обращению с ТКО, с которым такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.

Судом установлено, что с 01.01.2019 статус регионального оператора на территории Березовского городского округа  присвоен ЕМУП «Специализированная автобаза».

Постановлением РЭК Свердловской области от 05.12.2018 N 200-ПК "Об установлении региональным операторам по обращению с твердыми коммунальными отходами долгосрочных параметров регулирования, устанавливаемых на долгосрочный период регулирования для формирования единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, с использованием метода индексации установленных тарифов и долгосрочных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемую потребителям Свердловской области, с использованием метода индексации установленных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования, на 2019-2021 годы" для региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами установлены долгосрочные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (приложение №2).

Заявитель осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: <...>.

Согласно п.3.4. приложения №2 к договору управления МКД от 22.11.2018 в перечень работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества относится вывоз и обеспечении утилизации ТБО, стоимость составляет 2,20 руб.

В январе 2019 года Управляющая компания исключила из тарифа на содержание жилья в размере 25,72 руб. фактические расходы на транспортировку ТБО в размере 1,05 руб., что составило 24,67 руб. При этом, стоимость работ по утилизации с привлечением специализированной техники отдельной строкой в размере 1,15 руб. осталась включена в тариф.

Общество указывает, что вид работ по утилизации с привлечением специализированной техники в размере 1,15 руб., в состав которых входит уборка снега, вывоз снега, ранее входил в вид работ по вывозу и обеспечению утилизации ТБО.

Между тем, данные работы входили в пп.3.1.-3.3, стоимость которых определена в размере 2,03 руб. Вывоз и обеспечение утилизации ТБО по п. 3.4 составлял 2,2 руб., и исходя из перечня работ и услуг утилизация и вывоз снега, для которых требуется привлечение специализированной техники, как поясняет Заявитель, в п.3.4. не входит.

При этом п. 3.4.3 «вывоз снега до мест накопления или утилизации» перечень обязательных работ, утвержденный протоколом внечередного собрания от 08.04.2020, входит в вид работ с привлечением специальной техники.

Представленная калькуляция себестоимости услуги по транспортировке и утилизации ТКО  судом не принимается, поскольку отсутствуют указание что расчет осуществлен в отношении спорного дома, доказательства его рассмотрения на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и его последующего принятия общим собранием собственников, заявителем в материалы дела не представлены.

Ссылка Заявителя на письмо Минстроя России от 23.01.2019 N 1784-МЕ/04 также несостоятельна.

В названом письме предложено, что в том случае, если решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения не содержит информации о размере в ее составе расходов на услуги за обращение с ТКО, расчет размера ее уменьшения рекомендуется осуществлять на основе фактических данных о расходах лица, управляющего многоквартирным домом, на услуги ТКО по каждому многоквартирному дому в 2018 году.

В рассматриваемом случае информация о размере в составе расходов на услуги имелась, размер и состав расходов был определен перечнем работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, являющимся приложением №2 к договору управления многоквартирным домом, составляющим размер 2,20 руб., содержащий вывоз и утилизацию ТБО.

Также судом отклоняется довод заявителя о недействительности предписания в связи с тем, что в тексте предписания содержится указание на расчет излишне начисленной платы собственникам жилого дома исходя из общей площади дома. Данное указание не содержит расчета о начислении каждому из собственников помещения МКД платы за содержание жилья и требования пересчитать плату за содержания жилья каждому из собственников, следовательно, является промежуточным выводом. Оспариваемое представление содержит требование об устранении нарушения законодательства путем уменьшения стоимости работ и услуг по сбору и вывозу ТКО на 2,20 руб.

С учетом изложенного, представление прокурора от 14.07.2020 № 304в-20 вынесено законно и обосновано, оснований для удовлетворения требований о признании его недействительным не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1.В удовлетворении заявленных требований отказать.

2.Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

3.Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья                                                                    И.В. Фомина