АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,
www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург
26 сентября 2017 года Дело №А60-42364/2017
Резолютивная часть решения объявлена 25 сентября 2017 года
Полный текст решения изготовлен 26 сентября 2017 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.П. Воронина при ведении протокола судебного заседания помощником судьи С.Н.Глубоковских рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению конкурсного управляющего Общества с ограниченной ответственностью «Буланашский машиностроительный завод» (ИНН 666203497601, ОГРН 309667218700029) Шабуниной Е.Я.
к Екатеринбургской таможне
с участием третьего лица – Публичного акционерного общества Сбербанк в лице Уральского банка
о признании недействительным постановления таможни об изъятии товара
при участии в судебном заседании
от заявителя: Шабунина Е.Я., конкурсный управляющий ООО «Буланашский машиностроительный завод», утверждена решением Арбитражного суда Свердловской области от 23.11.2016 по делу А60-10951/2016;
от заинтересованного лица: Аманов В.В., представитель по доверенности от 08.09.2017 № 75, Катаргина Е.Н., представитель по доверенности от 14.10.2016 № 5-ДГ/518;
от Уральского банка ПАО Сбербанк: Горбунов С.С., представитель по доверенности от 14.10.2016.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
Конкурсный управляющий Общества с ограниченной ответственностью «Буланашский машиностроительный завод» Шабунина Е.Я. обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным постановление Екатеринбургской таможни от 04.08.2017 об изъятии товара, ссылаясь на то, что данный товар – комплектующие буровой установки ТD-200 СА-А7 является имуществом должника, включенным в конкурсную массу, в связи с чем у таможенного органа отсутствовали основания для изъятия имущества должника, признанного банкротом.
Основывая свои требования на положениях Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о несостоятельности (банкротстве)) заявитель указывает на определенный данным Законом особый режим имущественных требований к должнику, не допускающий удовлетворению к должнику в индивидуальном порядке, полагая, что изъятие имущества в целях обеспечения имущественных требований таможенного органа к должнику нарушают установленный порядок удовлетворения требований кредиторов в ходе конкурсного производства и подменяет установленный федеральным законом частноправовой способ разрешения спора об имущественных правах публично-правовыми способами.
Представитель Уральского банка ПАО Сбербанк (далее – Банк), привлеченный судом по его инициативе к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, пояснил, что Банк является конкурсным кредитором ООО «Буланашский машиностроительный завод» в статусе залогового кредитора и его требований к должнику обеспечены залогом имущества должника – товарами в обороте, в связи с чем изъятие таможенным органом имущества должника, включенного в конкурсную массу и находящегося в залоге у Банка, нарушает его права и законные интересы.
Банк также полагает, что постановление Екатеринбургской таможни от 04.08.2017 об изъятии товаров нарушает положения статей 134, 138 Закона о несостоятельности (банкротстве) о запрете наложения ограничений (арестов) в отношении имущества организации, признанной в установленном порядке банкротом, которые имеют приоритет над нормами таможенного законодательства.
По мнению третьего лица, Екатеринбургская таможня, которая не предъявила к ООО «Буланашский машиностроительный завод» свои требования об уплате таможенных платежей в установленном Законом о несостоятельности (банкротстве) порядке, фактически распоряжается в ущерб другим кредиторам имуществом должника, включенным в конкурсную массу, вместе с тем, организация-банкрот не вправе направлять денежные средства в погашение задолженности перед бюджетом, так как в отношении предприятия с 19.04.2016 действует особый правовой режим, связанный с введением в отношении него процедуры банкротства.
Таможенный орган доводы заявителя и третьего лица не признает, ссылаясь на то, что изъятые товары были незаконно ввезены обществом в Российскую Федерацию, в силу чего в соответствии с частью 1 статьи 168 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон о таможенном регулировании) подлежат изъятию таможенными органами.
Рассмотрев материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
Екатеринбургской таможней 30.06.2016 проведена камеральная таможенная проверка по вопросу контроля достоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров в отношении ООО «Инстар Лоджистик Групп», которой установлено, что в нарушение статей 179-181 Таможенного кодекса таможенного союза данным таможенным представителем (ООО «Инстар Лоджистик Групп») от имени и по поручению декларантов ООО «МетМашПром», ООО «Буланашский машиностроительный завод», ООО «Транспортный Урало-Сибирский Центр» при таможенном декларировании товаров – части буровых установок ТD-160 СА-А7 в количестве 2 штук и ТD-200 СА-А7 в количестве 4 штук, в частично разобранном (несобраном) виде, обладающими основными свойствами комплектного и завершенного товара, декларантом заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товара, что послужило основанием для принятия таможней решений о корректировке таможенной стоимости товаров и выставлении требований об уплате таможенных платежей на общую сумму 98087,40 тыс. руб.
Помимо этого, по результатам выездной таможенной проверки в отношении ООО «Буланашский машиностроительный завод» Екатеринбургской таможней 06.10.2016 установлено заявление недостоверных сведений о наименовании, описании (характеристиках) и коде по ТН ВЭД ЕАЭС продекларированного по таможенным декларациям №№ 10502090/100414/0003748, 10502090/100414/0003749, 10502090/100414/0003751 товара, который фактически является буровой установкой ТD-200 СА-А7 в частично разобранном (несобранном) виде, обладающим основными свойствами комплектного и завершенного товара, в связи с чем таможней приняты решения о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС и в адрес общества выставлены требования об уплате таможенных платежей на общую сумму 6743,29 тыс. руб.
По данным фактам Уральским следственным управлением на транспорте Следственного комитета Российской Федерации было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 4 статьи 194 Уголовного кодекса Российской Федерации – уклонение от уплаты таможенных платежей неустановленными лицами в составе организованной группы в особо крупном размере, в ходе расследования которого на территории ООО «Буланашский машиностроительный завод» по адресу: Свердловская оласть, Артемоский район, пос. Буланаш, ул. Машиностроителей, 27, изъяты и признаны вещественными доказательствами по делу части буровой установки ТD-200 СА-А7 производства компании «S.C.UPET S.A.»; в связи с завершением всех необходимых следственных действий и судебной экспертизы постановлением следственного органа от 04.08.2017 части буровой установки возвращены владельцу без ущерба для доказывания.
После возвращения товара владельцу ООО «Буланашский машиностроительный завод» Екатеринбургской таможней на основании постановления от 04.08.2017 об изъятии товара на основании части 1 статьи 168 Федерального закона о таможенном регулировании произведено изъятие товара – части буровой установки ТD-200 СА-А7 (акт изъятия от 04.08.2017) с последующим размещением товара на склад временного хранения (акт от 09.08.2017).
Согласно подпункта 1 пункта 2 статьи 95 Таможенного кодекса Таможенного собза таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов в отношении товаров, в том числе транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу и (или) подлежащих декларированию в соответствии с Кодексом.
В силу статьи 100 Таможенного кодекса Таможенного собза таможенные органы проводят таможенный контроль при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию таможенного союза, в целях проверки сведений, подтверждающих факт выпуска таких товаров в соответствии с требованиями и условиями таможенного законодательства таможенного союза.
Формы таможенного контроля установлены статьей 110 Таможенного кодекса Таможенного союза и включают: проверку документов и сведений; устный опрос; получение объяснений; таможенное наблюдение; таможенный осмотр; таможенный досмотр; личный таможенный досмотр; проверку маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков; таможенный осмотр помещений и территорий; учет товаров, находящихся под таможенным контролем; проверку системы учета товаров и отчетности; таможенную проверку.
Статьей 98 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, что декларант, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела и иные заинтересованные лица обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в устной, письменной и (или) электронной формах (пункт 1). Таможенный орган вправе запрашивать документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в письменной и (или) электронной формах, а также устанавливать срок их представления, который должен быть достаточным для представления запрашиваемых документов и сведений (пункт 2). В целях проведения таможенного контроля после выпуска товаров таможенные органы вправе запрашивать и получать коммерческие и бухгалтерские документы, иную информацию, в том числе в электронной форме, относящуюся к перемещению товаров через таможенную границу, их выпуску и использованию на таможенной территории Таможенного союза или за ее пределами (пункт 4).
На основании пункта 2 части 2 статьи 119 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенный осмотр помещений и территорий может проводиться таможенными органами у лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю товарами, хранящих товары в местах, не являющихся зонами таможенного контроля, при наличии информации о нахождении в помещениях или на территориях этих лиц товаров, ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза и (или) находящихся на ней с нарушением порядка, предусмотренного настоящим Кодексом, для проверки такой информации.
В силу пункта 11 части 1 статьи 134 Таможенного кодекса Таможенного союза при проведении таможенной проверки должностные лица таможенного органа имеют право налагать арест на товары или изымать их в порядке, установленном законодательством государств - членов Таможенного союза, на срок проведения выездной таможенной проверки для пресечения действий, направленных на отчуждение либо распоряжение иным способом товарами, в отношении которых проводится выездная таможенная проверка.
Согласно части 1 статьи 168 Федерального закона о таможенном регулировании при обнаружении в рамках таможенного контроля таможенными органами товаров, незаконно ввезенных в Российскую Федерацию, либо товаров, в отношении которых нарушены условия применения таможенных процедур или ограничения по пользованию и (или) распоряжению товарами, в отношении которых предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, что повлекло за собой неуплату таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, у лиц, приобретших товары на таможенной территории Таможенного союза в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности, такие товары подлежат изъятию таможенными органами, если они не были изъяты и на них не был наложен арест в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации. Указанные товары для таможенных целей рассматриваются как находящиеся под таможенным контролем.
Изъятие товаров в соответствии с частью 1 названной статьи производится на основании мотивированного постановления начальника таможенного органа либо уполномоченного им должностного лица в присутствии лица, у которого обнаружены такие товары, либо его представителя, а также в присутствии не менее двух понятых (часть 2 статьи 168 Федерального закона о таможенном регулировании).
В соответствии с частью 5 статьи 168 Федерального закона о таможенном регулировании лица, указанные в части 1 названной статьи, вправе уплатить таможенные пошлины, налоги в соответствии со статьей 81 ТК ТС, статьей 119 названного Федерального закона, представить документы, подтверждающие соблюдение ограничений, и осуществить декларирование товаров в соответствии со статьей 217 названного Федерального закона.
Таким образом, основанием для изъятия таможенным органом товаров в соответствии с частью 1 статьи 168 Федерального закона о таможенном регулировании является обнаружение в рамках таможенного контроля товаров, незаконно ввезенных в Российскую Федерацию у лиц, приобретших товары на таможенной территории Таможенного союза в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности, и неуплата таможенных пошлин, налогов в отношении таких товаров.
В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса Российской Федерации незаконным перемещением товаров через таможенную границу является перемещение товаров через таможенную границу, в том числе, с недостоверным декларированием, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах.
Как следует из материалов дела, спорный товар – части буровой установки ТD-200 СА-А7 является незаконно ввезенным в Российскую Федерацию (ввезенным с недостоверным декларированием при использовании документов, содержащих недостоверные сведения о товарах), что установлено вступившими в законную силу судебными актами по делу А60-44207/2016, в связи с чем у таможенного органа имелись основания для изъятия данного товара.
Доводы заявителя и третьего лица о неправомерности изъятия товаров, включенных в конкурсную массу организации-должника, в силу приоритета Закона о несостоятельности (банкротстве), которым установлены специальные процедуры и порядок реализации имущества должника и порядок удовлетворения требований кредиторов, перед таможенным законодательством, подлежат отклонению.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза под ввозом товаров на таможенную территорию Таможенного союза понимается совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до их выпуска таможенными органами. Под действием понимается комплекс мер, связанных с предъявлением на границе товара и товаросопроводительных документов, обеспечение уплаты причитающихся таможенных платежей при ввозе, соблюдение запретов и ограничений при ввозе товаров.
Аналогичное определение термина «ввоз товаров» содержится в подпункте 1 пункта 1 статьи 5 Федерального закона о таможенном регулировании, согласно которому под ввозом товаров в Российскую Федерацию понимается фактическое пересечение товарами Государственной границы Российской Федерации и (или) пределов территорий искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, в результате которого товары прибыли из других государств - членов Таможенного союза или с территорий, не входящих в единую таможенную территорию Таможенного союза, на территорию Российской Федерации и (или) на территории искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, и все последующие действия с указанными товарами до их выпуска таможенными органами, когда такой выпуск предусмотрен таможенным законодательством Таможенного союза и (или) данным Федеральным законом.
В силу пункта 1 статьи 150 Таможенного кодекса Таможенного союза все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу с соблюдением положений, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза. Товары перемещаются через таможенную границу в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза (пункт 2 статьи 150 Кодекса). Все товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств - участников Таможенного союза (пункт 3 статьи 150 Кодекса).
Пунктом 1 статьи 153 Таможенного кодекса Таможенного союза установлено, что пользование и (или) распоряжение товарами, перемещаемыми через таможенную границу, до их выпуска таможенным органом осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены таможенным законодательством Таможенного союза.
Согласно пункта 2 статьи 153 Кодекса пользование и (или) распоряжение товарами после их выпуска таможенным органом осуществляется в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры или в соответствии с условиями, установленными для отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с Кодексом помещению под таможенные процедуры.
Таким образом, фактический ввоз товара на таможенную территорию таможенного союза сопряжен с прохождением таможенного оформления и контроля, о чем свидетельствуют отметки таможенных органов в пункте ввоза/вывоза и оформленные на товар таможенные документы.
Статьей 202 Таможенного кодекса Таможенного союза в целях таможенного регулирования в отношении товаров устанавливаются виды таможенных процедур, к которым, в частности, относится процедура выпуска товаров для внутреннего потребления.
Согласно статье 209 Таможенного кодекса Таможенного союза выпуск для внутреннего потребления представляет собой таможенную процедуру, при помещении под которую иностранные товары находятся и используются на таможенной территории таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению, если иное не установлено Таможенного кодекса Таможенного союза.
В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Таможенного кодекса Таможенного союза товары помещаются под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления при соблюдении установленных Кодексом условий, в том числе, при условии уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, если не установлены тарифные преференции, льготы по уплате таможенных пошлин, налогов.
При выполнении указанных условий товар приобретает статус товаров таможенного союза (пункт 2 статьи 210 Таможенного кодекса Таможенного союза).
Таким образом, таможенным законодательством предусмотрены императивные положения, в силу которых никто не вправе пользоваться и распоряжаться товарами до их выпуска иначе как в порядке и на условиях, которые предусмотрены данным Кодексом и согласно которому товары приобретают для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории таможенного союза лишь после уплаты таможенных пошлин, налогов и соблюдения всех ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 14.05.1999 № 8-П, принятом по делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 131 и части 1 статьи 380 Таможенного кодекса Российской Федерации, указал, что из положений статьи 131 Таможенного кодекса Российской Федерации 1993 года во взаимосвязи с его статьями 23, 25, 26, 28 и 31 вытекает, что все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, подлежат таможенному контролю и таможенному оформлению. Пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу Российской Федерации, осуществляются перемещающим их лицом в соответствии с тем или иным таможенным режимом, который оно вправе в любое время выбрать или изменить на другой. Свободный оборот товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации, возможен только после завершения таможенного оформления в режиме выпуска для свободного обращения, который предусматривает уплату таможенных пошлин и налогов, соблюдение мер экономической политики и других ограничений нетарифного характера (лицензирование, квотирование, сертификация и т.д.).
Осуществление прав пользования и распоряжения перемещаемым имуществом вопреки требованиям части 1 статьи 131 Таможенного кодекса, то есть без выполнения всех необходимых обязанностей, связанных с перемещением товаров через таможенную границу и выбором таможенного режима, фактически означало бы их выпуск в свободное обращение без таможенного оформления и контроля, что противоречит таможенному регулированию.
Установленные ограничения на пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами, которые ввезены на таможенную территорию Российской Федерации, находятся под таможенным контролем и в отношении которых еще не осуществлено таможенное оформление, направлены не на лишение лица перемещаемого имущества, а на соблюдение специального, разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Эта административная мера принудительного характера направлена на защиту конституционных ценностей, таких как суверенитет и экономическая безопасность Российской Федерации, права и законные интересы граждан, законные интересы отечественных производителей и потребителей, жизнь и здоровье человека, окружающая природная среда и др.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05. 2011 № 7-П также признаны соответствующим Конституции Российской Федерации законоположение, запрещающее пользоваться и распоряжаться товарами и транспортными средствами, в отношении которых таможенное оформление не завершено, что обусловлено необходимостью исключения такого правового порядка, при котором имелась бы возможность легализации незаконно ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации товаров и транспортных средств (поскольку тем самым наносился бы ущерб таким конституционным ценностям, как суверенитет и экономическая безопасность Российского государства, права и законные интересы граждан, и не достигалась бы цель обеспечения единого экономического пространства).
Указанные позиции Конституционного Суда применимы и к рассматриваемой ситуации, поскольку Таможенный кодекс Таможенного союза регулирует те же отношения, что и ранее действующий Таможенный кодекс Российской Федерации.
Поскольку право пользования и распоряжения товарами, перемещаемыми через таможенную границу Российской Федерации, поставлено законодателем в зависимость от выполнения всех необходимых обязанностей, связанных с таким перемещением, выбором таможенного режима, определяющего, в свою очередь, совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров таможенных пошлин, налогов и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, находящийся у ООО «Буланашский машиностроительный завод» незаконно ввезенный товар - части буровой установки ТD-200 СА-А7 не может выступать предметом имущественных отношений данного лица, следовательно, на это имущество не распространяются процедуры реализации имущества организации-должника, установленные Законом о несостоятельности (банкротстве).
В связи с тем, что данные товары не проходили таможенного оформления, они с момента обнаружения и изъятия приобретают статус находящихся под таможенным контролем, что также свидетельствует о невозможности распоряжаться этими товарами иначе как в порядке, установленном таможенным законодательством.
Процедура изъятия товаров, установленная статьей 168 Закона о таможенном регулировании, Екатеринбургской таможней соблюдена, изъятие товара произведено на основании оспариваемого постановления в присутствии понятых, с составлением акта изъятия и с последующим помещением изъятого товара на склад временного хранения.
Таким образом, основания для признания недействительным постановления Екатеринбургской таможни от 04.08.2017 отсутствуют и соответствующие требования заявителя удовлетворению не подлежат.
При обращении в арбитражный суд конкурсным управляющим Шабуниной Е.Я., действующей в качестве руководителя должника и в его интересах, заявлено ходатайство об отсрочке уплаты государственной пошлины, размер которой по данному делу составляет 3000 руб. (статья 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации), до рассмотрения судом дела; данное ходатайство определением суда от 16.08.2017 удовлетворено.
Поскольку доказательства уплату государственной пошлины на момент рассмотрения дела заявителем не представлено, с заявителя – ООО «Буланашский машиностроительный завод» в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. В удовлетворении требований отказать.
2. Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Буланашский машиностроительный завод» (ИНН 666203497601, ОГРН 309667218700029) государственную пошлину в размере 3000 руб.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья С.П. Воронин