ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-42412/12 от 29.01.2013 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: A60.mail@ arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

05 февраля 2013 года Дело №А60-  42412/2012

Резолютивная часть решения объявлена 29 января 2013 года

Полный текст решения изготовлен 05 февраля 2013 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи М.Л.Сергеевойпри ведении протокола судебного заседания помощником судьи Майоровой Е.Ю., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

Комитета по управлению имуществом Муниципального образования Красноуфимский округ

кГлавному государственному инспектору межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями МТУ Ростехнадзора по УФО ФИО1

об оспаривании постановления административного органа

при участии в судебном заседании

от заявителя: ФИО2 - председатель, распоряжение № 27-к от 27.07.2004г.

от заинтересованного лица: ФИО1 – представитель по доверенности от 08.06.2012г. № 67.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено. Заявитель заявил ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обжалование постановления № 16-27-2012 от 28.06.2012г. Ходатайство судом удовлетворено Суд с согласия сторон суд перешел из ПСЗ в СЗ сторон завершил предварительное заседание и перешел к рассмотрению дела в суде первой инстанции.

Комитет по управлению имуществом Муниципального образования Красноуфимский округ обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Главному государственному инспектору межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями МТУ Ростехнадзора по УФО ФИО1 о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 28.06.2012 года № 16-27-2012.

Заинтересованное лицо в удовлетворении заявленных требований просит отказать на основании письменного отзыва.

Рассмотрев материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

Заинтересованным лицом на основании распоряжения от 25.04.2012 № Св-4596-р в отношении Комитета по управлению имуществом Муниципального образования Красноуфимский округ была проведена плановая выездная проверка соблюдения требований законодательства в области безопасности гидротехнических сооружений.

Как следует из материалов дела, в собственности муниципального образования Красноуфимский округ находятся гидротехнические сооружения (далее ГТС) Александровского пруда, р. Зюзя, с. Александровское (плотина 190м, водосброс). Свидетельство о государственной регистрации права 66 АБ 507055 от 30.12.2004г.

В рамках своих полномочий Комитет по управлению имуществом Муниципального образования Красноуфимский округ осуществляет контроль над использованием по назначению и сохранностью объектов муниципальной собственности, в том числе имущества, находящегося в хозяйственном ведении и оперативном управлении; организует страхование муниципального имущества; издает в пределах своей компетенции распоряжения по вопросам управления муниципальным имуществом, обязательные для исполнения всеми гражданами и организациями любой формы собственности (п.3.1, п.3.2. Положения).

ГТС находятся на балансе Александровского территориального отдела Администрации муниципального образования Красноуфимский округ (Распоряжение Комитета по управлению имуществом муниципального образования Красноуфимский район №26 от 03.10.2005г.; Инвентарная карточка учета основных средств Александровский территориальный отдел №99 от 24.05.2012; Договор о передаче имущества Муниципального образования Красноуфимский округ на праве оперативного управления от 01.12.2006г.; акта приема-передачи не имеется (не представлено).

В ходе проведения плановой проверки выявлено, что Комитет по управлению имуществом муниципального образования Красноуфимский округ допустил следующие нарушения обязательных требований: не ведется контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения Александровского пруда, в том числе наблюдения за уровнем воды в водохранилище (отсутствуют водомерит рейка), развитием неблагоприятных процессов и визуальные наблюдения (не ведутся Журналы наблюдений); не организована эксплуатация ГТС Александровского пруда и не обеспечена соответствующая нормам и правилам квалификация работников (как собственника ГТС, так и эксплуатирующих организаций); отсутствует Инструкция по эксплуатации, Технический паспорт, План ликвидации аварий на ГТС Александровского пруда; у собственника и эксплуатирующих организации отсутствуют утвержденная в установленном порядке декларация безопасности ГТС Александровского пруда, и разрешение на его эксплуатацию; отсутствуют (не разработаны) Правила эксплуатации гидротехнических сооружений Александровского пруда; не в полной мере реализуются необходимые меры по обеспечению технически исправного состояния ГТС Александровского пруда и его безопасности (фактически в аварийном состоянии); не определены материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения Александровского пруда в части мест хранения и ответственных за хранение материальных резервов (в соответствии с актом проверки №16-4596-2012 от 01.06.2012г).

01.06.2012 в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении № 16-27-2012, по результатам рассмотрения которого 28.06.2012 вынесено постановление № 16-27-2012 по делу об административном правонарушении, которым Комитет по управлению имуществом Муниципального образования Красноуфимский округ привлечен к административной ответственности по ст. 9.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20000 руб.

Полагая, что указанное постановление является незаконным, Комитет по управлению имуществом Муниципального образования Красноуфимский округ обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что Комитет по управлению имуществом Муниципального образования Красноуфимский округ не является субъектом ответственности по ст.9.2 КоАП РФ.

Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав пояснения представителя заявителя, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению на основании следующего.

В соответствии со статьей 9.2 КоАП РФ нарушение норм и правил безопасности при проектировании, строительстве, приемке, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации либо выводе из эксплуатации гидротехнического сооружения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Из материалов дела следует, что в ходе проведения плановой выездной проверки гидротехнических сооружений Александровского пруда, р. Зюзя, с. Александровское (плотина 190м, водосброс) административным органом обнаружено невыполнение требований ст. 9 Федерального закона № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений». Указанные нарушения федерального законодательства подтверждаются материалами дела (актом проверки №16-4596-2012 от 01.06.2012).

Согласно статье 3 Федерального закона от 21 июля 1997г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» гидротехнические сооружения – это плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.

Собственник гидротехнического сооружения – Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением.

Эксплуатирующая организация – это государственное или муниципальное унитарное предприятие либо организация любой другой организационно-правовой формы, на балансе которой находится гидротехническое сооружение.

Ответственность за безопасность гидротехнического сооружения несёт собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация.

Статьей 9 Федерального закона № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» предусмотрены обязанности собственника гидротехнического сооружения и эксплуатирующей организации.

Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения и др.

Таким образом, субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.2 КоАП РФ, могут являться как собственники гидротехнического сооружения, так и эксплуатирующие данные сооружения организации, каждый из которых в силу определенных прав несет корреспондирующие им обязанности.

Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с п.3 ст. 55 Устава МО «Красноуфимский округ» имущество муниципального образования, переданное в оперативное управление органам местного самоуправления и муниципальным учреждениям и учтенное на отдельном балансе муниципального учреждения, содержится, соответственно, органами местного самоуправления муниципальными учреждениями городского округа. Таким образом, обязанности собственника по содержанию гидротехнических сооружений несет Администрация МО «Красноуфимский округ».

Согласно выписке из реестра Муниципальной собственности МО «Красноуфимский округ» указанные выше гидротехнические учреждения закреплены на праве оперативного управления за Территориальными отделами Администрации МО «Красноуфимский округ».

Статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, - относятся к вопросам местного значения городского округа.

Согласно ст. 37 данного Закона вопросы местного значения решаются местной администрацией в соответствии с уставом муниципального образования.

В силу положений Устава Администрация Муниципального образования «Красноуфимский округ» является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, и осуществляет все организационно-распорядительные полномочия по вопросам местного значения муниципального образования.

В соответствии со ст. 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушения которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Комитет по управлению имуществом Муниципального образования Красноуфимский округ не отвечает за решения всех вопросов местного значения городского округа, перечисленных в ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», комитет по управлению имуществом Муниципального образования Красноуфимский округ не является собственником муниципального имущества, а в соответствии с Уставом Муниципального образования Красноуфимский округ и Положением о комитете по управлению имуществом Муниципального образования Красноуфимский округ является органом местного самоуправления, в сфере управления муниципальным имуществом, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, полномочия комитета по управлению имуществом перечислены в разделе III «Полномочия и функции Комитета по управлению имуществом» Положения о комитете по управлению имуществом Муниципального образования Красноуфимский округ.

В собственности муниципального образования Красноуфимский округ находится гидротехнические сооружения Александровского пруда, р. Зюзя, с. Александровское (плотина 190м, водосброс) о чем имеется свидетельство о государственной регистрации права 66 АБ 507055 от 30.12.2004г.

Таким образом, выполнение требований Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» не относится к полномочиям Комитета по управлению имуществом Муниципального образования Красноуфимский округа.

У комитета не имелось возможности для соблюдения норм и правил, установленных вышеперечисленными нормативными актами Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, требование заявителя о признании незаконным и отмене постановления Главного государственного инспектора по надзору за гидротехническими сооружениями Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 16-27-2012 от 28.06.2012 подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 171, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1.Заявленные Комитетом по управлению имуществом Муниципального образования Красноуфимский округ требования удовлетворить.

2.Признать незаконным и отменить постановление Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 16-27-2012 от 28.06.2012 о привлечении Комитета по управлению имуществом Муниципального образования Красноуфимский округ к административной ответственности, предусмотренной ст. 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 20000 руб.

3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

4. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья М.Л.Сергеева