АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,
www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург
03 ноября 2015 года Дело №А60-42599/2015
Резолютивная часть решения объявлена 27 октября 2015 года
Полный текст решения изготовлен 03 ноября 2015 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.Н.Водолазской при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.В. Мальцевой рассмотрел в судебном заседании дело №А60-42599/2015по заявлению открытого акционерного общества «Трансагентство» (ИНН 6662020994, ОГРН 1026605401899)
к Управлению Службы Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в Уральском федеральном округе
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью «Элитная спецодежда» (ИНН <***> ОГРН <***>)
об оспаривании постановления от 06.08.2015 №65-15-Ю/2218/3110
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1, доверенность от 01.09.2015, ФИО2, доверенность от 01.09.2015,
от заинтересованного лица: ФИО3, доверенность № 11-23/95 от 24.12.2014,
от третьего лица: ФИО4, доверенность от 30.09.2015.
Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено (ст. 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Открытое акционерное общество «Трансагентство» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению Службы Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в Уральском федеральном округе о признании незаконным и отмене постановления от 06.08.2015 № 65-15-Ю/2218/3110 о привлечении заявителя к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 250 00 руб.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на возможность применения в отношении совершенного правонарушения положений о малозначительности.
Заинтересованное лицо в удовлетворении заявленных требований просит отказать, оспариваемое постановление считает законным и обоснованным.
Третье лицо полагает, что оснований для освобождения заявителя от административной ответственности не имеется.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:
23.03.2015 в Управление Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в Уральском федеральном округе поступило обращение акционера ОАО «Трансагентство» - ООО «Элитная спецодежда», владеющего 49,59% обыкновенными акциями Общества, о нарушении прав акционера.
При рассмотрении обращения Управлением установлено следующее.
Акционером в адрес общества направлено требование № 8 от 12.02.2015 о предоставлении копий следующих документов:
1. Плана приватизации предприятия;
2. Сведений о выбытии основных средств предприятия с момента создания предприятия до настоящего времени;
3. Протоколов общих собраний акционеров предприятия за последние 5 лет (за исключением протокола № 10 очередного собрания акционеров от 10.05.2012);
4. Протоколов заседаний совета директоров предприятия за последние 5 лет;
5. Отчетов независимых оценщиков об оценке основных средств с момента создания предприятия до настоящего времени;
6. Сведений о судебных спорах с участием предприятия за период с 01.01.2012 по настоящее время;
7. Действующего трудового договора (контракта) с генеральным директором;
8. Оборотно-сальдовых ведомостей (по всем счетам) за 2012, 2013, 2014 года;
9. Банковских выписок по всем счетам предприятия во всех банках с указанием вида счета за 2012, 2013,2014 года;
10. Ведомостей по счетам 60, 62, 76 в разрезе контрагентов за 2012, 2013, 2014 года.
Требование обществом получено 12.02.2015, что подтверждается отметкой ОАО «Трансагентство» о регистрации указанного документа и присвоении ему входящего номера (№ 8 от 12.02.2015).
19.02.2015 в адрес акционера обществом направлено уведомление о продлении срока предоставления копий документов на 20 рабочих дней с 20.02.2015 в связи со значительным объемом запрошенных копий документов (более 200 страниц). Уведомление получено 19.02.2015 представителем ООО «Элитная спецодежда» по доверенности ФИО5.
Таким образом, общество обязано было исполнить требование в срок до 24.03.2015.
По акту приема-передачи от 19.03.2015 акционеру обществом были переданы заверенные копии запрашиваемых документов. Вместе с тем, в указанном акте приема-передачи обществом отказано в предоставлении акционеру копий: плана приватизации предприятия, сведений о выбытии основных средств предприятия с момента создания до настоящего времени, трудового договора (контракта) с генеральным директором, в связи с тем, что информация, содержащаяся в данных документах не входит в состав сведений, указанных в п.1 ст. 89 Закона об акционерных обществах. При этом обществом указано, что судебные акты по спорам, связанным с созданием общества, управлением им или участием в нем, отсутствуют, отчеты независимых оценщиков за последние 5 лет также в обществе отсутствуют, поскольку независимая оценка не проводилась.
В связи с нарушением обществом срока предоставления акционеру плана приватизации предприятия и трудового договора (контракта) с генеральным директором по его требованию в отношении открытого акционерного общества «Трансагентство» составлен протокол об административном правонарушении № 65-15-Ю/2218/1020 от 16.06.2015.
06.08.2015 вынесено постановление № 65-15-Ю/2218/3110 о привлечении открытого акционерного общества «Трансагентство» к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 250 00 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением открытое акционерное общество «Трансагентство» обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что непредставление или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, клиринговой организацией, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда порядка и сроков представления информации (уведомлений), предусмотренной (предусмотренных) федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно представление информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 19.7.3 настоящего Кодекса, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 89 Федерального закона «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ акционерное общество обязано хранить следующие документы:
договор о создании общества;
устав общества и внесенные в него изменения и дополнения, которые зарегистрированы в установленном порядке, решение о создании общества, документ о государственной регистрации общества;
документы, подтверждающие права общества на имущество, находящееся на его балансе;
внутренние документы общества;
положение о филиале или представительстве общества;
годовые отчеты;
документы бухгалтерского учета;
документы бухгалтерской отчетности;
протоколы общих собраний акционеров (решения акционера, являющегося владельцем всех голосующих акций общества), заседаний совета директоров (наблюдательного совета) общества, ревизионной комиссии (ревизора) общества и коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции);
бюллетени для голосования, а также доверенности (копии доверенностей) на участие в общем собрании акционеров;
отчеты независимых оценщиков;
списки аффилированных лиц общества;
списки лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, и лиц, имеющих право на получение дивидендов, а также иные списки, составляемые обществом для осуществления акционерами своих прав в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона;
заключения ревизионной комиссии (ревизора) общества, аудитора общества, государственных и муниципальных органов финансового контроля;
проспекты ценных бумаг, ежеквартальные отчеты эмитента и иные документы, содержащие информацию, подлежащую опубликованию или раскрытию иным способом в соответствии с данным Федеральным законом и другими федеральными законами;
уведомления о заключении акционерных соглашений, направленные обществу, а также списки лиц, заключивших такие соглашения;
судебные акты по спорам, связанным с созданием общества, управлением им или участием в нем;
иные документы, предусмотренные данным Федеральным законом, уставом общества, внутренними документами общества, решениями общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета) общества, органов управления общества, а также документы, предусмотренные правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 89 Закона об акционерных обществах общество хранит документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 89 Закона об акционерных обществах, по месту нахождения его исполнительного органа в порядке и в течение сроков, которые установлены Банком России.
Согласно пункту 1 статьи 91 Закона об акционерных обществах общество обязано обеспечить акционерам доступ к документам, предусмотренным пунктом 1 статьи 89 Закона об акционерных обществах.
К документам бухгалтерского учета и протоколам заседаний коллегиального исполнительного органа имеют право доступа акционеры (акционер), имеющие в совокупности не менее 25 процентов голосующих акций общества. Документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 89 Закона об акционерных обществах, должны быть предоставлены обществом в течение семи дней со дня предъявления соответствующего требования для ознакомления в помещении исполнительного органа общества. Общество обязано по требованию лиц, имеющих право доступа к документам, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, предоставить им копии указанных документов.
Дополнительный перечень документов, которые общество обязано хранить и предоставлять по требованию акционера, установлен Положением о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ, утвержденным Постановлением ФКЦБ России от 16.07.2003 № 03-33/пс, а также Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденным Приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558.
В соответствии с абзацем 3 Указания Банка России от 22.09.2014 № 3388-У «О дополнительных требованиях к порядку предоставления документов, предусмотренных пунктом 1 статьи 89 Федерального закона «Об акционерных обществах», и порядку предоставления копий таких документов» документы акционерного общества предоставляются акционерным обществом в течение семи рабочих дней со дня предъявления требования о предоставлении документов правомочного лица. В соответствии с абзацем 15 Указания, в случае если в требовании (в одновременно поступивших требованиях) лица запрошены копии значительного объема документов акционерного общества (более 10 документов и (или) более 200 страниц, если большее количество и (или) объем документов не установлен уставом или иным внутренним документом акционерного общества), срок может быть продлен в целях обеспечения исполнения такого требования, но не более чем на двадцать рабочих дней.
В соответствии с абзацем 140 Перечня типовых управленческих архивных документов документы (постановления, решения, протоколы, уставы, планы, балансы, акты, договоры, контракты, свидетельства и др.) о приватизации подлежат постоянному хранению.
В соответствии с абзацем 78 Перечня типовых управленческих архивных документов договоры о правах и обязанностях с членами коллегиальных, исполнительных и других органов организации подлежат хранению обществом в течение 5 лет после истечения срока действия договора.
В соответствии с абзацем 2.1.9 Положения о порядке и сроках хранения отчеты независимых оценщиков хранятся обществом не менее 5 лет.
В пункте 1 статьи 89 Закона об акционерных обществах, Положении о порядке и сроках хранения и Перечне типовых управленческих архивных документов сведения о выбытии основных средств предприятия не указаны в качестве документов, которые общество обязано хранить и предоставлять по требованию акционера.
Таким образом, управлением установлено, что обществом неправомерно было отказано в предоставлении плана приватизации и трудового договора с генеральным директором.
Непредставление по запросу акционера трудового договора с директором общества, в котором могут содержаться в том числе положения о несоразмерной заработной плате данного лица, существенно нарушает интересы акционеров и также образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.19 КоАП РФ.
Событие административного правонарушения подтверждается материалами дела.
В силу ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос вины был предметом исследования административным органом при рассмотрении дела, что нашло отражение в оспариваемом постановлении.
У общества имелась возможность по соблюдению правил и норм, предусмотренных законодательством об акционерных обществах, однако им не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства.
По требованию акционера общество обязано было представить ему все запрошенные документы в срок до 24.03.2015, однако обществом не были представлены копии плана приватизации и трудового договора с генеральным директором в установленный срок.
Последующее предоставление обществом акционеру письмом от 09.07.2015 копий плана приватизации и трудового договора с нарушением установленного законом срока было учтено административным органом при назначении административного наказания на основании ст. 4.1 КоАП РФ в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч. 1 ст. 15.19 КоАП РФ, а именно 250 000 руб.
Вместе с тем в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В п. 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В силу п. 18.1 названного постановления при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что ст. 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным данным Кодексом. Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Согласно п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Таким образом, малозначительность административного правонарушения является категорией оценочной и определяется в каждом конкретном случае применительно ко всем обстоятельствам дела в совокупности.
В данном случае обстоятельства совершения и характер рассматриваемого правонарушения, при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, позволяют квалифицировать правонарушение как малозначительное.
При этом, судом учтено, что действия заявителя не причинили существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, негативные последствия правонарушения отсутствуют, заинтересованным лицом приняты меры по устранению допущенных нарушений.
Кроме того, суд полагает, что в данном случае рассмотрением административного дела достигнута предупредительная цель административного производства, установленная статьей 3.1 КоАП РФ, применение в данном случае меры административного наказания в виде штрафа не соответствует тяжести правонарушения и степени вины лица, привлеченного к ответственности.
Согласно п. 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании этого постановления незаконным и о его отмене.
При таких обстоятельствах оспариваемое постановление подлежит отмене, заявленные требования – удовлетворению.
Руководствуясь ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать незаконным и отменить постановление Управления Службы Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в Уральском федеральном округе № 65-15-Ю/2218/3110 от 06.08.2015 о привлечении открытого акционерного общества «Трансагентство» к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с малозначительностью, ограничившись устным замечанием.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
5. Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
Судья С.Н.Водолазская