АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,
www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург Дело № А60-4351/2020
16 марта 2020 года
Резолютивная часть решения объявлена 10 марта 2020 года
Полный текст решения изготовлен 16 марта 2020 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.В. Гнездиловой при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания В.В. Кобернык, рассмотрел в судебном заседании материалы дела по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области
к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о привлечении к административной ответственности
при участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО2, представитель по доверенности от 09.01.2020, уд., диплом;
от заинтересованного лица – ФИО3, представитель по доверенности от 21.02.2020, паспорт, диплом.
Отводов составу суда не заявлено.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о привлечении к административной ответственности по ч. 15 ст. 19.5 КоАП РФ.
Заинтересованное лицо представило отзыв, который приобщен к материалам дела.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:
В соответствии с п.1 ст.28.1 КоАП РФ Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области обнаружено следующее.
По предписанию «О разработке программы мероприятий по предотвращению причинения вреда» № 66-11-01/04-5862-2019 от 26.11.2019, вынесенного в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРН <***>, ИНН <***>), выявлены нарушения законодательства РФ, а именно: обнаружено 19.12.2019г. 14 час. 00 мин. невыполнение исполнителем, продавцом в установленный срок законного решения, предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов к продукции, и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации или утилизации.
Индивидуальный предприниматель ФИО1 не выполнил в установленный срок законное предписание федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов к продукции, в том числе, к зданиям и сооружениям, либо к продукции (впервые выпускаемой в обращение продукции) и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации или утилизации в связи со следующим.
Индивидуальным предпринимателем не исполнено в установленный срок в полном объеме предписание «О разработке программы мероприятий по предотвращению причинения вреда» № 66-11-01/04-5862-2019 от 26.11.2019, «О внесении изменений в Предписание» № 66-11-02/10-6306-2019 от 18.12.2019, а именно: не исполнен п. 1 предписания «О разработке программы мероприятий по предотвращению причинения вреда» № 66-11-01/04-5862-2019 от 26.11.2019 - разработать программу мероприятий по предотвращению причинения вреда, согласовать ее с органом государственного контроля (надзора) в соответствии с его компетенцией. Срок: в течение десяти дней с момента получения настоящего предписания до 10.12.20 2019; не исполнен п. 2 предписания «О разработке программы мероприятий по предотвращению причинения вреда» № 66-11-01/04-5862-2019 от 26.11.2019 - представить документированную информацию о разработке программы мероприятий по предотвращению причинения вреда. Срок: по истечении десяти дней с момента получения настоящего предписания до 10.12.2019.
Предписание «О разработке программы мероприятий по предотвращению причинения вреда» № 66-11-01/04-5862-2019 от 26.11.2019 получено представителем по доверенности, юрисконсультом ФИО4 26.11.2019.
В срок до 19.12.2019 (на момент составления протокола 20.12.2019 г.) вышеуказанная информация (программа) в ФИО5 Управления Роспотребнадзора по Свердловской области не представлена.
Ранее, индивидуальным предпринимателем предоставлена (вх. № 66-11-8811-2019 от 10.12.2019) программа мероприятий по предотвращению причинения вреда с нарушением требований Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», не прошедшая согласование с уполномоченным органом государственного контроля (надзора), ИП ФИО1 даны разъяснения (исх. № 66-11-02/10-6250-2019 от 17 декабря 2019 г.).
20.12.2019 в отношении ИП ФИО1составлен протокол об административном правонарушении по ч. 15 ст. 19.5 КоАП РФ, который с материалами проверки и заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности по ч. 15 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направлен в Арбитражный суд Свердловской области.
В соответствии с ч. 15 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение изготовителем (исполнителем, продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), органом по сертификации или испытательной лабораторией (центром) в установленный срок законного решения, предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов к продукции, в том числе к зданиям и сооружениям, либо к продукции (впервые выпускаемой в обращение продукции) и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации или утилизации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объективная сторона данного правонарушения предусматривает невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного надзора органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу ст. 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях одним из обязательных элементов состава административного правонарушения является виновность действия (бездействия) физического или юридического лица.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно п. 1 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению наличие события административного правонарушения.
В силу частей 1, 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находиться дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются, прежде всего, протоколом об административном правонарушении.
Таким образом, исследование вопроса о наличии события административного правонарушения, о вине лица, привлекаемого к административной ответственности, входит в предмет доказывания по делу о привлечении к административной ответственности.
В силу требований ч.5 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
Возражая против требований заявителя, заинтересованное лицо ссылается на следующие обстоятельства.
Согласно «Предписанию о разработке программы мероприятий по предотвращению вреда» № 66-11 -01/04-5862-2019 от 26.11.2019 г. ИП ФИО1 в срок «в течение десяти дней с момента получения настоящего предписания до 10.12.2020 г.» обязан разработать программу мероприятий по предотвращению причинения вреда, согласовать ее с органом государственного контроля (надзора) в соответствии с его компетенцией.
ИП ФИО1 представил в Управление Роспотребнадзора Программу по предотвращению вреда 09.12.2019 г. (сопроводительное письмо исх. № 289-259/19 от 09.12.2019 г.) несмотря на то, что в «Предписании о разработке программы мероприятий по предотвращению вреда» № 66-11-01/04-5862-2019 от 26.11.2019 г. была указана дата представления Программы «до 10.12.2020 г.»
Письмом № 66-1 1-02/106250-2019 от 17.12.2019 г. (письмо вручено представителю ИП ФИО1 18.12.2019 г.) до ИП ФИО1 была доведена информация, что представленная Программа по предотвращению вреда не прошла согласование с уполномоченным органом государственного контроля (надзора), поскольку не представляется возможным, исходя из представленных документов, установить цель представления Программы в Первоуральский отдел Управления Роспотребнадзора (в рамках подтверждения исполнения Предписания о разработке программы мероприятий по предотвращению вреда» № 66-11-01/04-5862-2019 от 26.11.2019 г., либо для согласования), а также в связи с необходимостью внесения соответствующих изменений в Программу.
18.12.2019 г.от Управления Роспотребнадзора поступило письмо исх. № 66-1 1-02/106306-2019 от 18.12.2019 г. «О внесении изменений в Предписание», где дата разработки Программы была изменена на «до 10.12.2019г.»
На основании письма Роспотребнадзора от 17.12.2019 г. Программа была полностью переделана, 20.12.2020 г. (день недели - пятница) Программа была утверждена ИП ФИО1, 23.12.2020 (день недели - понедельник) Программа мероприятий по предотвращению вреда представлена в Управление Роспотребнадзора по Свердловской области (сопроводительное письмо исх. №300-269/19 от 23.12.2019г.)
Таким образом, во-первых, ИП ФИО1 представил Программу в Управление Роспотребнадзора в установленные сроки - 09.12.2019 г., во-вторых, указание Роспотребнадзора в письме от 07.12.2019 г. на то, что из представленных ИП ФИО1 документов не представляется возможным установить цель предоставления программы, заинтересованное лицо считает несостоятельным, поскольку отдельно представлять разработанную Программу по предотвращению вреда не для утверждения её Роспотребнадзором нецелесообразно. Фактически у ИП ФИО1 отсутствовали другие основания предоставления Программы, тем более в сопроводительном письме имеется ссылка на «Предписание о разработке программы по предотвращению причинения вреда» № 66-11-01/04-5862-2019 от 26.11.2019 г.
Несмотря на то, что в Предписании О разработке программы по предотвращению причинения вреда» № 66-1 1-01/04-5862-2019 от 26.11.2019 г. указано
№ п/п | Содержание мероприятия | № Нормативного документа | Пункт НД | срок |
1. | Разработать программу мероприятий по предотвращению причинения вреда, согласовать ее с органом государственного контроля (надзора) в соответствии с его компетенцией | ФЗ от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ | ч.1,2 ст.38 | В течение десяти дней с момента-получения настоящего предписания до 10.12.2020 г. |
о. | Представить документированную информацию о разработке программы мероприятий по предотвращению вреда | ФЗ от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ | ст.39 | В течение десяти дней с момента получения настоящего предписания до. 10.12.2020 г. |
фактически мероприятия сводятся к одному: ИП ФИО1 должен разработать программу и представить её в гос.орган для согласования.
Кроме того, Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «Отехническом регулировании» не обязывает отдельно представлять в государственный орган документированную информацию о разработке программы мероприятий по предотвращению вреда, а в п.2 ст.38 ФЗ № 184-ФЗ говориться «при подтверждении достоверности информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) в течение десяти дней с момента подтверждения достоверности такой информации обязан разработать программу мероприятий по предотвращению причинения вреда и согласовать ее с органом государственного контроля (надзора) в соответствии с его компетенцией».
На основании изложенного, у Роспотребнадзора не должно было быть сомнений относительно цели предоставления Программы по предотвращению вреда от ИП ФИО1 с сопроводительным письмом исх. № 289-259/19 от 09.12.2019 г.
Согласно ч.4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Рассмотрев материалы административного производства, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, оценив представленные в суд доказательства в соответствии с требованиями ст. 71 АПК РФ, суд считает, что административным органом не доказан в действиях индивидуального предпринимателя ФИО1 состав правонарушения, предусмотренного ч. 15 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ).
При таких обстоятельствах, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение по делу о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья Н.В. Гнездилова