ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-4397/07 от 05.04.2007 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

06 апреля 2007 года Дело № А60-4397/2007-С10

Резолютивная часть решения объявлена 05 апреля 2007 года

Полный текст решения изготовлен 06 апреля 2007 года

Арбитражный суд Свердловской области

в составе судьи О.Э. Шавейниковой

при ведении протокола судебного заседания судьей О.Э. Шавейниковой, рассмотрел в судебном заседании материалы дела по заявлению

Государственного учреждения «Государственный природный заповедник «Денежкин камень»

к Территориальному отделу № 1 Управления Роснедвижимости по Свердловской области

об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1 – юрисконсульт, доверенность № 87 от 16.03.2007;

от заинтересованного лица: ФИО2 – ведущий специалист, эксперт, доверенность № 119 от 04.04.2007, удостоверение № 93; ФИО3 – гл. гос. инспектор, удостоверение № 146 от 07.11.2006.

Рассмотрение дела, назначенное на 20.03.2007, было отложено на 05.04.2007 в связи с необходимостью представления сторонами дополнительных доказательств.

Сторонам разъяснены процессуальные права. Отвода судье не заявлено.

От заявителя поступило ходатайство об уточнении предмета исковых требований.

Принимая во внимание положение ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ходатайство судом удовлетворено.

Иных заявлений и ходатайств не поступило.

С учётом уточнения заявленных требований, Государственное учреждение «Государственный природный заповедник «Денежкин камень» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального отдела № 1 Управления Роснедвижимости по Свердловской области от 19.02.2007 № 4 о привлечении к административной ответственности, установленной ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, в виде штрафа в размере 10000 руб.

Заинтересованное лицо с заявленными требованиями не согласно, по основаниям, изложенным в отзыве, полагая, оспариваемое постановление о привлечении заявителя к административной ответственности законным и обоснованным.

Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, суд

УСТАНОВИЛ:

Главным государственным инспектором по использованию и охране земель Североуральского, Пелымского, Ивдельского городских округов ФИО3 проведена проверка соблюдения земельного законодательства Государственным учреждением «Государственный природный заповедник «Денежкин камень» (далее – заявитель, учреждение) при использовании земельного участка площадью 49 кв. м., расположенного под объектом недвижимости (одноэтажным гаражом), находящемся в собственности заявителя, расположенном по адресу: <...> стр. литер «Г», в ходе которой установлено использование заявителем данного земельного участка, без правоустанавливающих документов на землю. Данные обстоятельства были квалифицированы заинтересованным лицом как нарушение требований ст. 26 Земельного кодекса Российской Федерации.

По факту выявленного правонарушения был составлен акт проверки соблюдения земельного законодательства от 06.02.2007, протокол об административном правонарушении от 06.02.2007 и вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 4 от 19.02.2007 о привлечении Государственного учреждения «Государственный природный заповедник «Денежкин камень» к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с наложением штрафа в размере 10000 руб.

Полагая, что привлечение к административной ответственности за указанное правонарушение незаконно Государственное учреждение «Государственный природный заповедник «Денежкин камень» обратилось с заявлением в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными и отмене постановления о привлечении к административной ответственности.

Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав пояснения сторон, суд полагает, что в удовлетворении требований Государственного учреждения «Государственный природный заповедник «Денежкин камень» о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении следует отказать, исходя из следующего.

Административная ответственность за самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, предусмотрена статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Под использованием земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю понимается пользование земельным участком, осуществляемое с разрешения собственника или лица, им уполномоченного, но сопряженное с невыполнением предусмотренной законом обязанности по оформлению правоустанавливающих документов на землю.

В силу статей 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV названного Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации. Права на указанные земельные участки удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Для приобретения прав на земельный участок собственником строения подаётся в соответствующий орган государственной власти или орган местного самоуправления заявление о приобретении права на земельный участок, на котором расположено это строение, в порядке, установленном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

В ходе судебного разбирательства установлено, что на основании договора купли-продажи объекта недвижимости (гаража) от 14.09.2001 № 335, заключенного между ОВО при Североуральком ГОВД и заповедником «Денежкин камень», учреждением используется земельный участок площадью 49 кв. м., расположенный под указанным гаражом.

Согласно подпунктам 5 и 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации основными принципами земельного законодательства являются единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, а также сочетание интересов общества и законных интересов граждан. При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.

В силу ч. 1 ст. 271 Гражданского кодекса Российской Федерации собственники здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеют право пользования предоставленной таким лицом под эту недвижимость частью земельного участка. Если из закона, решения о предоставлении земли, находящейся в государственной или муниципальной собственности, или договора не вытекает иное, собственник здания или сооружения имеет право постоянного пользования частью земельного участка, на котором расположено это недвижимое имущество.

Из содержания указанных норм следует, что собственник здания, сооружения или иной недвижимости, расположенных на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, имеет право постоянного пользования земельным участком, на котором находится данный объект, в силу прямого указания закона.

Согласно п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

Единственным бесспорным доказательством существования у лица права собственности на объект недвижимости является государственная регистрация этого права (статья 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

Судом установлено, подтверждено материалами дела и заявителем не оспаривается, что спорный земельный участок оказался в фактическом пользовании Государственного учреждения Государственный природный заповедник «Денежкин камень» в связи с приобретением расположенного на данному участке гаража по договору купли-продажи от 14.09.2001 № 335.

Указанный договор в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», не зарегистрирован, таким образом заявителем до настоящего времени надлежащим образом не оформлено право собственности на здание гаража, расположенного по адресу <...> в строении литер «Г» общей площадью 49 кв.м.

В соответствии с п. 8 ст. 3 Закона РФ «О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации» со дня введения в действие Земельного Кодекса РФ согласно п. 1 ст. 20 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются государственным или муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование.

Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется (пункт 3 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации).

Доказательств нахождения у заявителя спорного земельного участка в постоянном (бессрочном) пользовании до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации в суд не представлено.

В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9,10, 11 настоящего Кодекса.

В статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для приобретения прав на земельный участок юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренный статьей 29 Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана). Согласно пункту 6 данной статьи исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления, в случаях, прописанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Судом установлено, что заявитель, являясь государственным учреждением, в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации не обращался в надлежащие органы с заявлением о приобретении прав на земельный участок площадью 49 кв.м. При этом с 2001 года по настоящее время пользуется указанным земельным участком. Указанные обстоятельства заявителем не оспариваются.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что на спорном земельном участке расположен объект недвижимости, не принадлежащий заявителю на праве собственности, учитывая, что право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, расположенный под данным объектом, учреждением в порядке ст. 36 Налогового кодекса Российской Федерации не оформлено, суд считает, что Государственное учреждение «Государственный природный заповедник «Денежкин камень» занимает и использует в своей деятельности земельный участок площадью 49 кв.м. без надлежащих правовых оснований.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. В силу части 2 названной статьи юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Материалами дела подтверждается, что Государственное учреждение «Государственный природный заповедник «Денежкин камень», являясь пользователем гаража и, расположенным под ним земельным участком, в течение 6 лет (с даты заключения договора) не предпринимало должных мер для надлежащего оформления как своего права собственности на недвижимое имущество (гараж), так и права постоянного пользования спорным земельным участком, и, следовательно, в силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях виновно в совершении административного правонарушения. Доказательств обратного суду не представлено и в материалах дела не содержится.

Таким образом, материалами дела подтверждается как событие вменяемого Государственному учреждению «Государственный природный заповедник «Денежкин камень» административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так и вина Общества в форме умысла в совершении данного правонарушения. При таких обстоятельствах заявитель обоснованно привлечен к административной ответственности.

Поскольку нарушений порядка привлечения Государственного учреждения «Государственный природный заповедник «Денежкин камень» к административной ответственности не установлено, обжалуемое постановление является законным и отмене не подлежит.

Ссылка заявителя на ничтожность договора купли-продажи объекта недвижимости (гаража) от 14.09.2001 № 335, ввиду отсутствия согласия собственника, судом во внимание не принимается. В рамках дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности спор о праве приобретения учреждением в собственность имущества, а также ничтожности сделки, рассмотрению не подлежит. Данный спор носит гражданско-правовой характер, требует привлечения к его рассмотрению иных лиц, и подлежит рассмотрению в порядке искового производства.

Ссылки заявителя на то, что факт нарушения Государственным учреждением «Государственный природный заповедник «Денежкин камень»земельного законодательства, выразившегося в отсутствии правоустанавливающих документов, был установлен административным органом еще в июле 2005 года и Государственное учреждение «Государственный природный заповедник «Денежкин камень» уже было привлечено к административной ответственности по ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за выявленное нарушение, как на основание невозможности привлечения его к ответственности повторно, судом не принимаются, исходя из позиции п. 14 Пленума Верховного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 24 марта 2005 г. № 5, и с учетом того, что на момент новой проверки, проведенной административным органом в отношении заявителя в феврале 2007 года, установленная законом обязанность по оформлению правоустанавливающих документов заявителем исполнена не была, а соответственно нарушение земельного законодательства не прекращалось и после первоначальной проверки, и на момент проверки в 2007 году прекращено не было.

Ссылка заявителя на то, что поскольку правоустанавливающие документы на объект недвижимости (гараж) надлежащим образом не оформлены (то есть Государственное учреждение «Государственный природный заповедник «Денежкин камень» формально не является собственником указанного гаража, несмотря на фактическое его использование), то на него, до оформления права собственности на объект недвижимости, не возложена обязанность по оформлению правоустанавливающих документов на землю, судом во внимание не принимается, как противоречащая ст.ст. 1, 20, 25, 30 Земельного кодекса Российской Федерации. Иное толкование норм права, регулирующих отношения в области землепользования, приводит к самопроизвольному, бесконтрольному и незаконному использованию земельных участков. При этом суд отмечает, что названное заявителем обстоятельство в данном случае не исключало свободу его действий, поскольку он мог воздержаться от использования объекта недвижимости, и как следствие, от пользования земельным участком.

С учетом вышеизложенного, постановление от 19.02.2007 № 4 о назначении Государственного учреждения «Государственный природный заповедник «Денежкин камень» административного наказания по статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 10000 руб. является законным и отмене не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167-176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции (часть 1 ст. 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия, а также в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу.

В соответствии с частью 2 статьи 257 и частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

Судья О.Э. Шавейникова