ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-44261/12 от 18.01.2013 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: A60.mail@ arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург Дело № А60-44261/2012

21 января 2013 года

Резолютивная часть решения объявлена 18 января 2013 года

Полный текст решения изготовлен 21 января 2013 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.В. Гнездиловой при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Е.С. Ксенофонтовой, рассмотрел в судебном заседании материалы дела по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Первоуральске Свердловской области

к Отделу надзорной деятельности городского округа Первоуральск Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

о признании незаконными действий

при участии в судебном заседании:

от заявителя – Блинова О.А., гл. специалист-эксперт (юрисконсульт), доверенность № 2 от 30.07.2012, удост. № 36 от 30.07.2012;

от заинтересованного лица - не явились, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

Отводов суду не заявлено.

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Первоуральске Свердловской области обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконными действий начальника Отдела надзорной деятельности городского округа Первоуральск Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по отказу в предоставлении отсрочки выполнения предписания № 85/1/1 от 09.06.2012 года. Кроме того, заявитель просит обязать начальника Отдела надзорной деятельности городского округа Первоуральск Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставить отсрочку выполнения предписания № 85/1/1 от 09.06.2012 года.

Заинтересованное лицо представило отзыв, просит в удовлетворении требований заявителя отказать.

Рассмотрев материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

09.06.2012г. государственным инспектором ГО Первоуральск по пожарному надзору Шишкиным А.В. было вынесено предписание № 85/1/1 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности в отношении Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Первоуральске Свердловской области, согласно которому Управлению ПФР необходимо устранить указанные в предписании нарушения обязательных требований пожарной безопасности, выявленные в ходе проверки — 12 нарушений, в срок до 30.11.2012 г.

По существу выявленных нарушений Управление ПФР возражений не имеет.

Однако срок устранения нарушений обязательных требований пожарной безопасности — до 30.11.2012 г., является недостаточным для надлежащего исполнения предписания, поскольку работы по устранению выявленных нарушений относятся к расходам на капитальный ремонт.

27.08.2012 г.  Управление ПФР обратилось к Главному государственному инспектору городского округа Первоуральск по пожарному надзору ГУ МЧС России по Свердловской области Касьянову Н.Л. с заявлением о предоставлении отсрочки выполнения предписания № 85/1/1 от 09.06.2012 г. на срок — 1 год.

Письмом от 28.08.2012 в изменении срока исполнения предписания исполняющим обязанности начальника отдела надзорной деятельности ГО Первоуральск ГУ МЧС России по Свердловской области Марьясовым Е.В. было отказано в связи с нарушением 15-дневного срока представления возражений в отношении выданного предписания.

30.08.2012  Управление ПФР обратилось к Главному государственному инспектору городского округа Первоуральск по пожарному надзору ГУ МЧС России по Свердловской области Касьянову Н.Л. с ходатайством о восстановлении пропущенного 15-дневного срока, ссылаясь на уважительность причин его пропуска.

Однако согласно письму И.О. начальника отдела надзорной деятельности ГО Первоуральск ГУ МЧС России по Свердловской области Марьясова Е.В. от 03.09.2012 № 593 в восстановлении пропущенного срока было отказано.

Полагая, что действия начальника Отдела надзорной деятельности городского округа Первоуральск Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по отказу в предоставлении отсрочки выполнения предписания № 85/1/1 от 09.06.2012 года является незаконными, Государственное учреждение - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Первоуральске Свердловской области обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с настоящим заявлением.

Рассмотрев материалы дела, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению, исходя из следующего.

Согласно ч.1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительным ненормативного правового акта и незаконными действий (бездействия) необходима совокупность двух условий: несоответствия оспариваемого акта, действий (бездействия) закону и иному нормативному правовому акту и нарушения указанным актом, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

В обоснование заявленных требований, учреждение ссылается на то, что срок устранения нарушений обязательных требований пожарной безопасности, установленный в предписании № 85/1/1 от 09.06.2012 (до 30.11.2012 г.), является недостаточным для надлежащего исполнения предписания, поскольку работы по устранению выявленных нарушений относятся к расходам на капитальный ремонт.

Расходы на капитальный ремонт планируются по смете Отделения ПФР по Свердловской области, как распорядителя бюджетных средств. Расходы на капитальный ремонт должны планироваться в бюджет на следующий год.

Федеральный закон «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов» № 373-ФЗ был принят 30.11.2011 г.

Предписание государственного инспектора ГО Первоуральск по пожарному надзору Плишкина А.В. № 85/1/1 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности было вынесено 09.06.2012 г., то есть на момент вынесения данного предписания бюджет Пенсионного фонда на 2012 год был уже сформирован. Соответственно, в бюджет на 2012 год расходы на капитальный ремонт, необходимый для исполнения предписания № 85/1/1 от 09.06.2012 г., включены не были.

По запросу отдела надзорной деятельности ГО Первоуральск в адрес Отделения Пенсионного фонда РФ по Свердловской области было направлено письмо о предоставлении информации о выделении денежных средств на проведение работ по устранению выявленных нарушений.

Согласно письму Отделения Пенсионного фонда РФ по Свердловской области № 22-13442 от 22.08.2012 г.,  в августе 2012 г. отделением запланировано проведение конкурсных торгов на выполнение работ по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, указанных в Предписании № 85/1/1 от 09.06.2012г., в том числе:

- по пунктам 1, 2, 5, 6, 8 будет разработана проектно-сметная документация в срок до 07.12.2012 г.,

- по пунктам 3, 4, 7 будут выполнены работы в срок до 30.11.2012 г.,

- по п. 9, 10, 11, 12 в 2012 г. разработана проектно-сметная документация, денежные средства на капитальный ремонт помещений запланированы на 2013 год.

Таким образом, Управление ПФР своевременно поставило в известность вышестоящий орган о необходимости выделения денежных средств для устранения нарушений, указанных в предписании. Как пояснил представитель заявителя, Управлением ПФР были приняты все зависящие от него меры по устранению выявленных нарушений, однако имеются объективные обстоятельства, препятствующие соблюдению требований предписания в указанный срок — до 30.11.2012.

В настоящее время Предписание № 85/1/1 от 09.06.2012 г. Управлением ПФР частично выполнено:  нарушения, указанные в пунктах 3 и 4, устранены (двери электрощитовой и серверной на 1 этаже выполнены с противопожарным пределом огнестойкости не ниже 0,6 часа; в пожарных шкафах установлены кнопки дистанционного пуска электрифицированной задвижки на обводной линии водомера). В подтверждение указанных обстоятельств представлены договор № 131 от 13.06.2012 с ООО «Брандмауэр» с протоколом разногласий, локальный сметный расчет, товарная накладная № 232 от 01.06.2012, копии товарный и кассовых чеков от 19.06.2012, а также договор с ООО «Брандмауэр» № 18 от 05.09.2012 г., счет на оплату № 457 от 22.10.2012, счет-фактура № 336 от 22.10.2012 г.

По пунктам предписания 9,10,11,12  в настоящее время имеются готовые проекты ООО «Парусник» на выполнение капитального ремонта помещений УПФР (158.12.2011-ОВ, 158.12.2011/1-ОПС, 158.12.2011/2-ОПС).

По остальным пунктам предписания Отделением ПФР по Свердловской области заключен государственный контракт № 16 от 04.09.2012 с ООО «Проектно-конструкторская фирма «Оранта», срок изготовления проекта — до 30.11.2012. Работы по изготовлению проекта на капитальный ремонт в настоящее время выполнены.

Указанные нарушения устранить в 2012 году невозможно в связи с планированием денежных средств на капитальный ремонт в бюджет на 2013 год.

Кроме того, в обоснование требований, учреждение ссылается на то, что при вынесении предписания 09.06.2012 г. государственным пожарным инспектором не было разъяснено право Управления ПФР представления в соответствующий орган государственного контроля (надзора) в письменной форме возражения в отношении выданного предписания, которое предусмотрено п. 12 ст. 16 Федерального закона РФ от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Об указанном праве и об указанном 15-дневном сроке Управлению ПФР не было известно.

Приказ МЧС РФ от 01.10.2007 № 517 «Об утверждении Административного регламента Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами обязательных требований пожарной безопасности» определяет последовательность и сроки действия по осуществлению государственной функции по надзору за выполнением обязательных требований пожарной безопасности.

В соответствии с п.70 приказа МЧС РФ от 01.10.2007 г. № 517 сроки устранения выявленных нарушений обязательных требований пожарной безопасности устанавливаются государственным инспектором по пожарному надзору.

Должностные лица органов государственного пожарного надзора самостоятельно принимают решения об удовлетворении или неудовлетворении ходатайства о продлении сроков устранения выявленных нарушений обязательных требований пожарной безопасности.

Учреждение полагает, что 15-дневный срок, предусмотренный ч.12 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» был пропущен Управлением ПФР по уважительной причине.

Для согласования с Отделением Пенсионного фонда РФ по Свердловской области сроков предоставления денежных средств для устранения выявленных нарушений пожарной безопасности потребовалось определенное время.

Письмо из Отделения Пенсионного фонда РФ по Свердловской области № 22-13442 22.08.2012 г. о сроках выполнения некоторых работ, о сроках разработки проектно-сметной документации, и выделении денежных средств на капитальный ремонт помещений в 2013 году, - поступило в Управление Пенсионного фонда РФ в г.Первоуральске 24.08.2012 г.

Из указанного письма Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Первоуральске и стало известно о том, что в срок, указанный в Предписании, то есть до 30.11.2012 г., все нарушения не могут быть устранены по объективным причинам.

В связи с чем, необходимость обращения с заявлением о предоставлении отсрочки выполнения Предписания № 85/1/1 от 09.06.2012 г. возникла только 24.08.2012 г.,  после чего Управление ПФР незамедлительно обратилось с заявлением о предоставлении отсрочки выполнения предписания.

Суд полагает, что отсутствие в законодательстве механизма, регулирующего порядок организации работы по предоставлению отсрочки выполнения предписания, не может являться основанием для отказа в ее предоставлении.

При таких обстоятельствах, суд считает, что действия начальника Отдела надзорной деятельности городского округа Первоуральск Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по отказу в предоставлении отсрочки выполнения предписания № 85/1/1 от 09.06.2012 года являются незаконными, в связи с чем требования заявителя подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Заявленные Государственным учреждением - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Первоуральске Свердловской областитребования удовлетворить.

2. Признать незаконными действия начальника Отдела надзорной деятельности городского округа Первоуральск Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по отказу в предоставлении отсрочки выполнения предписания № 85/1/1 от 09.06.2012 года.

Обязать начальника Отдела надзорной деятельности городского округа Первоуральск Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Первоуральске Свердловской области путем предоставления отсрочки выполнения предписания № 85/1/1 от 09.06.2012.

3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья Н.В.Гнездилова