ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-44473/19 от 11.09.2019 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,
www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть решения объявлена 11 сентября 2019 года  Полный текст решения изготовлен 13 сентября 2019 года. 

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.О. Ивановой  при ведении протокола судебного заседания помощником судьи  Н.С.Показаньевой рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению 

общества с ограниченной ответственностью "Издательская группа "ВК- медиа" (ИНН <***>, ОГРН <***>) далее заявитель, ООО «ИГ  «ВК –медиа» 

к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 14 по  Свердловской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) далее  Инспекция, заинтересованное лицо 

о признании незаконным и отмене постановления № 482 от 23.07.2019  года, 

при участии в судебном заседании:

от заинтересованного лица: ФИО1, государственный налоговый  инспектор по доверенности № 03-12/05601 от 26.04.2019г., ФИО2,  старший специалист 2 разряда отдела выездных проверок по доверенности   № 03-12/11190 от 06.09.2019г. 

 Заявитель в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного  заседания извещен надлежащим образом, в том числе публично, путём  размещения на сайте суда. 

Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отвода суду не  заявлено. От заявителя поступило ходатайство о проведении предварительного  судебного заседания без участия представителя. Ходатайство судом  удовлетворено. Кроме того, заявитель не возражает против перехода к  рассмотрению дела в основное заседание и рассмотрения дела по существу. 


Заявитель просит признать незаконным и отменить постановление  Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 14 по  Свердловской области № 482 от 23.07.2019 года о признании общества с  ограниченной ответственностью "Издательская группа "ВК-медиа" виновным в  совершении административного правонарушения, ответственность за которое  предусмотрена ч.1 ст.15.27 КоАП РФ и назначении наказания в виде  предупреждения. 

Инспекция возражает против удовлетворения заявленных требований по  основаниям, изложенным в отзыве. 

В предварительном судебном заседании 11.09.2019 выяснилось, что в  деле имеются все необходимые для рассмотрения спора документы, налоговый  орган не возражает против завершения предварительного судебного заседания.  В деле имеется ходатайство заявителя, также, не возражающего против  перехода к рассмотрению дела в основное заседание и рассмотрения дела по  существу. 

При данных обстоятельствах суд, признав дело подготовленным к  судебному разбирательству, счел целесообразным завершить предварительное  судебное заседание и перейти к рассмотрению дела по существу в данном  судебном заседании (ст. 136, 137 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации). 

Рассмотрев материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

В период с 03.06.2019 по 04.07.2019 года инспекцией проведен комплекс  контрольных мероприятий на предмет соблюдения общества с ограниченной  ответственностью "Издательская группа "ВК-медиа" требований Закона № 115- ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных  преступным путем, и финансированию терроризма». 

В рамках контрольных мероприятий было установлено, что общество с  ограниченной ответственностью "Издательская группа "ВК-медиа"  осуществляет деятельность по распространению лотерейных билетов на  основании договора, заключенного с хозяйствующим субъектом 17.01.2017. 

При этом, п.1.6 указанного договора предусмотрено, что под  распространением лотерейных билетов понимается осуществление  Распространителем (заявителем) юридических и фактических действий по  приему лотерейных ставок от участников лотереи, выдаче лотерейных билетов  и выплате выигрышей участникам лотереи, а также перечисление выручки,  полученной от распространения лотерейных билетов. 

В ходе проверочных мероприятий налоговым органом было установлено,  что: 

 - в нарушение положений  Федерального закона от 07.08.2001 № 115- ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных  преступным путём, и финансированию терроризма» (далее - Закон № 115-ФЗ)  при продаже билетов идентификация клиентов не производится; 


- не исполняются требования законодательства о противодействии  легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и  финансированию терроризма в части организации и осуществления  внутреннего контроля, а именно: не приведены в соответствие с требованиями  нормативных правовых актов о противодействии легализации (отмыванию)  доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма. 

 - не проводится вводный и дополнительный инструктаж.

 - не используется Личный кабинет на портале Росфинмониторинга для  просмотра Перечня организаций и физических лиц, в отношении которых  имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или  терроризму и доведения его до сведения своих подчиненных лиц. Что  подтверждается письмом Росфинмониторинга от 12.04.2019 № 04-03- 04/8140дсп. 

В нарушение подпункта 7 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ ООО  «Издательская группа «ВК-медиа» не представляются сведения о результатах  проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в  отношении которых применены либо должны применяться меры по замора- живанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (за исключением кредитных организаций) в порядке, изложенном в Инструкции №  ПО. 

По результатам проверки в отношении заявителя 09.07.2019 года  составлен протокол об административном правонарушении № 1, на основании  которого налоговым органом вынесено постановление № 482 от 23.07.2019  года о признании общества с ограниченной ответственностью "Издательская  группа "ВК-медиа" виновным в совершении административного  правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.15.27 КоАП  РФ и назначении наказания в виде предупреждения. 

Кроме того, в целях устранения причин и условий, способствовавших  совершению административного правонарушения Инспекцией в адрес  общества было направлено представление от 23.07.2019 об устранении причин  и условий, способствовавших совершению административного  правонарушения. 

Не согласившись с постановлением и представлением, заявитель  обратился в суд. 

В обоснование своей позиции заявитель, в частности, указывает на то,  что не осуществляет деятельность по проведению лотерей пунктами 6-9 статьи  2 Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях», равно как не  осуществляет операций по приему от клиентов -физических лиц платежей,  превышающих 15 000 рублей на приобретение лотерейных билетов и выплаты  вознаграждений, так как согласно пункта 15 статьи 2 Федерального закона от  11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях» и Условиям проведения лотерей,  лотерейная ставка - цена одной оплаченной лотерейной комбинации составляет  не более 100 рублей. 

При принятии решения суд пришел к следующим выводам:


Частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ предусмотрена административная  ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или)  осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений  об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в  отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с  денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они  осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных  преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее  представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением  установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных  частями 1.1, 2 - 4 этой статьи. 

 Объектом указанного правонарушения является установленный законом  порядок контроля финансирования, хранения и представления информации,  подлежащих контролю (внешнему и внутреннему) организациями,  осуществляющими операции с денежными средствами и иным имуществом.  Объективной стороной правонарушения является неисполнение или  ненадлежащее исполнение организацией требований названного  законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов. 

Субъектом ответственности являются организации, осуществляющие  операции с денежными средствами и иным имуществом, в том числе  кредитные. 

В силу статьи 5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О  противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным  путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ) к  организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным  имуществом, относятся в частности организации федеральной почтовой связи;  организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также  организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные  основанные на риске игры, в том числе в электронной форме. 

При этом, пунктами 8-10 статьи 2 Федерального закона от 11.11.2003 №  138-ФЗ «О лотереях» (далее - Закон № 138-ФЗ) установлено что под  проведением лотереи понимается оказание услуг по осуществлению мероприятий, включающих в себя распространение (реализацию, учёт) лотерейных  билетов, электронных лотерейных билетов, учёт лотерейных квитанций, за- ключение договоров с изготовителем лотерейных билетов, изготовителем ло- терейного оборудования, лотерейных терминалов, распространителями и (или)  иных необходимых для проведения лотереи договоров, заключение договоров с  участниками лотереи, в том числе приём и учёт лотерейных ставок, розыгрыш  призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов,  лотерейных квитанций, электронных лотерейных билетов, выплату, передачу  или предоставление выигрышей участникам лотереи; 

Оператором лотереи является юридическое лицо, зарегистрированное в  соответствии с законодательством Российской Федерации и заключившее кон- тракт с организатором лотереи на проведение лотереи в соответствии с Законом   № 138-ФЗ; 


Распространитель - это лицо, заключившее договор на распространение  (реализацию, выдачу) лотерейных билетов, лотерейных квитанций, электронных лотерейных билетов, приём лотерейных ставок среди участников  лотереи, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи. 

Согласно статье 3 Закона N 115-ФЗ идентификация - совокупность  мероприятий по установлению определенных настоящим законом сведений о  клиентах, их представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных  владельцах, по подтверждению достоверности этих сведений с использованием  оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий. 

Реализация организациями, осуществляющими операции с денежными  средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также  выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их  представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию  сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по  хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров  осуществляется посредством внутреннего контроля. 

Под внутренним контролем понимается деятельность организаций,  осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом,  по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных  операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с  легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и  финансированием терроризма. 

В силу статьи 4 Закона N 115-ФЗ к мерам, направленным на  противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным  путем, и финансированию терроризма, относятся: организация и  осуществление внутреннего контроля; иные меры, принимаемые в  соответствии с федеральными законами. 

В силу пп. 4 п. 1 ст. 6 Федерального закона получение денежных средств  в виде платы за участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и иных  основанных на риске играх и выплата денежных средств в виде выигрыша,  полученного от участия в указанных играх по своему характеру относится к  операциям с денежными средствами или иным имуществом, которые подлежат  обязательному контролю. 

 Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ установлены  обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами  или иным имуществом, в частности до приема на обслуживание  идентифицировать клиента, представителя клиента и (или)  выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных пунктами 1.1,  1.2, 1.4, 1.4 - 1 и 1.4-2 настоящей статьи, установив следующие сведения: в  отношении физических лиц - фамилию, имя, а также отчество (если иное не  вытекает из закона или национального обычая), гражданство, дату рождения,  реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной  карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица  без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес 


места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный  номер налогоплательщика (при его наличии), а в случаях, предусмотренных  пунктами 1.11 и 1.12 настоящей статьи, фамилию, имя, а также отчество (если  иное не вытекает из закона или национального обычая), серию и номер  документа, удостоверяющего личность, а также иную информацию,  позволяющую подтвердить указанные сведения. 

 Согласно пункту 1.4. статьи 7 Закона N 115-ФЗ идентификация клиента -  физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и  бенефициарного владельца, а также упрощенная идентификация клиента -  физического лица не проводится при осуществлении кредитными  организациями, в том числе с привлечением банковских платежных агентов,  перевода денежных средств без открытия банковского счета, в том числе  электронных денежных средств, в пользу юридических лиц и индивидуальных  предпринимателей в целях оплаты реализуемых товаров, выполняемых работ,  оказываемых услуг, использования результатов интеллектуальной деятельности  или средств индивидуализации, в пользу органов государственной власти и  органов местного самоуправления, учреждений, находящихся в их ведении,  получающих денежные средства плательщика в рамках выполнения ими  функций, установленных законодательством Российской Федерации, а также  при предоставлении клиентом - физическим лицом кредитной организации  денежных средств в целях увеличения остатка электронных денежных средств,  если сумма денежных средств не превышает 15 000 рублей либо сумму в  иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей, за исключением случаев,  если получателем переводимых денежных средств является физическое лицо,  некоммерческая организация (кроме религиозных и благотворительных  организаций, зарегистрированных в установленном порядке, товариществ  собственников недвижимости (жилья), жилищных, жилищно-строительных  кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов,  региональных операторов, созданных в организационно-правовой форме фонда  в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации) либо  организация, созданная за пределами территории Российской Федерации, а  также если у работников кредитной организации, банковских платежных  агентов возникают подозрения, что указанная операция осуществляется в целях  легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или  финансирования терроризма. 

При осуществлении кредитными организациями, в том числе с  привлечением банковских платежных агентов, перевода денежных средств без  открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, в  целях оплаты товаров (работ, услуг), включенных в перечень товаров (работ,  услуг), определенный Правительством Российской Федерации, в оплату  которых платежный агент не вправе принимать платежи физических лиц,  идентификация клиента - физического лица проводится независимо от суммы  перевода. 

Согласно ч. 2 ст. 7 упомянутого Закона, организации, осуществляющие  операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях 


предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным  путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего  контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за  реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние  организационные меры в указанных целях. 

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или  иным имуществом в соответствии с правилами внутреннего контроля, обязаны  документально фиксировать информацию, полученную в результате  реализации указанных правил, и сохранять ее конфиденциальный характер. 

Правила внутреннего контроля для организаций, осуществляющих  операции с денежными средствами (кроме кредитных организаций) должны  быть разработаны с учетом требований, утвержденных постановлением  Правительства РФ от 30.06.2012 N 667 "Об утверждении требований к  правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями,  осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом,  и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу  некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее Постановление  N 667). 

 силу п. 1.2 Положения о требованиях к идентификации клиентов и  выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска  совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов,  полученных преступным путем, и финансирования терроризма, утвержденного  Приказом Рофинмониторинга от 17.02.2011 N 59 (далее - Положение)  организации в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 7 Федерального закона обязаны  идентифицировать клиента, представителя клиента и (или)  выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных п. п. 1.1 и 1.2  ст. 7 названного Закона. 

Согласно п. 1.6 Положения при проведении идентификации клиента,  представителя клиента, выгодоприобретателя, обновлении информации о них  организация вправе на основании п. 5.4 ст. 7 Федерального закона требовать  представления клиентом, представителем клиента и получать от клиента,  представителя клиента документы, удостоверяющие личность, учредительные  документы, документы о государственной регистрации юридического лица  (индивидуального предпринимателя). 

Перечень товаров (работ, услуг), определенный постановлением  Правительства РФ от 15.11.2010 N 920, включает в себя, в том числе прием  платежей за лотерейные билеты, квитанции и иные документы,  удостоверяющие право на участие в лотерее. Федеральный закон прямо  устанавливает случаи, когда при проведении идентификации организацией,  осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом,  требуется личное присутствие клиента (представителя клиента). 

Доказательствами по делу об административном правонарушении, в силу  части 1 статьи 26.2 КоАП РФ, являются любые фактические данные, на  основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых  находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события 


административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к  административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие  значение для правильного разрешения дела. 

Учитывая, что факты выявленных правонарушений подтверждаются  материалами дела, суд полагает, что в действиях заявителем имеется событие  административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27  Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации. 

Ссылки заявителя на то, что указанная финансовая операция не  подлежала обязательному контролю в силу пункта 1.1. статьи 7 Закона N 115- ФЗ, поскольку прием денежных средств не превышал 15 000 рублей, судом не  принимаются, поскольку в силу пункта 1.4 статьи 7 Закона N115-ФЗ,  постановления Правительства РФ от 15.11.2010 N 920 при осуществлении  перевода денежных средств без открытия банковского счета, в целях приема  платежей за лотерейные билеты, идентификация клиента - физического лица  проводится независимо от суммы перевода. 

 В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит  административной ответственности только за административные  правонарушения, в отношении которых установлена его вина. 

При определении вины организации необходимо использовать понятие  вины юридического лица, изложенное в части 2 статьи 2.1 Кодекса. 

 Согласно названной норме, юридическое лицо признается виновным в  совершении административного правонарушения, если будет установлено, что  у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение  которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации  предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были  приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. 

Учитывая изложенное, суд не усматривает каких-либо обстоятельств,  препятствовавших заявителю проявить должную степень заботливости и  осмотрительности при реализации билетов и соблюсти требования, за  несоблюдение которых законом предусмотрена административная  ответственность. 

Заявителем не был организован надлежащий контроль за деятельностью  своих работников, который необходим для предотвращения нарушений  требований при реализации лотерейных билетов, тем самым общество  пренебрежительно отнеслось к выполнению своих публично-правовых  обязанностей, что свидетельствует о наличии его вины в совершении  вменяемого правонарушения. 

При таких обстоятельствах, суд считает доказанным в действиях  общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1  ст. 15.27 КоАП РФ

Срок давности привлечения заявителя к административной  ответственности, предусмотренный статье 4.5 КоАП РФ, административным  органом соблюден. 

Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной  ответственности, которые могут являться основанием для отмены 


оспариваемого постановления согласно разъяснениям п. 10 Постановления  Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №  10, не установлено. 

 Оснований применения положений статьи 2.9 КоАП РФ судом не  усматривается. 

 В соответствии с ч. 3 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении  заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к  административной ответственности арбитражный суд установит, что решение  административного органа о привлечении к административной ответственности  является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в  удовлетворении требования заявителя. 

 При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных  требований у суда не имеется. 

 Руководствуясь ст. 167-170,211 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, арбитражный суд 

РЕШИЛ:

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства  в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня  принятия решения (изготовления в полном объеме). 

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной  инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная  жалоба также может быть подана посредством заполнения формы,  размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет»  http://ekaterinburg.arbitr.ru. 

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства  информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно  получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда  http://17aas.arbitr.ru. 

Судья С.О. Иванова